Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические качества и свойства личности




Достижение высокой физической, технической, тактической под­готовленности и успешные выступления на соревнованиях невозмож­ны без высокого уровня развития определенных психологических ка­честв и свойств личности волейболистов.

Игра в волейбол предъявляет высокие требования к психике волей­болиста: ощущениям, восприятиям, вниманию, представлению, вооб­ражению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам'.

Большинство действий волейболисты выполняют, основываясь на зрительных восприятиях. При непрерывном потоке информации о ком­плексе движущихся объектов (мяч, партнер, соперник и др.) в услови­ях противодействия соперников, необходимо быстро и точно выпол­нять игровые приемы. Поэтому особые требования предъявляются к боль­шому объему поля зрения.

Волейболист выполняет движения в условиях жесткого лимита вре­мени, что предъявляет большие требования к максимальной скорости реагирования. Для волейбола типичны нестандартность, неопределен­ность предстоящего действия и большое разнообразие способов реше­ния одной и той же двигательной задачи. Большинство движений во­лейболистов требуют зрительно-моторной координации, тонкой дифференцировки мышечно-двигательных ощущений, пространства и вре­мени восприятия различных движений («чувство мяча», «чувство сет­ки», «чувство площадки», «чувство времени»).

Высокая скорость полета мяча, быстрые перемещения игроков, бы­стрые и внезапные смены игровых ситуаций предъявляют высокие тре­бования к объему, интенсивности, устойчивости, распределению и пе­реключению внимания. Волейбол является динамичной игрой, в кото­рой требуется напряженное и интенсивное внимания. Другая важная особенность внимания — переключение, которое проявляется в быст­ром переходе от одной деятельности к другой или в изменении выпол­няемых действий в рамках одной деятельности. Большие требования предъявляются к распределению внимания для успешного выполнения нескольких видов деятельности.

Любое тактическое действие протекает путем:

— восприятия и анализа игровой ситуации;

мысленного решения тактической задачи;

 

' В.Е.Хапко, В.Н.Маслов. Совершенствование мастерства волейболистов. Киев, Здоровье,1990,с.61.

 

 

—двигательного решения тактической задачи.

Тактическое мышление в волейболе характерно своей нагляднос­тью: волейболист видит результат своих удачных и неудачных дей­ствий.

Для достижения успеха в волейболе спортсмен должен уметь управ­лять своими эмоциями, действиями, психическим состоянием при раз­личных состояниях организма, в условиях утомления, действиях сби­вающих факторов.

Эмоциональное состояние волейболистов в ходе игры может быть положительным и отрицательным. Отрицательное состояние нередко доходит до стадии аффекта или полной апатии, проявляющихся в не­уверенности, тревожности, мыслях о последствиях неудачного выпол­нения того или иного действия и др.

Для регуляции эмоциональных состояний необходим комплекс ме­роприятий по предупреждению или ликвидации уже возникших состоя­ний (раздел 5.4).

Волевые усилия — это активное проявление сознания, направлен­ного на саморегуляцию и мобилизацию возможностей спортсмена для успешного преодоления трудностей в процессе игры.

Ведущей стороной волевого качества целеустремленность является волевая направленность на достижение поставленных целей, сознатель­ное отношение к спортивной деятельности.

Совершенствование мастерства в условиях преодоления возникаю­щих труд ноете и, стремление не останавливаться на пути к достижению цели характеризуют такое волевое качество, как настойчивость.

Решительность и смелость выражаются в способности принимать от­ветственные решения, сопряженные с риском, а также в своевремен­ности принятия решений в ответственные моменты игры.

Выдержка и самообладание помогают преодолевать неблагоприят­ные эмоциональные состояния в экстремальных условиях.

Инициативность и самостоятельность характеризуются оригиналь­ностью и своевременностью самостоятельных решений и способов их осуществления в трудных условиях тренировки и соревнований.

В зависимости от особенностей проявления волевых усилий можно судить об уровне развития волевых качеств волейболистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.