Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и психические состояния




Тематика рефератов

1. Типы темперамента – их сильные и слабые стороны.

2. Темперамент и свойства нервной системы.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

4. Основные черты характера.

5. Место характера в общей структуре личности.

6. Определение и виды способностей человека.

7. Особенности развития способностей человека.

 


Характерные особенности психических состояний. Классификация психических состояний. Монотония. Состояния, вызываемые перегрузкой и недостатком информации. Оптимизация потоков информации. Динамика психических состояний. Основы саморегуляций организмов. Способы снятия нервного напряжения. Техника релаксации. Понятие об аутотренинге, основные упражнения. Рациональная психотерапия. Значение аутотренинга для формирования эмоционально-волевых и оперативных качеств персонала. Контроль состояний.

 

Психические состояния – целостная характеристика психической деятельности за определённый промежуток времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых явлений окружающего мира, предшествующего состояния и психических свойств личности. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Состояние – причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Любое состояние есть результат включения индивидуума в определённую деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая, в свою очередь, влияние на осуществление деятельности. Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Состояния разнообразны, в каждом одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени обуславливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В каждом состоянии так или иначе отражено духовное (психическое) и телесное (физиологическое) бытие человека. Состояния многомерны. Они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность. В психофизиологических состояниях находят отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта.

Исследования состояний человека проводятся, прежде всего, в интересах оптимизации рабочей деятельности человека. Эмоция как состояние производит интеграцию – дезинтеграцию поведения за определённый отрезок времени. Во временном плане эмоции как процессы и эмоции как состояния проявляются одновременно. Когда мы говорим об эмоции как о психическом процессе, мы отмечаем её сигнальную и оценочную функцию и временные аспекты, т.е. мы можем зафиксировать её начало и конец во времени. Когда же мы говорим об эмоции, с точки зрения состояния, то в первую очередь отмечаем мобилизующую (или, наоборот, демобилизующую функцию и интенсивность её протекания). В группе психических состояний особо выделяют эмоциональные состояния: эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение и эмоциональную напряжённость.

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т.д. Доминирование тех или иных психических процессов может служить критерием деления психических состояний на гностические (познавательные); эмоциональные и волевые. Когда преобладают познавательные психические процессы, мы имеем дело с гностическими психическими состояниями. Это – любознательность, удивление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность. Когда состояние определяется доминированием эмоциональных процессов, то можно говорить о нахождении в эмоциональных психических состояниях. Это и радость, и огорчение, и грусть, и возмущение, и страх, и угнетённость, и эйфория, и аффект и т.д. При преобладании волевых процессов имеют место волевые психические состояния. Это – активность, решительность, сдержанность, произвольное внимание и т.д. То, что человек всегда находится в каком-то состоянии, бесспорно. В состоянии находит выражение уровень интеграции всех элементов психики за какой-то отрезок времени. Поэтому, когда мы говорим о возникновении психического состояния, то речь в данном случае идёт об изменениях, о сменах одного состояния на другое. Что же обуславливает такую смену состояний? Какие факторы?

К внутренним причинам относится общее физиологическое состояние организма. Понятно, что человек по-иному ведёт себя, когда он сыт, когда ощущает недостаток кислорода, когда он болен или когда здоров. Медицинские наблюдения показывают, что при коронарных заболеваниях чаще всего человек испытывает тревогу или раздражение, при лёгочных заболеваниях наблюдается общее понижение психической активности, человек чаще пребывает в депрессивных, т.е. в угнетённых состояниях. К внутренним факторам, обусловливающим смену психических состояний, относятся также различные биоритмы. Здесь наибольший интерес вызывают так называемые циркадные (суточные, по латыни «circa» означает «вокруг дня») ритмы. Циркадные ритмы – не врождённые, они имеют не безусловнорефлекторную природу, они вырабатываются в процессе жизни, хотя природная, естественная смена дня и ночи облегчает приобретение этого ритма. У новорождённых циркадный ритм отсутствует, с рождения у них существует часовой ритм. Одну половину часового ритма ребёнок неподвижен, вторую половину активен. И только постепенно под влиянием образа жизни своих родителей на часовой ритм ребёнка накладывается циркадный ритм. Период относительной неподвижности падает на ночь, а состояние бодрствования на светлое время суток.

Приобретённый суточный ритм сказывается на динамике психических состояний. Нормальные, здоровые люди ночью менее работоспособны, к ночи у них быстрее наступает состояние физиологического и психического утомления. Нарушение выработанного ранее, особенно в детстве, ритма приводит к сбоям в жизнедеятельности организма и психике в целом. Смена временных поясов, нетрадиционный, но характерный переход из зимы в лето или наоборот, а также вахтенный режим, кстати, совершенно не соотнесённый с циркадным режимом, вызывают сбои в работе адаптационных механизмов, отрицательно влияют на работоспособность и самочувствие и в конечном итоге очень часто приводят к искажениям личности.

Существуют различные основания для классификации состояний. Рассмотрим классификацию по следующим признакам:

· По признаку длительности: относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду, состояния удовлетворённости и неудовлетворённости, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой.

· Временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе деятельности.

· Состояния, возникающие по ходу работы: фазы работоспособности – врабатываемые, устойчивой работоспособности, утомление; состояния, обусловленные содержанием работы: апатия, скука, сонливость, повышенная активность.

· По ведущему компоненту (физиологические и психические): мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка.

· По степени напряжённости систем (сенсорная нагрузка) – зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки.

· По степени активной деятельности сознания: бодрствования, ярости, сна.

· По доминирующим свойствам личности или по признаку преобладания одной из сторон психики: эмоциональные, волевые, состояния напряжения.

С точки зрения влияния на здоровье индивидуума состояния подразделяются на допустимые и недопустимые; критерии оценки – состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования. В основе такого подразделения лежит характер предъявляемой организму нагрузки и формирование ответной реакции. В структурном отношении состояния подразделяются на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные состояния – это качественно неоднородные, т.е. имеющие разную нейрофизиологическую основу и психическое содержание (утомление, стресс, монотония, психическая напряжённость). Интенсивные состояния имеют принципиальное сходство (уровни бодрствования, фазы и степени утомления, степени эмоциональной напряжённости).

При анализе психических состояний принято рассматривать различные уровни:

Социально-психологический, при котором наблюдаются изменения в следующих показателях: изменение поведения, деятельности, отношения.

Психологический, когда происходят изменения в психических функциях или в настроении.

Психофизиологический, при котором изменяются психомоторика, сенсорика, вегетативные реакции.

Физиологический – меняются нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций.

К основным характеристикам психических состояний можно отнести:

Целостность проявляется в том, что психические состояния характеризуют в определённый промежуток времени психическую деятельность человека в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность заключается в изменчивости психических состояний, в наличии стадий протекания (начало, определённая динамика, конец).

Относительная устойчивость –динамика психических состояний менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых).

Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного» материала для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процесс внимания, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью и т.п.

В системе детерминант, определяющих отношение человека к работе, одно из первых мест занимает монотонность труда. Критерий динамики субъективной усталости, связанный с монотонной работой, начинает проявляться раньше объективных признаков утомления (снижение производительности, ухудшение качества). Монотонная работа вызывает комплекс психических переживаний, определяющих субъективный фон трудовой деятельности. Отмечают следующие субъективные признаки монотонии: возникновение равнодушно-апатичного состояния, падение интереса; скука, переходящая в чувство усталости; сонливость или дремота. Сонливость при монотонной работе проявляется в кратковременных разрывах контакта организма с внешним миром, наступает также внезапно и столь же быстро восстанавливается.

Монотония –это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции. Чаще всего возникает как следствие рабочей ситуации, но может быть и результатом индивидуального стиля жизни или следствием сложившихся жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод чувств». Проявлением рабочей монотонии является притупление остроты внимания, ослабление способности к его переключению, снижение бдительности, сообразительности, ослабление воли, появление сонливости. При этом возникает неприятное эмоциональное переживание, заключающееся в стремлении выйти из этой обстановки. Все эти явления быстро исчезают при вхождении человека в нормальную внешнюю среду.

При анализе природы монотонии следует учитывать два обстоятельства: во-первых, чётко различать работу, которая по объективным показателям относится к монотонной; во-вторых, субъективное отношение и различные психические состояния, вызываемые этой работой у отдельных лиц. В частности, некоторые виды труда имеют признаки, позволяющие называть их, независимо от субъективной оценки, монотонными видами труда. К числу таких признаков относят: высокую частоту повторения трудовых действий; непродолжительный временной цикл выполнения операции; малоэлементный количественный состав операции; структурное однообразие трудовых действий; простоту трудовых действий. Это признаки преимущественно тех работ, где ведущую роль играет энергетический фактор, т.е. работа с выраженным физическим компонентом. Те же работы, где преобладает информационный фактор, т.е. требуется напряжение сенсорных механизмов и определённых психических функций, считают монотонными, если они: связаны с длительным пассивным наблюдением; имеют недостаток притока сенсорной информации; имеют ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей. При видах труда, для которых характерна сенсорная монотония (операторы, водители транспорта), возникает состояние пониженной бдительности, которое выражается в притуплении внимания, контроля и самоконтроля, замедлении процессов восприятия, двигательных реакций. Частым спутником пониженной бдительности является появление сонливости, которое возникает обычно через 40-60 мин. после начала деятельности.

Монотония – отсутствие значимых информационных сигналов (сенсорный голод), либо однообразное повторение похожих раздражителей.

Когда человек находится в состоянии монотонии, вероятность ошибок, вероятность возникновения несчастного случая повышается. При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, «засыпания с открытыми глазами», отключения от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что в конечном итоге приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям.

Состояние монотонии является результатом коркового торможения. Могут быть две причины его возникновения: усиление тормозной активности ретикулярной формации (РФ), т.е. активное торможение, и снижение активирующих влияний РФ на кору, т.е. пассивное торможение. В обоих случаях результатом будет падение возбудимости корковых центров вследствие развития охранительного торможения. Источником этих изменений в центральной нервной системе (в дальнейшем ЦНС) является как однообразная деятельность с низкими затратами энергии, так и дефицит сенсорной информации. В итоге нейрофизиологический конфликт: с одной стороны, снижение активности ЦНС, с другой – необходимость поддержания определённого уровня бодрствования, активации, т.е. нервного напряжения, так как нельзя бросить работу. Такая ситуация ведёт к возникновению невротических реакций, отрицательных эмоций, таких как чувство недовольства, депрессия, снижение мотивации и интереса к труду.

К ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они более долго сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой. Чаще это интроверты с низкой тревожностью. А вот экстраверты, с высокой подвижностью нервных процессов – эмоционально неустойчивые, с высокой тревожностью (высокий нейротизм). Состояние монотонии характеризуется снижением психофизиологической активности в виде субъективных и объективных признаков, т.е. психологических и физиологических показателей. К физиологическим показателям относят, во-первых, показатели работоспособности (количество и качество труда) и, во-вторых, изменения в ряде физиологических процессов и функций. Это снижение возбудимости и лабильности зрительного анализатора, увеличение латентных периодов зрительно-моторных реакций, развитие тормозных процессов в ЦНС с выраженными фазовыми явлениями, изменение электрической активности мозга, снижение тонуса симпатического отдела НС – падение кровяного давления, аритмия, снижение частоты дыхания, пульса и температуры тела; уменьшение потребления кислорода.

При профилактике монотонии мероприятия должны быть направлены: на повышение уровня активации ЦНС; увеличение эмоционального тонуса, мотивации субъекта; обеспечение оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки; устранение объективных факторов монотонности труда. В качестве организационных мер рекомендуют проведение чередования производственных операций, создание рациональных режимов труда и отдыха, когда на отдых отводится от 8 до 30 % рабочего времени. Психологические меры: обеспечение условий для проявления чисто личностных, субъективных приёмов и способов, ослабляющих влияние монотонного труда (возможность межличностных контактов и речевого общения, решение вопросов экономии и рационализации движений); стимулирование интереса к самому труду и его результатам, усиление целевой направленности труда, привлечение работника к организации труда, поощрение инициативы.

В жизни часто встречаются состояния, связанные с чрезмерным, эмоциональным напряжением. Если у животного избыток напряжения реализуется через двигательные реакции, то у человека естественная разрядка не всегда возможна. В этих случаях возникают явления застойного возбуждения. Результатом является развитие так называемых трудных ситуаций. К ним относятся доминантные состояния: стресса, фрустрации, тревоги.

Доминантные состояния – это состояния, в которых напряжённость смещена в сферу внимания и является основной. К ним относят рабочие и трудовые состояния. Это одна из самых устойчивых и «здоровых» доминант. Она определяет отношение к жизни, к себе, самочувствие. В работе индивид утверждает себя как личность, реализует свои способности. Важнейшим является познавательное доминантное состояние, которое проявляется в трёх вариантах: исследование предметного мира, учебная деятельность, научная деятельность. Наиболее напряжёнными являются ситуации, когда неизвестно время предстоящего события. Такое состояние называется бдительностью. Оно связано с активизацией функции наблюдения за значимыми сигналами, с готовностью адекватно реагировать на них. Другим видом доминантных состояний является состояние ожидания. Внешние и внутренние проявления состояния ожидания в значительной мере зависят от индивидуальной реактивности человека. Пассивное ожидание воспринимается большинством людей как активное предвосхищение будущего столкновения с напряжённой ситуацией. Психическое выражение такого состояния – повышенная тревожность, неуверенность в себе. Она отражает физиологические сдвиги, называемые предстартовыми, предрабочими. Чрезмерно выраженное доминантное состояние ожидания может играть и отрицательную роль. В результате сильного волнения человек устаёт («перегорает») ещё до того, как приходится выполнять ожидаемую деятельность.

Можно выделить производственные критерии, создающие предпосылки для возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний. Такими факторами будут:

1. Временные факторы (работа по индивидуальному плану, работа по точному графику, работа в условиях дефицита времени).

2. Мотивационная значимость нарушений в процессе деятельности (аварийные ситуации, работы, связанные с личным риском, с ответственностью за безопасность других лиц).

3. Работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности.

4. Работа, связанная с принятием решений разного уровня.

5. Работа, связанная с необходимостью участия нестандартного, творческого компонента деятельности.

Степень неопределённости ситуации, новизна, внезапность возникновения, быстротечность развития, степень сложности и опасности; лимит времени на анализ ситуации, выработку и принятие решения; отсутствие дополнительной информации или высокий темп её поступления создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

При сильном волнении у человека путаются мысли, он плохо осознаёт свои действия, допускает массу ошибок. Почему? Один нервный процесс, который возникает в определённых структурах мозга, активизирует вокруг себя противоположный процесс, а если рядом возникло два противоположных нервных процесса (возбуждение и торможение), то они друг друга усиливают. Этот закон был открыт И.П. Павловым и назван законом одновременной индукции нервных процессов возбуждения и торможения.

Когда человек волнуется, у него возникает очень сильный очаг возбуждения в центрах эмоциональной деятельности, которые расположены под корой больших полушарий головного мозга (в подкорке). Сильное возбуждение в подкорке по закону одновременной индукции активизирует противоположный процесс (торможение) в коре. Кора же больших полушарий головного мозга человека – материальная основа его мышления и сознательной деятельности. Поэтому при сильном волнении человек плохо осознаёт свои поступки и действия.

В условиях дефицита информации, необходимой для организации действий, возникают отрицательные эмоции. Как считает П.В. Симонов, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых ещё неизвестна. Подобно энергетической мобилизации, такое реагирование избыточно и незакономерно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Повторные неудачи в сочетании с необходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действие приводят к страху перед этим действием. Информированность способствует преодолению страха. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Психические состояния людей при стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях разнообразны. Сначала поведенческие реакции людей имеют преимущественно витальную направленность, обусловленную инстинктом самосохранения, но уровень целесообразности таких реакций различен у людей: от панических бессмысленных действий до сознательно целенаправленных. Состояние паники характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации («человек мечется, не соображая, что он делает», либо человек «оцепенел, остолбенел»), что вызывает и усугубляет тяжесть последствий несчастного случая (табл. 1.6.1).

 

Аффективные психические состояния  
Гуманитарные состояния, характеризующие эмоциональную реакцию человека на актуальный раздражитель Эмоциональные состояния, сопровождающие проявления мотивов человека, направленных на удовлетворение духовных и материальных потребностей  
положительные отрицательные положительные отрицательные  
Симпатия Синтония Дружба Любовь Восхищение Антипатия Асинтония Ненависть Возмущение Атараксия (полное спокойствие) Радость Наслаждение Счастье Эйфория Экстаз Волнение Грусть Тоска Печаль Горе Страдание Негодование Гнев Ярость
         

Таблица 1.6.1

 

Профилактика психологических трудных состояний может идти по следующим направлениям. Выяснения природы таких состояний, причин, их вызвавших. Выяснение факторов и выработка условий, позволяющих их контролировать или нейтрализовать. Организация рационального питания, исключение из пищи активаторов ЦНС. Использование различных способов релаксации: психологическая, мышечная, дыхательная, саморегуляция, аутотренинг. Применение физических нагрузок: бег трусцой, ходьба и другие виды активности в аэробном режиме.

Продуктивность каждого человека имеет предел, определяемый утомлением и его последствиями. Ощущение усталости и связанное с ним прекращение различных видов деятельности являются эффективным механизмом, предупреждающим переутомление организма. Этот механизм включается сравнительно рано – задолго до полного истощения резервов нервной системы и других органов. Отдых, соответствующий произведенному усилию, вызвавшему утомление, приводит в норму к исчезновению утомления. Если ежедневные усилия превышают возможности отдыха, человек постепенно приходит в состояние хронического утомления (переутомления), которое характеризуется частым возникновением ощущения изнеможения, отсутствием интереса к работе, психической возбудимостью, склонностью к головным болям, отсутствием аппетита, бессонницей. Состояния повышенного утомления приводят к повышению числа невыходов на работу по болезни, причём их действительной причиной является не столько болезнь, сколько неотложная потребность в отдыхе. Наибольшая эффективность производственной деятельности человека может быть достигнута не при непрерывной работе, а при оптимальном чередовании труда и отдыха. Под физиологически рациональным режимом труда и отдыха следует понимать такое чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается высокий уровень работоспособности и производительности труда и хорошее состояние здоровья работающих. По величине отрезков времени, на которые разбивается режим труда и отдыха, режимы могут быть сменными, суточными, недельными, месячными, годовыми.

Правильный путь к оптимизации производственного процесса и организации оптимального режима труда и отдыха заключается в том, чтобы по возможности точно определить начальные моменты производственного утомления и приурочить к этим моментам перерывы для отдыха. Основанием для назначения перерывов в возможно ранние сроки развития производственного утомления является то обстоятельство, что на ранних стадиях утомления наиболее эффективен отдых. В это время наиболее отчётливо проявляется восстановление работоспособности и благотворная роль охранительного торможения, которое ускоряет восстановление. Полезный эффект физиологически рациональных перерывов для отдыха заключается в поддержании здоровья и предупреждении снижения работоспособности и производительности труда в течение возможно длительного времени. В настоящее время физиологами труда разработаны типовые режимы труда и отдыха для различных видов труда. Длительность и частота перерывов в основном определяется характером производственного процесса и интенсивностью выполняемой работы.

Важнейшим средством, ускоряющим течение процессов восстановления, является использование открытого И.М. Сеченовым эффекта активного отдыха. Суть феномена активного отдыха состоит в следующем: во время пассивного покоя торможение выражено не очень сильно, поэтому интенсивность восстановления работоспособности нервных клеток относительно невелика. Но если в момент отдыха вовлекаются в работу другие центры, которые не использовали нагрузки, то в результате отрицательной индукции углубляется торможение в корковых центрах активно действовавших центров. Более углубленное торможение приводит к более быстрому отдыху утомлённых нервных клеток. Практически принципы активного отдыха в условиях производства реализуются по двум направлениям: разработка средств переключения на новую деятельность (другой вид работы, активные игры, физкультурные упражнения); разработка средств стимуляции фоновой активности (психической, созерцательной).

Одним из оптимальных средств удовлетворения потребностей работника в отдыхе в условиях производства является организация комнат эмоционально-психологической разгрузки (КЭПР). Под КЭПР понимают специально оборудованные комнаты отдыха, целью создания которых является воздействие на человека особо организованными раздражителями для снятия производственного утомления. В КЭПР обеспечиваются наиболее благоприятные условия для психической саморегуляции, а именно: отключение от привычных условий работы, создание комфортного микроклимата, стимуляция эффективного мышечного расслабления. Наличие КЭПР дополнительно позволяет проводить следующие мероприятия: восстановление психоэмоционального состояния и работоспособности у лиц, находящихся в стрессовом состоянии; массовое обучение приёмам саморегуляции (приёмы нервно-мышечной релаксации, аутогенную тренировку, специализированную гимнастику); улучшать психологический климат в коллективах; получать оздоровительный эффект за счёт проведения лечебно-профилактических мероприятий; содействовать эстетическому воспитанию работников.

Критерием эффективности организации труда является повышение уровня производительности труда. Этот критерий и должен учитываться при окончательной оценке комплекса рационализаторских мероприятий, включая и рационализацию режима труда и отдыха. Физиологическим критерием рациональности режима труда и отдыха является устойчивость и надёжность системы рефлексов, образующих рабочий динамический стереотип.

Аутогенная тренировка как метод управления своим состоянием была предложена австрийским психиатром Иоганном Генрихом Шульцем в 1932 году. Советские учёные создали свою теорию АТ, основанную на учении И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности.

Вначале аутотренинг применялся только для лечения различных нервных расстройств. Однако, благодаря дальнейшей разработке методики, АТ стали использовать с целью совершенствования психических качеств личности, преодоления волнения, для профилактики нервного переутомления. Чаще её используют те, чья профессиональная деятельность связана с нервно-эмоциональным напряжением, так как АТ позволяет человеку в максимально короткие сроки хорошо отдохнуть, улучшить работоспособность и производительность умственного труда, сосредоточить внимание на нужном деле. С большим успехом используется методика АТ лётчиками, парашютистами, космонавтами, спортсменами и представителями других профессий.

Аутогенная тренировка (АТ) состоит из специальных упражнений, направленных на формирование у человека навыков сознательного воздействия на различные функции организма – навыков самовнушения.

Самовнушение наиболее эффективно протекает на фоне общего мышечного расслабления. Это состояние называется релаксацией. Латинское слово «релаксаре» означает – «распускать», «расслаблять». Произвольное расслабление мышц всего тела и конечностей – это и есть релаксация.

Упражнения АТ помогают человеку путём самовнушения легко вызывать у себя состояние релаксации, которое активизирует восстановительные процессы в нервной и мышечной системе. Проводимое в состоянии релаксации самовнушение отдыха способствует дальнейшему улучшению обмена веществ в организме, что ещё в большей степени ускоряет восстановление его работоспособности. Вот почему АТ является хорошим средством снятия общей физической и умственной усталости, а значит и повышения активности психических процессов: внимания, памяти, мышления.

В системе аутотренинга выделяют две ступени: низшую и высшую. Цель низшей ступени АТ: научиться вызывать полное мышечное расслабление, регулировать вегетативные процессы (например, частоту и глубину дыхания, температуру кожи) и в состоянии мышечного расслабления проводить активное самовнушение. Владение методами низшей ступени АТ позволяет человеку нормализовать сон, аппетит, помогает владеть собой в сложных, психологически напряжённых ситуациях, снимать ненужное в этих ситуациях волнение, легко и быстро сосредотачивать внимание на выполняемой работе. Низшая ступень АТ состоит из шести основных упражнений. Освоение каждого упражнения требует в среднем одной-двух недель.

Первое упражнение – «тяжесть». Цель – добиться максимально расслабления мышц, а для этого необходимо научиться вызывать ощущение мышечной тяжести вначале в правой руке (левше – в левой), затем в левой руке (левше – в правой), потом во всём теле. Для достижения полного эффекта расслабления определённых мышц нужно использовать словесные формулы, например: «Моя правая (левая) рука (нога) тяжёлая. Обе руки (ноги) тяжёлые».

Словесной формулой называется совокупность мысленно или вслух произнесенных фраз, вызывающих представление тех или иных состояний, которые человек себе внушает.

Второе упражнение – «тепло». Цель: освоение навыков управления тонусом кровеносных сосудов, точнее – расширением и сужением капилляров кожи. При выполнении этого упражнения кажется, что конечности теплеют, а после нескольких занятий термометр укажет на действительное повышение температуры кожи. Это произойдёт в результате вызванного расслабления мышц и целенаправленного самовнушения о тепле в конечностях. Для усиления эффекта этого упражнения применяются словесные формулы: «Моя правая (левая) рука (нога) тёплая. Обе руки (ноги) тёплые» и т.д. Впоследствии можно научиться вызывать тепло во всём теле.

Первое и второе упражнения направлены на развитие у человека способности добиваться быстрого произвольного расслабления мускулатуры тела, то есть релаксации. Это активизирует восстановительные функции организма, способствует его интенсивному отдыху. Остальные четыре упражнения служат той же цели, но чаще применяются с лечебной целью.

Третье упражнение – «сердце». И. Шульц применял его для лечения некоторых болезней сердечно–сосудистой системы. В настоящее время это упражнение используется в основном только с лечебной целью, и проводиться под руководством врача.

Четвёртое упражнение – «дыхание» – направлено на регуляцию и нормализацию дыхательного ритма, что позволяет преодолеть нервно-эмоциональное напряжение. Примерная словесная формула самовнушения: «Моё дыхание ровное и спокойное Мне дышится легко и спокойно. Дыхание равномерное».

Пятое упражнение – «тепло в брюшной полости». Цель: научиться вызывать ощущение тепла в области солнечного сплетения и брюшной полости. Солнечное сплетение – это сплетение нервов, расположенное в брюшной полости на аорте. От него отходит ряд меньших нервных сплетений, направляющих нервы к органам полости живота. При систематическом выполнении упражнения «тепло в брюшной полости» возникает приятное ощущение, подобное тому, какое мы испытываем после тёплой ванны. Это упражнение может применяться и при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта. Для того чтобы вызвать у себя ощущение тепла в брюшной полости, рекомендуется произносить словесную формулу: «Мой живот согрет приятным, глубинным теплом. Солнечное сплетение излучает тепло». Это упражнение желательно выполнять под контролем врача.

Шестое упражнение – «прохлада в области лба» – используется для того, чтобы вызвать ощущение прохлады в области лба и висков. Это упражнение в некоторых случаях снимает сосудистые головные боли. При систематическом выполнении упражнения возникает ощущение лёгкого дуновения, прохладного ветерка в области лба и висков. Для усиления эффекта применяют словесную формулу: «Мой лоб приятно прохладен. Я чувствую приятную прохладу в области лба».

АТ проводится в определённых позах. В зависимости от обстановки можно выбирать наиболее удобные положения: «сидя», «полулёжа», «лёжа на боку», «лёжа на спине».

Такова общая характеристика основных упражнений первой ступени АТ, их целей и поз.

Вторая – высшая ступень АТ – называется аутогенной медитацией (от латинского «медитацио» – размышление). Упражнения высшей ступени берут начало в древнейшей системе йога. Именно в ней наиболее широко используются медитационные упражнения.

Насколько полезна и проста первая ступень АТ, настолько сложна вторая, требующая много времени для овладения ею. При этом практический эффект второй ступени АТ весьма незначителен. Однако в последнее время разработан ряд модификаций низшей ступени аутотренинга, в которых используются отдельные приёмы высшей ступени, основанные на активном самовнушении.

Чтобы самовнушение было эффективным, вначале нужно определить его цель и задачи и только после этого приступать к составлению словесных формул. Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. Причём, отрицательная частица «не» в словесных формулах исключена. Например, нельзя говорить «Я не курю», потому что из восприятия дремлющего человека частица «не» выпадает и остаётся «Я курю». Правильная формула в данном случае звучит так: «Я бросил курить» или «Я перестал курить».

При самовнушении нельзя произносить длинные монологи, но в тоже время каждую фразу в разных вариантах необходимо повторять несколько раз. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно при полном сосредоточении внимания на предмете внушения.

Во время проговаривания каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то, что внушается. Не надо торопиться: после каждой фразы следует делать паузу.

Только соблюдая эти правила, систематически тренируясь, можно овладеть навыком психологической саморегуляции и путём самовнушения сформировать у себя желаемые черты характера, например, волевые.

Многие отечественные и зарубежные врачи замечали огромное влияние самовнушения на процесс выздоровления человека при определённых заболеваниях. Они добивались больших успехов в практической медицине, обучая больных конкретным приёмам самовнушения. Широко использовали в борьбе с болезнью свойство человека поддаваться самовнушению русские учёные и врачи И.Р. Тарханов, В.М. Бехтерев, Я.И. Боткин, К.К. Платонов.

Самовнушение – это внушение себе определённых мыслей и связанных с ними состояний. А под внушением В.М. Бехтерев, например, понимает непосредственное прививание к психической сфере человека мыслей, эмоций и актов поведения помимо его воли и сознания. Принято считать, что между внушением и самовнушением нет резкой грани. Чтобы внушение стало действенным, внушаемое должно быть воспринято и переработано, после чего оно реализуется по принципу самовнушения.

С самовнушением различной силы и глубины люди сталкиваются на каждом шагу: подавление страха перед препятствием, преодоление чувства неуверенности, например, во время спортивных соревнований, борьба с посторонними желаниями, мешающими работать, всё это в разной степени результат самовнушения. Механизм самовнушения, как, впрочем, и внушения, раскрыл И.П. Павлов. Частью его учения о физиологии высшей нервной деятельности является учение о первой и второй сигнальных системах и их взаимодействии.

Многое в исцелении больного зависит от его собственной воли. Для того чтобы иметь возможность контролировать различные состояния, человек должен развивать в себе волевые качества. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества. К ним относят: целеустремлённость, самообладание, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества, могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.

Творческая жизнь людей и их деятельность требуют от человека большей активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определённые усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. В результате волевого усилия удаётся затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека.

Неволевыми действиями называют действия, которые в каждом конкретном случае совершаются без контроля со стороны человека и не нуждаются в постоянно осознанном регулировании.

К числу не волевых действий в первую очередь, следует отнести так называемые автоматические действия. Это, например, одергивание руки от чего-то, причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперёд или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнётся, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении автомашины и другие. Действия такого рода являются автоматическими, их мышечный и нервный механизмы являются врождёнными.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества. К ним относят: целеустремлённость, самообладание, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества, могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными (табл. 1.6.2).

 

Таблица 1.6.2

Классификация волевых психических состояний

 

Практические (они характеризуют состояние человека на различных этапах трудовой деятельности) Мотивационные (это состояния, сопровождающие проявления человека, направленные на удовлетворение духовных и материальных потребностей)
положительные отрицательные органические ориентировочные
Вдохновение Воодушевление Подъём Мобилизация Готовность (установка) Активизация Прострация Переутомление Утомление Монотония Пресыщение Усталость Гипоксия Жажда Голод Сексуальное напряжение Сенсорная депривация Скука Заинтересованность Любопытство Удивление Сомнение Озадаченность Тревога Страх Ужас Паника

Этот контроль должен обеспечить обнаружение изменений состояния человека–оператора, прогнозирование дальнейших изменений и соответственно управление условиями работы (например, перераспределение нагрузки между человеком и средствами автоматики в автоматизированной системе управления, регулирование ширины полосы сигналов и скорости передачи информации человеку в зависимости от его состояния и т.п.).

К сожалению, психология пока еще не располагает необходимыми знаниям компонентов тех или иных состояний человека, системы их признаков и способов точной регистрации. Однако работа в этом направлении ведется, созданы приборы бдительности, которые установлены в тепловозах, электровозах, в электропоездах метрополитена, радар системы АСС (адаптивный круиз контроль и др.). В принципе можно ставить вопрос о разработке специальных технических устройств, контролирующих состояние человека и автоматически регулирующих потоки адресованной ему информации, ее распределение между различными анализаторами и т.п. В этой связи возникает также вопрос о выводе на пульт оператора информации о его состоянии в каждый данный момент. Создание таких устройств позволило бы оператору осуществлять объективный контроль за своими состояниями и сознательно изменять поведение для сохранения и изменения этих состояний. Эти устройства могли бы также вырабатывать рекомендации об оптимальных путях произвольной регуляции состояний. Проблема автоматического контроля за состояниями человека–оператора приобрела особенно большое значение при создании систем, предназначенных для работы в специфических условиях, например, пилотируемые космические корабли и станции, подводные лодки с большой глубиной погружения и т.д. Подобные устройства контроля за состояниями человека могут стать решающим средством повышения надежности систем «человек-машина».

Таким образом, надежность и эффективность деятельности человека является функцией от его состояния, которое в свою очередь зависит от многих факторов: потока поступающей информации, длительности работы, степени сложности ситуации, индивидуальных особенностей оператора, уровня его профессиональной подготовки и т.д.

В общем смысле под состоянием человека понимается характеристика его внутренних возможностей (внутренних «гарантий») успешно решать задачи управления и контроля. Такая характеристика является многокомпонентной и представляет собой набор показателей, описывающих множество физиологических и психологических факторов.

Психическое состояние – особая психологическая категория, объединяющая большую группу жизненных явлений. Имея ввиду практические задачи изучения психических состояний, не следует ограничиваться их диагнозом, анализом компонентов, но надо, если речь идет об отрицательном состоянии, дать материал, позволяющий найти пути к изживанию этого состоянии и его предупреждению с целью повышения надежности труда человека–оператора и всей системы в целом.

Ставя вопрос о психических состояниях в динамике трудовой деятельности, следует иметь в виду:

- психическое состояние готовности к работе (предстартовое состояние: обычное, не выделяющееся в положительную и отрицательную сторону; повышенную готовность; пониженную готовность);

- психическое состояние на старте работы, на этапе приспособления;

- психическое состояние при успехе и неуспехе в труде;

- психическое состояние подъема (вдохновения) в процессе труда;

- состояние монотонности и утомления;

- состояние праздности;

- состояние, вызываемые перегрузкой и недогрузкой информацией;

- состояния, которые возникают в условиях неопределенности (нештатные ситуации, оперативного покоя) и др.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое функциональное состояние организма?

2. По каким критериям могут быть классифицированы психические состояния?

3. В чём состоит метод оптимизации производственного процесса?

4. Перечислить способы снятия нервного напряжения.

5. Какие состояния обусловлены чрезмерным эмоциональным возбуждением?

6. В чём особенность аутотренинга?

7. Какие факторы влияют на возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний?

8. Перечислить психические состояния в динамике трудовой деятельности.

9. Назовите гностические состояния.

10. Перечислите и дайте характеристику эмоциональных психических состояний

11. Назовите волевые психические состояния.

12. В чем заключаются различия между психическими свойствами и психическими состояниями личности?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.