Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика деятельности личности 2 страница




Известный психолог Э. Берн различает [26]:

а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;

б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;

в) игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда, и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда и в морге.

Игры индивидуально программируются.

Их используют из состояния «Я-Родителя», когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния «Я-Взрослого», когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния «Я-Ребёнка», если они основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребёнок принял о себе самом и других в детстве. Приняв психологическую позицию, личность старается сохранить своё восприятие окружающего мира.

Учение - как вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальном образовательном учреждении. Неорганизованное происходит попутно, в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение - как самообразование. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

В общеисторическом плане основным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества является - труд. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Труд рабский в эпоху рабовладельческого строя не мог воспитывать человека и формировать у него осознанного положительного отношения к труду и к орудиям труда. Непосильный, изнуряющий труд вызывает у человека отрицательные эмоции, отрицательное отношение к нему, порождает тенденцию уклоняться от него.

Сущность труда в том, что в процессе физического и умственного труда человек воздействует на природу и создаёт то, что необходимо для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

В деятельности человек создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создаёт, чем потребляет. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на природу и на самого себя. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвёл на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру, в конечном итоге преобразовал самого себя. Исторический прогресс обязан своим происхождением деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Творческая деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественных, музыкальных произведений).

Деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Прогрессивное развитие общества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной деятельности. Повышение информационной, психической и социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности. Это ставит перед наукой задачу исследования особенностей психических и личностных факторов человека. Трудовая деятельность является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда.

На сегодняшний день психология труда - это наука, решающая различные прикладные проблемы, например, отбора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров; проектирования средств предъявления информации; планирования организационных изменений и т.д. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей в рамках той или иной организации. Прежде всего, психология труда изучает общие характеристики деятельности и условия труда, профориентацию, профпригодность и профобучение. К настоящему времени в психологии профессиональной деятельности принято выделять две основные парадигмы психологического анализа деятельности: структурно-морфологическую и функционально-динамическую. Согласно структурно-морфологической парадигме психологическогоанализа деятельности, основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому), который является более современным и совершенным, психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор её основных компонентов. Все они объективно необходимы для организации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности. Основными компонентами инвариантной структурыдеятельности являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) её результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Наиболее традиционная и простая классификация видов деятельности - по их предметной сфере, т.е. по профессиональной принадлежности. Принято выделять пять основных типов профессиональной деятельности. Это профессии следующих типов: человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система, человек-человек, человек-художественный образ [27].

В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психологический аспект, связанный с установлением границ профессиональной пригодности.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профотбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности.

Профессиональная пригодность -это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются:

- гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу). В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель);

- отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда, так называемая профессионально-трудовая направленность личности;

- общая дееспособность (физическая и умственная): широта иглубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;

- единичные, частные, специальные способности, т. е. качества, необходимые в определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, для конструктора - пространственное мышление и т. п. Сами по себе они не делают из человека аса, но необходимы в общей структуре профпригодности;

- знания, умения, навыки, в данной профессиональной области.

Из сказанного следует, что творцом профпригодности является сам субъект при условии его высокой активности.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям - внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся: противопоказания в отношении системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем ит. д. (например, к водителям предъявляются требования в отношении нервно-психического здоровья, остроты зрения, цветоощущения); отбор по данным образовательного ценза,по конкурсным экзаменам направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.

Впроцессе отбора можно выделить несколько этапов. Первый этапвключает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения данной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников: изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъёмка, хронометраж профессиональной деятельности. Информация о профессии обобщается в профессиограмме, в которой указываются особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания иумения, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы ипсихологическая структура выполняемых человеком действий. Затем оценивают степень значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности.Для этого в соответствии с проведенным описанием профессиональных действий определяются свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого такого действия и определяют степень важности различных психических Функций для достижения конечного эффекта трудового процесса; продолжительность загрузки психической функции в течение всего трудового процесса. Такойанализ позволяетполучить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении отдельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Другой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста тепловоза - способность человека сохранять в условиях длительного монотонного воздействия высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность, а для водителя - психофизиологические качества, наиболее сильно влияющие на безопасность движения: внимательность, быстрота ориентировки и предвидения.

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования: 1) прогностическая ценность методики - характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности; 2) надежность методики - характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека; 3)дифференцированность методики - означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.

Важным условием формирования профессиональной пригодности является благоприятная мотивация, которая должна поддерживаться различными мероприятиями психологического и средствами морального и материального стимулирования. Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.). Четвёртую группу составляют мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убеждённость в собственной пригодности, в обладании творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «моё призвание» и т.п.). Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека во внешних, объективно несуществующих атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям.

Таким образом, психологически оправданным и педагогически целесообразным является различение мотивов органически связанных с содержанием выполняемой деятельности.

Выбор профессии - это правильность и пригодность профессии с учётом индивидуальных способностей, качеств человека и требований специальности.

Размышляя, какую выбрать профессию в будущем, каждый из нас, так или иначе, собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Собранные сведения мы анализируем, и на их основе складывается представление об определённой профессиональной деятельности. Фактически на простейшем уровне каждый из нас занимается составлением профессиограмм - характеристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего.

Профессиография - одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы.

Профессиограмма - описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определённой схеме и для решения определённых задач [28].

Профессиограмма - комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), её характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях, навыках. Профессиограмма должна содержать следующие сведения о профессии:

1) Название профессии и её деление на специальности; основные виды работ по данной профессии.

2) Общие и специальные знания, умения, навыки.

3) Особенности психических и психофизиологических процессов (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, индивидуально-типологические особенности, утомляемость, выносливость и т.д.).

4) Профессиональные вредности и риски.

5) Психологические, медицинские, анатомо-физиологические противопоказания к данной профессии.

6) Информация о путях и возможностях получения профессии.

Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества (ПВК) человека.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма, которая отражает требования профессии к личности специалиста, описывает профессиональные психологические качества, необходимые для успешного овладения данной профессией [29].

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:

Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также для подготовки и организации труда самого персонала).

Методические профессиограммы (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы).

Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров.

А.К.Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:

Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщённые нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются: 1)описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;2)внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определённые профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

«Модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову) [30]. Сам психологический модуль - это «типовой элемент профессиональной деятельности присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1)объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это левая часть модуля); 2)психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объёмный и линейный глазомер, точность - это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.

«Модуль профессии» понимается как совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Основные требования к профессиограмме:

1. Чёткое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека).

2. Не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности.

3. Демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии.

4. Показ возможных перспектив изменения в самой профессии.

5. Направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.).

6. Выделение и описание различных не компенсируемых профессиональных психологических качеств (ППК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Профессиональная пригодность человека определяется как «совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда». В это понятие входит также «удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результата» [31]. О профессиональной пригодности, следовательно, можно судить по объективному критерию - успешному овладению профессией и субъективному - удовлетворённости трудом. Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врождённое качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются умения и навыки, а также склонность к работе, т.е. положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определённые требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества личности, способности её, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, определяющих квалификацию, мастерство.

Профпригодность рассматривается как динамическое образование, свойство личности, которое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определённый уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлечённость ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка. Низкий уровень развития способностей в свою очередь далеко не всегда является препятствием для овладения профессией. Большинство исследователей, занимающихся этими проблемами, приходят к выводу о вариативности развития и проявлении способностей у разных людей. Известно много случаев раннего профессионального самоопределения при наличии ярко выраженных способностей, одарённости, особенно в творческих профессиях. В этих случаях выбор профессии как бы «предопределяется». О невозможности прогнозирования будущей профессиональной успешности на основе актуального уровня способностей говорят не только факты позднего профессионального самоопределения, но и сама природа способностей. Они, по мнению Б.М. Теплова, существуют только в движении, только в развитии. Он отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно», «практически пределы развития человеческих способностей определяются только такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения, но вовсе не заложены в них самих». Не менее важны также высокая пластичность способностей и возможности формирования компенсаторных механизмов, помогающих «заменить» в случае необходимости одни способности другими.

«Профессиональная пригодность» – характеристика системы «субъект-объект» (негодными, неприемлемыми могут быть и плохо спроектированные средства, орудия труда, и организационные, гигиенические условия; улучшив их, мы получаем эффект профпригодности).

Взаимосоответствие человека и работы устанавливается и за счёт совершенствования деловых качеств человека, и за счёт улучшения среды (предметной и социальной); за счёт подбора профессии человеку или, наоборот, отбора людей для профессий.

Один из путей уравновешивания особенностей человека и требований профессии – формирование индивидуального стиля деятельности. Высокие результаты в данной деятельности могут быть достигнуты людьми, сильно отличающимися друг от друга по своим личным качествам (но чтобы работать одинаково результативно, разные люди должны работать разными способами).

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. В качестве оснований для выделения стадий профессионального становления оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.

Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (10-12 лет). Это стадия аморфной оптации. Данная стадия соответствует этапу профессионального просвещения, когда вырабатываются знания о мире профессий, способах и условиях осуществления профессионального выбора.

Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится - учебно-профессиональная. В её рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчётливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз) и соответствует этапу профессионального обучения.Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы её продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень её выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер. Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

По мере освоения профессии личность всё больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно-сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становлении специалиста. Это происходит на этапе профессионального развития, неотъемлемой части профессионализации личности. Данный процесс весьма сложен и проявляется как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формировании отрицательных феноменов (деформаций, специфических состояний), снижающих профессиональную эффективность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.

Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала. На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень её проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности. Появление профессионального стереотипа, т.е. определённого уровня достигнутого профессионального мастерства, проявляющийся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов, проявляется в упрощённом подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности.

И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства и становления профессионалов. Для неё характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворённости собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) - свидетельство того, что личность состоялась.

Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяется семь стадий.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряжённости личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности (табл.1.7.2) [32].

Таблица 1.7.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.