Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В социализации личности




Социальные институты общества и их роль

Тематика рефератов

1. Структура и особенности процесса воспитания.

2. Особенности новой воспитательной парадигмы воспитания согласно Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

3. Закономерности воспитания.

4. Принципы воспитания и их отличительные особенности.

5. Задачи воспитания согласно Концепции воспитания учащейся молодежи в Республике Беларусь.

6. Функции воспитания.

7. Составные элементы воспитания.

8. Воспитание как феномен национальной культуры.

9. Отличительные особенности идеологического воспитания.

10. Отличительные особенности идейно-политического воспитания.

11. Отличительные особенности гражданско-патриотического воспитания.

12. Отличительные особенности идейно-нравственного воспитания.

13. Отличительные особенности национального воспитания.

14. Отличительные особенности интернационального воспитания.

15. Сущность и особенности процесса самовоспитания.

16. Понятие трудновоспитуемости и пути его преодоления.

17. Сущность и особенности процесса перевоспитания.

18. Роль и функции воспитательных организаций.

 


 

Социальные институты общества, их функции. Социально-психологические механизмы и стадии социализации. Факторы социализации. Роль семьи, школы, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций в воспитании и социализации личности.

 

Общество как сложноструктурированная и динамически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями (этнонациональными, семейными, профессиональными, территориальными и др.) складывающаяся в процессе их совместной деятельности, имеет сложную социальную структуру. Социальная структура в широком смысле понимается как совокупность всех элементов системы государственного общества и гражданского общества, взаимосвязей и взаимодействий между ними, в узком смысле – совокупность социальных групп, выделенных (ранжированных) по критериям, отражающих их положение в обществе и систему связей между группами, характерных для того или иного уровня расслоения. Действительно, для самопроявления общества важное значение имеет его многокомпонентность, проявляющаяся во множестве индивидов, в статусности (социальном положении), социальных ролях, которые выполняют его члены. Сложная иерархическая система социальных статусов и социальных ролей в своей совокупности создает социальную структуру общества [113]. При этом для регулирования социальных ролей, статусов и взаимоотношений, поддержания порядка и устойчивости общество создает социальные институты: семью, поселения (город, деревни), государство, школу, церковь, суд и др.

Термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского: institum – установление, устройство. В настоящее время он имеет два значения: узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (например, институт брака, институт образования и т.д.). В целом социальные институты – это относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей, статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика и др.

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Человек в отличие от животных живет в социальной среде – системе условных норм, статусов, правил, традиций, обычаев и т.д. И выживать в этом постоянно изменяющемся окружении ему помогают социальные институты, которые выполняют роль инстинктов в человеческом обществе. Они помогают выживать и удовлетворять важнейшие жизненные потребности как индивиду, так и сообществу. Потребностей у каждого из нас много, но фундаментальных, важных для всех, всего пять. Столько же выделяют и основных социальных институтов:

• потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

• потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

• потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

• потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

• потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии) [114].

С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе; обеспечивается устойчивость общественной жизни. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, индивиды утверждают и закрепляют определенные виды социальных взаимодействий, делают их постоянными и обязательными для членов данной общности или общества в целом[115]

Таким образом, социальный институт можно представить как относительно устойчивую форму организации социальной жизни, обеспечивающую устойчивость связей и отношений в рамках общества. Академик Е.М. Бабосов дает более емкое определение социального института. «Это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установленных и целесообразно ориентированных стандартов поведения предопределенных содержанием решаемой социальной задачи» [116].

Социальные институты могут быть рассмотрены с двух позиций:

а) с точки зрения внешней, формальной структуры;

б) с точки зрения внутренней, содержательной деятельности.

Исходя из такого подхода можно выделить две характерные особенности социального института:

1) социальный институт представляет совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных – профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.д.;

2) наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым подлежит следовать всем субъектам, входящим в состав данного социального института и специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установленных в нем норм и правил.

Социальные институты обладают следующими характерными признаками:

1) они обладают более или менее четко определенной целью своей деятельности;

2) им свойственны определенные функции. К числу основных функций, которые выполняет социальный институт, относят:

а) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы;

б) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений;

в) обеспечивает устойчивость общественной жизни;

г) создает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов;

д) осуществляет социальный контроль [117].

3) для социальных институтов характерно четкое распределение социальных позиций (статусов), и ролей, функций, прав и обязанностей;

4) социальные институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений, системой определенных установлений, предписаний, норм, правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института;

5) отличительным признаком социального института выступает система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

Все социальные институты можно классифицировать по многим признакам. В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности они подразделяются на формальные и неформальные институты. Главным признаком формального института является то, что взаимодействие между субъектами в этом объединении осуществляется на основе формально оговоренных правил, норм, положений и т.п. Для выполнения своих функций формальный социальный институт создает учреждения, организации, в пределах которых (например, учреждения образования), организуется определенная профессиональная деятельность, осуществляется управление социальными действиями, а так же контроль за их осуществлением. Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, однако не обладает жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены в виде четких предписаний, уставов, положений и т.д. (например, дружба, товарищество, соседство и др.).

В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на: политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные, политические партии, система права, государство и др.

Политические институты создаются в целом для завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения.

Социально-культурные институты образуются с целью создания и распространения ценностей культуры. Они включают в себя систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, клубы и т.д.); деятельностью которых является социализация и воспитание личности, овладение ею культурными ценностями общества. Сюда входят различные творческие союзы и объединения, организации и учреждения, которые создают, распространяют, пропагандируют определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.

Институт образования, включая и науку, представляет собой систему объединений людей и учреждений, ориентированных на получение как общих так и специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие научных знаний.

Институт семьи, как специфический институт, выполняет одну из самых важных функций – воспроизводство членов общества, их воспитание и первичную социализацию.

Институт религии – это совокупность социальных объединений (религиозных общин, групп, сект и др.), а так же учреждений и организаций (церковь, духовная семинария и т.д.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей, их общностей, общества в целом.

Социальные институты, как было подчеркнуто выше, выполняют очень важные функции в обществе. Они сводятся к следующим:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, когда каждый социальный институт посредством определенной системы ценностей, норм, правил вырабатывает определенные стандарты поведения у своих членов и устанавливает определенный порядок их деятельности.

2) адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспосабливаемость, адаптируемость индивидов и общества в целом к изменившимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной;

3) интегрированная функция состоит в том, что социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями, санкциями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав членов общества;

4) коммуникативная функция заключается в том, что информация, произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами во взаимодействии между различными институтами, действующими в обществе;

5) социализирующая функция состоит в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании, развитии и воспитании личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм, правил, образцов поведения и т.п.;

6) регулирующая функция заключается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений и наказаний за эффективное или неэффективное выполнение различных действий [118].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.