Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и инструменты торговой политики




В 1991г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран», в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны.

Теория международной конкуренции

М. Портер выделяет 4 детерминанты конкурентного преимущества страны.

1. Обеспеченность страны факторами производства.

2. Состояние внутреннего спроса на товар (емкость рынка, эластичность спроса по цене, национальные традиции, сегментация потребителей).

3. Наличие в стране конкурентоспособных отраслей, поставщиков и родственных отраслей.

4. Национальные особенности стратегии, структуры и соперничества фирм.

Приводит в действие ромб конкурентоспособности политика государства, направленная на стимулирование деятельности данной отрасли и случай.

 

 

8.2. Роль государства в международной торговле

 

Характер торговой политики

Государственное регулирование внешней торговли может быть:

Одностороннее Двустороннее Многостороннее
Когда органы экономи-ческой власти страны в одностороннем порядке без согласования с торговыми партнерами используют методы гос. регулирования внешней торговли (эмбарго-запреты) Происходит согласование мер торговой политики с торговым партнером Меры государственного регулирования внешней торговли используются всеми странами, подписав-шими международные экономические отношения (ВТО, ЕС).

 

В зависимости от степени воздействия государства на внешнюю торговлю страны различают 2 вида торговой политики:

1. Свобода торговли – политика минимального вмешательства государства во внешнюю торговлю, которая развивается в соответствии со стихийным механизмом рынка.

2. Протекционизм – политика государственного регулирования внешней торговли с помощью методов тарифного и нетарифного регу-лирования торговли, направленная на защиту национальных произво-дителей от иностранной конкуренции.

В современных условиях протекционизм проявляется:

- в торговле между индустриальными странами (в области сельского хозяйства, текстиля, одежды);

- в торговле между индустриальными и развивающимися странами – это экспорт промышленных товаров из развивающихся стран;

- в торговле между развивающимися странами в области торговли товарами традиционного экспорта (чай, кофе, бананы, нефть, и т.д.).

Характер торговой политики определяется средним уровнем тарифных и нетарифных ограничений торговли. Средний уровень тарифных ограничений определяется как средняя ставка импортной пошлины, взвешенная по стоимостному объему импорта товаров, на которые она накладывается.

Например, средний уровень тарифа в странах-членах ВТО составляет 3 %, в РФ – 14 %. Средний уровень нетарифных ограничений определяется как стоимостная доля импорта или экспорта, попадающая под нетарифные ограничения. Характер торговой политики страны может быть протекционистский, умеренный или открытый (свобода торговли). Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10 %, а количественные ограничения покрывают менее 25 % импорта и имеют низкоинтенсивный, регистрационный характер. Методы и инструменты торговой политики представлены в табл.8.6[18].

Таблица 8.6

Методы Инструменты Регулирует преимущественно
Тарифный метод 1. таможенный тариф 2. тарифная квота Импорт товаров Импорт товаров
Нетарифный метод Количественные барьеры 1. квотирование 2.лицензирование 3. добровольное ограничение экспорта (ДОЭ) Импорт Импорт/ экспорт экспорт
Скрытые барьеры 1. технические барьеры (упаковка, маркировка, сертификация качества) 2. налоги и сборы 3. закон о государственных закупках 4. требование о содержании местных компонентов Импорт     Импорт Импорт Импорт
Финансовые барьеры 1. субсидирование 2. кредитование 3. демпинг Экспорт Экспорт Экспорт

Излишек производителя – разность между рыночной ценой, по которой производитель продал свой товар (Ро * Qо) и минимальной ценой, по которой он готов был продать свой товар (минимальная цена – ограничена кривой предложения) – b.(рис. 8.3)

S – предложение; D – спрос

Р
Р0
Q
Q0
S

 


а

 

 


b
D

 

Рис. 8.3. Излишки производителя и излишки потребителя.

 

Характер торговой политики РФ определяется как умеренный. Влияние торговой политики на экономическое положение страны можно определить, используя следующие понятия:

- излишки потребителя

- излишки производителя

Излишек потребителя – разность между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель (ограниченной кривой спроса на товар) и рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар (Ро * Qо) – а.

Площадь, ограниченная Ро и D – a; площадь, ограниченная Ро и S – b




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.