Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозные параметры рынка макротехнологий, млрд. долл




Средство экономии на НИОКР. Покупатель технологии во многих случаях может обеспечить существенную экономию затрат по сравнению с попыткой разработать требуемую технологию самостоятельно, одновременно происходит выигрыш во времени. Вместе с тем практически обязательная адаптация зарубежной технологии к местным условиям уменьшает эффект от подобной экономии средств и времени.

Доступ к новейшим технологиям. В ряде случаев отставание в отдельных областях науки и техники может быть полностью или частично преодолено за счет импорта необходимых технологий. Часто это открывает возможности для селективного научно-технического развития фирмы. Разумеется, стремление к инновационной монополии побуждает владельца технологии, особенно ключевой, не торопиться с ее экспортом в лицензионной форме. Конкретные перспективы повы-шения технического уровня на базе зарубежных научно-технических решений определяются в каждом отдельном случае с учетом сложившейся конъюнктуры, взаимоотношений с партнером.

Предоставление технологий – возможность более эффектив-ного совершенствования объекта лицензии. В некоторых случаях продажа технологий сильному технологическому партнеру открывает более широкие возможности для дальнейшего совершенствования этой технологии при участии партнера-покупателя. Часто совместные усилия лицензиара и лицензиата в вопросах будущего развития объекта лицензии предусматриваются в самом лицензионном соглашении.

Продажа технологий – средство расширения экспорта. Часто в международном научно-производственном сотрудничестве присут-ствует фактор комплексности лицензионных соглашений, дополняемых поставками оборудования, материалов, компонентов. Происходит своего рода «привязка» покупателя технологий к ее разработчику: лицензионное соглашение сразу же предусматривает последующий сбыт сырья, деталей и узлов. Иногда эта форма эффекта называется «эскорт-эффектом».

Борьба за новые торговые рынки. Передача технологий может выступать в качестве первого этапа освоения нового рынка. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск продукта и его реализацию на экспорт трудно организовать в достаточных количествах. На втором этапе разработчик начинает выпуск самого продукта. К этому времени покупатели на зарубежном рынке уже знакомы с товаром, который ранее выпускался по лицензии, покупатель технологии уже затратил средства на рекламу, перспективы сбыта относительно ясны.

Экономическая целесообразность экспорта технологий обусловлена следующими причинами

1. Отсутствие необходимой производственной мощности. В ряде случаев продажа технологий выступает единственной возможностью коммерциализации научно-технического достижения, так как у научно-технических организаций часто отсутствуют необходимые производственные мощности. Если нет условий для реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции (общественный научно-технический прогресс), следует хотя бы реализовать технологию в качестве самостоятельного продукта. Это определит финансовые возможности для: 1) выполнения последующих НИОКР; 2) освоения производства нового продукта на реконструируемых или вновь вводимых мощностях; 3) проведения маркетинга продукции на внутреннем и зарубежных рынках.

Таким образом, реализация технологии, как таковой, может служить предпосылкой для перехода в дальнейшем в другой сегмент мирового технологического рынка – рынка наукоемкой продукции.

3. Продажа технологий – способ обойти проблемы экспорта соответствующего продукта. Преимущества продажи технологии по сравнению с экспортом продукта, производимого по данной технологии, могут заключаться в следующем:

6. конструкция изделия сохраняется в секрете;

7. уменьшаются трудности транспортировки и сбыта товара;

8. преодолеваются таможенные барьеры.

5. Продажа технологий – способ установления контроля над зарубежной фирмой. Технологический контроль над зарубежным покупателем технологий (особенно небольшой или средней фирмой) может осуществляться через различные рычаги. Так, контроль показателей объема производства и прибыли покупателя технологий происходит через ставки роялти, фиксируемые в лицензионном соглашении. Контроль технических условий осуществляется через специальные пункты лицензионного соглашения. Кроме того, контроль над фирмой-покупателем реализуется посредством сопряженного экспорта сырья и компонентов (эскорт-эффект), а также использования в качестве лицензионного вознаграждения ценных бумаг и акций лицензиата.

6. Предоставление технологий – способ обеспечения доступа к другому новшеству. Часто единственным способом обеспечить доступ к интересующему новшеству является встречное предоставление партнеру собственных научно-технических достижений, в этом случае может использоваться так называемое перекрестное лицензирование.

Такая форма коммерциализации технологий особенно актуальна для научно-технических организаций и фирм – лидеров в соответствующей области науки и техники. Некоторые зарубежные фирмы, в частности японские, готовы предоставлять свою технологию только в обмен на научно-технические достижения партнера.

Экономическая целесообразность импорта технологий может проявляться в следующих формах

3. Импорт технологий – средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт. В ряде случаев приобретение технологий ведет к меньшим затратам иностранной валюты, чем импорт товаров, производство которых не освоено в стране; одновременно обеспечивается использование национального капитала и рабочей силы. Однако импорт технологий может вести к дополнительным валютным расходам в случае больших объемов сопряженного импорта сырья, материалов, компонентов (эскорт-эффект).

4. Импорт технологий – гарантия освоения продукции или процесса при помощи лицензиара. В процессе изучения зарубежной технологии, потенциально представляющей интерес, всегда есть возможность убедиться в практической отработанности всех элементов технологии. Обязательства продавца технологии оказывать содействие покупателю в ходе ее освоения; соответствующие гарантии специально включаются в лицензионные соглашения.

Эти соглашения могут предусматривать детальное ознакомление покупателя с новой технологией, необходимые местные испытания, подготовку кадров и т.п.

5. Импорт технологий – условие расширения экспорта продук-ции, выпускаемой по зарубежной технологии. Как показывает опыт, во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве. Одной из предпосылок подобного положения является высокое качество лицензионных изделий. Вместе с тем это может привести к росту конкуренции на мировых рынках.

Доступы к новым технологиям у фирм разнообразны. Это создание необходимого потенциала на самом предприятии; покупка фирмы, овладевшей интересующей технологией; заключение соглашений о сотрудничестве или контрактов на исследования с внешними организа-циями; покупка лицензий. В частности, это могут быть лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на техническое содействие, лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на инжиниринговые услуги, лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на техническое содействие и на промышленное и ком-мунальное использование патента. К способам освоения новых техно-логий относятся также такие методы, как внутреннее предприни-мательство и развитие венчурного капитала. Для полного исполь-зования собственных возможностей ТНК применяют стратегию «технологических гроздей», предполагающую комплексное развитие базовой технологии и совокупности ее направлений в различных отраслях.

Все многообразие форм коммерческой передачи технологии в мировом хозяйстве, в конечном счете, может быть сведено к трем каналам:

- экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;

- в чистом виде, когда технологии являются непосредственно товаром − лицензии, управление, контроль, оказание технической помощи;

- вместе с капиталом и производительными силами, предос-тавление технического капитала.

Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно. Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40 % общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии.

На долю семи высокоразвитых стран приходятся 80-90 процентов всей наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Вообще в мире насчитывается 50 макротехнологий, под которыми понимают совокупность всех технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, сервисная поддержка проектов) по созданию определенного рода продукции с заданными параметрами, из которых 22 макротехнологии контролируют США, 8-10 − Германия, 7 − Япония и по 3-5 − Великобритания и Франция.

В последние годы круг экспортеров наукоемких изделий заметно расширился, прежде всего, за счет Китая и других стран Восточной Азии. Опираясь на широкое использование иностранных инвестиций, технологий и оборудования, они смогли в кратчайшие сроки преобразовать свои отсталые в прошлом экономики, создать современные высокотехнологичные производства, стать крупными поставщиками на мировые рынки промышленных изделий и услуг. Некоторые из них (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) составили группу т.н. «новых индустриальных стран». К ним подтягиваются Малайзия, Филиппины, Таиланд, Индонезия (табл. 9.4)

Таблица 9.4

ТЕХНОЛОГИИ ГОДЫ
     
Авиационные 4.0 18-22  
Космические 0.9    
Ядерные 0.6    
Судостроение 0.4    
Автомобилестроение 0.2   6-8
Транспортное машиностроение 0.6   8-12
Химическое машиностроение 0.6   8-10
Новые материалы     14-18
Добыча и переработка нефти 6.4   14-22
Добыча и транспортировка газа 0.6   21-28
Энергетическое машиностроение 0.5   12-14
Станкостроение и промышленное оборудование 0.1   8-10
Микро- и радиоэлектронные 0.05   7-9
Компьютерные и информационные 0.05 4.6 7.8
Коммуникации и связь 0.2 3.8  
Биотехнологии 0.4    
ВСЕГО 22,6 94-98 144-180

Источник: [WTO]

Укрепили свои позиции на мировом технологическом рынке и некоторые малые европейские страны (Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Ирландия и др.), а также Израиль, тогда как США потеряли первенство по 8 макротехнологиям

Наиболее динамичным сегментом мировой торговли выступает сегодня рынок наукоемких услуг (телекоммуникации, компьютерные и информационные услуги, контрактные ИР, маркетинг, консалтинг, аудит, образовательные, финансовые, инженерные и другие деловые, профессиональные и технические услуги (за исключением строитель-ных, торговых и риэлтерских). Быстро развивается и экспорт техно-логий, а также наукоемких (высокотехнологичных) товаров (авиакос-мическая техника, офисное и телекоммуникационное оборудование, точные приборы, фармацевтика). Совокупный мировой экспорт техно-логий, наукоемких товаров и услуг превысил 3,1 трлн. долл., занимая более 20 % общего объема мирового экспорта товаров и услуг.

По мнению экспертов, в первой четверти XXI века процесс ради-кальных перемен в мирохозяйственных связях наберет еще большую силу. Ожидается, что этот период ознаменуется новыми глубокими технологическими трансформациями, которые связаны с дальнейшим развертыванием информационной революции, освоением и распростра-нением первых поколений VI технологического уклада, опирающихся на практическое использование достижений био- и нанотехнологий, фотоники, оптоинформатики, лазерной техники.

Одновременно будет происходить дальнейшая интеллектуализация международных экономических связей. По расчетам ИМЭМО РАН, в течение ближайших 15 лет мировой экспорт высоких технологий (технологии, наукоемкие товары и услуги) возрастет в 4-5 раз и займет ведущее место в международной торговле.

Несмотря на значительные инвестиции в образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Россия, к сожалению, в настоящий период продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3 %-0,5 %, в то время как доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности 9,4 %, что в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4 %-5 %, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4 %, Южной Кореи- 38,4 %, Венгрии- 25,2 %.

Заметно отстает от них Россия и по расходам на науку и образо-вание. Так, в США доля расходов на НИОКР составляет 2,8% ВВП, на образование − 7,5 %. В России. эти показатели равняются соответ-ственно 1 и 3,9 %.

В 2006 г. в России действовало 1900 соглашений по экспорту и 1675 соглашений по импорту технологий. Однако, несмотря на количественный перевес экспортных сделок, суммарные выплаты по импорту (1128.4 млн. долл.), в два с лишним раза превысили объем поступлений от экспорта технологий (535.4 млн. долл.), образовав отрицательное сальдо в размере 595 млн. долл.

Основными российскими экспортерами технологий в 2006 г были предприятия обрабатывающих производств (12.3 % объема экспорта), строительные компании (13.1%), научные организации (17.1%), прежде всего отраслевые научные институты; а также организации, предоставляющие прочие виды услуг (34.8 %).

Наиболее быстро рынок отечественных технологий развивается в машиностроении, нефтегазодобывающе, легкой и пищевой промыш-ленности, электронике, вычислительной технике и приборостроении.

В структуре импорта технологий Россия ориентируется на наиболее развитые страны мира, и эту тенденцию, по-видимому, следует считать одной из самых устойчивых в долгосрочной перспективе. Основной объем выплат по импорту технологий приходится на США (15.7 %), Швейцарию (12.2 %), Великобританию (10.3 %), Германию (5.9 %), Финляндию (6.2 %). Доля стран ОЭСР в целом составляет 74.8 %.

Россия на период до 2025 г. могла бы поставить задачу приоритетного развития по 12-16 макротехнологиям. На 2010 г. основными макротехнологиями в РФ являются авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение по ним наш суммарный уровень знаний сегодня приближается к мировому, если не превосходит его. Если указанные макро-технологии удастся сделать конкурентными, то Россия на рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3 % до 10-12 % занимаемой на нем доли, что только за счет экспорта дало бы до 140-180 млрд. долларов в год. Ключевыми факторами успеха здесь будут конкурентные качество, цена, соответствующее сервисное обеспечение продукта и услуг. Реализация такого рода политики обеспечит социальный спрос на науку и образование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.