Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции ее развития




Международная трудовая миграция, современные

Многогранность процесса миграции и сложившегося в связи с этим расхождения в теоретических подходах к его исследованию, приводят к формированию его различных трактовок. Трудность состоит в том, что в современной российской науке теоретическое обобщение проблем миграции носит фрагментарный характер, что связано с отсутствием полных и достоверных данных о мигрантах, их потоках и сопутствующих процессах в России.

В общественных науках термином «миграция» (от лат. migratio – переселение) обозначают перемещение населения в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). Самое общее определение миграции означает перемещение людей со сменой постоянного места жительства.

Впервые понятие «миграция» было введено в научный оборот в конце XIX в. английским ученым Э. Равенштейном в работе «Законы миграции», который рассматривает миграцию как «постоянное или временное местожительство человека», как «непрерывный процесс», обусловленный взаимодействием четырех основных групп факторов: 1) факторы, рассматривающие социально-экономическое положение страны выезда; 2) факторы, определяющие смену стадий перемещения мигранта; 3) факторы, описывающие социально-экономическое положение страны въезда; 4) факторы личного характера, под которыми понимается система предпочтений личности, вся совокупность ее демографических характеристик и т.п.

В отечественной науке одним из первых ученых, обративших внимание на миграцию, был М.В. Ломоносов. Он связал демографические процессы рождаемости и смертности с миграцией, рассмотрев две диалектические пары: «эмиграция – смертность», «иммиграция – рождаемость», определив основные причины, пути эффективного регулирования международной миграции в России и указав, что строгими административными мерами решить проблемы эмиграции нельзя, представляя ее как «потерю российского народа», и предлагая привлекать иностранных граждан для восполнения этих потерь.

Наиболее распространенным является определение Л.Л. Рыбаковского, который предлагает называть миграцией любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. В ходе исследования миграции возникает необходимость разграничения и рассмотрения понятия «миграции» в широком и узком смысле. В узком смысле миграция выступает как законченный вид территориального перемещения, сопровождающегося пересечением территориально-административных границ и переменой обычного (постоянного) места жительства на более или менее длительное время или навсегда в течение определенного миграционного интервала. В широком смысле «миграция – это перемена жизненного пространства». Данное определение относится к числу часто цитируемых в зарубежной литературе.

Определение международной миграции, как правило, отсутствует в отечественных и зарубежных работах. Наиболее широкое описательное определение понятие международная миграция сформулировано В.А. Ионцевым. «Международная миграция представляет собой террито-риальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства, обусловленным различными факторами (семейными, национальными, политическими и др.), или пребыванием в стране въезда, имеющем длительный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное». Именно поэтому для исследования процессов международной миграции выделяют различные типы мигрантов, а международный мигрант определяется как лицо, совершающее межгосударственное территориальное передвижение навсегда или на срок с целью смены места жительства и работы.

В работе сделан сопоставительный анализ категорий мигрантов, выделенных российскими учеными Денисенко М.Б., Ионцевым В.А., Хоревым Б.С. и классификация мигрантов МОМ. Сопоставление двух основных классификаций мигрантов приведено в таблице 11.1

Таблица 11.1

Сравнительная таблица классификаций мигрантов

Виды классификаций Классификация Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Классификация МОМ
  Эмигранты Поселенцы
  Иммигранты Контрактные работники
  Трудящиеся мигранты Нелегальные иммигранты
  Нелегальные иммигранты Лица, ищущие убежище и беженцы
  Беженцы Профессионалы
  Студенты, стажеры, научные сотрудники и преподаватели  
  Прочие–туризм, отдых и т.д.  

 

Международные мигранты, официально квалифицируемые как трудящиеся мигранты, представляют собой важную, но не единственную группу, выступающую как составная часть рынка труда в странах назначения, поэтому при исследовании современных миграционных процессов было бы корректно учитывать и опыт использования на рынке труда поселенцев, стажеров, беженцев, других мигрантов, ищущих убежища от преследования, мигрантов с неупорядоченным статусом, и всех членов их семей, чему препятствует несовершенство сбора статистической информации. По нашему мнению, к наиболее полной классификации мигрантов относится отечественная классификация.

По мнению Рязанцева С.В. «трудовая миграция – это временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа и легитимности пересечения границы и трудоустройства, времени и периодичности работы, т.е. без окончательного переселения в регион или страну трудоустройства».

Наиболее полное определение международной трудовой миграции дает Ивахнюк И.В., в основу понятия положившую (так же как Глущенко Г.И. и Пономарев В.А.) определяющий признак – продажу мигрантом рабочей силы. Можно присоединиться к этой точке зрения и определить международную трудовую миграцию как процесс, связанный с пересечением государственной границы с целью максимально выгодной продажи своей рабочей силы на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет). При этом следует включить в определение главную цель мигранта – как можно дороже продать свою рабочую силу, стоимость которой отражается в заработной плате в стране назначения – существенно более высокой, чем в стране выезда.

Переезд на новое место жительство должен обеспечить трудовому мигранту материальные возможности, не только превышающие те, которые имели место на территории выезда, но и позволяющие компенсировать расходы на переселение.

Отсутствие единой и универсальной статистики, разнообразие отечественных и международных классификаций международной миграции и международной трудовой миграции способствуют появлению ряда теорий, концепций, включающих экономические, социологические, миграционные философские, исторические, системные и демографические подходы. Очевидно, что какие бы мотивы (политические, религиозные, национальные, расовые и др.) ни определяли современное движение населения – это, прежде всего, явление экономическое, обусловленное поисками нового местоприложения труда за пределами родной страны. Именно вследствие этого категориальная и статистическая универсализация должна быть свойственна для международных трудовых миграций, которые занимают главное место в международных миграциях и связаны с формированием международного рынка рабочей силы и адекватной системы ее национального и глобального регулирования и учета. Экономические подходы к изучению миграции населения позволяют наиболее полно отразить суть этого явления, выявить его общие закономерности и специфические черты.

В современных исследованиях миграции акцент ставится на максимальном отражении множественности условий миграции и содержит синтез различных подходов к изучению ее причин.

Экономический разрыв в уровнях экономического и социального развития, в частности в том, что касается уровня дохода и занятости, очевидно, является наиболее существенным объяснением миграции. Несмотря на прогнозы ускоренного развития целого ряда развивающихся стран, перспектива их длительного отставания от развитых государств обуславливает сохранение интенсивности миграционных потоков. Глобализация стимулирует увеличение миграционных потоков, придает им цепной, кумулятивный характер и внутреннюю динамику. Направленность передвижения населения в значительной мере зависит от исторических связей между странами, географической и культурно-лингвистической близости стран, семейных стратегий существования, а также сложившихся миграционных сетей между странами. Наличие подобных условий благоприятствует быстрой интеграции мигрантов в экономику принимающих стран и более полной реализации их человеческого капитала.

Итак, международную миграцию рабочей силы можно определить как перемещение населения через государственную границу для работы по трудовому контракту с работодателем другой страны или в целях поиска работы со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция рабочей силы делится на:

1) трудовую эмиграцию − выезд трудоспособного населения из страны;

2) трудовая иммиграция − въезд трудоспособного населения в страну.

Вместе с тем существует и более специфическая форма междуна-родной миграции – реэмиграция, т.е. возвращение на родину ранее эмигрировавшего населения.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная − мигранты выезжают на постоянное место жительства;

2) возвратная делится на:

- временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

- сезонная − связана с въездом для работы в тех отраслях, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг), в пределах до 1 года;

- маятниковая (челночная, приграничная) - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, работающих таким образом, называют фронтальерами.

Также существует нелегальная миграция и «утечка умов» (выезд высококвалифицированных кадров).

В настоящее время сложились и функционируют несколько мировых центров притяжения рабочей силы:

- страны Западной Европы. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды. В этих странах целые отрасли экономики зависят от импорта рабочей силы. Во Франции эмигранты составляют четверть занятых в строительстве, треть в автомобилестроении, в Бельгии половину горнорабочих;

- нефтедобывающие страны Ближнего Востока, сформировавшиеся как рынок рабочей силы в 70-е годы. В начале 80-х годов эти страны приняли более 4,5 млн. иностранных рабочих. Значителен удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона. Например, в ОАЭ они составляют 97 %, в Катаре – 95,6 %, в Кувейте – 86,5 %. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет;

- США. Послевоенная миграция в США состояла из двух этапов: первого – активная европейская эмиграция; второго (начиная с 1965г.) – эмиграция из стран Азии и Латинской Америки. С 1995 г. ежегодный доступ иммигрантов на уровне 650 тыс. человек, из них 2/3 представляют собой категорию родственников и 1/3 – квалифицированные специалисты и члены их семей;

- Австралия, где используется около 200 тыс. иностранных рабочих. С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны.;

- страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где основными импортерами рабочей силы являются «новые индустриальные страны», а также Япония, Бруней;

- страны Латинской Америки, где общее число мигрантов составляет 5-8 млн. человек. Наиболее распространенной формой является сельскохозяйственная миграция. В последние годы для стран этого региона особый интерес представляют иммигранты из стран Центральной и Восточной Европы тех специальностей, в который ощущается острая нехватка кадров (нефтяники, инженеры-химики и т.д.);

- страны Африки. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция. Основные принимающие страны этого региона – страны Северной Африки и ЮАР.

Отдельно хотелось бы отметить Россию как центр притяжения рабочей силы.

Одним из основных факторов, порождающих международную трудовую миграцию в Россию, является существующий стабильный спрос на низкооплачиваемый труд иностранных работников в ряде регионов и отдельных сферах экономики, малопривлекательных для местного населения. Несмотря на усилия государства, направленные на упорядочение процессов международной трудовой миграции, связанный с ней сегмент рынка труда в РФ остается в большой степени «теневым». Поэтому официальные статистические данные, использованные в исследовании, раскрывают лишь общие тенденции и структурные характеристики трудовой миграции в Россию, позволяя одновременно представить и масштаб недоучета этого процесса.

С начала XXI в. объем официальной международной трудовой миграции в Россию постоянно возрастает. В 2008г. число таких мигрантов превысило 2,4 млн. человек, что составило, по разным оценкам, от 30 до 50% всех иностранных мигрантов.

 

 

Рис.12.1. Численность трудовых мигрантов в России (по числу выданных разрешений на работу), тыс. человек

 

Источник: Статистическая отчетность ФМС (форма Т-1, Т-2)

2005-2009 гг.

Расширяется и география миграции: в нее вовлечены уже более 130 стран, но основная часть мигрантов (73%) поступает на российский рынок труда из стран СНГ. В 2007 г. Узбекистан, потеснив Украину, стал крупнейшим поставщиком мигрантов в РФ. Его доля в 2008 г. составила 26%. Далее, в порядке убывания численности, следуют Таджикистан (16%), Украина (10%) и Киргизия (7,6%). Из стран дальнего зарубежья особенно много иностранных работников прибыло из КНР, Турции и Вьетнама. Доля трудовых мигрантов из ведущих капиталистических стран, таких, как США, Канада, Япония, Германия, и других развитых европейских стран незначительна.

Согласно данным мониторинга внешней трудовой миграции ФМС РФ, численность официально зарегистрированных граждан, привлеченных на работу из стран СНГ, возросла с 1994 г. по 2008 г. на 1709,2 тыс. человек, т.е. почти в 25 раз. Такое резкое увеличение, как мы полагаем, вызвано не только реальным ростом объемов легальной трудовой миграции, но и улучшением законодательной миграционной базы в РФ и повышением качества работы с нелегальной миграцией и незаконной трудовой деятельностью правоохранительными органами и ФМС. Правда, это увеличение происходило неравномерно, в несколько этапов. Появление первого этапа (1992-1996 гг.) спровоцировали огромные геополитические, социально-экономические изменения на территории бывшего СССР, повлекшие за собой «всплеск» трудовой миграции. Численность иммигрантов из государств СНГ достигла 145,6 тыс. человек в 1996 г., увеличившись с 1994 г. более чем в вдвое. На втором этапе (1997-1999 гг.) произошло резкое сокращение размеров трудовой миграции, вызванное ухудшением экономической ситуации в России, и миграция достигла минимума в 94,7 тыс. человек в 1999 г. (первый послекризисный год российской экономики). С 2000 г. начинается третий этап (2000-2008 гг.), снова происходит рост числа трудящихся-мигрантов, с небольшим падением в 2003 г. (на 18%) по сравнению с 2002 г. В 2008 г. их численность равнялась уже 1780 тыс. человек, что больше в 3,2 раза по сравнению с 2006 г. и в 16,7 раза − с 2000 г.

Надо отметить, что удельный вес трудовых мигрантов в численности занятых в экономике до 2000 г. был незначительным, и их присутствие не сказывалось на уровне занятости местного населения. В 2008 г. с ростом абсолютных значений доля иностранцев достигла уже 3,2%, увеличившись с 2000 г. в 11 раз. В некоторых административно-террито-риальных образованиях и отдельных сферах экономической деятельности этот показатель может возрастать многократно.

По данным Росстата, численность легальных мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана в 2008 г. составила 1219 тыс. человек и выросла с 2000 г. в 92,3 раза.

Узбекистан, как экспортер иностранной рабочей силы, имеет наибольший удельный вес среди стран среднеазиатского региона. В 2008 г. количество работающих в России граждан из этого государства выросло в 6,1 раза по сравнению с 2006 г. − со 105,1 тыс. до 642,7 тыс. человек. Таджикистан- второй по величине поставщик иностранных работников из этой группы стран. В 2008 г. их численность в России составила 391,4 тыс. человек, увеличившись почти в 4 раза с 2006 г. Постоянно возрастает объем трудовой миграции в РФ и из Кыргызстана. Количество трудовых мигрантов из этой республики в 2008 г существенно выросло и достигло 184,6 тыс. человек, что в 6 раз превышает показатель 2006 г.

Однако определить, каков же на самом деле уровень нагрузки, который оказывается миграцией на население страны въезда, можно с помощью коэффициента интенсивности использования иностранной рабочей силы (КИИРС). Этот предложенный нами коэффициент позволяет судить о плотности миграционного потока, учитывая количество работающих иностранцев, численность населения отдающей и принимающей страны. Так, при несомненном лидерстве Узбекистана среди среднеазиатских стран по числу отправленных в Россию мигрантов, он со значением КИИРС 2,565 занимает только 3-е место, пропустив вперед Таджикистан (7,059) и Кыргызстан (4,054). Заметим, что можно рассчитать предельные значения КИИРС, при достижении которых миграция станет причиной дисбаланса половозрастной структуры населения в стране эмиграции.

Возрастной диапазон мигрантов в основном находится в пределах от 18 до 60 лет, 67% из них - люди не старше 40 лет.

Наиболее активна в миграционном отношении самая молодая возрастная группа − от 18 до 29 лет, ее удельный вес достигает 35,2% от общего количества всех иностранных работников. В последние годы их доля в миграционных перемещениях возрастает, происходит омоложение миграционных потоков, что особенно заметно по республикам Средней Азии. Но молодежь из этих стран, как правило, имеет низкий уровень профессиональной подготовки и занята на трудоемких производствах с тяжелыми условиями труда − в строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и т.д.

Стремясь минимизировать свои расходы, большинство трудовых мигрантов, особенно молодые, не обремененные семьей, выезжают на заработки на 2-3 сезона. В 2007 г. более 91% иммигрантов приехали на срок, превышающий 9 месяцев, и только 3,6% их них трудоустраивались на временные работы сроком до 6 месяцев.

Социологические исследования показывают, что более 95% мигрантов находят работу за рубежом через теневые структуры у себя на родине.

Объемы использования иностранной рабочей силы на региональном уровне в РФ сильно разнятся, так как экспортные потоки мигрантов ориентированы в сторону наиболее привлекательных в миграционном отношении, экономически развитых и благоприятных для проживания районов страны. Наибольшая миграционная нагрузка ложится на Центральный, Западно-Сибирский и Уральский экономические районы. В Центральном районе, где постоянно возрастает концентрация иностранных работников, лидирует агломерация − Москва и Московская область, принимающие у себя 28,1 % и 9,8% всех мигрантов соответственно. В Западной Сибири (10,8%) выделяется Тюменская область, включающая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (5,8%), куда мигрантов привлекают нефтяные и газовые промыслы. Уральский, с 10,5% − последний в списке миграционно значимых районов, трудоустроивших более 10% иностранных работников, где самый крупный вклад вносит Свердловская область (4,7%). Отдельные регионы различаются и по профессиональной структуре занятости иностранцев. Привлекаемые в Россию строители в основном сосредоточены в Москве, Свердловской и Ленинградской областях, занятые в сельском хозяйстве − в Амурской, Московской и Волгоградской областях, в промышленности и на транспорте − в Московском регионе и Санкт-Петербурге.

Анализ территориального распределения работников из государств СНГ показывает, что миграционные потоки каждой республики имеют свои географические ориентиры, связанные, по-видимому, с местами расселения национальных диаспор этих стран. С начала 1990-х годов главное направление перемещения всех среднеазиатских мигрантов - Центральный экономический район. В 2007 г. он принял 36,3% всех трудовых мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Лидером в Центральном регионе, безусловно, является Московский регион. Москву выбирают 38,2% всех киргизов, 19% таджиков и 15% узбеков; Московскую область − 13,8%; 11,3%; 9,3% соответственно. Что касается присутствия среднеазиатских иммигрантов в остальных российских регионах, то здесь проявляются определенные различия в предпочтениях при выборе региона трудоустройства. Так, граждане Кыргызстана направляются на работу в Западную Сибирь (14% %), Уральский (13,5%) и Восточно-Сибирский (10%) регионы.

Более 22% таджиков трудилось в Уральском и 15% − в Западно-Сибирском регионах. Чуть менее 14% узбеков осваивали Уральский район, 11,9% − Северо-западный, 11,6% − Западно-Сибирский, 10,9% - Поволжский.

Потоки мигрантов из Украины направлены на Центральный район (52,3%), Западную Сибирь − 15%. Граждан КНР притягивает Москва (31,5%), Дальний Восток (25,3%) и Восточная Сибирь (22,7%). Турецкие мигранты в основном сосредоточены в Москве (35%), хотя они есть и в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (8,4%), Краснодарском крае и Нижнем Новгороде.

Профессиональные и квалификационные характеристики приезжающих мигрантов в целом соответствуют потребностям российской экономики; их труд используется в основном в сфере материального производства (более 55%). Список профессий, по которым разрешено привлечение иностранной рабочей силы, включает около 150 специальностей. В 2008 г. более 60% иностранных граждан были поглощены трудодефицитными отраслями - строительством, обрабатывающими производствами, добычей полезных ископаемых, сельским хозяйством. Среди этих отраслей труд мигрантов был наиболее востребован в строительстве − 41%. Примечательно, что с 2000 г. в отраслевой структуре использования иностранных работников произошло наращивание доли мигрантов, занятых в отраслях материального производства, с одновременным сокращением объемов занятости в торговле и сфере услуг. Так, с 2005 по 2008 г. при увеличении объемов миграции в Россию в 3,45 раза, занятость в торговле выросла только в 1,9 раза, тогда как число работающих в строительстве мигрантов - в 3,7. Данный тренд был связан с благоприятной на тот период экономической ситуацией как в стране, так и в мире в целом − рост мировых цен на сырье и энергоносители породил значительные финансовые инвестиции российских компаний, направленные в первую очередь в отрасли с быстрой капиталоотдачей.

Итак, к особенностям международной миграции на современном этапе можно отнести также:

- повышение доли иммигрантов-профессионалов в общей численности мигрантов;

- усложнение явления «утечки умов», их диверсификация (циркуляция) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом и вслед за ним»;

- рост нелегальной иммиграции;

- расширение эмиграции из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР;

- усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции;

- усиление роли транснациональных корпораций в миграционных процессах и придание им организованного характера.

В целом можно говорить об интенсификации миграционных процессов во всех их проявлениях.

 

11.3. Факторы, определяющие миграцию рабочей силы

и ее последствия

 

Итак, в целом миграция рабочей силы происходит под воздействием двух групп факторов:

1) неэкономических, например, политико-правовых (напри­мер, потоки беженцев из Вьетнама после победы ком­мунистов в 1975 г.), религиозных, этнических (напри­мер, в странах СНГ проживает 3 млн. евреев, 2 млн. немцев и 1,2 млн. поляков, часть из которых стремится к воссоединению со своей исторической родиной), се­мейных. В последние десятилетия серьезное влияние стали оказывать такие факторы, как экологические, образовательно-культурные, психологические;

2) экономических. К экономическим факторам относятся:

- различные уровни экономического развития стран, что влечет за собой и различную стоимость рабо­чей силы. Следовательно, ра­бочая сила перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем;

- состояние национального рынка труда. Например, в слаборазвитых странах национальный рынок труда развивается в условиях органической безработи­цы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

- структурная перестройка экономики. Так, переход нашей страны к рыночной экономике, сопровож­дающийся либерализацией внешнеэкономической деятельности, привел к резкому увеличению между­народного миграционного оборота в России;

- НТП, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

- вывоз капитала, функционирование ТНК. Корпо­рации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

В силу разных причин проблема экономического роста особенно обострилась в последнее время в странах, наиболее активно импортирующих труд (рабочую силу) и ее экспортирующих. Например, в период мирового финансово-экономического кризиса, в 2009 г. наиболее значительно ВВП уменьшился в Германии, Великобритании и некоторых других странах, активно принимающих трудовых мигрантов, а также в Украине, Молдове и Латвии, активно их экспортирующих.

Как отмечает статистика, люди редко эмигрируют из стран, в которых высокие темпы роста ВВП сопровождаются пропорциональным увеличением индивидуальных доходов и уменьшением безработицы. На этом основании высокая безработица считается одной из основных причин массовой эмиграции. Так, согласно данным социологического опроса, проведенного в Соединенных Штатах в конце 90-х годов, примерно треть мексиканских мигрантов переехала в эту страну, поскольку в Мексике ”меньше рабочих мест”, чем в США. Вместе с тем в основные центры притока трудовых мигрантов (США и ЕС) иммигрирует множество людей из стран, где официальная безработица существенно ниже, чем в развитых странах. В 2009 г., по данным МОТ, средний уровень безработицы в развитых странах составлял 8,4%, а в государствах «зоны евро» − даже 9,7%. Однако в течение этого года трудовые мигранты из Юго-Восточной Азии (средний уровень безработицы - 5,6%), Южной Азии (5,1%) и других регионов мира продолжали прибывать сюда. Значит, можно утверждать, что избыточное предложение труда на национальных рынках развивающихся стран не является главной причиной трудовой эмиграции.

Среди важнейших ее причин следует выделить две: во-первых, различия в цене труда одинаковой квалификации по странам; во-вторых, поиск возможностей наиболее полной самореализации в принимающей стране. Это в целом соответствует неоклассической теории миграции, которая объясняет решение каждого отдельного индивида о трудовой миграции анализом соотношения возможных издержек и приобретений.

Теоретически такое движение рабочей силы способствует рациональному использованию труда как важнейшего фактора экономического роста не только на микро- и на макроуровне, но и на уровне всего мирового хозяйства. В этом смысле трудовая миграция обычно рассматривается как способ оптимального распределения трудовых ресурсов мирового рыночного хозяйства между странами и регионами.

До последнего времени поток трудовой миграции имел характер практически одностороннего движения: из развивающихся и бедных стран - в развитые и богатые. Односторонний характер этого движения в значительной мере обусловливается и демографическими причинами: снижением рождаемости и старением населения в развитых странах и ”слишком” высокими темпами роста населения в большинстве бедных стран. Согласно прогнозам ООН, доля населения Европы в общей численности жителей Земли за 2000-2050 гг. уменьшится с 12% до 7%. Приток иммигрантов позволяет развитым странам пополнять экономически активную часть населения и к тому же экономит расходы на формирование рабочей силы. Преимущественно объектами миграции являются и такие относительно более развитые страны, как Россия, Беларусь и ряд других стран СНГ. Следует отметить, что в теории все более утверждаются позитивные оценки международной трудовой миграции: главные аргументы связаны с сиюминутной выгодой бизнеса.

Однако массовая международная миграция рабочей силы имеет куда более широкий круг причин и последствий, нередко весьма противоречивых.

Среди причин, стимулирующих миграцию населения из более бедных стран, особую роль играют широкие социальные гарантии в развитых странах. Они становятся самостоятельным фактором привлечения не только рабочей силы, но и членов семей работников-иммигрантов, в том числе нетрудоспособных. Высокий уровень социальных гарантий в принимающей стране является ключевым фактором, обеспечивающим приток и достаточно высокое качество жизни иммигрантов даже независимо от занятости. Но это, безусловно, повышает реальную цену импортируемого труда как фактора производства: высокие социальные гарантии (пособия по безработице, компенсации за увольнение и др.) реально увеличивают издержки на его приобретение (импорт). Это ведет к увеличению социальных расходов из государственного бюджета или дополнительных издержек соответствующих фирм. Такая ситуация особенно характерна для стран с социальной рыночной экономикой. Широкие и достаточно высокие социальные гарантии обеспечивают людям высокие стандарты жизни, но снижают стимулы к труду как граждан этих стран, так и приезжих. Оттого и показатели безработицы среди иммигрантов здесь довольно высоки.

Таким образом, цена импорта труда для стран с высокими социальными гарантиями не ограничивается заработной платой, которая формируется на микроуровне. На макроуровне она повышается на величину социальных гарантий. В случае же неконтролируемой миграции возникает избыток предложения дорогого (на макроуровне) труда невысокой квалификации. В закрытой экономике увеличение заработной платы в соответствии с повышением квалификации или опережающим ростом спроса на труд стимулирует замещение труда капиталом. И это становится источником повышения качественных и количественных параметров ВВП. Но в современной открытой экономике с широкими социальными гарантиями высокая цена труда обеспечивает массовый приток трудовых мигрантов, как правило, с низкой квалификацией. Предложение превышает спрос, и средний уровень цены труда снижается. На микроуровне издержки на приобретение труда сказываются не полностью и не стимулируют фирмы к активным инвестициям и инновациям, поскольку они функционируют в условиях избыточного предложения относительно дешевого труда.

Оценка последствий трудовой миграции не может быть однозначной.

Представляется, что, в конечном счете, проблема оценки последствий трудовой миграции и для стран-доноров, и для стран-реципиентов сводится к одному вопросу − возвращаются мигранты на родину после некоторого периода (нескольких лет или месяцев) эмиграции или нет. Если ответ положительный, последствия трудовой миграции можно признать однозначно позитивными как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров труда. Если же миграция является безвозвратной, то ее последствия оценить весьма сложно, тем более что их нельзя рассматривать в отрыве от демографических, культурно-этнических процессов в современном обществе.

В экономическом смысле труд − один из факторов экономического роста. Поэтому нормально, если страны-импортеры рабочей силы приглашают иностранных работников тогда и на то время, пока существует потребность в дополнительном труде. Также нормально, если происходит репатриация, когда экономическая конъюнктура изменяется и потребность в труде иностранных рабочих снижается. То есть национальная экономика при необходимости охотно использует труд иностранцев, а когда потребность в нем как факторе экономического роста снижается, «закупки» труда уменьшаются и происходит обратный процесс. Это теоретически. В действительности же труд как товар специфичен, вследствие чего механизм реального международного рынка труда совсем иной. Трудовая миграция часто становится безвозвратной независимо от состояния экономики страны-импортера. Избыток предложения труда иностранцев на национальных рынках труда в периоды спадов экономической конъюнктуры становится дополнительным фактором дестабилизации макроэкономической ситуации.

Возникающие проблемы вполне разрешимы при наличии двух условий. Во-первых, если основная часть трудовых мигрантов − работники высокой квалификации, во-вторых, если страна-импортер является открытой и привлекательной для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Соединение квалифицированной иностранной рабочей силы и ПИИ облегчает и ускоряет экономический рост, повышает уровень конкурентоспособности национальной экономики и способствует увеличению доходов госбюджета. В конечном счете это расширяет и возможности реализации социальных гарантий.

Носителями ПИИ обычно являются наиболее динамичные корпорации, обладающие эффективными технологиями, оборудованием, менеджментом. При наличии прагматичного экономического законодательства и рациональной политики регулирования трудовой миграции приток ПИИ обеспечивает достижение даже самых амбициозных целей национальной экономики. Наглядный пример - Ирландия, избравшая эффективную модель открытости. Сотни тысяч квалифицированных мигрантов, в основном из стран Европы, приехали для работы на предприятиях «Делл», «Майкрософт» и других успешно развивающихся ТНК, привлеченные благоприятными условиями для инвестиций. За 20 лет Ирландия из беднейшей среди западноевропейских стран (по доходам на душу населения) превратилась в одну из богатейших.

Китай строит свою политику в отношении трудовой миграции иначе. Эта страна располагает избытком собственного труда достаточной квалификации, но экономика развивается в условиях относительной закрытости: нет необходимости импортировать труд, за исключением специалистов высочайшей квалификации. Динамичный рост в КНР обеспечивается непрерывным притоком ПИИ, которые привлекаются существующими в стране гарантиями прав собственности и избыточным внутренним предложением достаточно качественного труда. Государственная политика обеспечивает гражданам повышение квалификации и регулирование структуры предложения квалифицированного труда по мере увеличения ПИИ и внутренних инвестиций. Здесь важным фактором привлечения ПИИ является низкая цена труда на микроуровне и минимальные социальные издержки на макроуровне. И все это − в условиях фактического запрета на эмиграцию.

Особенности политики Китая в отношении международной трудовой миграции, по существу, уникальны. Общий тренд − иной.

Влияние трудовой миграции на динамику экономического роста в принимающих странах зависит от уровня квалификации мигрантов и обеспечения соответствующего увеличения ПИИ (или внутренних инвестиций). Можно сказать, что «золотое правило» равновесного роста современной открытой экономики − соответствие притока ПИИ темпам прироста количества квалифицированных иностранных работников (либо подготовка квалифицированных работников с учетом конъюнктуры рынка труда и темпов прироста ПИИ). Как известно, недостаток квалифицированного труда или избыток предложения неквалифицированного труда ограничивают результативность ПИИ.

Существуют и проблемы иного порядка, в последние годы сдерживающие ПИИ в развитые страны. Они связаны с усилением конкуренции на международном рынке инвестиций со стороны ряда развивающихся стран и частично - со стороны государств с переходной экономикой. В последнем случае чрезмерный приток неквалифицированного труда в национальную экономику может стать причиной снижения общего уровня квалификации рабочей силы в стране-импортере труда. Как следствие, возможно ухудшение структуры экономики, снижение ее международной конкурентоспособности. Такая угроза вполне реальна для России. Уменьшение издержек за счет использования дешевой рабочей силы неквалифицированных мигрантов на микроуровне в долгосрочной перспективе перекрывается ростом совокупных издержек, снижением конкурентоспособности на макроуровне.

При выборе основных направлений миграционной политики в отношении международной трудовой миграции необходимо учитывать мировой опыт. По имеющимся оценкам, свыше 50% трудовых мигрантов в странах ЕС в последнее время составляют люди, практически не имеющие профессиональной квалификации, с невысоким или минимальным уровнем общего образования. Для сравнения − 55% мигрантов, приезжающих в США, обладают высокой квалификацией. Соответственно темпы экономического роста в первом десятилетии XXI в. в США составили свыше 3%, в ЕС − менее 2%.

Почему же более половины мигрантов в Соединенные Штаты относятся к категории квалифицированных работников, а большинство мигрантов, прибывающих в Евросоюз, − неквалифицированные работники? Конечно, существенное значение имеют особенности миграционной политики. Однако, как показывает социологический анализ, решающую роль играет наличие сильных социальных гарантий в ЕС. Эти гарантии позволяют выживать или неплохо жить и тем, кто вообще не работает или непродолжительное время (время от времени) выполняет самую простую работу. В США такие гарантии отсутствуют, поэтому хорошие шансы на рынке труда имеют только высококвалифицированные и инициативные работники.

Таким образом, значительные социальные гарантии фактически деформируют механизм рынка труда. Кроме того, высокие налоги, обеспечивающие реализацию социальных гарантий, ослабляющих мотивацию труда, снижают и мотивацию капитала. Налоговое бремя и бремя социальной ответственности становятся причиной чистого оттока капитала из стран с социальной рыночной экономикой. Более того, возникает противоположное движение ПИИ и трудовой миграции. Замещение капитала трудом в национальной экономике − очень опасная для ее развития тенденция.

Какова в этом отношении ситуация в России? Ее экономика является локомотивом экономики стран СНГ. Средняя цена труда здесь выше, чем в других государствах, входящих в Содружество. Это обстоятельство наряду с упрощенным режимом пересечения границ стало причиной активной трудовой миграции из других стран СНГ. Однако явное преобладание в структуре миграционного потока неквалифицированного труда делает Россию типичным примером неблагоприятного влияния трудовой миграции на темпы и особенно качество экономического роста. Чтобы обеспечить ускорение темпов и повысить качество роста, важно значительно увеличить расходы на повышение квалификации собственной рабочей силы и содействовать импорту труда высокой квалификации (причем не только из стран СНГ). Не менее важно ограничить импорт неквалифицированного труда.

Теоретически можно обеспечивать высокие темпы и качество экономического роста за счет непрерывного повышения качества национальных трудовых ресурсов, ограничив международную миграцию. Однако практически такая минимизация участия страны в системе международного обмена трудовыми ресурсами ограничивает и возможности обмена другими факторами производства (капиталом, информацией), что, конечно, совсем нежелательно. Деятельность ТНК или осуществление международных научных проектов предполагает в качестве необходимого условия миграцию работников высокой квалификации. Трудовая миграция в этом случае является одновременно и условием обмена другими факторами экономического роста, и формой дальнейшего повышения качественных параметров собственно труда. Отказ от такого естественного обмена консервирует устаревшие технологии, оборудование (как следствие закрытости) и ведет к снижению квалификационного уровня работников.

Между тем значение квалификации в условиях экономики знаний приобретает самостоятельное значение: иммиграция в развитую страну и осуществление там хозяйственной деятельности в течение определенного времени может рассматриваться как повышение профессиональной квалификации. Приехавший туда работник усваивает правила эффективной организации труда, знакомится с передовыми технологиями. Качество его труда, общий уровень подготовки и умений также постепенно повышаются.

Есть, правда, риск, что в долгосрочном периоде может сложиться обратная тенденция, когда в процессе совместной хозяйственной деятельности реальный уровень квалификации и качество труда работников из развитой страны станут усредняться не в лучшую сторону. Ухудшение качества и расширение предложения труда может привести к последующему снижению и эффективности, и цены труда.

Реэмиграция, то есть возвращение работников-иммигрантов в страну происхождения, способствует улучшению качества труда и повышению цены труда в странах-экспортерах и в странах-импортерах. Мигранты репатриируют, приобретя опыт и навыки работы в условиях более современной и эффективной экономики, их труд теперь более продуктивный и потому более дорогой. В свою очередь, в развитых странах при оттоке труда уменьшается его предложение, труд более активно замещается новым основным капиталом - механизмами, автоматами, а это стимулирует повышение квалификации обслуживающих их работников и цены труда. В целом такая логика развития вызывает приток ПИИ.

Не следует игнорировать и демографический аспект безвозвратной миграции. Каждый человек - ячейка общества (семьи, общины, коллектива и т.д.), где он сформировался как личность. Мигранты из развивающихся стран приносят с собой проблемы тех общественных моделей, которые менее эффективны с точки зрения результатов хозяйственной деятельности: в частности, они мало восприимчивы к инновациям. По этим причинам мигранты из таких стран часто с большим трудом интегрируются в реалии развитых экономик. Зачастую они вообще не способны или не желают интегрироваться и создают свои сообщества внутри социально-экономических систем и институтов развитых стран. Эти сообщества иммигрантов функционируют фактически по неформальным законам своих стран-экспортеров труда, что снижает эффективность национальных моделей развитых государств и в перспективе может их разрушить. Серьезность такой угрозы нельзя не принимать во внимание. Ценность западных социально-экономических моделей, обеспечивающих благополучие граждан богатых стран, сегодня чрезвычайно высока.

Миграция рабочей силы − явление сложное и неодноз­начное, так как может оказывать положительное и отри­цательное влияние на экономическое и социальное разви­тие стран, принимающих и отдающих.

1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммигра­ции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей стра­ны).

Позитивные для экономики в целом:

- вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, от­раслевые и другие изменения в экономике;

- иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

- достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

- иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для эконо­мики.

Позитивные для отдельной фирмы:

- иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные:

- ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

- происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рын­ке труда;

- провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабо­чая сила, т.е. отдающей страны):

Позитивные для экономики в целом:

- эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

- из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

- переводы валютных средств из-за рубежа являются важ­ным источником дохода страны;

- при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие при­мерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое вво­зится в страну и направляется на организацию предпри­нимательских коллективов.

Негативные:

- страна теряет часть трудовых ресурсов внаиболее трудо­способном возрасте, в результате чего происходит старе­ние трудовых ресурсов;

- теряются затраты на общеобразовательную и профессио­нальную подготовку;

- происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50-60 млрд. долл. в результате того, что 1/3 рос­сийских ученых работает за рубежом.

Таким образом, наличие положительных и отрицатель­ных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграци­онной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.