Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о методах психологии




Одним из направлений психологии является - Экспериментальная психология. Эта область психологии занимается методами[18] психологических исследований. В течение периода развития экспериментальной психологии сложился целый ряд различных классификаций методов психологического исследования (например, классификация по Б.Г.Ананьеву). Приведем в пример лишь один из вариантов. Основными методами исследования в психологии являются наблюдение и эксперимент, которыеобрели в данной науке специфические формы[19].

Наблюдениеописательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта [20].

В связи со специфическими чертами изучаемого психологией предмета, были сформулированы ряд правил для повышения надежности и валидности наблюдения:

1. обеспечение естественных психических проявлений поведения человека, группы людей;

2. целеноправленность;

3. систематичность;

4. плановость проведения;

5. фиксация результатов.

Виды наблюдения:

1) самонаблюдение (интроспекция);

2) внешнее наблюдение (в отличие от самонаблюдения именуемое объективным).

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым, когда наблюдатель, например, смотрит на объект наблюдения через стекло Гезелла[21].

Кроме того, наблюдение может быть:

· включенным (если исследователь является участником деятельности вместе с испытуемыми) и невключенным (если наблюдение ведется со стороны).

· сплошным, если наблюдается ситуация в целом, и выборочным, если исследователя интересует конкретная личность или аспект личности;

· периодическим - наиболее распространенный вид организации наблюдения. Оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени. И единичным представленным в виде описания отдельного случая.

Психологический экспериментпроводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различают:

Лабораторный эксперимент или искусственный эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.
Естественный эксперимент (обычно проводится в условиях трудовой деятельности, учения или игры). Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. При этом испытуемый часто не знает, что он участвует в эксперименте. Впервые был проведен в 1910 году российским ученым А.Ф. Лазурским.
Психолого-педагогический эксперимент (цель такого эксперимента – улучшить обучение); распространен на коррекционных занятиях в школе.

Достаточно распространенным методом в психологической науке является –

Тестирование. Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тесты могут быть - стандартизированными и нестандартизированными. Так же в зависимости от области исследования они могут подразделяться на ряд групп: тесты способностей, тесты достижения, тесты профпригодности и пр.

Приведем для примера некоторые из известных тестов:

1. Тесты интеллекта - тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида.

Тест возрастающей трудности (методика Дж. Равена) предназначен для изучения логичности мышления. Одна из наиболее распрастраненных методик для исследования невербального интеллекта. Может использоваться в комплексе с другими психодиагностическими методиками и отдельно. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Необходимо установить эту закономерность. Время выполнения - 30 мин. Применяется индивидуально и в группе.

Рис. 1. Пример матриц Дж. Ровена [22].

 

 

Так жепри помощи данных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта - выраженный количественными показателями (Шкала Станфорд - Бине, Тест Р. Кеттела), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (Шкала Д. Векслера, Тест Р. Амтхауэра).

2. Тесты личностные:

· Опросник минимульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPJ). Благодаря ему можно оценить свойства личности: астено-невротический тип, склонность к социопатии, склонность к аффективным реакциям, тревожно-мнительный тип, сложность установления социальных контактов, активность и возбудимость. Время проведения не ограничивается. Опросник (71 вопрос) используется индивидуально и в группе.

· Тест Кэттелла (16PF - опросник) измеряет: мотивы, потребности, интересы, ценности. Опросник (105 вопросов) используется индивидуально и в группе, изолированно и в блоке с другими методиками.

3. Очень интересны результаты, полученные с помощью такого метода психодиагностики, как Анализ продуктов деятельности. В эту группу методов входят: контент-анализ, графологический анализ, проективные методики, анализ рисунков. Сложность, связанная с использованием этого метода – наличие очень высокого уровня профессионализма исследователя! Самыми распространенными проективными методами являться:

1. Рисунок «Дом, дерево, человек». Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен и для взрослых, и для детей. Р. Берне при использовании теста ДДЧ просил изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в жизни человека.

Рис 2. Пример теста «Дом, дерево, человек».

2. Тест Сонди (тест портретных выборов) Проективный тест, разработанный швейцарским врачом, психоаналитиком и психологом Леопольдом Сонди на основе его концепции судьбоанализа. Тест предназначен для диагностики содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности различных заболеваний, профессиональных предпочтений. Стимульный материал представляет собой 6 серий по 8 фотографий портретов людей с определёнными психопатологическими отклонениями.

Рис.3 Пример карточек Теста Сонди.

3. Пятна Роршаха. Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884—1922). Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать ассоциацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Тест основан на предположении, согласно которому то, что человек «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.

Рис.4. Пример пятен Роршаха:

4. Тест цветовых выборов М. Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Тест Люшера в оригинале представляется в двух цветовых вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий - с использованием восьмицветового ряда. Сложность, связанная с этим тестом, правильный подбор оттенков цветов, к огромному сожалению ни компьютерный вариант, ни многие печатные в нашей стране не являются правильными.

Рис.5. Пример карточек Люшера:

4. Достаточно большой интерес в психологии представляет метод – Социометрия. Э то методика позволяет изучить структуру группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным признакам, параметрам. В частном случае эти оценки представлены в виде "выборов" - положительных решений о включении каких-то членов в новую группу (или ситуацию), которые выносятся друг о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах членов группы.

Мы рассмотрели только некоторые из методов психологической науки. Не смотря на то, каким методом Вы будите пользоваться в своей работе, надо помнить, что методика любого психологического исследования опирается на систему конкретных правил и предполагает определенную структуру действий:

1) формулирование цели и задач исследования;

2) выдвижение гипотезы;

3) выбор экспериментального приема и соответствующего материала;

4) выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых;

5) определение содержания серий эксперимента;

6) статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Психология – наука о душе, на современном этапе понятие душа заменено понятием психика.

2. Психология прошла в своем развитии большой путь, хотя и оформилась в науку только в середине 19 века.

3. Психика- это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

4. психика может реализовываться в трех формах: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

5. В современном мире психология занимает все большее пространства, проникая в другие сферы деятельности и жизни человека, это привело к возникновению многих новых отраслей психологии: юридической, медицинской, детской психологии и т.д.

6. Психология наука, которая использует множество методов и методик исследования, до сих пор единой классификации этих методов нет. Наиболее распространенными методами считаются: эксперимент, наблюдение и тестирование.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему известный немецкий психолог Герман Эббингхаус сказал: «У психологии длинное прошлое, но короткая история»?

2. Какие основные подходы существуют к определению предмета психологии?

3. Какие фундаментальные и прикладные отрасли психологии Вы знаете? Чем вызвано отраслевое дробление в психологии?

4. Какова роль психических процессов и состояний в жизни человека?

5. Какие виды наблюдения Вы знаете?

6. Почему эксперимент в психологии является основным методом исследования?

7. Что такое проективные методы психодиагностики?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 8667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.