Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационно-потребностная сфера личности




Одной из важнейших составляющих личности является мотивационно-потребностная сфера.

Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

Термин «мотивация понимается двояко. С одной стороны она понимается как система факторов, направляющих поведение человека (потребности, мотивы, стремления), с другой стороны – процесс, регулирующий и направляющий поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация имеет свою структуру:

Потребность – мотив – поведение – цель – результат (уровень удовлетворения потребности).

Расшифруем каждое из звеньев более подробно.

Потребность – нужда человека в чем-либо.

Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. По­требности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от нежи­вой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избиратель­ность реагирования живого именнона то, что составляет предмет потребностей,т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот­ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребно­стей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.[28]

Существуют различные классификации потребностей, часть из которых приведены ниже:

1. В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные и общественные потребности.

2. В зависимости от объекта потребностей: духовные, социальные, материальные потребности.

3. В зависимости от содержания: биологические (витальные) и информационные (лежащие в основе социальных потребностей)[29].

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивы делятся на внешние и внутренние, внешние мотивы в свою очередь подразделяются на мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Внутрениие мотивы - это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека.

Внешние мотивы - это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.

Внешние мотивы:

Мотив достижения успеха. Человек, которому свойственен этот мотив направлен на достижение цели, активен, инициативен, склонен планировать свою деятельность на длительный срок, в меньшей степени зависит от внешнего контроля, деятельность продуктивная и творческая. При дефиците времени результат улучшается, продуктивность растет. Привлекают сложные задания.

Мотив избегания неудач. Индивид, руководствующийся данным мотивом малоинициативен, избегает ответственности, ставят завышенные цели, плохо оценивают свои возможности, переоценивают свои успехи, не переносят дефицита времени, неудачи ведут к потере интереса.

Выясним, какой ведущий мотив у Вас, пройдя Тест «Мотивация успеха, боязнь неудачи».

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Я всегда ориентируюсь только на успех.

2. Активность свойственна мне во всем.

3. Я инициативный человек.

4. Отказываясь от чего­-либо, я всегда мотивирую свой отказ.

5. Я часто неправильно оцениваю себя в деятельности: завышаю или занижаю свои возможности.

6. Перед трудностями, как правило, не отступаю, а пытаюсь с ними бороться.

7. При чередовании успехов и неудач обычно я переоцениваю свои успехи.

8. Моя деятельность зависит главным образом от меня, и я сам несу ответственность за результат.

9. Если я должен решить трудную задачу за ограниченное время, результативность моей работы ухудшается.

10. Упорство и настойчивость – характерные для меня качества.

11. Я строю планы на далекое будущее.

12. Я склонен взвешивать все за и против при принятии опасных решений.

13. Для достижения хорошего результата в работе мне нужен внешний контроль.

14. У меня средний уровень притязаний и адекватная самооценка.

15. При неудачах у меня опускаются руки.

16. При чередовании успехов и неудач обычно я переоцениваю свои неудачи.

17. Я что­либо планирую только на ближайшее будущее.

18. Ограничение времени выполнения сложного задания способствуют мобилизации моих внутренних ресурсов.

19. Неудачи не выбивают меня из колеи.

20. Собственный выбор повышает интерес к задаче, даже если она слишком трудна.

Обработка результатов: 1 балл получают ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20: ответы «нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Подсчитывается общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8­9 баллов – ближе к боязни неудачи, а 12­13 баллов – ближе к мотивации успеха.

 

Поведение – совокупность действий, предпринятых для достижения цели.

Часто поведение зависят от актуальности потребности, уровня ее неудовлетворенности, а также силе мотивации.

Цель – то желаемое к чему стремиться человек.

Цель и мотив не совпадают. Например, у человека может появиться цель – сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; сменить круг общения, приблизить место работы к месту жительства; жить рядом с родными и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком.

Результат – полное, или частичное удовлетворение (или неудовлетворение) потребности.

Результат – это то, что индивид получает, предприняв те или иные действия. Не всегда результат совпадает с намеченной целью. Но как говорит народная мудрость: «Отрицательный результат – тоже результат». Сложно научится принимать свои поражения, неуспехи. Но многие из наших промахов и неудач служат сильнее, чем успехи для развития нашей личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 15696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.