Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности. Одаренность, талант и гениальность как разные уровни проявления способностей личности




Интерпретация.

После прохождения теста, подсчитайте количество совпадающих с ключем ответов отдельно по каждому из 10 типов акцентуаций.

Ключ к ответам теста:

1. гипертимный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Б. Полученная сумма умножается на 3.

2. застревающий тип (ригидный)
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и число ответов «нет» на вопросы № 12, 46, 59.
Б. Полученная сумма умножается на 2.

3. эмотивный тип.
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 3, 13, 35,47, 57, 69,79 и ответ «нет» на вопрос № 25.
Б. Полученная сумма умножается на 3.

4. педантичный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и ответ «нет» на вопрос № 36.
Б. Полученная сумма умножается на 2.

5. тревожный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «нет» на вопрос № 5.
Б. Полученная сумма умножается на 3.

6. циклотимный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Б. Полученная сумма умножается на 3.

7. демонстративный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 и ответ «нет» на вопрос № 51.
Б. Полученная сумма умножается на 2.

8. возбудимый тип (неуправляемый)
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Б. Полученная сумма умножается на 3.

9. дистимный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 9, 21, 43, 75, 87 и число ответов «нет» на вопросы № 31, 53, 65.
Б. Полученная сумма умножается на 3.

10. экзальтированный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 10, 32, 54, 76.
Б. Полученная сумма умножается на 6.

После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.

  • 18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.
  • 12-17 баллов – скрытая акцентуация.
  • Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.

 

Существуют и другие классификации типов характера, это типология А.Е. Личко, Э. Фрома, К. Юнга и т.д.

Говоря о характере надо помнить:

1. Различные типы акцентуаций могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, усиливая совпадающие черты, а иногда и ослабляя противоположные;

2. Явные акцентуации проявляются ни только в манере общения и стили деятельности, но и в стиле одежды и многом другом;

3. Акцентуация наиболее выражены у подростков и молодежи, с возрастом они могу сглаживаться и проявляться только в кризисных ситуациях.

 

Каждый из нас это уникальный и неповторимый представитель мира. Это связанно со многими внешними и внутренними факторами нашего развития и существования. Так мы с Вами увидели, что темперамент и характер, очень сильно влияет на нашу индивидуальность. Сейчас у нас пойдет разговор еще об одном психическом состоянии, которое помогает нам быть неповторимым представителем человечества – это способности.

В настоящее время существует множество подходов к определению термин «способности», основными из них являются:

1. способности – это совокупность определенных психических процессов и состояний.

2. способности - это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает успешность овладения и осуществления деятельности. Они индивидуальны и варьируемы (данное определение является основным в современной психологической науке).

В науки выделяют 2 точки зрения на происхождения способностей:

а) Способности определяются наследственностью. Факты подтверждающие это:

· Раннее проявление способностей в жизни человека;

· Потомственость способностей (цирковые династии, музыкальные семьи);

· И т.д.

б) Способности формируются под влиянием среды:

· Массовое развитие некоторых способностей в условиях определенной культуры (танцевальных, вокальных и т.д.);

· Талантливые ученики у выдающегося педагога;

· Т.д.

Современные психологи считают, что в формировании и развитии способностей играют роль и врожденные анатомофизиологические особенности (задатки) и социальные условия развития.

До сих пор в науке нет единой классификации способностей. Чаще всего, когда говорят о способностях, выделяют:

А) природные (естественные) способности, имеющие биологическую основу.

· они являются общими для человека и животных;

· развиваются под влиянием среды;

· являются основой для формирования специфических способностей.

Б) специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение:

· общие способности (мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь, и др.);

· специальные способности (музыкальные, математические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.).

Многие авторы считают, что общие способности являются фундаментом, на котором развития специальных.

В) теоретические способности - склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям

Г) практические способности – склонность к конкретным практическим действиям.

Теоретические и практические способности практически всегда не сочетаются друг с другом. Исключением являются одаренные люди.

Д) учебные способности определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков

Е) творческие способности - возможность создания нового, открытий, изобретений и др.

 

В психологии выделяют несколько уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Одаренность - единство общих способностей человека, определяющие его интеллектуальные возможности, а так же уровень и своеобразие его деятельности.

Талант - высокий уровень развития специальных способностей (математических, литературных и т. д.). Говоря о таланте человека, мы подразумеваем его нестандартность, оригинальность подхода к решению какого-либо вопроса, но в пределах уже известных идей и направлений.

Гениальность – высшее степень творческого проявления личности, создание новых идей, координально влияющих на развитие культуры и науки.

Развитие способностей зависит от множества факторов, основными из которых являются: желание, труд и время. Можно иметь хорошие задатки, но не развить их в способности, а можно иметь сильное желание и силу воли и стать Великим человеком.

Основные выводы:

1. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей человека, проявляющиеся в динамической и эмоциональной стороне его поведения;

2. В психологии выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик;

3. Нет людей с чистым типом темперамента, у большинства наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого;

4. Характер - это совокупность устойчивых, индивидуальных свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения;

5. Акцентуация характера - приувелечение и заострение отдельных черт характера, встречается скрытая и явная акцентуация;

6. Различные типы акцентуаций могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, усиливая совпадающие черты, а иногда и ослабляя противоположные;

7. Способности - это не знания, умения и навыки. Они обеспечивают успешность овладения и осуществления деятельности. Они индивидуальны и варьируемы.

8. Выделяют: специальные и общие способности, теоретические и практические.

9. Существуют три уровня развития способностей: одаренность, талант и гениальность.

Контрольные вопросы

 

1. Чем отличается темперамент от характера?

2. Какие особенности поведения есть у человека с холерическим типом темперамента?

3. Чем схожи и в чем различие поведения меланхолика и флегматика?

4. Как Вы понимаете термин «Характер»?

5. Какие способности Вы знаете?

6. Почему формирование и развитие способностей зависит от социальной среды?

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Прочитайте текст заданий [45] и объясните:

а) какие акцентуации характеров просматриваются у данных личностей и чем с точки зрения ведущих мотивов и других особенностей их акцентуаций объясняется их взаимная неприязнь;

б) происшедшее с точки зрения особенностей темперамента Н. (с указанием типа темперамента и его свойств). В чем была ошибка руководства?

А) Начальник отдела А. - педантичный, целеустремленный человек, сдержанный внешне, одевающийся очень неброско. Стиль управления – авторитарный. Требует строго соблюдения дисциплины. В его отделе работает очень общительный сотрудник Б., который любит быть в центре внимания, веселить женщин, что, однако, не мешает ему успешно выполнять задания. Начальника считает занудой и «сухарем».

Начальник недолюбливает Б. за его демонстративность и веселость, кажущуюся легкомыслием. Кроме того, постоянные шутки Б. вызывают у А. подозрение, что Б.пытается подорвать его авторитет. Поэтому он ищет повода убрать Б. из отдела, собирая понемногу информацию о промахах Б.

Б) Сотрудник Н. компетентен, скромен, работает очень добросовестно, тщательно выясняя суть каждого задания и стараясь выполнить его вовремя и в точности так, как было поручено. По этой причине руководитель часто поручает Н. особенно важные задания с жестко регламентированными сроками. Однако в тех случаях, когда работа связана с необходимостью публичных выступлений перед большой аудиторией или необходимостью выполнить ее в ускоренном темпе, Н. сильно нервничает и в итоге заболевает.

Однажды ему предложили руководить очень прибыльным проектом, на который возлагались большие надежды. По мнению руководства, уровень компетентности и профессиональный опыт Н. позволял ему взяться за эту работу. И действительно, проект был успешно доведен до конца, Н. выплатили достойное вознаграждение, которым он остался доволен. Однако сразу после этого Н. попал в больницу по причине тяжелой формы невроза (расстройство сна, депрессивные состояния и проч.).

 

Задание 2 [46].

Выявите факторы развития способностей и определите, какие из приведенных фактов указывают на действие того или иного фактора

 

а) В одном исследовании крысы научались находить путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те, которые справлялись с задачей наиболее успешно, и те, которые, наоборот, были наименее успешными. Внутри каждой группы (успешных, или «умных», и «неуспешных», или глупых) производились скрещивания. В следующем поколении процедура повторялась: снова отбирались «умные» и «глупые» животные и скрещивались между собой внутри каждой группы. Так повторялось в течение шести поколений. В итоге дивергенция животных по признаку успешного обучения достигла внушительных размеров.

б) В другом исследовании предварительно отобранное поколение «умных» крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений, и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: их показатели оказались приблизительно такими же, как и у «умных» крыс, выросших в нормальных условиях.

в) Определялась музыкальность у детей, у которых родители были либо музыкальны, либо немузыкальны. Оказалось, что в семьях, где оба родителя были музыкальны, ярко выраженная музыкальность была обнаружена у 85% детей, а среди детей, чьи родители были немузыкальны, выраженная музыкальность была обнаружена у 25 %.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.