Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерес как фактор коммуникации




Интерес – неравнодушное отношение человека к миру, его реалиям, выбранной профессии, творческому замыслу, реализуемое в познавательной и инициативной деятельности.

Интерес является одним из важнейших факторов коммуникации, поскольку коммуникативный акт не может состояться, если сообщение, подготовленное коммуникатором, не вызывает интереса у аудитории. Процесс коммуникации будет завершенным и достигнет цели только тогда, когда по линии обратной связи поступит информация о том, что сообщение вызвало у аудитории интерес и повлияло на ее убеждения, ценностные ориентации и т.п.

Восприятие – психический процесс, с помощью которого информация об окружающем мире преобразуется в чувственный опыт о событиях, звуках, объектах и т.д. Восприятие неразрывно связано с воображением, которое новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти. Преобразуя в нашем сознании полученные с помощью восприятия когда-то и где-то от действительности впечатления, воображение создает образы и мыслительные, и чувственные. Следовательно, манипулятор массовой коммуникации может воздействовать и на мышление, и на чувства.

Ученые выделяют следующие основные типы индивидуального восприятия информации, влияющие на ее подсознательный отбор из общего потока.

Выборочное восприятие. Из-за переизбытка информации не более 10% обращений к аудитории обладают убеждающим эффектом, который может проявится сразу после восприятия информации. То есть каждое десятое информационное сообщение может преодолеть естественный порог ограниченных возможностей человеческого восприятия. Это делает необходимым применять в коммерческих ПР элементы, привлекающие внимание.

Выборочное удержание. Количество оставшихся в памяти сообщений не превышает 5% от общего количества воспринятых сообщений. Остальные 5% из воспринятых «угасают» в памяти за 4 – 6 недель.

Предпочтение уже воспринятого, инерция восприятия. Если сообщение противоречит уже устоявшимся воззрениям, оно может быть игнорировано или неправильно понято. Из воспринятых и удержанных в памяти сообщений лишь 60% воздействуют на аудиторию.

Никогда не будет следующего раза, чтобы произвести первое впечатление. Реципиента информацией следует заинтересовать с первой произнесенной фразы, с первого печатного слова или символа.

Эффективность восприятия аудиторией ПР-обращения зависит от количества смысловых акцентов. Дело в том, что емкость оперативной памяти среднестатистического человека 7 плюс – минус 2 простых объекта, например, слов, цифр, остальная информации отбрасывается подсознательно. Кроме того, при наличии сложных доводов проявляется так называемый эффект Эльштейна, емкость снижается до 4 плюс – минус 2. Поэтому следует помнить о том, что одно обращение должно содержать всего 3 – 5 эмоционально – смысловых ударений.

Важнейшими мишенями, на которые можно оказывать воздействие при манипуляции сознанием аудитории массовой коммуникации, являются внимание и память. Задача манипулятора – в чем-то убедить людей. Для этого надо прежде всего привлечь внимание людей к его сообщению. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение. Технология манипуляции сознанием имеет неограниченный запас «раздражителей», позволяющих привлечь внимание, переключить или рассеять его, а также повлиять на его устойчивость и интенсивность. Для целей манипуляции одинаково важны приемы привлечения и удержания внимания на убеждающем сообщении («захват аудитории»), и в то же время отвлечения внимания от некоторых сторон реальности или некоторых частей сообщения – всегда предпочтительнее не лгать, а добиться того, чтобы человек на заметил «ненужной» правды.

Для успешной манипуляции вниманием важно верно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. Они зависят от уровня образования, возраста, профессии и других характеристик и поддаются экспериментальному изучению. не менее важна и технологическая база манипулятора.

В целях манипуляции сознанием приходится воздействовать на все виды памяти человека и разными способами. Процесс запоминания делится на два этапа: сначала происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается убедительной, эмоционально – окрашенной и представляющей интерес, она внедряется в память и начинает воздействовать на сознание. То, что в результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. Это видно на примере коммерческой рекламы.

Во всем балансе разных видов памяти (образной, словесной, звуковой и т.д.) главной для манипуляции сознанием является эмоциональная память. Запоминается и действует прежде всего то, что вызвало впечатление. Любая информация, если она не подкреплена «памятью чувств», быстро стирается, вытесняется.

Действуя через СМИ, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. При этом для манипулятора даже на важно, как отнесся человек к сообщению, которое он запомнил непроизвольно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.