Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и методология изучения истории социальной работы




История социальной работы как учебная дисциплина

Предмет и методология изучения истории соци
альной работы

Основные группы источников, периодизация и
важнейшие задачи курса «История социальной рабо
ты»

Будучи одной из обязательных дисциплин программы подготовки специалистов по социальной работе и социальных педагогов, история социальной работы дает необходимые знания для успешного усвоения целого ряда как общепрофессиональных (теория, технология социальной работы), так и специальных (геронтология, семьеведение и др.) дисциплин. Отечественный и зарубежный социономи-ческий опыт в определенной мере может быть востребован и в условиях совершенствования системы социальной работы в современной России. Все это актуализирует роль данной учебной дисциплины.

Предметная сторона каждой науки и учебной дисциплины определяется сущностью и спецификой изучаемого курса. Предмет изучения истории социальной работы составляют знания о видах, формах и способах функционирования в прошлом социальной помощи, взаимопомощи, профессиональной социальной работы.

Одним из базовых понятий предмета истории социальной работы является социальная помощь. Это понятие но-


сит во многом универсальный характер. Социальная помощь означает содействие лицам, лишенным необходимых условий для нормальной жизнедеятельности, оказание им поддержки и выражение сочувствия. Цель такого воздействия заключается в достижении улучшения жизни и облегчения их положения. Важнейшими видами социальной помощи являются: благотворительность, призрение, государственное социальное обеспечение. Сюда же может быть отнесена и социальная работа, хотя ее функции не ограничиваются лишь оказанием социальной помощи.

Добровольной и безвозмездной помощью лицам, нуждающимся в поддержке и покровительстве, является благотворительность. Она зачастую неорганизованна и не ставит целью отследить последствия, результативность этого воздействия. Сам благотворитель в каждом конкретном случае принимает решение об оказании или неоказании помощи. Избирательная особенность благотворительности точно была сформулирована в «Энциклопедическом словаре института Гранат» (Т. 6. С. 7), изданном в Москве в конце 1930-х гг. Там отмечалось, что благотворительность носит выборочный, факультативный характер.

Благотворительность классифицируют в зависимости от критериев. Если ими являются особенности целеполагания, то ее можно подразделить на филантропию и меценатство. Филантропия — это та же благотворительная деятельность, которая нацелена на оказание помощи непосредственно неимущим и нуждающимся лицам. Под меценатством принято понимать покровительство в отношении науки, искусства, а также образования, спорта. Такими покровителями обычно выступают состоятельные люди.

В зависимости от характера субъекта благотворительности ее разделяют на частную и общественную. Последняя включает в себя церковную и монастырскую помощь, деятельность различных филантропических организаций и заведений, обществ вспомоществования и др. Наличие организованных начал роднит отдельные формы общественной благотворительности с призрением. В императорской России одной из эффективных форм общественной благотворительности были заведения «на особых основаниях управляемые». Они по характеру своей деятельности были близки органам призрения.


Важнейшей тенденцией развития российской благотворительности является приоритетная направленность ее нравственно-духовной мотивации. И здесь особую роль играет религиозное, начало, конфессиональной основой которого является комплиментарность двух наиболее распространенных у нас религий (православия и ислама). Как известно, православие еще с эпохи Древней Руси учило верующих смотреть на бедных как на посланцев божьих, призванных побуждать сограждан к милосердию, состраданию, человеколюбию. Так же и в исламе помощь бедным рассматривается как обязанность благочестивого человека. Пророк Мухаммед учил, что бедняк ближе к Аллаху, чем богач, а следовательно, и относиться к нему нужно с сочувствием, оказывая необходимую помощь. Поэтому вполне естественно, что в дореволюционном (до 1917г.) издании словаря Брокгауза и Ефрона благотворительность рассматривалась не просто как разновидность социальной помощи, а как нравственное предназначение людей, прежде всего состоятельных, делать благие дела, заботиться о нуждающихся. Там отмечалось, что благотворительность — есть нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

Призрение в отличие от благотворительности является обязательным видом социальной помощи. Оно более организовано и нацелено на оказание помощи не всем просящим, а лишь тем, кто действительно нуждается в ней. Отдельные формы призрения появились еще в период древнего мира и средневековья. В системном же виде оно сложилось в эпоху нового времени. Формами государственного призрения были приюты, госпитали, воспитательные и работные дома, общественные работы, государственное социальное страхование и др. Субъектами общественного призрения выступали сельские общины, церковно-территориальные приходы, органы местного самоуправления и др.

По мере развития государственного призрения оно становилось определенной отраслью управления. Благотворительность же оставалась проявлением известного религиозного и морально-духовного состояния. Можно сказать, что благотворительность служила одним из важных источников для призрения, особенно для системы общественного призрения.


Всплеск благотворительное! и и активизация общественного призрения имели место в России во второй половине XIX — начале XX в. Отставая по степени индустриального развития от ряда ведущих стран Запада, наша страна в то время являла миру удивительные примеры в сфере благотворительного служения.

В деле филантропии и меценатства активную роль в истории многих государств играли женщины. Они по своей природе более предрасположены к духовному врачеванию, милосердию и состраданию. Так, по настоянию императрицы Марии Федоровны на рубеже XVIII—XIX вв. была создана мощная организационная структура общественной благотворительности, названная в середине XIX в. ведомством учреждений ее имени.

Одной из активисток московского отделения Общества Красного Креста в последней четверти XIX в. была княгиня Н.Б. Трубецкая. Инициатором создания благотворительного общества «Синего Креста» для помощи бедным и обездоленным детям (1882 г.) была А.С. Белицкая.

Большую филантропическую работу проводило во второй половине XIX в. Лондонское общество организованной благотворительности. Руководителем его в течение продолжительного периода была сострадательная женщина — Октавия Хилл.

Немало состоятельных американок в XIX в. посвятило себя благотворительному делу. В 1845г. Дороти Дике открыла в Трентоне приют для умственно отсталых детей. Другая американка, Джейн Адаме, начиная с 1889 г. целенаправленно работала с переселенцами, оказавшимися в США без знания языка, без жилья и средств к существованию.

Особым видом социальной помощи является система государственного социального обеспечения, функционировавшая в XX в. вне рамок профессиальной социальной работы в СССР, в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки. Эта система отвергала необходимость благотворительности, обеспечивая всех нуждающихся минимумом социальных гарантий. Она строилась на основе практически полного финансирования из госбюджета. Система социального обеспе-



чения по сути дела представляла собой особый вариант государственного призрения.

Необходимо учитывать и разновариантность толкования понятия «социальная помощь». Если рассматривать его в широком смысле слова как универсальное и базовое понятие предмета истории социальной работы, то соцобеспечение может быть отнесено к одному из видов социальной помощи. Но в узком смысле слова понятие «социальная помощь» (вспомоществование) означает помощь лицам, живущим в бедности, которые не накопили необходимых страховых средств для обеспеченой жизни при основных социально-экономических рисках (старость, потеря кормильца, болезнь, безработица, временная нетрудоспособность и др).

Социальная же поддержканаправлена на помощь людям, временно находящимся в трудной жизненой ситуации, путем предоставления льгот, некоторых пособий, кредитов, психологических, юридических и иных услуг.

Социальная помощь как вспомоществование наряду с соцобеспечением и социальной поддержкой могут быть классифицированы самостоятельными видами системы социальной защиты. Следовательно, гарантированные государством разноплановые экономические, организационные, правовые меры социального обеспечения, социальной поддержки, помощи бедным людям и составляют сущность социальной защиты. По большому счету она должна быть нацелена на обеспечение минимально достаточных условий жизни для всех граждан. Универсальный характер системы социальной защиты наиболее полно сегодня реализован в скандинавских странах Европы.

В некоторых странах мира, прежде всего в индустриально развитых государствах Запада, в последней четверти XIX — начале XX в. на основе опыта функционирования учреждений призрения и общественной благотворительности появилась социальная работа. Она представляет собой определенный вид профессиональной деятельности, который направлен на квалифицированное решение социальных проблем людей, на создание условий, помогающих восстановлению и улучшению их способности к социальному функционированию. В настоящее время такое определение поддерживает большин-


ство ведущих российских специалистов в области теории и практики социальной работы. Хотя следует признать, что с учетом перспективных тенденций общественного развития социальную работу целесообразно рассматривать как профессиональную деятельность, направленную не только на оказание разнообразной социальной помощи нуждающимся, но и на обеспечение важнейших социальных прав граждан.

Ростки социальной работы можно увидеть в деятельности учреждений государственного и общественного призрения, где имелись работники, занимавшиеся на постоянной основе уходом за лицами, нуждающимися в помощи. Начало формированию разветвленной сети таких учреждений в России было положено при Петре I. По его указу «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» от 8 июня 1701 г. данные категории нуждающихся, которые сами не могли ходить и просить милостыню, определялись в богадельни. В петровском указе отмечалось, что для ухода за десятью подопечными должен быть закреплен один здоровый человек, постоянно занятый их обслуживанием. Он, по сути дела, выполнял определенные функции современного социального работника. С учетом этого обстоятельства Правительство Российской Федерации подготовило президентский указ о ежегодном праздновании 8 июня дня социального работника. Указ был подписан президентом страны 27 октября 2000 г. к вступил в силу.

Действительно, отмеченный выше петровский указ положил начало складыванию целостной системы государственного призрения в нашей стране и появлению лиц, которые выполняли некоторые функции социальных работников. Однако это нельзя считать началом системного функционирования профессиональной социальной работы. Даже в индустриально развитых странах Запада лишь в конце XIX — начале XX в. социальная работа возникла как профессия и общественное явление, что потребовало разработки специальных теоретических основ, соответствующих правовых и морально-этических норм, наличия значительного количества квалифицированных работников. В то время в ряде западных стран сложились группы специалистов, которые стали про-


 




фессионально заниматься социальной работой. Вскоре социальных работников начали готовить в учебных заведениях.

В России к началу XX в. значительно расширилась практика использования на постоянной основе лиц, занятых в сфере призрения ц общественной благотворительности. С середины 1860-х гг. по мере проведения земской реформы увеличилась численность земских уполномоченных по призре-ниюслепых, бедных, бездомных и других лиц, нуждающихся в помощи. Они во многом выполняли функции социальных работников. Известно также, что в конце XIX в. Императорское Человеколюбивое общество получило право устанавливать платные должности для лиц, профессионально занимавшихся благотворительной деятельностью в его заведениях. И эти должности приравнивались к различным чинам государственной службы, что свидетельствует о появлении в России первых ростков профессиональной социальной работы. Однако все же нет достаточных оснований утверждать, что на рубеже XIX—XX вв. в нашей стране сложилась система социальной работы как профессиональной деятельности. Этот процесс только получил свое начальное развитие. Однако первая и вторая русские революции, гражданская война 1918—1920 гг. приостановили его. Позже, в условиях советской власти, профессиональная социальная работа не была востребована обществом, трансформировавшись в систему государственного социального обеспечения. В 1990-е гг. началось возрождение отечественной социальной работы, включавшее в себя разработку ее теоретических основ, организацию подготовки кадров, развертывание целой сети новых социальных учреждений и служб.

Научную стройность и завершенность историческому процессу придает методология исследования, содержательную основу которой составляет система принципов и методов. Основополагающими положениями исторического осмысления прошлого являются принципы, позволяющие читателю лучше ориентироваться в большом числе исторических фактов, в сложных процессах былого.

Важнейшими принципами исторической науки являются: объективность, историзм и системность. Принцип объективности предполагает максимально беспристрастное, правди-


вое изучение прошлого. Он предостерегает исследователей и читателей от попыток конъюнктурного и политизированного отображения исторической действительности, от однобоких и крайних суждений. Но идеологического нейтралитета недостаточно для объективного и правдивого освещения исторических событий. Необходимо уметь отбирать и анализировать наиболее значимые факты. Практика игнорирования определяющих фактов и выпячивания второстепенных разрушает стержень научной объективности.

В ряде случаев значимые исторические факты могут противоречить предварительным выводам читателя или исследователя. Исходя из принципа объективности, следует уточнить или изменить суждения и выводы. Известно, что отличительной особенностью российского милосердия в различные эпохи являлось сочувственное отношение к осужденным. И объясняют это по-разному. Философ и политик прежней Чехословакии Т.Г. Масарик в середине XX в. писал, что так сложилось из-за крайне жестоких, подчас бесчеловечных наказаний, на которые была столь щедра русская юстиция. Однако такой подход не вполне объективен, так как не учитывает многие значимые факты и обстоятельства. Действительно, в отдельные исторические периоды (эпоха Ивана IV, сталинский террор и др.) меры наказания были жестокими, да и страдали часто безвинные люди. Но, с другой стороны, некоторые изуверские способы казни, свойственные средневековой Европе, не были распространены в Московском государстве. На Руси, например, не выкалывали преступнику глаза. У нас за меньшее число провинностей предусматривалась смертная казнь. Так, по Судебнику 1497 п она была предусмотрена в 10 случаях, по Соборному уложению 1649 г. — в 25 случаях (без учета Повторений), а в германской Каролине (1532 г.) смертная казнь предусматривалась гораздо чаще, в 44 случаях. В Московской Руси раньше многих европейских стран, в первой половине XVI в., была введена состязательность судопроизводства с «облихованием», т. е. по сути дела со своеобразным присяжным представительством. В России с середины XVIII в. до начала 1830-х гг. была фактически приостановлена смертная казнь и имелось лишь несколько случаев вынесения смертных приговоров (в отно-


 




шении Пугачева, Мировича, двух участников чумного бунта в Москве 1771 г., пятерых декабристов). В Европе же тогда, напротив, расширялось применение смертной казни. В Англии в начале XIX в. смертная казнь назначалась за кражу на сумму всего 5 шиллингов. Как видно, на жестокие наказания была щедра не только российская юстиция. Думается, что практика жестокого наказания осужденных лишь в некоторой мере способствовала закреплению традиций милосердного отношения к заключенным. Решающая роль в этом принадлежала особенностям российского менталитета, глубокому и безграничному чувству сострадания, отличающему народы России.

Отступление от объективности проявляется в одностороннем рассмотрении исторических проблем и событий, в крайних оценках роли исторических личностей. Объективный исследователь, анализируя политику государственного деятеля, выделяет сильные и слабые стороны его деятельности, соотнося их со степенью значимости влияния на конкретный исторический процесс. При таком подходе вполне определенная общая оценка политика дополняется фактами, проливающими свет на причины, например, его отступления от реформаторского курса или от религиозных традиций милосердия и благотворительности. Объективный анализ позволяет аргументированно обосновать противоречивый характер как самого государственного деятеля, так и его политики. Как известно, с именем Петра I связаны преобразования, которые позволили России за первую четверть XVIII в. укрепить экономическое и военное положение, победить в Северной войне, обеспечить выход страны к Балтике. Однако петровские реформы были осуществлены путем широкомасштабных насильственных мер в отношении народа, его религиозных чувств. С одной стороны, Петр I проявлял заботу о бедных, престарелых, сиротах, увечных воинах, но, с другой стороны, он проводил политику беспощадного преследования в отношении нищих, среди которых далеко не все были «профессиональными». Кроме того, наказаниям стали подвергать/тех лиц, которые по религиозным и моральным побуждениям подавали нищим милостыню. Их за это штрафовали. Необоснованные наказания и репрессивные меры обрушились и на


старообрядцев. Таковы были реалии. Не случайно великий русский философ НА. Бердяев писал: «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями. И народ ответил на это насилие созданием легенды о Петре, как антихристе»1.

С объективным подходом неразрывно связан принцип историзма. Он требует от читателя и исследователя рассматривать явления, процессы с момента возникновение в развитии, с учетом влияния на них различных обстоятельств. Принцип историзма предполагает проведение научного анализа событий в связи с культурно-историческим фоном, характерным для данного места и времени. Руководствуясь принципом историзма, читатель анализирует процессы, явления с их зарождения и начала формирования. Затем он прослеживает ход развития этих процессов, выявляет специфику происходящих изменений и трансформаций вплоть до современного состояния.

Применяя принцип историзма, следует иметь в виду, что некоторые меры и решения, неприемлемые для одного исторического периода, могут быть вполне целесообразными в другое время, на ином историческом этапе. Так, в условиях низкого уровня жизни населения, обнищания его широких слоев неоправданно ориентироваться в здравоохранении лишь на страховую медицину. В реальной жизни это ведет к уменьшению расходов на данную социальную сферу, подрывая потенциал здоровья народа. Возможно, в иной исторический период, когда будет достигнут относительно высокий уровень жизни большинство граждан нашей страны, возможен переход и на исключительно страховую медицину.

Наряду с принципами объективности и историзма при изучении истории социальной работы применяется принцип системности. Он в значительной мере придает завершенность и целостность историческим процессам. Принцип системности означает комплексное рассмотрение фактов, явлений и процессов как элементов одной системы. Руководствуясь им, читатель или исследователь приводит в систему большое

1 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского комунизма. М., 1990. С. 12.


количество разрозненных фактов и противоречивых суждений по конкретной исторической проблеме. Такой подход позволяет выявить и обосновать функциональную связь между явлениями, которые на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом. Для примера можно сослаться на практику городского самоуправления в России конца XIX — начала XX в. в сфере общественного призрения и благотворительности. Одной из форм такой деятельности была выдача пособий социальным учреждениям и благотворительным обществам, не состоявшим в ведении этих городов. Естествен вопрос: «Зачем нужно было это делать?» Ведь в каждом городе было немало своих проблем. Дело в том, что некоторые социальные учреждения и благотворительные общества оказывали помощь и призрение жителям совершенно других городов. Так, на рубеже XIX — XX вв. на средства городского самоуправления Ростова-на-Дону регулярно выдавались пособия таким благотворительным обществам и учреждениям, не состоявшим в ведении города, как Комитет таганрогского мариинского общества «Ясли», Донской детский приют при Новочеркасском сиропитательном доме, Новочеркасский приют глухонемых, Таганрогская колония для малолетних и несовершеннолетних преступников и др. Выплачивая этим обществам и учреждениями финансовые средства, общественная власть Ростова получала возможность беспрепятственно направлять туда детей и подростков — ростовчан, нуждавшихся в соответствующей помощи и надзоре. Ведь такого рода социальные учреждения были не в каждом городе. Кроме того, помощь со стороны городского самоуправления известным на всем Юге России учреждениям и обществам поднимала престиж городской власти, формируя благоприятное общественное мнение о ней не только в самом городе, но и за его пределами.

Системность как научный принцип ставит в центр исторического осмысления представление о целостности. А оно предполагает всестороннее рассмотрение событий и процессов с учетом влияния на них важнейших факторов развития и основных сфер жизнедеятельности, включая социальную.

В условиях многообразия фактов, событий и явлений принципы исторической науки служат для читателей и исследова-


телей основополагающими ориентирами. С ними неразрывно связаны методы исторического исследования, через которые в значительной мере реализуются принципы. Как особые способы получения знаний о прошлом, методы подразделяются на общенаучные и специально-исследовательские. К общенаучным относятся: логический, классификационный, метод анализа и синтеза и др.

Выбор специальных методов примерительно к истории определяется тематикой исследования, характером источников и литературы. При классификации методов вполне оправданно группировать их в связи с основными принципами. Применение принципа объективности часто реализуется по средствам таких методов, как проблемно-хронологический, метод гражданственности и др. Анализ частных и общих исторических проблем с последующим их включением в хронологический ряд событий составляет содержательную основу проблемно-хронологического метода. Метод гражданственности — это способ подачи исторического материала при сохранении уважительного отношения к прошлому. Многие сложные и трагические события прошлого не могут быть объективно осмыслены на основе лишь критического анализа. Они нуждаются в конкретно-историческом понимании ситуации, в стремлении читателя и исследователя воспринимать трагическое с сопереживанием. Ни чрезмерное восхваление прошлого, ни выпячивание лишь негативных страниц истории не позволяют получить объективной картины. «Как грубое пристрастие, — справедливо подчеркивал Н.М. Карамзин, — следствие ума слабого и души слабой, несносно в историке, так любовь к отечеству дает его кисти жар, силу, прелесть»1. Применительно к истории социальной работы, это означает, что изучение отечественного опыта социальной помощи, благотворительности, соцобеспечения предполагает осмысление не только его негативных, но и положительных сторон.

Принцип историзма реализуется в значительной мере по средствам генетического, сравнительно-исторического, типологического и других методов. Генетический метод позволя-

1 Карамзин Н, М. Об истории государства Российского/Сост. А. И. Уткин. Т. 1. М., 1990. С. 9.


 




ет анализировать явления, процессы на различных стадиях развития, прослеживая специфику их эволюции. Сравни-тельнотисторический метод предполагает изучение событий, явлений, процессов по их пространственно-временному сходству и различию. Типологический метод дает возможность выявить общие, наиболее характерные признаки и стороны исследуемых явлений (процессов) с целью их упорядочения.

К принципу системности можно отнести такие специально-исследовательские методы, как структурно-системный, функционально-структурный, диахронного и синхронного анализа, метод контент-анализа. Структурно-системный метод выявляет отдельные подсистемы и компоненты системы. Этими компонентами могут выступать филантропия и меценатство в рамках благотворительной деятельности, работа отделений обслуживания на дому, дневного отделения, отделения срочной социальной помощи, центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Функционально-структурный метод выявляет специфику деятельности различных органов, учреждений и других элементов систем и подсистем общественного развития. Метод диахронного анализа позволяет осмыслить разновременные, но взаимосвязанные явления и процессы. Метод синхронного анализа предполагает изучение явлений и процессов, происходящих одновременно. Оба эти метода учитывают влияние отдельных компонентов системы на общественный процесс. Контент-анализ включает в себя проведение подсчета количества смысловых единиц. Ими могут быть государственные решения по проблеме призрения, газетные публикации, высказывания политиков об опыте и специфике организации социальной помощи, благотворительности, профессиональной социальной работы.

Попытка классификации специально-исследовательских методов в соответствии с основными принципами условна. Некоторые методы, рассмотренные в связи с одним принципом, могут быть отнесены и к другому. Например, типологический метод выступает не только как способ осмысления знаний о прошлом в рамках принципа историзма, но он также близок к принципу системности. Однако такой «плюра-


лизм» методов по отношению к принципам не столь широк, чтобы ставить под сомнение данную классификацию.

В целом система принципов и методов составляет основу методологии курса «История социальной работы». Она наполняет материал по истории социальной помощи содержанием, позволяет получить более достоверное представление о прошлом, об опыте функционирования отечественной и зарубежной систем социальной работы.

1.2. Основные группы источников, периодизация и важнейшие задачи курса «История социальной работы»

Содержательная сторона дисциплины «История социальной работы» формируется путем систематизации и анализа нормативного, статистического, документально-фактологического и иного материала. Его разнообразие образует ис-точниковую основу данного предмета. Условно можно выделить несколько групп наиболее значимых источников изучения истории социальной работы. 'К их числу следует отнести: повествования древних авторов, летописные описания; нормативно-правовые документы; труды и высказывания государственных, общественных деятелей, известных политиков, писателей, философов; документы и материалы общественных организаций; архивные документы; материалы прессы; научную и художественную литературу как исторический источник; материалы социологических исследований.

В трудах древних авторов приводятся определенные сведения о нравах, традициях, обрядах, практике помощи и взаимопомощи у народов, живших в те далекие времена. Так, у византийского историка Прокопия Кесарийского в «Истории войн Юстиниана», написанной в VI в. н.э., приводится описание славянских народов, показаны их отличительные особенности, некоторые традиции, имевшие социальную направленность. Нравы и обычаи славянских племен описаны и в древнерусской летописи «Повесть временных лет», составленной в XII в.

Документы нормативно-правового характера, в которых декларируются и в определенной мере регулируются вопро-


сы социальной помощи, известны с глубокой древности. Для примера можно сослаться на законы вавилонского правителя Хаммурапи (II тыс. до н.э.). К нормативному документу, где рассматривались вопросы помощи бедным, немощным, можно отнести Церковный устав 996 г. киевского князя Владимира I, возглавлявшего Древнерусское государство. В эпоху Московской Руси были приняты некоторые социально ориентированные решения Стоглавого Собора (1551 г.). Английская королева Елизавета в 1601 г. инициировала принятие закона об общественных налогах в пользу бедных. Особый резонанс в английском обществе первой половины XIX в. вызвал Закон о бедных 1834 г. В настоящее время многие аспекты социальной работы регулируются целым рядом международных нормативных документов. Одним из них является известная конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

К третьей группе источников изучения курса «История социальной работы» относятся труды и высказывания государственных, общественных деятелей, известных политиков, писателей и мыслителей, где затрагиваются вопросы милосердия, социальной помощи и поддержки. Много поучительного и полезного в этой связи приводится в «Духовной грамоте детям», составленной древнерусским князем Владимиром Мономахом. Интересны суждения мыслителя и писателя XIX в. Н.Г. Чернышевского о влиянии духовного богатства на развитие общественной жизни. В своем труде «Антропологический принцип в философии» (1860 г.) он писал: «Если человек полезен другим людям по своему богатству, он может перестать быть полезен, лишившись богатства; но если он полезен людям по качествам своего собственного организма, по своим душевным качествам, как обыкновенно говорится, то он может разве только зарезать себя, но пока не зарежет, не может перестать делать пользу людям, — не делать ее выше его сил, не в его власти. Он может сказать себе: буду зол, буду вредить людям; но исполнить этого он уже не может, как умный не может не быть умным, если бы и не желал. Не только по постоянству и долговечности, но и по обширности результатов добро, приносимое качествами са-


мого человека, гораздо значительнее добра, делаемого человеком только по обладанию внешними предметами»'.

К документам общественных структур, в которых рассматриваются отдельные стороны организации социальной помощи и социальной защиты относятся уставные и программные положения социально ориентированных общественных организаций» политических партий. Такими документами являются Устав и Кодекс этики Международной федерации социальных работников. Что касается программ политических партий, то источником для изучения истории социальной работы являются их социальные разделы.

Фактический документальный и статистический материал по различным аспектам благотворительной деятельности, призрения, соцобеспечения и становления социальной работы содержится в архивных учреждениях. Он имеется в отчетах приказов общественного призрения, благотворительных обществ, в сметах городских самоуправлений и др. Для изучения советского соцобслуживания представляют интерес архивные фонды отделов соцобеспечения исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. По архивным документам 1990-х гг. можно проследить процесс формирования основных компонентов системы социальной работы в новой России.

Отдельной группой источников изучения истории социальной работы является пресса. Из дореволюционных печатных изданий следует назвать такие, как «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь». Кроме названных общероссийских изданий вопросы призрения и благотворительности освещала и территориальная пресса. Ряд статей этой тематики был опубликован во второй половине IX в. в «Донских областных ведомостях», «Астраханских губернских ведомостях», «Терских ведомостях», «Приазовском крае» и других местных изданиях.

В современной России проблемы становления и развития социальной работы регулярно освещаются в таких журналах, как «Социальная защита», «Социальное обеспечение», «Российский журнал социальной работы». С начала 90-х гг. XX в.

' Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век — Отв. ред. И. Т. Фролов. М., 1995. С 427—428.


 




было возобновлено издание журнала «Вестник благотворительности», газеты «Русский инвалид». Стали выходить и местные печатные издания с публикациями по благотворительной проблематике. Среди них следует назвать санкт-петербургскую «Пчелу», рязанский «Меценат и мир» и др.

Источником ретроспективного изучения социальной помощи и социальной работы являются те научные работы и художественные произведения, авторы которых являлись непосредственными участниками или очевидцами описываемых событий. Примером могут служить многочисленные научные статьи в «Российском журнале социальной работы», в сборниках научных статей по актуальным проблемам социальной работы и в других изданиях, где авторы анализируют явления и тенденции, присущие современной социономической деятельности, обобщают опыт возрождения организованной благотворительности.

Источниковую направленность имеют и некоторые художественные произведения. Для примера можно сослаться на рассказ А.П.Чехова «Дом с мезонином», где писатель описывает реальные события становления в России земских учреждений во второй половине XIX в. Одна из героинь рассказа, Лидия Волчанинова, была подвижницей земского движения. Она заботилась об открытии в селах медицинских пунктов, где крестьяне могли получить необходимую помощь. Будучи еще и членом погорельского комитета, она ездила по поместьям и собирала средства-пожертвования для погорельцев одного из местных сел. Словами Лидии Волчаниновой Чехов определил важнейшее предназначение социальной помощи. «Самая высокая и светлая задача культурного человека, — говорила она, — это служить ближним».

Выдающийся английский гуманист, писатель Чарльз Диккенс (1812—1870) показал в своих романах неприукрашенные реалии формировавшегося в Великобритании индустриального общества. В некоторых произведениях он касался социальной проблематики, деятельности учреждений, призванных помогать нищим, сиротам, обездоленным. В известном романе «Приключения Оливера Твиста» Диккенс описал жизнь в работных домах, показав каторжные условия, в которых находились не только взрослые, но и дети.


Особой группой источников изучения истории социальной работы являются материалы социологических исследований. В последние годы многие социологические службы проводили опросы по различным аспектам практики социальной работы. В 2002 г. в г. Москве специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ было проведено комплексное социолого-криминалистическое исследование причин роста беспризорности среди несовершеннолетних и распространения наркомании среди беспризорных. Согласно исследованию, число беспризорных в Москве в расчете на год увеличилось и составляло тогда 33 тыс. человек. В этой общей численности существенно изменилось соотношение москвичей и иногородних. Москвичи в 2002 г. составляли 21% подростков-бродяг против 7% в 1999 г. Основная масса беспризорников (около 60%) предварительно прошла стадию безнадзорности. Именно в этот «подготовительный» период, согласно опросу, 50% из их числа пристрастились к наркотикам.

Интересные социологические исследования по проблеме возрождения благотворительности проводились в конце 90-х — начале 2000-х гг. в ряде регионов Российской Федерации. В 1998—1999 гг. в г. Томске был проведен социологический опрос о состоянии рынка благотворительных пожертвований. Его результаты свидетельствовали о том, что лишь 23% опрошенных высказывалось в поддержку оказания благотворительной помощи через специальные фонды, а почти 60% респондентов готовы были помогать по собственной инициативе непосредственно нуждающимся, минуя какие-либо фонды. Исследование подобного характера было проведено летом 2003 г. в г. Ростове-на-Дону по инициативе некоммерческой благотворительной организации «Фонд Ростов». 64% опрошенных полагало тогда, что они не готовы помогать нуждающимся через систему благотворительных фондов.

Важной проблемой изучения курса «История социальной работы» является его научная периодизация. Она позволяет не только получить целостное представление об этой дисциплине, но и выделить основные этапы развития социальной помощи и социальной работы.


 




В настоящее время в вопросе о периодизации истории социальной работы наметилось два подхода. Большая часть ученых, исследующих данную проблему, видят истоки социальной работы в простейших формах социальной помощи и благотворительной деятельности. Они включают эту помощь и деятельность в процесс формирования социальной работы, а следовательно, в ее периодизацию. Так, английский ученый Джордж Хендел периодизацию социальной работы начинает с филантропических форм помощи, характерных еще для эпохи архаики и древнего мира. К. В. Кузьмин и Б.А. Сутырин дают отдельные периодизации истории социальной работы за рубежом и истории социальной работы в России. В истории социальной работы за рубежом они выделяют пять основных этапов:

I. Архаический период благотворительности (до образо
вания в конце III тыс. — первой половины II тыс. до н.э. пер
вых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до
IV-VBB. н.э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) бла
готворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до ру
бежа XIX-XX вв.).

V. Период социальной работы (продолжающийся по на
стоящее время).

Периодизация историй социальной работы в России, по Кузьмину и Сутырйну, выглядит следующим образом:

I. Архаический период благотворительности (до образо
вания Киевского княжества и крещения Руси в IX—X вв.).

II. Период общественной (общинной, церковной) благо
творительности (X — начало XVI в.).

III. Период церковно-государственной благотворительно
сти (XVI-XVII вв.).

IV.Период государственной благотворительности (XVIII-начало XX в.).

V. Период социального планирования (1917—1991 гг.).

VI. Период социальной работы (с 1990-х гг.).

В этих периодизациях первым этапом называется архаический период благотворительности как начальная ступень-


ка в едином строении под названием «социальная работа». Уязвимой стороной данных вариантов периодизации является то, что здесь процесс развития социальной работы в значительной мере подменяется процессом развития благотворительной деятельности.

Иной подход к вопросу о периодизации истории социальной работы просматривается в работах известного ученого, профессора Ростовского государственного университета Е.П. Агапова. Он полагает, что раз становление социальной работы как профессиональной деятельности происходило с конца XIX в., то и периодизацию нужно начинать с этого времени. По Агапову, история социальной работы охватывает три основных периода:

I. Становление социальной работы (конецХГХ в. — 1930-е гг.).

П. Завершение процесса институционализации социальной работы (30-е — середина 50-х гг.).

III. Период широкого распространения социальной работы во всем мире, ее выход за рамки западной культуры (середина 1950-х — н.в.).

Учитывая, что сущностным положением понятия «социальная работа» является социальная помощь, правомерно при ретроспективном анализе социономической деятельности говорить о периодизации истории социальной помощи и работы начиная с эпохи древности. По сути дела такую позицию занимают М.В. Фирсов, В.П. Мельников, Е.И. Холостова и другие крупные специалисты. Так, в учебном пособии по истории социальной работы в России Фирсова предложенная им периодизация включает в себя именно основные этапы помощи и взаимопомощи. В учебном пособии Мельникова и Холостовой по отечественной социальной работе опять же выделяются важнейшие этапы целостного развития социальной помощи и социальной работы. Данный подход, как наипредставляется, более предпочтителен применительно к проблеме периодизации истории социальной работы.

Социальная помощь, благотворительность, призрение, профессиональная социальная работа — все это общецивилизационные явления, которые характерны для многих государств и народов. В отдельных странах они имеют свою


 




специфику, традиционные особенности. Но сформировались и общие тенденции их функционирования. Анализ таких тенденций, проявляющихся на различных этапах общественного развития, позволяет выделить следующие основные этапы истории социальной помощи и социальной работы:

I. Период простейших форм помощи и взаимопомощи
в эпоху архаики и древнего мира (III тыс. до н.э. — сере
дина I тыс. н.э.).

II. Период традиционно-общинной и церковно-монас-
тырской благотворительности в раннем и классическом сред
невековье (IV—XV вв.).

III. Период складывания и функционирования системы
государственного и общественного призрения в позднем
средневековье и в эпоху нового времени (XVI—XIX вв.).

TV. Период появления и институционализации социальной работы, формирование систем социального обеспечения (конец XIX — конец XX в.).

V. Период дальнейшего распространения социальной работы в мире и усиления ее роли в обеспечении социального благополучия (конец XX — начало XXI в.).

Данная периодизация позволяет получить целостное представление о важнейших стадиях формирования и эволюции системы социальной помощи и социальной работы. В ее рамках вполне укладывается как отечественный, так и зарубежный опыт благотворительности, призрения и профессиональной социальной работы.

История социальной работы, будучи одной из общепрофессиональных дисциплин основных образовательных программ подготовки специалиста социальной работы и социального педагога, носит гуманитарную направленность. Все это усиливает значимость данной дисциплины и определяет характер задач, решаемых в ходе ее усвоения. К числу важнейших из них можно отнести:

1. Содействовать развитию у студентов навыков истори
ческого мышления, формированию у них научного истори
ческого сознания.

2. Дать студентам новые знания об особенностях, тенден
циях развития социальной помощи и социальной работы в
России и за рубежом.


 

3. Сформировать целостное и системное представление об
отечественном и общемировом процессах развития социаль
ной помощи, благотворительности, государственного и обще
ственного призрения, профессиональной социальной работы.

4. Углубить знания студентов по отдельным, наиболее зна
чимым этапам и событиям истории социальной помощи.

5. Дать аргументированные знания о специфике совре
менного состояния социальной работы, ее моделях.

6. Показать студентам возможности использования зару
бежного и прошлого отечественного опыта социальной по
мощи в нынешней российской практике становления и раз
вития социальной работы.

7. Содействовать формированию чувства гражданствен
ности, человеколюбия, а также потребности в благотвори
тельности и милосердии.

Стремление глубоко осмыслить прошлое на основе научных принципов и методов несомненно будет способствовать лучшему пониманию отечественного и зарубежного опыта социальной помощи и социальной работы, преодолению состояния отчужденности части российского общества от своей истории, традиций правдолюбия и человеколюбия. Для народов нашей страны милосердие, будучи исторически выражением совестливости и особого состояния души, в течение многих веков являлось не просто проявлением жалости и сочувствия, а служило средством духовного очищения, внутреннего самосовершенствования. Очень важно эти прекрасные традиции бережно хранить и приумножать.

Контрольные вопросы к теме I

1. Предмет истории социальной работы. Специфика благо
творительности и призрения.

2. Профессиональная социальная работа и система государ
ственного социального обеспечения: ретроспективный подход.

3. Особенности методологии изучения истории социальной
работы.

4. Основные группы источников изучения истории социаль
ной работы.

5. Проблема периодизации истории социальной работы.


 




6. Важнейшие задачи курса «История социальной работы». Тематика докладов и рефератов

Л Благотворительность как проявление религиозного и морально-духовного состояния.

2. Роль женщины в деле благотворительности.

3. Сочувственное отношение к осужденным как отличи
тельная особенность российского милосердия.

4. Европейская социальная хартия — современный источ
ник изучения истории социальной работы.

5. Пресса как важнейший источник изучения истории со
циальной работы.

6. Возможность использования художественной литерату
ры в курсе «История социальной работы». А.П. Чехов «Дом с
мезонином».


•Тема II-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.