Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности помощи в догосударственный период мировой истории




Государствах древнего мира

Помощь и филантропия

Тематика докладов и рефератов

1. Христианская мораль всепрощения и проблема безнака
занности.

2. Традиции тайной милостыни в России.

3. Идея добра в религиозно-философской концепции буд
дизма.

4. Близость христианства и ислама в понимании деятель
ного характера милосердия.

5. Ислам о любви и сыновнем долге почитания родителей.

6. Миролюбивый характер традиционного ислама и псевдо
исламский экстремизм.

 

7. Иудаизм о сострадании и милосердии.

8. Индуизм о человеколюбии и веротерпимости.


•Тема Ill-

в архаических обществах,

• Особенности помощи в догосударственный пе
риод мировой истории

Истоки социальной помощи в древних государ
ствах Востока

Основы социальной помощи и призрения в антич
ных государствах

Практика помощи и взаимопомощи людей зародилась в первобытнообщинном строе. Тогда без взаимоподдержки было просто невозможно выжить. В архаическую эпоху получили развитие такие формы помощи, как межличностная, общинная, семейная, межплеменная.

В древних государствах общественная жизнь регламентировалась нормами права, которые позволяли предотвращать самосуд, ограничивали кровную месть. Большое влияние на формирование социальной помощи и развитие филантропии оказывали традиционные нормы повседневной жизни и религия. Под влиянием язычества, буддизма, раннего христианства и других религиозных учений, а также морально-нравственного компонента обучения помощь нуждавшимся и проявление сострадания становились внутренней потребностью многих людей.



Судя по научным данным в ходе человеческой эволюции люди современного типа (неантропы, кроманьонцы) сформировались примерно 40—10 тыс. лет назад. Хотя человекообразные существа (питекантропы, синантропы) появились 3 млн лет назад. Вопрос о прародине человечества и ныне остается дискуссионным. Исходя из находок костных останков человекообразных существ древнейших и древних людей, одни исследователи считают прародиной человечества Африку, другие — Южную Азию, третьи — область Средиземноморья (северо-восток Африки, юг Европы и Азии). В настоящее время преобладающей является первая из этих трех научных версий.

В древнейшую эпоху, в период древнекаменного века (палеолита) природные условия на нашей планете были не только неодинаковыми, но и изменчивыми. Это объяснялось в значительной мере процессами оледенения. Некоторые ученые образование ледников связывают с поднятием суши, с изменением наклона земной оси, с уменьшением солнечной радиации. В связи с этим климат становился суровее, увеличивалась влажность, что благоприятствовало образованию ледников. Громадные льды двигались от Ледовитого океана на юг, покрывая огромные территории Европы, Азии, Северной Америки. Высота ледникового щита достигала 1—2 км. Больше половины территории Европы занимали льды. Центром оледенения стала Гренландия, поэтому в Северной Америке ледником была покрыта территория в три раза большая, чем в Европе и Азии. По той же причине оледенение в Северной Азии и Сибири было слабее, чем в Европе. В течение нескольких тысячелетий лед отступал к северу, способствуя возрождению и распространению человеческой жизни. На значительной территории современной России ледник находился до IV тыс. до н.э.

Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник начал таять. Переходный период от ледникового к современному климату ученые называют среднекаменным веком (мезолитом). Он занимает примерно промежуток от X до VII тыс. до н.э. Новый каменный век (неолит), с кото-


рым связана неолитическая революция (переход к производящему хозяйству), датируется учеными VII—V тыс. до н.э.

Простейшие формы помощи были характерны для первобытных людей древнекаменного и среднекаменного веков. Они в отличие от человекообразных существ различали добрые и злые поступки. Тогда люди жили вразброд одиночными семьями и локальными группами, создававшимися на основе кровнородственных связей. Лишь для крупной охоты объединялось несколько десятков человек. В рамках одиночных семей и локальных групп без взаимопомощи было невозможно обеспечить выживание. Да и сама локальная группа не могла сколько-нибудь продолжительно функционировать и развиваться без заботы трудоспособных ее членов о сородичах, которые не могли прокормить себя сами. Определенные формы взаимопомощи существовали не только внутри локальных групп, но и между ними. Например, если в одиночной семье или локальной группе случайно потухал огонь, то ее представители шли к соседям за тлеющими углями, так как самим добывать огонь было делом трудным.

Взаимопомощь, забота о неработоспособных сородичах, которые стали проявляться еще в локальных группах охотников и собирателей, сохранились и получили традиционный характер при общинной форме социальной жизни. На стадии позднепервобытной общины, в условиях роста избыточного продукта и упрочения личной собственности, получила развитие престижная экономика. Она проявлялась в практике дарообмена. Люди могли дарить разные вещи, причем и такие, которые не представляли хозяйственной ценности (редкие раковины, особенные птичьи перья и др.) Даритель или дарители приобретали общественный престиж, который был тем больше, чем щедрее был дар. При этом действовал принцип взаимности в дарообмене. Престижная экономика стимулировала как внутриобщинную, так и межобщинную взаимопомощь.

Посредством дарообмена упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные и союзнические отношения, усиливался авторитет предводителей общин и племенной знати. Руководители общин зачастую осуществляли дарообмен с «переплатой» — давали больше, чем получали


 




взамен. В данном случае взаимность переставала быть сбалансированной и возникало неравенство статусов. А в этом был заинтересован предводитель общины, заботившийся о своем авторитете среди сородичей. Такую практику некоторые специалисты по истории социальной работы (М.В. Фир-сов, К.В. Кузьмин и Б.И. Сутырин) именуют филантропической помощью со стороны вождей и старейшин рода нижестоящим соплеменникам.

Общины управлялись на основе волеизъявления их взрослых членов, совета старейшин и существовавших социальных норм, включавших в себя обязательные правила поведения. Они регулировали специфику разделения труда, распределения обязанностей в общине и семье, вопросы взаимозащиты и др. Например, разделение труда по возрасту осуществлялось исходя из принципа выполнения молодыми мужчинами более трудной и опасной работы, а пожилыми — более сложной. Старики являлись блюстителями обычаев, ведали культовыми обрядами, хранили традиции, пользовались большим влиянием в общине, что объяснялось их знаниями и жизненным опытом. Особый статус немногочисленных пожилых людей в то далекое время определялся их восприятием в обществе как посредников между умершими и живыми.

Семейная община, или большая патриархальная семья, представляла собой хозяйственную группу, состоявшую из трех-четырех поколений ближайших родственников, потомков одного отца, с их женами и детьми, иногда с зятьями и иными принятыми в семью родными. Примерная ее численность достигала ста и более человек. Во главе патриархальной семьи стоял «старший» мужчина. Им мог быть старший по возрасту, более опытный человек или по решению общины выбирался мужчина помоложе. Он организовывал и руководил хозяйственной жизнью семьи, а также регулировал вопросы, связанные с обеспечением тех сородичей, которые не в состоянии были сами прокормить себя. Вопросами ухода за немощными, больными сородичами занималась и «старшая» женщина семьи, являвшаяся обычно женой «старшего» мужчины. Она не только ведала всеми женскими работами семейного хозяйства, но и обладала значительной


властью над молодыми мужчинами дома. Когда патриархальная семья разрасталась, то ведение единого домашнего хозяйства оказывалось затруднительным. Семья разделялась на несколько частей согласно решению представителей старшего поколения.

Межплеменные отношения в архаическую эпоху порой приобретали конфликтный характер. Иногда возникали территориальные, а реже — и межличностые споры, переходившие в столкновения. Но такие конфликты и противостояния были временными, а им на смену приходили вполне мирные, дружеские отношения. У первобытных людей широкое распространение получили обычаи взаимного посещения различных групп, принадлежавших разным племенам. Эти визиты нередко приурочивались ко времени, когда имелась в изобилии пища, например, к сезону созревания плодов, к периоду завершения сбора урожая, ко времени массового лова рыбы и др. Взаимные посещения, практика дарения и отдаривания между группами разных племен сыграли важную роль в развитии культуры и хозяйственных связей в первобытные времена. Взаимопомощь между людьми соседних племен наблюдалась во время неурожаев, таких стихийных бедствий, как пожар, наводнение и др. Межплеменное взаимодействие отвечало общим интересам людей при создании больших ирригационных сооружений, для обеспечения обороны территории от общего противника. Позже все это привело к созданию племенами различных объединений, союзов племен.

Дружественные связи и взаимопомощь в первобытном обществе имели не только коллективный, межобщинный, межплеменной, но и индивидуальный характер. Помощь между отдельными лицами в те давние времена развивалась на основе общественногб инстинкта взаимоподдержки как средства выживания и инстинкта сострадания как социально-компенсационного средства при увечьях, немощи и других обстоятельствах. Эти общественные инстинкты позже закрепились на уровне сознания под влиянием накопленного исторического опыта и религиозных верований.

Распространенной формой межличностной помощи у древних людей была практика взаимного посещения и обмена подарками. Одними из позднейших проявлений этих


 




дружеских отношений являются славянское побратимство и посестринство, горское куначество на Кавказе. Дружеские контакты, устанавливавшиеся в первобытном обществе в индивидуальном порядке, нередко приравнивались к кровному родству. Они иногда закреплялись обрядом «братания кровью». Долгом такого побратимства было оказание взаимной помощи и защиты во всех случаях жизни.

Таким образом, помощь и взаимоподдержка стали нормой жизни еще первобытных людей. Их зачатки зародились в одиночных семьях и локальных группах людей древнего каменного века. Позже они получили свое развитие в общинных коллективах, в патриархальных семьях и племенных от -ношениях. Взаимопомощь проявлялась в ту древнюю эпоху и в межличностых отношениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.