Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западноевропейская государственно-корпоративная модель социальной работы 2 страница




В большинстве стран континентальной Западной Европы социальную помощь от государства-не может получать тот, кто в состоянии помочь себе сам, имеет вполне обеспеченных близких родственников, предметы роскоши и другие


 




возможности самообеспечения. Если такие возможности отсутствуют или исчерпаны, то человек вправе рассчитывать на помощь от государства. В начале 2000-х гг. в Германии социальная помощь оказывалась 8,5% населения страны. Около 3 млн человек получали ежемесячное «пособие на обеспечение жизни», разовые выплаты для решения отдельных материальных проблем.

Очевидно, что система социального страхования не позволяет учесть все возможные риски. Различные жизненные ситуации обусловливают необходимость оказания социальной помощи со стороны государства. Среди таких обстоятельств следует назвать естественные причины раннего ограничения или потери трудоспособности, влекущие за собой невозможность участия в системе социального страхования за счет уплаты взносов, увеличение числа одиноких или разведенных женщин с детьми, нуждающихся в финансовой поддержке от государства, и др.

Определение размера помощи малоимущим, выдаваемой в виде социального пособия, производится на основе специальных стандартов. Раньше их уровень рассчитывался с учетом стоимости «потребительской корзины», соотносящейся с прожиточным минимумом. Однако с 90-х гг. во многих странах континентальной Западной Европы расчет стал производиться исходя из индекса цен и уровня жизни отдельных домохозяйств. В федеративных государствах величина основной ставки социальной помощи на разных административных территориях может различаться. Так, в Германии, по данным на начало 2001 г., размер основной ставки социальной помощи на главу семьи в разных землях колебался от 522 до 550 марок, а на ребенка до 6 лет — от 260 до 276 марок, на ребенка до 6 лет с родителем-одиночкой от 287 до 303 марок, на ребенка от 7 до 13 лет — от 339 до 358 марок, на ребенка от 14 до 17 лет — от 470 до 494 марок, на сына (дочь) старше 18 лет — от 418 до 440 марок (подсчитано по таблице, приведенной в журнале «Труд за рубежом»)1. Помимо основной ставки социального пособия, социальная служба опла-

1 Антропов В. В. Социальная помощь в Германии//Труд за рубежом. 2002. № 3. С. 108.


чивает помощь на приобретение одежды, отопление, на проживание в квартире.

Для содействия решению актуальных задач жилищной политики в ряде стран континентальной Западной Европы введена система государственного дотирования жилья. В той же Германии доплата от государства выдается не только малоимущим на наем жилья, но и в случае его покупки или строительства. Дотации выдаются начиная с первого года постройки или приобретения жилья в течение последующих семи лет. Выплаты прерываются, если владелец продал жилье или сдал его в аренду. Государственные дотации на жилье предоставлялись в середине 2000-х гг. только лицам, доходы которых в течение года приобретения дома (квартиры) и предыдущего года не превышали 81 807 евро для одиноких и 163 614 евро для супругов. Если в семье имелись несовершеннолетние дети, то на каждого ребенка предельный доход увеличивался на 30 678 евро. Дотация на вновь построенный дом или квартиру составляла 5% от стоимости объекта в год, но не более 2556 евро ежегодно в течение восьми лет, т. е. до 40% затрат на приобретение или покупку нового жилья.

Возвращаясь к проблеме государственной поддержки малообеспеченных граждан, следует отметить, что такая помощь оказывается в континентальной Западной Европе и при особых жизненных обстоятельствах, не предусмотренных страховыми рисками. К их числу можно отнести раннюю потерю трудоспособности, длительную безработицу или низкооплачиваемую работу, наличие неполной семьи с детьми и др. Во всех этих случаях предусмотрены социальные выплаты от государства. Так, во Франции для содействия поиску работы назначаются пособия на трудоустройство.

Среди форм социальной государственной поддержки в особых жизненных обстоятельствах следует выделить помощь, предоставляемую людям с ограниченной трудоспособностью, возникшей вследствие болезни или других причин, а также нуждающимся в постоянном уходе. Размер выплачиваемого пособия в данном случае зависит от сложности ухода. Государственная помощь для преодоления социальных трудностей предоставляется бездомным, бывшим заключенным, больным туберкулезом и людям с психическими расстройствами.


 




Социальная помощь накладывает на ее получателя — жителя Западной Европы определенные ограничения. Например, в Германии он не может иметь машину (даже подержанную), тратить пособие на спиртное, наркотики, азартные игры, поездки за границу. Такие действия ведут к сокращению и даже лишению социального пособия, что не касается членов семьи его получателя.

.Как свидетельствует вышеприведенный материал, в ведущих странах континентальной Западной Европы функционирует действенная система оказания социальной помощи. Ее предоставление обеспечивает нуждающимся минимально необходимый уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству.

Важнейшим свойством западноевропейской государственно-корпоративной модели социальной работы является сочетание принципов централизации и децентрализации в оказании социальной поддержки. В таких странах, как Германия, Австрия, Бельгия, довольно сильны традиции централизованного решения многих социальных вопросов. Немецкий Социальный кодекс в правовом отношении регламентирует важнейшие аспекты социальной защиты различных категорий населения (молодежи, пожилых, инвалидов). Им определяется базовая конструкция социального законодательства на федеральном уровне, которая затем конкретизируется представительно-законодательными органами отдельных территорий (земель). Финансирование социальной помощи осуществляется за счет госбюджета и бюджетов земель. Так, предоставление помощи переселенцам, соотечественникам, оказавшимся за границей, оплачивается за счет федеральных средств. Службы социального трудоустройства (предприятия интеграции), содержатся в Германии тоже преимущественно за счет государства. В определенной мере их функции выполняют и государственные службы по профессиональной подготовке.

Различные учреждения социального обслуживания действуют в Германии при поддержке муниципалитетов; используется и практика оказания платных услуг. Наряду с нестационарными службами, организующими посещение обслуживаемого на дому, амбулаторно-передвижную помощь —


«еду на колесах», оказывается помощь и полустационарными учреждениями в таких формах, как клубы для престарелых, службы дневного ухода и др. Финансовую поддержку от муниципалитетов получают и учреждения стационарного обслуживания пожилых, инвалидов и др. Здесь значительный объем работы выполняют специалисты по социальной работе. В условиях дома престарелых их функциональные обязанности включают в себя: обеспечение связи с общественностью, рекламную деятельность; работу с детьми престарелых; страхование пожилых; ознакомление пожилых с законодательными аспектами, касающимися их статуса; проведение утренних бесед с престарелыми в специально отведенных для этого помещениях, во время которых выясняются настроения и пожелания клиентов.

В 90-е гг. XX в. в Германии социальной работой занималось более 6 тыс. служб и организаций, значительное число которых имело централизованное государственное финан-• сирование. Во всех этих социальных заведениях тогда было занято более 700 тыс. штатных сотрудников.

Высокая степень децентрализации в деле социальной помощи и поддержки отличает такие конткнентально-европей-ские страны, как Италия, Испания, Франция. В первых двух государствах большое количество социальных учреждений действует при существенной финансовой поддержке муниципалитетов. Именно они в основном обеспечивают функционирование предприятий социального трудоустройства, в которых профессиональное обучение сочетается с трудовой деятельностью. На местном уровне принимаются и реализуются специальные программы социального развития (программа поддержки кооперативов социальной солидарности и др.). Широко распространена практика муниципальной помощи общественным организациям социальной направленности, различным ассоциациям инвалидов.

Начиная с 80т-х гг. во Франции стали осуществляться целенаправленные меры по децентрализации системы управления и ответственности за положение дел в сфере социальной защиты. Региональные департаменты и местные коммуны унаследовали от государства многие его полномочия в решении социальных вопросов. Именно они активно занимаются реа-


 




лизацией мер по преодолению роста социальной незащищенности, оказанию помощи наиболее нуждающимся семьям.

Департаменты и низовые муниципалитеты вместе с государственными структурами финансируют важные социальные проекты и программы, деятельность инновационных социальных учреждений, одним из которых является Локальная Миссия. Основным назначением ее служит вовлечение молодежи в активную экономическую и социальную жизнь. Инициатива создания Локальной Миссии принадлежит административным структурам на местах, получающим поддержку региональных властей. Возглавляют Миссии местные депутаты. К началу 2000-х гг. во Франции функционировало более 530 таких учреждений, в работе которых было задействовано более 5 тыс. сотрудников. 70% всех финансовых расходов, связанных с деятельностью этих служб, осуществлялось за счет государственного бюджета, 20% — регионального (областного) и 10% — муниципального. В лице партнеров Локальной Миссии выступают такие структуры, как службы занятости и профессионального образования, Министерство труда и социального развития региона с его структурами на местах, администрация территории (города) и прежде всего ее отдел по работе с молодежью, служба социального обеспечения, а также фонды помощи безработным, центр переобучения кадров, торгово-промышленная палата, совет директоров предприятий (города), служба здравоохранения, служба медицинского страхования, медико-психологический центр, общественные организации, занимающиеся проблемами молодежи, и служба, оказывающая помощь в составлении и юридическом оформлении социальных проектов.

Приоритетным направлением работы Миссии является выявление группы риска в молодежной среде и непосредственная работа с ней. Совместными усилиями партнеры организуют часы приема для молодежи, дают необходимую информацию, направление на работу, оказывают всяческую поддержку, помогают разрешать сложные жизненные ситуации. Молодым людям здесь оказывается не только единора-зовая поддержка, но и помощь в течение длительного времени. При участии самой молодежи партнеры вырабатывают стратегию дальнейших действий для каждого, будь то образо-


вание, трудоустройство, проблемы здоровья или улучшения жилищных условий, вопросы, связанные с досугом, культурой, спортом и т. д. Персонал Локальной Миссии находится в постоянном контакте с молодыми людьми, зарегистрированными в банке данных: либо напрямую, либо через разветвленную систему помощников-партнеров. Основная его задача — адресно помочь конкретным молодым людям с учетом особенностей каждого.

Деятельность многочисленных социальных служб, работающих на местном уровне в государствах континентальной Европы, подтверждает, что эффективность функционирования системы социальной защиты определяется рациональным сочетанием принципов централизации и децентрализации. В зависимости от конкретной ситуации, традиций организации социальной помощи, направленности социальной политики формируются и пропорции этого сочетания. Критерием здесь может выступать лишь конечный результат — уровень и качество социальной защиты.

В странах Западной Европы, где действует государственно-корпоративная модель социальной работы, общественные и благотворительные организации, именуемые нередко ассо циативными, а также частные агентства играют в деле оказания социальной поддержки вспомогательную роль. Нередко ассоциативные организации обращаются с предложениями об оказании социальных услуг в государственные социальные службы. Благотворительные организации в данном случае берут на себя финансирование отдельных социальных мероприятий. При этом государственные службы социального обеспечения оказывают организационную поддержку общественным структурам, необходимую для эффективного осуществления последними своих благотворительных намерений.

Ассоциативным организациям Германии для своей деятельности удается привлекать значительные пожертвования. Частные благотворители передают определенные средства не только общественным организациям социальной направленности, но и специализированным социальным службам, а также непосредственно лицам, нуждающимся в помощи. В начале 2000-х гг. на благотворительные цели гражданами Германии жертвовалось ежегодно более 4 млрд евро. Получате-


 




ли помощи согласно немецкому законодательству (Федеральный закон о социальной помощи) не лишались права на получение положенного им социального пособия. Его размер в таком случае сохранялся неизменным.

Вспомогательные функции в деле социальной защиты выполняют во многих государствах континентальной Западной Европы частные службы и компании. Например, можно сослаться на частные страховые учреждения, действующие в сфере пенсионного и медицинского обеспечения. Для широких слоев населения они служат дополнительным и добровольным средством социального обеспечения. Основные же функции здесь выполняют государственные и корпоративные страховые структуры. В системе пенсионного обеспечения Франции частное страхование, действующее на принципах капитализации, именуется дополнительными факультативными режимами. Но оно не получало широкого распространения. Поданным на начало 2000-х гг., этими режимами было охвачено лишь 3% пенсионеров.

В последние годы в континентальной Европе увеличивается численность частных социальных агентств, расширяется практика оказания платных услуг социальными учреждениями. Например, в Германии наряду с государственными и муниципальными действуют частные дома престарелых. Содержание в некоторых из них обходится столь дорого, что пребывание там не могут себе позволить даже супружеские пары с хорошими доходами. Немалую сумму приходится платить пожилым людям за дневное и временное пребывание в специальных социальных учреждениях, где действует принцип платных услуг. Так, в доме престарелых немецкого г. Изерлона дневной уход в течение месяца обходился в конце 90-х — начале 2000-х гг. в 2800 марок. Примерно столько же стоил четырехнедельный уход на период отпуска близких и родных. Однако роль частных социальных служб, платных социальных услуг остаётся в Германии все ж& вспомогательной. И эта тенденция характерна для большинства стран, где функционирует государственно-корпоративная модель социальной защиты.

Опыт социальной защиты, накопленный в континентальной Западной Европе, может быть востребован и в других странах. В условиях осложняющейся демографической си- 1


туации в целом ряде государств мира, включая Россию, особую актуальность приобретает политика поддержки семьи. Прежде всего приходит осознание необходимости введения стимулирующего по своему размеру пособия от государства на рождение ребенка. С этой целью, например, итальянскими парламентариями недавно были внесены определенные изменения в бюджет страны. Начиная с 2004 г, расходной его частью предусмотрены необходимые суммы, позволяющие при рождении (усыновлении) второго ребенка — независимо от доходов семьи — выдавать родителям пособие в 1000 евро.

Определенный опыт ограничения молодежной безработицы накоплен в странах с функционированием государственно-корпоративной модели социальной работы. Правительства здесь финансово стимулируют деятельность фирм и предпринимателей по трудоустройству молодежи и обеспечению ее профессионального обучения. Во второй половине 90-х гг. на таких условиях компаниями было принято почти 25% молодых работников в Италии, 20 — в Греции, 12% — в Испании. Облегчению интеграции молодежи в профессиональную деятельность способствуют оплачиваемые Стажировки французских учащихся на предприятиях. Большинство молодых немцев, не поступивших никуда после средней школы, получают подготовку в системе ученичества. Отличительной ее чертой является совместная финансовая поддержка подготовки кадров корпоративными объединениями трудящихся и работодателями. Сообща они определяют и содержание учебных программ.

Согласно новшествам, внесенным Данией еще в середине 90-х гг., лицам, не достигшим 25 лет и не имеющим работы более полугода, полагался 18-месячный индивидуальный образовательный курс или такой же курс профессионального обучения на рабочем месте, либо двухгодичный грант для открытия собственного дела.

Системы финансирования безработных, решивших создать собственный бизнес, существуют в большинстве стран Западной Европы. Условия предоставления субсидий на развитие малого предпринимательства неодинаковы в различных государствах. Во Франции, Португалии, Испании они зависят от характера и продолжительности предыдущей работы. Предпочтение отдается безработным с меньшим «стажем» незанятости.


В странах континентальной Западной Европы имеется интересный опыт не только в области занятости и поддержки семьи, но практически во всех сферах социальной защиты. Многое из их практики может быть использовано в России. Не следует забывать, что нас объединяют некоторые базовые ментальные особенности, традиции активного государственного участия в общественной жизни и социальной сфере.

Западноевропейская государственно-корпоративная модель социальной работы является одной из динамичных и эффективных в мире. Опираясь на традиционные подходы в практике социальной помощи и поддержки, страны, принявшие эту модель, активно применяют инновационные формы и методы социальной работы. Признавая значимость либеральных способов реформирования социальной сферы, развивая частный сектор социальных услуг, поддерживая деятельность ассоциативных организаций, здесь все же отводят им вспомогательную роль, отдавая приоритет государственным и корпоративно-страховым механизмам социальной защиты.

Таким образом, располагая эффективными системами социальной защиты, страны континентальной Западной Европы охватывают социальным обеспечением практически все свое население. Скандинавская универсальная и государственно-корпоративная модели социальной защиты отвечают таким фундаментальным социальным потребностям, как здравоохранение, пенсионное обеспечение, семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь малоимущим и испытывающим жизненные затруднения. Идея социального государства, поддерживаемая большинством континентальных европейцев, в отличие от прежней концепции «государства всеобщего благосостояния», ориентируется не только на сохранение важной роли государства и использование возможностей госбюджета в решении насущных социальных проблем, но прежде всего на разумное сочетание бюджетного и страховых начал при дополнительном участии в социальной защите частных социальных структур и ассоциативных организаций. Такой подход соответствует и долгосрочным интересам народов России. Континентально-европейский тип социальной защиты и особенно государственно-корпоративная его модель по сравнению с западно-


атлантическим видом социальной поддержки представляются для нашей страны более приемлемыми в силу территориальной близости, общности исторических традиций и куль-турно-цивилизационных особенностей.

Контрольные вопросы к теме VI

/. Цившшзационное влияние на специфику социальной работы в странах Запада.

2. Скандинавская универсальная модель социальной защиты.

3. Особенности западноевропейской государственно-корпо
ративной модели социальной работы.

4. Система социальной защиты в современной Германии.

5. Французский опыт социальной работы.

6. Социальная защита в государствах Южной Европы
(Италия, Испания, Греция).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.