Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование основ эмоционального благополучия в пренатальный период




Структура эмоционального благополучия

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.

1. Эмоция удовольствия — неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.

2. Переживание успеха — неуспеха достижения целей.

3. Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.

4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти составляющие могут иметь разное содержание, то есть разную «точку» на континууме от «+» до «-», однако их не может не быть вообще. Чтобы понять, что именно входит в функции матери и как они обеспечивают ту индивидуальную точку на континууме, которая определяет уровень эмоционального благополучия конкретного ребенка, необходимо представить себе онтогенез всех составляющих эмоционального благополучия ребенка.

Современные данные о пренатальном развитии ребенка позволяют обозначить начало формирования субъективного опыта со второго месяца после оплодотворения. В 5 — 6 недель начинается формирование нервной системы, с 7,5 недели появляется кожная чувствительность. В этот период закладываются первые структуры мозга, в частности лимбическая структура. Говорить о переживании плодом эмоций в этот период невозможно, так как для полноценного существования эмоций необходимо формирование целостной моторной, нейрогуморальной и проприоцептивной регуляции, которая возникает только к 5 месяцам [К. Изард, А.С. Батуев] Однако чувствительность у ребенка уже есть, то есть субъективное переживание как таковое несомненно присутствует. Более того, уже с 4 месяцев отмечается периферическое выражение основных эмоций (мимика лицевой мускулатуры). В 28 недель ребенок активно реагирует на вкус околоплодной жидкости не только изменением мимики, но и двигательными реакциями. Поскольку вкусовые почки на языке и обонятельные центры мозга есть уже на третьем месяце (9 — 10 недель), а заглатывание околоплодной жидкости и попадание ее в желудок еще раньше, то вероятно существование очень ранней вкусовой чувствительности.

На 5-м месяце ребенок эмоционально и двигательно реагирует на модуляции голоса матери и звуки из внешнего мира, температурные раздражители, например прикосновение холодного датчика УЗИ, тактильные прикосновения (мимические выражения, отплывание, отворачивание головы или, наоборот, приближение к источнику стимуляции). Уже в 3 — 4 месяца плод генерализованно отвечает общей двигательной активностью на локальное раздражение, тогда как до этого локальное раздражение вызывало ответную реакцию только раздраженного участка [А.С. Батуев]. В 21 – 24 недели сосательный рефлекс представлен в форме целостной двигательной координации, с ее центральным и периферическим механизмами, развита вкусовая чувствительность, наполнение желудка и опорожнение мочевого пузыря происходят регулярно.

Таким образом, в период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Некоторые типы этой стимуляции являются постоянными и сопровождают ребенка на всем протяжении его жизни с момента возникновения чувствительности и до рождения. Это вестибулярные раздражители (вестибулярный аппарат обеспечивает поддержание положения тела ребенка в околоплодной жидкости и начинает функционировать с шестой недели), слуховые, вкусовые. Менее однообразными, однако также участвующими в формировании субъективного опыта ребенка и развитии нервной системы являются кожная чувствительность и способность к светоощушению. Первая постоянно стимулируется соприкосновением с околоплодной жидкостью, стенками плодного пузыря и позднее матки своим телом, пуповиной. Она весьма разнообразна и рано становится связана с собственной активностью ребенка. Вторая отмечается с шести месяцев и проявляется как негативная реакция на освещение стенки живота матери ярким светом.

Кроме этой, богатой для формирования чувственного опыта стимуляции, ребенок, по данным многих исследователей, воспринимает и переживает эмоциональное состояние матери непосредственно под влиянием притока ее гормонов [А. Бертин, А.С. Батуев, А.И. Брусиловский, К. Флейк-Хобсон, Т. Verny и др.]. Он реагирует на них вполне адекватно их «значению»: проявлением удовольствия или неудовольствия, как эмоциональным выражением, так и двигательными реакциями. Если сама пренатальная среда не содержит стимулов, способных стать источником достаточно сильных отрицательных эмоций, так как уровень стимуляции в ней соответствует тому, который вызывает низкую и среднюю плотность нейронной стимуляции, соответствующую стеническим эмоциям, относящимся к разряду положительных [К. Изард], то от воздействия гормонов матери, возникающих при ее отрицательных эмоциональных состояниях (в первую очередь гормонов стресса — катехоломинов), ребенок практически не может защититься. Это факт, а также данные последних исследований с помощью внутриутробной кино- и фотосъемки послужили основанием для заключений специалистов в области пренатальной психологии о том, что ребенок испытывает эмоциональные «удары» под воздействием волны материнских гормонов, которые служат причиной формирования первичного чувства страха, безнадежности, тревоги, так как они никак не связаны с его собственной активностью и закономерно возникающими собственными переживаниями. И только устойчивое положительное отношение матери к беременности «защищает» ребенка от этих стрессов, быстро предоставляя ему «подкрепление» за счет возвращения самой матери к положительно-эмоциональному состоянию. В этом А. Бертин видит адаптивную роль эмоциональной лабильности женщины в беременности. Способность воспринимать стимуляцию от матери как с помощью сенсорных систем, так и через ее гормоны, позволяет ребенку, по крайней мере в третьем триместре, когда у него уже полностью сформирована нейрогуморальная регуляция, соотносить сенсорную стимуляцию и возникающее эмоциональное состояние. Это служит основой для объединения эмоционального переживания с наличием определенной стимуляции. Можно сказать, что «фоновая» материнская среда, обеспечивающая оптимальный (с точки зрения плотности нервной стимуляции) фон для самочувствия, приобретает статус маркера комфортного состояния, а модификации этой стимуляции, сопровождаемые определенными эмоциональными состояниями под воздействием гормонов матери, являются «материалом» для формирования первичных эмоций удовольствия-неудовольствия. Способность ребенка во второй половине беременности испытывать основные эмоции и адекватно реагировать на внешнюю стимуляцию подтверждаются практикой выращивания преждевременно родившихся детей — в 22, 20 и даже 18 недель (единственный пока случай). Активное реагирование этих детей на стимуляцию от матери, улучшение их развития в присутствии этой стимуляции послужили основанием для введения для недоношенных детей метода «кенгуру» (периодический физический контакт с матерью или ее дублерами).

Таким образом, особенности пренатального развития определяют формирование основ структуры эмоционального благополучия ребенка:

1. Постоянная стимуляция внутриутробной среды обеспечивает приток впечатлений, необходимый для формирования мозга и поддержания его оптимального состояния возбуждения. Этот уровень стимуляции является базой для соматического компонента положительного эмоционального состояния и будущего чувства эмоционального комфорта.

2. Способность ребенка воспринимать изменения эмоционального состояния матери образует основу для постнатального включения соответствующей стимуляции от матери в потребность обретения и поддержания эмоционального комфорта.

3. Возникновение во второй половине беременности эмоциональной реакции матери на шевеление ребенка служит основой для формирования сопоставления своих переживаний от собственной активности, впечатлений от соприкосновения со стенкой матки и эмоциональным «подкреплением» матерью этих впечатлений. Это является базой для будущего развития переживания результативности своих действий.

Уже в этом периоде развития имеются основы для формирования всех составляющих будущей структуры эмоционального благополучия, чувства эмоционального комфорта, его переживания в присутствии определенных стимулов от матери, включения реакции матери в оценку своей активности, соотнесение переживания удовольствия-неудовольствия со своей активностью и получаемыми в ее результате соматическими впечатлениями

Функции матери в этот период заключаются в следующем:

1.До начала ощущения от шевеления ребенка роль матери состоит в подчинении своим эмоциональным состояниям, регулируемым физиологией беременности (быстрая смена эмоций, преимущественно положительный эмоциональный фон, характерный в норме для второго триместра беременности). В первом триместре ребенок еще не подвержен изменению эмоционального состояния матери, так как у него еще не сформирована структура нейрогуморальной регуляции. В этот период эмоциональное состояние матери действует на ее собственную соматику и при сильных стрессах или продолжительной тревоге создает условия для нарушения состояния внутренних органов, в том числе и матки, что ведет к выкидышу или нарушению физиологического развития плода. Стрессы и депрессии второго и третьего триместра оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка и состояние его нервной системы.

2. Во второй половине беременности, после начала шевеления, функции матери состоят в обеспечении ребенку общего положительно-эмоционального фона, быстрого возвращения к положительному эмоциональному состоянию после кратковременных его нарушений, чему способствует общее положительное отношение к беременности, эмоциональная лабильность, ориентация интересов и эмоций матери на свое состояние и ребенка, а не на внешний мир. Это обеспечивает положительно-эмоциональное переживание шевеления ребенка.

Формирование основ эмоционального благополучия в пренатальном периоде развития является преддиспозицией для дальнейшего развития этой структуры постнатально во взаимодействии с матерью и включает в себя чувство эмоционального комфорта, переживание результатов своей активности, которое служит источником будущих эмоций переживания успеха-неуспеха и формирования мотивации достижений. В дальнейшем функции матери в развитии ребенка состоят не только в этом — они включаются в развитие когнитивной сферы и самой структуры деятельности.

Для характеристики функций матери в каждом периоде развития ребенка, до окончательного формирования базовой структуры эмоционального благополучия (до конца раннего возраста), целесообразно рассмотреть выделенные выше периоды развития (пренатальный, катальный и ранний неонатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст) по следующей схеме:

1. Сенсомоторное развитие и развитие нервной системы.

2. Развитие структуры деятельности.

3. Развитие переживания успеха-неуспеха (как мотивационного обеспечения целедейственного звена структуры деятельности).

4. Развитие чувства эмоционального комфорта.

5. Функции матери.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.