Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

X. Начала Маркетинга. VIII. Планирование предпринимательской деятельности




Предприятия

VIII. Планирование предпринимательской деятельности

Предприятии

Экономическая сущность

VII. Инвестиции

Глава I. Теоретические основы управления инвестициями и их

1.1 Инвестиции: понятие и критерии классификации…………………………...39

1.2 Экономическая сущность, содержание и состав инвестиций и их место в

экономической системе…………………………………………………...........45

1.3 Проблемы управления инвестициями организации…………………….........52

1.4 Планирование инвестиций на предприятии…………………………………..55

Глава II. Методика эффективного управления инвестициями на

2.1 Эффективное управление инвестициями и его влияние на экономические результаты работы предприятия…………………………………………………..58

Глава 1. Финансовый план и бюджет предприятия

1.1. Общие инвестиционные затраты на предпринимательский проект……..71

1.2. Проектный баланс………………………………………………………….. 77

1.3. Оценка эффективности предпринимательского проекта………………..79

IX. Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений.

Глава 1. Понятие конкуренции………………………………………………....101

Глава 2. Виды конкуренции: классификация товарных рынков

2.1. Совершенная конкуренция…………………………………………….……103

2.2. Несовершенная конкуренция……………………………………………..105

2.3. Недобросовестная конкуренция………………………………………….110

2.4. Ценовая конкуренция………………………………………………………..111

2.5. Неценовая конкуренция……………………………………………………..111

2.6. Эффективная конкуренция………………………………………………….112

2.7. Действенная конкуренция.………………………………………………….112

2.8. Конкурентоспособность товара…………………………………………….113

Глава 3. Конкурентоспособность и закон конкуренции…………..….........115

Глава 4. Конкуренция и монополизм в условиях рынка

современной России……………………………………………………118

Глава 5. Фирма и конкуренция

5.1. Маркетинговая среда фирмы………………………………….……………...124

5.2. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных

отношений на рынке………………………………………..………………...129

5.3. Оценка конкурентного преимущества фирмы как основа для принятия

оптимальных маркетинговых решений…………………………………….136

5.4.Маркетинговое исследование внешних и внутренних факторов

конкурентоспособности фирмы……………………………………….........141

5.5. Анализ показателей деятельности конкурентов…………………………...153

5.6. Анализ конкурентных стратегий на рынке.....................................................154

 

Глава 1. Понятие маркетинга…………………………………………………..156

Глава 2. Маркетинг – основные понятия………………………………… ….158

2.1. Нужды………………………………………………………………………..158

2.2. Товары…………………………………………………………………..........160

2.3. Потребительская ценность………………………………………………….161

2.4. Обмен…………………………………………………………………………161

2.5. Рынок…………………………………………………………………………162

2.6. Определение маркетинга……………………………………………………162

Глава 3. Основные концепции маркетинговой деятельности на рынке.....163

Глава 4. Маркетинговый комплекс……………………………………............164

Глава 5. Практическое применение маркетинга………………………….....165

5.1. Организационное сопротивление……………………………………..........165

5.2. Пример практического применения маркетинга (банковская сфера)……16 7

5.3. 10 принципов практического применения маркетинга А.Хаема…………169

Глава 6. Сбытовая политика предприятия………………………………….171

6.1. Главные понятия и задачи сбыта…………………………………………...171

6.2. Методы сбыта товаров………………………………………………………176

6.3. Сбыт продукции и коммерческая работа предприятия…………………...179

Список использованных источников………………………………………...191

 

 

VI. Предприятия и фирмы, предпринимательство и бизнес

Этика бизнеса.

Глава I. Предприятие как основная структурная единица

бизнес-деятельности.

1.1.Сущность и условия предпринимательской деятельности.

 

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется выпуск продукции в процессе производительного взаимодействия всех важнейших факторов производства. Современное предприятие, фирма - это производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, а также организационно административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Несмотря на сходство смыслового содержания понятия "предприятие"' и понятия "фирма", между ними есть одно часто выделяемое специалистами различие: фирма - это организация, управляющая деятельностью предприятия, одного или нескольких, тогда как само предприятие - это место или комплекс, на которых производится продукция, работы и услуги.

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская деятельность и бизнес.

Предпринимательская деятельность - организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Она имманентна товарному производству и рынку. Основными условиями существования и развития предпринимательской деятельности являются следующие:

• Относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;

• наличие рыночного пространства;

• развитые товарно-денежные отношения

Что же такое бизнес? Почему люди занимаются бизнесом? Очевидно, для того, чтобы получить прибыль и в конечном счете удовлетворить свои собственные потребности. Но ведь люди могут удовлетворять свои потребности другими способами (например, в рамках своей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена). Однако эти способы не в состоянии удовлетворять все потребности человека в силу:

А). ограниченности возможностей получения всего многообразия благ в рамках индивидуальной жизнедеятельности;

Б). ограниченности благ, имеющихся в собственности инициатора обмена;

В). ограниченности благ, предоставляемых другими людьми для обмена.

Что делать? Оказывается, можно удовлетворить свои потребности окольным путём – через создание общественно необходимых благ и услуг (как материальных, так и не материальных) для других, т.е. через выполнение социально значимого заказа. Иными словами, свои потребности можно удовлетворить, только удовлетворяя потребности других людей. Так появляется бизнес-деятельность.

Итак, бизнес (или бизнес-деятельность) представляет собой организацию выполнения социального заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей.

Между понятиями «бизнес» и «предпринимательская деятельность» можно поставить знак равенства, имея в виду, что первый термин иностранного происхождения, а второй - русского. Вместе с тем термин «предпринимательская деятельность» используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону бизнес- деятельности. Исходя, из приведенной схемы, можно определить и сущность термина "коммерческая деятельность".

Коммерческую деятельность можно рассматривать в широком и узком смыслах.

• В широком смысле слова коммерческая деятельность-это одна из форм бизнес - деятельности связанная со сферой непосредственной реализации продукции, со сферой торговли.

• В узком смысле слова коммерческая деятельность-это часть любого бизнеса, связанная с заключением торговых сделок.

Фирма - это институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Фирма представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств.

Современные фирмы - это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы от его производства, но может не затронуть условия доходности по остальным видам товаров. Фирма в этом случае убытки от одного вида деятельности перекрывает доходами от производства других товаров и услуг. Итак, фирмы различаются между собой по ассортименту выпускаемой продукции, по сферам приложения капитала и.т.д.

Однако все фирмы можно классифицировать по следующим двум основным критериям: форма собственности на капитал и степень концентрации капитала. Иными словами, по тому, кто владеет фирмой и какова её величина. По этим критериям выделяются различные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности. Существуют государственные и частные фирмы; частные фирмы, в свою очередь, различаются по типу собственности.

Предпринимательская фирма - фирма, находящаяся в собственности предпринимателя, который покупает на рынке все необходимые факторы производства. Естественно, целью такой фирмы является максимизация прибыли собственника - остаточного дохода после осуществления всех платежей владельцам факторов. Капиталистическая фирма принадлежит владельцам капитала. Их целью является максимизация отдачи на вложенный капитал. Часто роль предпринимателя на таких фирмах выполняют наемные управляющие - менеджеры. Фирма, принадлежащая трудящимся («самоуправляющаяся») максимизирует трудовой доход. С теоретической точки зрения, самоуправляющаяся фирма - это предприятие, где работники в целом принимают все экономические решения. Они берут на себя роль предпринимателя и делят между собой остаточный доход - превышение суммарных поступлений над издержками. Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач. Что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию? Ответы на эти и другие вопросы находятся исходя из предположения, что целью фирмы является максимизация ее прибыли.

Прибыль - это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию.

Общие (суммарные) экономические издержки оценивают все использованные в процессе производства ресурсы в соответствие, с принципом альтернативных издержек. Очень часто рыночные цены ресурсов являются хорошей мерой альтернативных издержек. Но если ресурсы не продаются на рынке, то имеют место так называемые неявные издержки. Например, издержки, связанные с расходом рабочего времени собственника предприятия, или издержки использования для производства здания, которое принадлежит владельцу предприятия. Существуют также затраты на ресурсы, которым соответствуют нулевые альтернативные издержки, эти издержки получили название невозвратимых издержек. Такие издержки не включаются в экономические.

Существует еще два важных понятия, связанных с издержками: средние издержки и предельные издержки. Средние издержки это издержки производства каждой единицы продукции (в среднем). В свою очередь, предельные издержки - это изменение общих издержек, которое имеет место при увеличении производства на одну единицу. Можно представить проблему нахождения оптимального объема производства как обычную задачу типа «затраты - выгоды». Выгоды - это совокупная выручка фирмы, затраты - общие экономические издержки.Выгода будет максимальной при данных затратах, если будет выбран такой объем деятельности, при котором предельная выручка равна предельным издержкам(MC=MR). Предельная выручка - это изменение общей выручки при продаже дополнительной единицы продукции. Если фирма продает всю свою продукцию по одной и той же цене, то эта цена равна как средней, так и предельной выручке.

 

1.2. Предпринимательство — как неотъемлемая часть рыночного хозяйства. К истории и теории вопроса.

Свободная экономическая деятельность, характерная для эффективно функционирующей рыночной системы хозяйствования, подразумевает экономическую обособленность рыночных субъектов, наличие частной собственности, свободного доступа к предпринимательской деятельности, неограниченного количества субъектов предпринимательства, свободную конкуренцию между ними и т.д. Иными словами, свободное предпринимательство является основой рыночной экономики.

Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в, и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п.

Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист конца XVIII — нач. XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности.

Весьма заметен вклад в развитие теории предпринимательства И. Тюнена, охарактеризовавшего предпринимателя как обладателя особых качеств: он должен уметь рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия, а потому может претендовать на незапланированный (непредсказуемый) доход. И. Тюнен считал, что предприниматель не обязательно является инноватором. Главную предпринимательскую функцию он связывал с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития.

Взгляды И. Тюнена были развиты Ф. Найтом. Исследуя категории риска и неопределенности и выявляя различия между ними, ученый показал, что, несмотря на неопределенность будущего, предприниматель может угадать основные параметры развития производства и обмена и потому получить дополнительный коммерческий эффект. Таким образом, предпринимательский доход - это результат между ожидаемой (прогнозной) денежной выручкой фирмы и реальной ее величиной.

Одним из первых российских авторов, исследовавших проблемы предпринимательства, был И.Т. Посошков, который в своих работах рассматривал предпринимательство в качестве решающего условия социально-экономического развития России, повышения благосостояния государства и его граждан.

В советский период проблемам выявления сущности предпринимательства не уделялось должного внимания. Объясняется это тем, что с 1929 г. в связи с полным огосударствлением экономики в России свободное предпринимательство было объявлено нелегитимным. В работах В.И. Ленина, И.В. Сталина оно рассматривалось как угроза социалистическому строю. К факторам успешного хозяйствования эти политические деятели относили развитие социалистической предприимчивости и социалистического соревнования.

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и, «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период появления кредита. Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот. Как правило, его собственность распространяется на уставный фонд, который может представлять собой относительно небольшую величину.

Наиболее зримо отделение предпринимательства от собственности обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной, корпоративной экономики собственность как юридический факт утрачивает свои распорядительные прерогативы. Власть на производстве перемещается от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной.

Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности. Над самими предпринимателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за результаты деятельности корпорации. Такую ответственность несут менеджеры.

Таким образом, развитие кредитных отношений и переход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения предпринимательства. Т.е. между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, предпринимательство в своей основе не является функцией только собственника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.

Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной литературе предлагается его рассматривать в трех аспектах:

- как экономическую категорию;

- как метод хозяйствования;

- как тип экономического мышления

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.

Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности, которые представлены на рисунке 1.1.

 

 

Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главным условиемявляется самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

В нашей отечественной литературе предпринимательство также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д. ради получения прибыли.

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Формы коллективной предпринимательской деятельности (негосударственной) по российскому законодательству представлены в табл.1.

 

Табл.1. Формы коллективной предпринимательской деятельности (негосударственной) по российскому законодательству.

 

Форма собственности Характеристика формы собственности
Полное товарищество это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом
Товарищество на вере товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности
Общество с ограниченной ответственностью это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов
Общество с дополнительной ответственностью это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в обязательном для все кратном размере к стоимости их вкладов
Акционерное общество это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть закрытым - его акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц или открытым - его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров
Производственный кооператив это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан с целью осуществления совместной производственной или какой-либо хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складывается из паев

 

Субъекты предпринимательской деятельности.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:

- основной мотив этой деятельности - получение прибыли;

- свобода и автономность принятия решений предпринимателем;

- самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

- собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т.д.);

- наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);

- индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);

- государственного или муниципального служащего;

- менеджера (управляющий чужим предприятием);

- пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

- учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

- безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

- занятого оборонно-охранной деятельностью(армия, милиция, госбезопасность);

- вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

В современной экономической литературе четкого выделения глубинной сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. К сожалению, такой подход господствует ныне и в России. Хуже всего, он закреплен у нас законодательно. В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство приравнивается к обычному бизнесу.

Предпринимательство - это особый вид бизнеса. Его целью является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т.е. предпринимательского дохода.

Рис. 1. Сущность предпринимательской деятельности.

 

Иными словами, предпринимательство - это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально -экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере; ее общественно - экономический прогресс динамичен и устойчив, перспективы обнадеживающие.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели международной корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития производства в Японии. ЗМ является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества.

В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление «...к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества».

Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной; правильным выбором ор­ганизационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.

Таким образом конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и прежде всего за счет максимизации прибыли, увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции.

При изучении теории и практики предпринимательства важное значение имеет категория «объект предпринимательской деятельности», ибо именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея (хотя она может быть направлена на организацию или управление производственным процессом, поиск новых – нетрадиционных – методов или рынков сбыта и т.д.). Объект предпринимательской активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Обособленная целостность, которая характеризуется такими показателями, как количество, цена, внешний вид и т.д. называется товарной единицей. Профессиональный подход предпринимателя к своей деятельности предполагает, прежде всего, внимание к качеству, потребительским свойствам, цене, внешнему виду, упаковке товара и т.д., а уж потом – к качеству товарных единиц (если деятельность не носит авантюрного характера или разового вступления на рынок).

Целью предпринимательской активности, таким образом, является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен неудовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Под расходами понимается все то, что предприниматель тратит на производство такого товара, т.е. все его затраты (обычно в денежной форме), связанные с производством конкретного товара.

Доход – это все то, что поступает на счет или в кассу предпринимателя в качестве оплаты за какие-либо действия предпринимателя или передачу тех или иных товаров, имущества и т.д. другому лицу, производящему платеж на счет предпринимателя. Доход необходимо отличить от заемных средств, поступающих в адрес предпринимателя на какое-то определенное время и предполагающих их возврат в будущем.

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т.е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы их двух элементов;

- обычная прибыль делового человека;

- излишек над обычной прибылью делового человека;

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т.е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.