Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наше пренебрежительное отношение к заучиванию наизусть сегодня




Высказывания ученых, побуждающих заучивать наизусть

Что необходимо заучивать

Введение

 

Таким заголовком, как «Осмысленное заучивание», мы хотели подчеркнуть необходимость именно заучивания, потому что необходимость осмысления вряд ли кто будет отрицать. Для прежних ученых заучивание, сопровождающее понимание, было само собой разумеющимся делом. Аль-Халил сказал: «Выбирайте в книгах небольшую часть, с тем, чтобы заучить, и читайте как можно больше, с тем чтобы понять».

 

 

Есть разделы знания, которые немыслимы без заучивания, особенно, (если речь идет о) младших учащихся. И искатель знания должен обратить свое внимание на это.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Есть люди, которые проводят время, заучивая не самое потребное. Несмотря на то, что всякое знание благо, лучше всего начинать с более важного и лучшего».[321]

Наиболее важным из того, что следует заучивать, являются следующие пять разделов знания, приводимые в порядке своей значимости:

1. заучивание Священного Корана;

2. заучивание как можно большего числа хадисов и преданий о делах предшественников;

3. заучивание стихотворных произведений по различным областям знания, как, например, «Альфийа» Ибн Малика по грамматике, «Альфийа» аль-‘Ираки или ас-Суйути по терминологии хадисов и др;[322]

4. заучивание стихов, побуждающих к отрешенности, призывающих к воспитанию в себе лучших нравственных качеств и т.п;

5. заучивание мудрых изречений и высказываний, передаваемых со слов предшественников.

 

 

Говоря о подобных областях знания, ученые и поэты восхваляют (стремление человека) заучивать наизусть, побуждают к этому и наставляют:

Кому даровано судьбой запоминать,

Тот истины бесспорно постигает,

А кто не смог сберечь такой бесценный дар,

Тот с заблуждением своим не совладает.

А также:

О собирающий листки,

В которых пишешь ты о том,

Что люди передали в знании,

Учи, иначе будешь (за окном),

Как ветер, что бушует беспрестанно.

Аль-Халил ибн Ахмад сказал: «Я записывал все, что слышал, и заучивал все, что записывал».

 

 

Стремится к знанию душа всегда, когда услышит,

Но не учу я никогда то знание, что собираю ненасытно.

А на уроках я сижу и ничего не понимаю,

Поскольку знание мое лишь в книгах,

Ведь только там, не в голове его я сберегаю.

И если в памяти знание хранить не будешь, осмысляя,

То грош цена тем книгам, в которых знание ненасытно накопляешь.

Для большинства искателей знания в наше время заучивание представляется тягостным занятием, и они пренебрегают им, увлекаясь беспрестанным чтением, поскольку заботятся лишь о собственном удовольствии. Они берутся за легкое и малополезное занятие, отстраняясь от трудного, но приносящего много пользы дела, растрачивая и попусту тратя, таким образом, свое время.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Я не видел ничего более тягостного для человека, чем заучивание и повторение (приобретенного) знания… И тот, кто не учил, будет страшно раскаиваться, когда столкнется с необходимостью решить вопрос или вынести фетву».[323]

 

4. Определенные средства, помогающие заучивать Священный Коран

 

1) Сильное желание, искреннее намерение и испрашивание помощи у Великого и Могущего Аллаха, ниспославшего Коран.

2) Вспоминание о достоинстве заучивания Книги Аллаха, о том, что человек, заучивающий Коран, берется хранить в своем сердце слова, сказанные Аллахом и ниспосланные Им своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Что может быть достойнее сего?! Это лучшее, на что может человек потратить свое время, это лучшее, к чему он может устремить свои желания.

3) Постоянное и, если это возможно, ежедневное чтение Корана учителю (шейху).

Составление ежедневного плана занятий для заучивания как можно большего числа аятов, что довольно индивидуально и отличается в зависимости от человека, наличия у него свободного времени и условий жизни.

4) И тем не менее, надлежит строго следовать плану занятий и не отвлекаться от намеченного иначе, как в случае крайней необходимости.

5) Регулярное повторение всех заученных аятов один за другим.[324]

6) Уточнение смыслов недостаточно ясных аятов (аль-муташабихат), и в этом тебе помогут написанные по этой теме книги. Например, книга ас-Сахави «Хидайат аль-муртаб» («Истинный путь сомневающегося») с комментариями шейха Наджиба Хаййата, книга Абу Зарра аль-Каламуни «‘Аун ар-Рахман фи хифз аль-Кур’ан» («Помощь Всемилостивого в заучивании Корана»), книга шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль‘азиза аль-Муснада «Танбих аль-хуффаз ли-ль-айат аль-муташабихат аль-альфаз» («Напоминание заучивающим Коран о недостаточно ясных аятах») и др.

5. Заучивание – не самоцель

 

В основе своей заучивают не ради заучивания, а лишь для того, чтобы понять и извлечь что-то новое. Это одно из важнейших средств осмысления, и следует остерегаться, чтобы заучивание не потеряло своего истинного предназначения, то бишь понимания. Аль-Джахиз сказал: «Говорят: “Заучивание – это враг ума, поскольку тот, кто заучивает, лишь подражает, а поиск нового приводит человека к твердой уверенности и глубокой убежденности”. На самом же деле, когда человек постоянно заучивает, это вредит его изысканиям. Когда он пренебрегает осмыслением, не скоро постигает значения (того, что заучивает). А когда он пренебрегает заучиванием, постигнутые им значения не остаются в его сердце и не задерживаются в его груди. Заучивание и изыскания, таким образом, различны по своему характеру».[325]

И если ты увидишь кого-то, кто заучивает и не понимает того, что учит, а лишь непрестанно повторяет, словно попугай, то знай, что проблема не в заучивании, а в человеке, который, обладая разумом, не использует своих способностей к осмыслению и размышлению, предавшись слепому подражанию. Он похож на человека, который учит слова на неизвестном ему языке, повторяя их только языком, когда сознание занято чем-то иным.

Мы видим звезду, что она так мала.

Но ее не вини в том, что видят глаза.

 

6. Способность заучивать – не то же самое, что способность понимать и извлекать что-то новое

 

Автор книги «аль-Хитта…» сказал: «(Умение) запоминать – это еще не способности к знанию. И кто больше внимания будет уделять запоминанию, нежели приобретению навыков, тот не сможет свободно разбираться в вопросах знания. Поэтому ты можешь видеть, как тот, кто научился заучивать, ничего толком не смыслит ни в одной из областей знания, и, когда он обсуждает что-либо или спорит, ты находишь, что его способности к знанию ограниченны. И если кто думает, что способности человека к знанию – это заучивание, тот ошибается. Под этим подразумевается лишь способность извлекать и выводить что-то новое, быстро переходить от признаков к искомому, от обязательных составляющих к целому и наоборот. И если к этому добавить способность человека быстро вспоминать необходимое, то как прекрасно то, к чему мы стремимся».[326]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.