Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой




Содержание дисциплины и ее задачи.

План

Теории.

Тема 1.1. Предмет, структура и методология экономической

Лекция 1: Содержание дисциплины и ее задачи.

 

 

1. Содержание дисциплины и ее задачи.

2. Связь и другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.

3. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

В ходе развития экономической теории ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, свя­занную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Марксисты, ис­следуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого раз­вития. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с ис­пользованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства. Институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики. Таким образом, экономическая теория позволяет выявить исторические осо­бенности систем, понять экономические закономерности развития мировой цивилизации.

Согласно современному пониманию, экономика – общественная наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных и немате­риальных благ в целях удовлетворения потребностей общества при ог­раниченных ресурсах.

Общей исходной предпосылкой при постановке и решении эконо­мических задач является выбор вариантов поведения в условиях огра­ниченности ресурсов. Этот выбор осуществляют все: потребители, пред­приятия и правительство. Экономисты исходят в своих рассуждениях об экономическом выборе из гипотезы о рациональном поведении людей.

Рациональное поведение направлено на достижение участни­ками хозяйственной деятельности максимальных результатов при име­ющихся ограничениях.

Предмет экономики – исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребнос­тей людей.

Таким образом, поведение «экономического человека» (термин введен Адамом Смитом), то есть человека, который имеет неограничен­ные желания, но располагает ограниченным количеством ресурсов для своего потребления, определяется не только естественными, но и со­циальными условиями, а, следовательно, не только общественными за­конами, но и законами биологии и естествознания. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им зако­нами общественных действий людей или экономическими законами. Они отражают то, что не случайно, а типично, постоянно, и выражают внутреннюю сущность экономических процессов и явлений.

Экономические законы изучают процессы развития обществен­ной жизни, хозяйственной деятельности людей, носят исторический характер и встречают сильное противодействие со стороны отживаю­щих сил общества.

Любая наука, в том числе экономика, имеет свою методологию.

Методология – это учение о методах, принципах построения, формах и способах научного познания. Если предмет науки раскрывает что по­знается, то метод показывает как познается. Метод не может быть про­изводным, он должен соответствовать особенностям предмета науки. В экономике используются самые различные методы, формы и способы научного познания. Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод, основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким фило­софом Гегелем в научную систему. Диалектика – это наука об общих законах развития, как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике процессы и явления в экономической жизни по­стоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т. е. находятся в по­стоянном развитии.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение, обработка полу­ченного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, разработка гипотез и их проверка; проведе­ние экспериментов; разработка моделей в логических и математичес­ких формах.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и исследование каждой из них, а синтез – метод, со­стоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Принято различать позитивный и нормативный анализ (или пози­тивную и нормативную экономику).

Позитивная экономика – анализ фактов (данных), на основе ко­торых формируются принципы экономического поведения.

На основе реальных фактов она объясняет, что есть или что может быть, например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях.

Нормативная экономика – направление в экономической на­уке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какими должны быть экономика, цели экономического развития и экономичес­кая политика.

Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправед­ливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Широко используются также методы индукции и дедукции. Индукция (наведение) – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. На его основе обеспечивается переход от изуче­ния единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (вы­ведение) – метод, основанный на умозаключениях от общего к частно­му. Он делает возможным переход от наиболее общих выводов к отно­сительно частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процес­сов занимают исторический и логический методы. Используя истори­ческий метод, экономическая теория исследует хозяйственные про­цессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой метод позволяет конк­ретно и наглядно представить все особенности различных экономи­ческих систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Логический метод позволяет применить законы и формы правиль­ного мышления. Он служит непременным условием достижения истин­ности высказываемых положений и выводов. Использование логичес­кого метода помогает глубже понять причинно-следственные зависи­мости в экономике.

Экономическим процессам и явлениям свойственны качествен­ная и количественная определенность. Поэтому в экономической на­уке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в но­вое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического модели­рования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым харак­тером исследования.

Построение модели связано с потерей части информации. Это дает возможность абстрагироваться от второстепенных элементов и сконцентрироваться на главных элементах системы, их взаимосвязях. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называ­ются экзогенными переменными. Величины, которые получаются в рам­ках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенны­ми переменными. Цель модели – выяснить, как экзогенные перемен­ные влияют на эндогенные.

Таким образом, экономико-математическое моделирование, яв­ляясь одним из системных методов исследования, позволяет опреде­лить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Мир моделей многообразен. Они различаются по уров­ню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (микро- и макроэкономические), характеру действия (ста­тические и динамические), характеру взаимодействия элементов (ли­нейные и нелинейные) и т. д. (рис. 1).

 

 

Р и с. 1. Виды моделей

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения.

Какими бы методами не пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности их выводов и положений теории. Если можно сказать: «Это верно в теории, но не на практике», значит, данное теорети­ческое положение ошибочно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.