Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в период правления Ивана IV Грозного. 2 страница




Другая отличительная черта российской государственности – самодержавие. Усиление роли и значения в общественной жизни средневековой России государственных структур, монархической власти связано с тем, что светские феодалы оказались в более жесткой зависимости от великокняжеской, а затем царской власти. Даже в XVI в. крупное частное землевладение продолжало формироваться и значительно уступало в удельном весе общинному землевладению. Его развитие шло в значительной степени не за счет распада общины, а сверху – путем княжеских пожалований. Становление поместной системы происходило в России не в период феодальной раздробленности, а в условиях централизации, что порождало большую степень зависимости феодалов от князя, царя. Московские государи, в отличие от западноевропейских монархов, рассматривали государственные земли через призму вотчинных отношений, не разграничивая понятия власти и собственности: они были убеждены, что страна является их собственностью, что все живущие в России – их слуги, не имеющие права претендовать ни на собственность, ни на личные права. Вследствие этого переход от отношений вассалитета к подданству в период становления централизованного государства в России не сопровождался фиксацией сословных привилегий и прежних свобод, как это было на Западе, а, напротив, приводил к их ликвидации и утверждению в государственном праве лишь сословных обязанностей, беспрекословной покорности подданных.

А.Л. Юрганов находит «истоки деспотизма» уже в XIII – XIV вв., причем он во многом следует сложившейся еще со времени Н.М. Карамзина историографической традиции едва ли не решающим фактором считать нашествие монголо-татар. И.Я. Фроянов определяет становление российской монархии сравнительно коротким периодом – немногим более столетия: она возникла в княжение Дмитрия Донского после упразднения вечевого строя и усвоила самодержавный характер со всей полнотой политической власти в конце XV в. Р.Г. Скрынников также относит «истоки самодержавия» ко времени правления Ивана III. В.Б. Кобрин говорит о «начале русского самодержавия» применительно к процессу объединения русских земель, а приводимыми примерами точнее определяет период: конец XV – начало XVI в.

Представители «государственной школы» относили складывание самодержавия к XVI в.: самодержавие как форма национальной власти русского народа формируется в силу того, что «классовые, сословные интересы должны были поступиться перед требованиями государственной пользы; к этому вела вся предшествующая жизнь, этого требовал рост страны». Такая тенденция особенно проявилась во время правления Ивана IV, когда изменился сам смысл титула «самодержец». Если при Иване III этим закреплялась возросшая сила московских государей и крушение старой системы зависимости Руси от Золотой Орды, то Иван IV начал борьбу за утверждение своей неограниченной власти, при нём самодержавие декларировало самое себя как источник высшей справедливости. Борьба с новгородским боярством, а в XVI в. – со всем боярством поддерживала веру в «надсословную» справедливость российской монархии, основывавшуюся на идее равенства всех (вне зависимости от сословной принадлежности) перед верховной властью.

Большинство историков относят возникновение самодержавия к XVII в. В пользу этой точки зрения говорит прежде всего юридическое закрепление за российским царем титула «самодержец», которое произошло при Алексее Михайловиче в 1654 г. (воспользовавшись вхождением Украины в состав царства как формальным поводом для изменения официального титула царя).

На становление самодержавия оказывал влияние также внешнеполитический фактор. Согласно концепции В.Б. Кобрина и А.Л. Юрганова, борьба против ордынцев сплотила население вокруг князя, обусловила отсутствие всякой оппозиции княжеской власти перед лицом внешней угрозы, а в дальнейшем необходимость во внутреннем единстве общества продолжала усиливаться. Нельзя было не учитывать сложную геополитическую ситуацию - при огромной протяженности границ России приходилось постоянно отстаивать свою независимость в жестоком противоборстве и с кочевым миром, и с сильными европейскими державами. Влиял и конфессиональный компонент международного противоборства. Доминантой и основной движущей силой развития российской цивилизации была перманентная потребность в обороне и безопасности, которая сопровождалась политикой внутренней централизации и внешней экспансии (П.Н. Милюков). Преобладание внешних факторов роста над внутренними, политических над экономическими предопределило специфику политической эволюции России. Промежуточное между Европой и Азией положение территории страны обусловливало восприятие Россией западного и восточного влияния при сохранении своих цивилизационных особенностей.

Известный традиционализм российского общества обусловливался также длительным существованием общинных структур и форм быта. Причина длительного сохранения общинных форм быта заключалась в том, что в отличие от Западной Европы переход к государственности у восточных славян проходил вне контакта и наследования традиций более развитой античной цивилизации, а потому медленнее, с продолжительным сохранением архаических черт, в частности общины. Это способствовало формированию специфических нравственных ценностей русского человека, в основе которых – преобладание духовно-нравственных основ над материальными; коллективизм, а не индивидуализм, как было в странах Западной Европы. Этому же содействовали и православные идеалы.

Православие в период становления Российского государства являлось основой мировоззрения населения. Религия пронизывала все стороны жизни российского общества. Церковь занимала прочные позиции в государстве: принимала участие в экономической и общественно-политической жизни страны, ей отводилась важная роль в укреплении самодержавной власти, она выступала господствующей идеологической силой и опорой самодержавия. Выдвигая теорию божественного происхождения власти, православная церковь обеспечивала себе поддержку государства в борьбе с инакомыслием. Несмотря на имевшие место попытки государства ограничить экономическую мощь церкви путем проведения секуляризации церковного землевладения, и пресечь стремление некоторых иерархов церкви утвердить приоритет духовной власти над светской, в целом можно говорить о сотрудничестве государственной власти и церковной организации в России на основе признания приоритета светской власти.

Но роль православия и церкви в истории российской цивилизации не следует оценивать однозначно, их влияние было противоречивым. С одной стороны, церковь и православие содействовали укреплению государственного единства России, расширению международных контактов и приобщению к достижениям культуры христианского мира; способствовали развитию сфер культуры, связанных с религией (распространению письменности, грамотности, развитию литературы, храмового зодчества, церковной живописи). В то же время церковь подчиняла народное сознание господствующей самодержавной идеологии, тормозила распространение светской культуры, научных знаний. Конфессиональные различия с католичеством и исламом в известной степени консервировали состояние культурной изоляции страны.

Российскую цивилизацию средневекового периода относят к мобилизационному типу развития в отличие от эволюционного, присущего западной цивилизации. Для мобилизационного типа развития характерно ускорение эволюционных процессов за счет сознательного вмешательства государства в механизм традиционного общества. Государство при такой системе наиболее полно реализует свою монополию принудительной власти и внеэкономическое принуждение. Если в западной цивилизации в основе общественной организации находятся человек, его интересы, то в России на первый план вышли интересы государства. В итоге государство в России стало не надстройкой над гражданским обществом (как в европейских странах), а его становым хребтом, а иногда и творцом. По оценке П.Н. Милюкова, «у нас государство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как на Западе общественная организация обусловила государственный строй».

 

Документ

Судебник 1497 г. Статьи о холопах и крестьянах

«17. О холопией о правой грамоте. А с холопа и с робы от правые грамоты и от отпустные боярину имати от печати с головь по девяти денег, а диаку от подписи по алтыну с головы, подъячему, которой грамоту правую напишет или отпустную, с головы по три денги.

18. О отпустной грамоте. А положит кто отпустную без боярского докладу и без диачей подписи, или з городов без наместнича докладу, за которым боярином кормление с судом боярским, ино та отпустнаа не в отпустную, опроче тое отпустные, что государь своею рукою напишет, и та отпустнаа грамот; в отпустную».

Правая грамота – грамота с постановлением боярского суда, назначенного великим князем, по спорному делу между двумя феодалами о выдаче холопа или робы или о возвращении господину холопа, желавшего получить свободу.

Отпустная грамота – отпускная холопу на волю. Считается недействительной грамота, не оформленная надлежащим образом в великокняжеском боярском суде в Москве или боярином кормленщиком с правом «суда боярского» в другом городе. Юридическую силу имеет отпускная грамота, составленная в княжеской канцелярии с уплатой пошлин боярину, дьяку и подьячему, подписанная дьяком, а также грамота, написанная собственноручно господином («государем») холопа или робы.

«54. А наймит не дослужит своего урока, а пойдет прочь, и он найму лишен.

56. А холопа полонит рать татарскаа, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп.

57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит.

66. О полной грамоте. По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жити, то не холопи; а по городцкому ключю не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп».

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до 1861 г. М., 1987. С. 120-121.

Послесловие к «Апостолу» 1564 г. (о начале книгопечатания в России)

«Изволением отца и помощью сына и свершением святого духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея великия России самодержца и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Русии многие церкви воздвигались в царствующем граде Москве и по окрестным местам и по всем городам царства его, особенно же в новокрещенном месте, в городе Казани и в пределах ее. И все эти святые храмы благоверный царь украшал чтимыми иконами и святыми книгами, и сосудами и ризами и прочими церковными вещами, по преданию и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по постановлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших, – великого Константина и Юстиниана и Михаила и Феодоры и прочих благочестивых царей, в свое время бывших. И поэтому благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии повелел покупать святые книги на торгу и полагать их во святых церквах — псалтыри, евангелия, апостолы и прочие святые книги. Но из них мало оказалось годных, остальные же все искажены несведущими и неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без исправления. И это стало известно царю, и он начал размышлять, как бы издать печатные книги, как у Греков, и в Венеции, и в Италии, и у прочих народов, чтобы впредь святые книги излагались правильно. И так возвещает мысль свою преосвященному Макарию митрополиту всея Русии. Святитель же, услыхав, весьма обрадовался и, воздав благодарение богу, сказал царю, что мысль эта ниспослана богом и есть дар, нисходящий свыше. И так, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в год 61-й восьмой тысячи (1553); в 30-й же год (1563) царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело».

Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. М., 1962. С.128.

 

 

ТЕМА IV. РОССИЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII – первая половина XVIII В.).

1. Россия во второй половине XVII в. Отмирание сословного представительства.

Период второй половины XVII – нач. XVIII в. открывал, по словам В.О. Ключевского, начало нашей новой истории, и был отмечен качественно новыми чертами в развитии страны.

Перемены, произошедшие в это время, не были своеобразием российской истории. Это была эпоха разложения феодальных отношений в Западной Европе и, как следствие, буржуазной революции в Англии, Фронды во Франции, крестьянских войн и городских восстаний в Италии, Австрии, Швеции, Польше.

В центральной России в это время продолжал укрепляться феодализм. В сельском хозяйстве господствующими оставались феодальные отношения. Частновладельческие крестьяне составляли более 80 % сельского населения, менее 20 % приходилось на черносошных крестьян (лично свободных, владевших общинными землями и нёсших государственные повинности). Значительная часть светских и духовных феодалов принадлежала к средним и мелким землевладельцам, что не содействовало росту товарности сельского хозяйства.

В середине XVII в. в экономическом развитии произошли важные перемены. После упадка, произошедшего в начале XVII в. в годы Смуты, сельское хозяйство и ремесло были восстановлены (в течение трёх десятилетий), в хозяйственный оборот включены новые плодородные земли. Производство сельскохозяйственной продукции увеличивалось путём широкой колонизации поволжских, сибирских и предкавказских земель.

Хозяйственное освоение Россией колонизируемых районов существенно отличалось от того, как колонизировали новые земли англичане, португальцы, испанцы. Русские крестьяне, проживавшие среди других народов, несли в новые регионы более высокую культуру аграрного производства, платили более высокие налоги, чем местное население, хотя это не снимало проблемы угнетения нерусских народов как местными, так и русскими феодалами.

В XVIII в. началась разработка сибирских недр, добыча железной руды, золота, соли. Эти хозяйственные нововведения способствовали заметному росту производительных сил, капитализации производства. Получили развитие такие формы промышленного производства, как домашняя промышленность, простая раннекапиталистическая кооперация и мануфактура. Основной рабочей силой на мануфактуре были крепостные крестьяне. Наёмный труд использовался лишь частично, но даже при господстве крепостного права во второй половине XVII в. в России насчитывалось около 200 тыс. наёмных рабочих. Мануфактуры были в значительной степени государственными. И хотя их общее количество к концу XVII в. едва достигало двух десятков, в стране было положено начало утверждения нового типа производства.

Процесс общественного и территориального разделения труда приводил к хозяйственной специализации районов страны. На этой основе уже к концу XVI в. стали складываться областные рынки. В XVII в. наблюдалось дальнейшее развитие и расширение связей между ними. Большую роль в торговом обороте играли ежегодные ярмарки, которые устраивались в крупнейших городах.

Центры производства, а также торговые ярмарочные города – Нижний Новгород, Ирбит, Москва, Архангельск и др. – были одновременно узлами растущих общероссийских рыночных связей. С ростом рыночных отношений укреплялось мелкое товарное производство. Заметный переход от работы на заказ к работе на рынок стал характерной чертой в истории городского и сельского ремесла в XVII в. Вместе с развитием рынка набирал силу торговый капитал. Зарождающийся рынок был не только сферой его обращения, но и сферой производства. По мере развития товарно-денежных отношений, роста внутренней и внешней торговли в предпринимательскую деятельность включались наиболее крупные феодальные хозяйства.

Россия торговала с восточноевропейскими странами, Англией, Голландией, Хивой, Бухарой, Ираном, Китаем. Это создавало условия для формирования купеческого сословия. Расширение торговых связей, возрастающая роль торгового капитала знаменовали начало длительного процесса складывания всероссийского рынка. Возникали новые раннебуржуазные отношения, правда, пока лишь в сфере торговли и в меньшей степени в городском производстве. Не затрагивал этот процесс и сельское хозяйство. Россия продолжала отставать от передовых стран Западной Европы, вступивших уже на путь капиталистического развития.

Особенности социально-экономического развития страны в XVII в. сказывались и на эволюции её государственного строя. После событий начала XVII в. государственная власть в России была восстановлена в форме сословно-представительной монархии, опиравшейся на Боярскую думу и Земские соборы. Аристократический характер Думы с течением времени менялся, её значение падало. Наряду с Боярской думой при первых Романовых действовала «ближняя», или «тайная дума», состоявшая из наиболее доверенных лиц царя, назначаемых им самим; её значение возросло к концу XVII в.

Боярство продолжало отстаивать свои привилегии, этого добивались и другие сословия – дворяне, купцы, ремесленники. Во взаимной борьбе формировались корпоративное сознание, общие интересы каждого сословия. Царская власть использовала её для ограничения прав бояр; государство выступало в роли посредника в отношениях между сословиями.

С приходом к власти царя А.М. Романова (1645 – 1676 гг.) процесс укрепления царской власти усилился, утверждалась царистская идея, поднималось её политическое значение. В царский титул было введено понятие «самодержец», означавшее божественное происхождение царской власти и её преемственность от Рюриковичей.

Для реализации требований сословий был созван Земский собор 1649 г. Собор утвердил Уложение, которое законодательно укрепляло центральное государственное управление и самодержавную власть царя. Отменялись некоторые привилегии боярства, запрещалось расширять монастырские земли, владения монастырей и церкви ставились под контроль государства. Высокими привилегиями наделялось дворянство. Посадским людям была дана исключительная монополия ремесла.

Однако, несмотря на заметное повышение роли сословий, оно, по словам В.О. Ключевского, не шло в сравнение с тем, что имело место в Англии или Франции. В Западной Европе эта тенденция развивалась в сторону гармонии прав и обязанностей, а в России – господства обязанностей над правами. Сословные права не получили должного развития, а по мере укрепления самодержавия и совсем сошли на «нет». Поэтому в России практически не развился опыт сословного представительства, не выработалась парламентская традиция. Более того, с середины XVIII в. начали усиливаться антисословно-представительные тенденции, зарождался абсолютизм.

В истории сословно-представительной монархии XVII в. показательна судьба и другого органа власти – Земского собора. Его «отмирание» стало очередным шагом на пути эволюции сословно-представительной монархии к абсолютизму.

В Западной Европе абсолютная монархия зарождалась в переходный период, когда старые феодальные сословия приходили в упадок, а из средневекового сословия горожан формировался класс буржуазии. В России становление абсолютизма имело свои особенности: он формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы; в его становлении господствовавший класс видел укрепление своих собственных позиций и потому его различные группировки, несмотря на существовавшие между ними противоречия, сплачивались вокруг царя, что содействовало укреплению самодержавия; в стране на том этапе не было другой альтернативы и сил, которые могли бы противодействовать определившейся тенденции.

Крепнувшее самодержавное государство опиралось на разветвлённый аппарат управления, важнейшим звеном которого были приказы. В руководстве приказами росло влияние бюрократического элемента – дьяков, подьячих. На местах в уездах управляли воеводы, назначаемые правительством из дворян, они сосредоточили в своих руках военную, судебную и финансовую власть.

Создание разветвлённой сети исполнительных органов, бюрократия являлись необходимым элементом абсолютизма. Аппарат был громоздким, не имел чёткого разделения функций, его сила подтачивалась широко распространенной коррупцией. Необходимость преодоления этой бессистемности вела к сосредоточению управления в руках одного лица. Формированию абсолютной монархии в России содействовали также большая экономическая мощь государства, медленное социально-экономическое развитие страны, слабость буржуазных слоёв, автократичные традиции власти, стихийный монархизм русского крестьянства, недостаточно высокий уровень классовой борьбы вплоть до начала XX в.

К абсолютизму Россия подошла в XVII в. Окончательное становление его пришлось на XVIII век. Абсолютная монархия была такой формой правления, когда вся полнота государственной власти в стране юридически принадлежала монарху. Его власть не ограничивалась каким-либо органом, он ни перед кем не отвечал и никому в своей деятельности не был подконтролен. Фактически абсолютная монархия представляла собой государственную форму диктатуры класса феодалов. Параллельно со становлением абсолютизма в России шёл процесс зарождения раннебуржуазных отношений, появлялись первые мануфактуры; в начальный период монарх в борьбе с боярской аристократией опирался на верхи посада, поощрял развитие промышленности и торговли в целях реализации внутренних и внешних задач зарождавшегося абсолютизма.

Установление абсолютизма в России обусловливалось и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия.

На пути абсолютной монархии стояла церковь. В XVII в. продолжилась переориентация в отношениях между церковью и государством. Из потребности укрепления государственного аппарата, включая церковь, выросла реформа 50–60-х гг. XVII в., ставшая реформой Церкви. В неменьшей мере она была продиктована внешнеполитическими интересами России. В планы Алексея Михайловича входило объединение православных церквей Украины и балканских стран с русской Церковью. Между ними существовали определённые различия церковно-обрядового характера, поэтому необходима была унификация службы, обрядов, книг. Важной составляющей этой реформы была борьба с консервативно настроенной частью боярства, исповедующего т.н. «старую веру». За проведение реформы были и царь, и патриарх Никон. Однако последний ставил теократические цели – создать сильную церковную власть в духе папства, независимую от светской власти. Это явно противоречило тенденциям растущего абсолютизма, и Никон был низложен.

Церковная реформа привела к расколу между новым течением в русской Церкви и сторонниками русских церковных традиций – старообрядцами. Её отвергла часть духовенства (протопоп Аввакум), придворных (князь И.А. Хованский), боярства (Ф.П. Морозова) и др. Правительство сурово расправилось с раскольниками-старообрядцами. В ходе реформы царю удалось избавиться от значительной части консервативного боярства, отстаивавшего свою веру. Но движение переросло рамки церковно-политического спора и всколыхнуло крестьянскую и посадскую бедноту, которая увидела в защите «старой веры» средство борьбы против закабаления. Таким образом, раскол вызвал кризис Церкви, её ослабление, что явно содействовало усилению абсолютизма.

В процессе централизации власти самодержавие опиралось на дворянство, усилившееся в XVII в. и экономически, и политически. Оно добилось выравнивания прав на землю с вотчинным землевладением, усиления крепостной зависимости крестьян. Соборное Уложение закрепляло нормы по охране государственного порядка, собственности и жизни феодалов (за их нарушение определялась смертная казнь). Путём таких устрашений Уложение отстаивало феодальный общественный порядок, укрепляло власть господствующего класса.

Ответом на закрепощение крестьянства и посадских людей были народные восстания в Москве, Пскове, Новгороде и других городах, а также Крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670 – 1671 гг.). Массовая поддержка Разину обеспечивалась тем, что его движение носило антикрепостнический, антибоярский характер, роль притягательной силы в нём играла царистская идея.

И хотя эти народные выступления были обречены, они стали новым рубежом в развитии классовой борьбы в России, характеризовались огромными масштабами самих движений и повстанческих армий, освобождением части территории страны от власти царской администрации. Крестьянская война сказалась на формировании российского абсолютизма, ставшего формой усиления господства феодалов.

С укреплением позиций абсолютизма активизировалась и внешняя политика Российского государства. В середине XVII в. Россия вела успешную войну против Польши (1654-1667 гг.), завершившуюся присоединением Левобережной Украины, части Белоруссии и подписанием «Вечного мира» с Польшей. В результате Россия по размерам своей территории и составу населения стала в XVII в. крупнейшим в мире многонациональным государством.

Новые тенденции проявились и в развитии культуры. Постепенно создавались основы образования – появились школы, учебники, открылось первое высшее учебное заведение (Славяно-греко-латинская академия), шло накопление практических знаний. Развитие литературы, архитектуры, живописи, открытие первого в стране театра отразило тягу к европейской культуре, подготовило переход к её формам в эпоху Петра I. Но идеи европеизации России тогда ещё только вызревали, в обществе господствовали традиционные нормы жизни, экономического и государственного устройства страны.

Для того чтобы стать вровень с европейскими государствами, Россия должна была не заимствовать отдельные достижения, а воспринять их экономику и культуру и сделать это основой российской действительности.

 

 

2. Пётр I и его реформы. Утверждение абсолютизма

в России.

Обновление России во время правления Петра I, его глубинные реформы были порождены веком рационализма, идеи которого получили воплощение в творениях философов того времени – Спинозы, Локка, Лейбница. По их представлениям, вернейшим средством господства человека над природой является наука, опытное знание; государство – есть чисто человеческое установление, которое разумный человек может изменить по собственному усмотрению, оно представляет собою идеальный инструмент преобразования общества.

Идея о человеческой, а не объективной природе государства достаточно органично вписывалось в концепцию абсолютизма. Получив широкое распространение в европейском обществе, она трансформировалась в России под воздействием её условий и стала элементом политического сознания. Без учёта этих обстоятельств невозможно адекватно оценить характер и значение преобразований Петра I (1682-1725 гг.).

В годы царствования Петра I в России произошёл резкий экономический скачок: в 7 раз увеличилось число мануфактур, 89 из 191 имевшейся были основаны на средства казны; годовое производство чугуна составило 155 тыс. т.

В ходе поездки за границу, с которой началось правление Петра I, он убедился в разительной отсталости России от передовых стран Западной Европы. Следствием ее отсталости были расстройство свободного, основанного на рыночной конъюнктуре торгового предпринимательства, разорение наиболее состоятельной части купечества, разрушение основы на которой держался ссудный и ростовщический капитал, играющий важную роль в процессе первоначального накопления. Молодой царь видел в развивавшихся процессах грозящую стране опасность попасть в экономическую зависимость от передовых стран, превратиться в колонию. Поэтому вся его деятельность была направлена на развитие экономики, культуры, создание и укрепление флота, армии, развитие внешнеполитических связей, укрепление государственной власти.

Важнейшей национальной задачей царь считал завоевание выхода к Балтийскому морю. Её решение было целью Северной войны (1700-1721 гг.), в годы которой была реформирована армия, создан мощный морской флот. Основой укрепления армии стали ежегодные рекрутские наборы, постоянное обучение солдат, матросов, офицеров. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты – из крестьян и иного податного населения. Из рекрутов комплектовался и российский флот. Армия и флот вывели Россию на берега Балтики, что подняло её международный престиж и сделало морской державой.

Армия и флот развивались как неотъемлемая часть абсолютистского государства, были орудием господства дворянства. В целях их укрепления были разработаны Военный и Морской уставы, введены ордена и медали, создавались новые виды вооружения.

На армию и флот работало большинство мануфактурных предприятий, которые создавались в различных отраслях – оружейной, судостроительной, литейной, пороховой, парусинной, кожевенной и др. До 1709 г., когда в сражении под Полтавой русская армия доказала своё превосходство над шведской, они работали только на государственные нужды. После Полтавской битвы в экономической политике Петра I произошли перемены. Владельцам мануфактур разрешалось брать производство в частные руки, производить невоенную продукцию, пополнять свой капитал, растерянный за годы работы на нужды армии и флота. Государство стимулировало предпринимательство, содействовало притоку рабочей силы на производство за счёт вольнонаёмных рабочих и «приписных крестьян», отрабатывавших здесь налоги государству и помещику. По Указу 1721 г. частным владельцам мануфактур разрешалось покупать к своим заводам крестьян, что вело к превращению предприятий раннекапиталистического уклада в разновидность феодальной собственности. На работных людей распространялись нормы феодального права, укреплялся феодальный строй.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.