Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы судебной власти в




Российской Федерации.

 

Конституция РФ провозгласила Россию демократическим правовым государством, одним из основных элементов которого в соответствии с принципом разделения властей является самостоятельная, независимая и действенная судебная власть. Долгое время этот принцип отечественными учеными рас­сматривался как негативный, свойственный только зарубежным странам. Отказ от применения данного принципа – одна из при­чин многолетнего господства и процветания в нашей стране командно-административной системы.

Концепция разделения властей, положенная в основу сегод­няшних реформ, призвана создать гарантии от злоупотребления властью, от присвоения неограниченных полномочий кем бы то ни было. её применение позволит четко разграничить сферы компетенции и ответственности.

Согласно теории о разделении властей, сформулированной великим французским мыслителем Ш. Монтескье, судебная власть – одна из трех равных и независимых властей, взаимно уравновешивающих, сдерживающих и корректирующих дейст­вия друг друга[351].

Государственная власть в системе правовых институтов – на­иболее общая сторона деятельности осуществляющих её органов. Функции государства и его органов производны от государст­венной власти и выражаются в виде определенной деятельности. Поэтому государственная власть служит основой конституци­онного регулирования различных сторон жизнедеятельности государства. Образуя единую государственную власть и будучи относительно самостоятельными, законодательная, исполнительная и судебная власти реализуются через систему государствен­ных органов.

Очень важно взаимовлияние судебной власти и правового государства. Прежде всего, существование самостоятельной и не­зависимой судебной власти – один из главных элементов пра­вового государства. Вместе с тем при построении такого госу­дарства роль судебной власти усиливается. И вот почему.

Во-первых, судебная власть важна как гарант реализации ши­роких прав и свобод, закрепленных в Основном Законе, пред­отвращения ущемления интересов народов и народностей.

Во-вторых, в период проведения в России правовой реформы бурно развивается нормотворчество, что обусловлено потреб­ностями регулирования различных сфер общественной жизни. Чтобы «удержать» законодательные акты в конституционных рамках, надо иметь действенный механизм, обеспечивающий строгое, единообразное и последовательное исполнение законов, а также их разработку. На судебную власть возлагается боль­шая доля ответственности за обеспечение верховенства законов. Прерогатива в этой сфере принадлежит Конституционному Суду РФ, обеспечивающему применение только таких законов и иных нормативных актов, которые соответствуют правовым положениям, закрепленным в Основном Законе страны.

Наконец, в-третьих, задачу судебной власти составляет обес­печение соблюдения принципа разделения властей, в связи с чем судебные органы (в частности, Конституционный Суд) вправе рассматривать споры о разграничении компетенции между органами государства. Суд в определенной степени выступает в роли независимого арбитра, института «сдержек и противове­сов», контролирующего взаимодействие парламента и прави­тельства, уравновешивающего законодательную и судебную власти. Именно поэтому в системе разделения властей судеб­ной власти отводится особое место[352].

Судебная власть проявляется в виде функции правосудия, которую осуществляет суд. Конституция, закрепляя право на осуществление правосудия только за судом, включает правосу­дие в систему государственных функций.

Общие начала правосудия в РФ таковы: осуществление су­дебной деятельности только судами, как органами государствен­ной власти; осуществление правосудия от имени государства; осуществление правосудия методами (способами), определен­ными в законе; использование при необходимости мер государ­ственного принуждения.

Кроме функции правосудия судебные органы реализуют иные полномочия, связанные с правосудием. Это участие в формиро­вании судейского корпуса; разъяснение действующего законо­дательства на основе данных судебной практики и статистики; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений иных органов; осуществление контроля за законно­стью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; осуществление (специализирован­ным органом) конституционного контроля, а также направле­ние в Конституционный Суд запросов о проверке конституци­онности законов, примененных или подлежащих применению в конкретных делах.

Для совершенствования правосудия, повышения его эффек­тивности большое значение имеет конституционное закрепле­ние судебной власти, положений по организации и функциони­рованию судебных органов, принципов деятельности судебных учреждений. Это служит серьезной гарантией реализации су­дебной власти в различных видах судопроизводства.

Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов. Органы судебной власти, как и все государственные органы, в своей деятельности руководствуются определенными принци­пами. Под принципами в науке понимаются основные руково­дящие начала, выражающие сущность и определяющие содер­жание общественного процесса, явления. Принципы различа­ются по форме выражения и содержанию. Они могут быть общими и специальными. Общие принципы касаются всех правовых институтов и служат основой для других принципов. Специальные принципы производны от общих, они конкрети­зируют их содержание и охватывают меньший объем правовых институтов.

Принципы права всегда выражены в нормативных актах. «Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами, но не принципами права»[353].

Любой государственный орган действует на основе нескольких принципов, взаимодополняющих и взаимообусловливающих друг друга, в связи с чем принято говорить о системе принципов.

Основополагающие принципы, опосредствующие структуру, методы организации и приемы деятельности судебной власти, закреплены в Конституции РФ.

Определяющим в организации и деятельности судебных органов является принцип законности, который означает стро­гое и неуклонное соблюдение законов и основанных на законах других правовых актов государства всеми без исключения орга­нами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Этим принципом охватывается как законода-тельствование, так и применение права, а также претворение его в жизнь. Думается, что только единство названных элемен­тов в полной мере определяет назначение принципа законности, который служит целям упрочения государства, охраны и защи­ты законных интересов и прав граждан.

Важнейший элемент законности – наличие обоснованного законодательства. Для этого необходимы конституционное за­крепление верховенства закона, выбор единого законодательно­го органа, существование обязательных стадий законотворчес­кого процесса, предоставление права толкования закона только высшим органам государства. Второй элемент законности – уважение к закону, исполнение, соблюдение законов и других правовых актов всеми государственными органами, должност­ными лицами, общественными организациями, а также гражда­нами. Данным целям и подчинена деятельность судебных органов, призванных служить утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении.

Между тем законность не только принцип деятельности суда, но и цель судебного разбирательства, ибо перед судом ставится задача восстановления и упрочения нарушенной законности.

С принципом законности неразрывно связан принцип глас­ности. Гласность – это установленный законом порядок рас­смотрения дел в судах, при котором судебные заседания проводятся открыто с предоставлением гражданам реальной и равной для всех возможности присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом судопроизводства и при желании вести необходимые записи, а представителям средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) – фиксировать все происходящее в судебном заседании для более широкого обна­родования содержания и результатов процесса.

Принцип гласности предполагает не только свободный до­ступ в суд, но и свободное обсуждение вопросов. Однако, провозглашая принцип гласности, законодатель обозначил её пределы, допуская возможность проведения закрытых заседа­ний в установленных законом случаях.

В интересах эффективного выполнения поставленных перед судебной властью задач она должна функционировать в усло­виях соблюдения принципа независимости. Данный принцип служит гарантом деятельности судебной власти. Подлинная независимость суда – идеал, стремлением к достижению кото­рого были проникнуты все судебные реформы. Принцип неза­висимости означает наделение судей всей полнотой властипри рассмотрении и разрешении дел.

Основной Закон, провозглашая независимость судей, уста­навливает подчинение их только Конституции, закону. Отме­тим, что норма, фиксирующая принцип независимости, обраще­на не только к судьям, но и к государственным органам и общественным организациям, к должностным лицам и гражда­нам, которые сталкиваются с судебными органами. Всем кате­горически запрещается оказывать воздействие на судей, навя­зывать им те или иные решения. Запрещается подмена судеб­ных органов власти какими-либо иными органами государства. В свою очередь судьи обязаны противостоять всем посторон­ним воздействиям, от кого бы они ни исходили. Иное может повлечь за собой ответственность по закону.

Претворению в жизнь принципа независимости по смыслу Конституции служат и такие нормы, которые определяют неограниченный срок полномочий судей, их несменяемость и неприкосновенность.

Кроме того, Конституция РФ гласит, что судопроизводство осуществляется на основе устного и открытого разбирательства, равенства всех перед законом и судом, состязательности сторон, с правом использования в случаях, предусмотренных законом, института присяжных заседателей.

Названные принципы играют важную роль в развитии законодательства о судебной системе Российской Федерации, в осуществлении задач по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина.

Правовой статус судей [354]. По вопросам понятия правового статуса у ученых нет единства мнений. Некоторые из них считают, что правовой статус – категория, относящаяся лишь к гражданам. Правовое же положение органов и организаций характеризуется компе­тенцией[355]. Но компетенция, являющаяся частью правового ста­туса органа или организации, не исчерпывает полностью его содержания (например, порядок образования, формы деятель­ности и т. д.). Однако при всем многообразии мнений о струк­туре и содержании этого понятия все авторы едины в том, что правовой статус любого субъекта права есть отражение и закрепление в праве реального, фактического положения, кото­рое занимает гражданин или организация в системе обществен­ных отношений.

Правовой статус любого субъекта состоит из ряда структур­ных элементов, каждый из которых отражает и закрепляет ту или иную сторону фактического положения этого субъекта в системе общественных отношений. Статус судей составляют: 1) порядок избрания; 2) права и обязанности; 3) ответствен­ность; 4) гарантии прав и деятельности[356].

Каждый из названных элементов можно рассматривать в от­дельности, но они настолько взаимосвязаны, что только в сово­купности обеспечивают полную реализацию всех прав и воз­можность свободной деятельности судей.

Избрание судьи как составная часть его правового статуса представляет собой предпосылку существования всех других элементов. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» судейские кор­пуса районных судов, судов автономных округов и автономной области, судов городов федерального значения, областных, краевых и верховных судов республик формируются путем назначения Президентом РФ по представлениям председателя Верховного Суда, которые основаны на заключениях квалифи­кационных коллегий названных судов и согласованы с законо­дательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов федерации[357]. Аналогичным способом формируются составы судей федеральных арбитраж­ных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ.

Председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражно­го Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента, осно­ванному на заключении квалификационных коллегий этих судов. По представлению же Президента Совет Федерации назначает и судей Конституционного Суда.

Действующее законодательство не ограничивает полномочия судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов каким-либо сроком. Они назначаются на свои должности пожизненно. В то же время судьи Конституционного Суда назначаются на должность на срок 12 лет, а предельный возраст пребывания судьи в должности ограничен 70 годами. Назначение судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Подоб­ные ограничения установлены исходя из характера работы и необходимости наличия высокой квалификации[358].

Конституция РФ гласит, что судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Требования, предъявляемые к су­дьям Конституционного Суда, более жесткие: достижение воз­раста не менее 40 лет, наличие стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет и обладание признанной высокой квалификацией в области права.

Основной элемент правового статуса судьи – его права и обя­занности. «Каждый субъект права в силу самого действия закона или, как часто говорят, "непосредственно из закона", т. е. незави­симо от участия в тех или иных конкретных правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание правосубъектности или правового статуса данного лица или организации»[359].

Юридическая природа прав и обязанностей судей в какой-то степени связана с местом суда в правовой системе страны. Однако содержание, реальность прав судей определяются преж­де всего характером фактических отношений, в рамках которых они складываются и реализуются.

Права и обязанности всегда были и остаются существенным элементом правового статуса и полнее всего раскрывают его содержание. Посредством комплекса прав и обязанностей госу­дарство юридически оформляет положение судьи в общественных отношениях и вместе с тем обеспечивает судьям возмож­ность без ограничений выполнять свои функции.

Обязанность как обеспеченная законом мера должного пове­дения представляет собой обращенное к судье требование зако­нодателя совершать (или не совершать) определенные действия: 1) судья в своей деятельности обязан точно исполнять требования Конституции и законов Российской Федерации; 2) работа судьи в других организациях на условиях совмести­тельства не допускается, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности; 3) судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в избира­тельной кампании по выборам в высшие и местные органы государственной власти, присутствовать на съездах или конфе­ренциях политических партий, а также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений; 4) судья не имеет права где-либо публично высказывать свое мнение о вопросе, изучаемом или принятом к рассмотрению судом, до принятия по нему решения и т. д.

С обязанностями неразрывно связана ответственность. Ответ­ственность выражается в возложении на виновное лицо допол­нительных обязанностей или лишении его определенных прав. Различаются уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (материальная) ответственность. Касаясь ответ­ственности, отметим, что законодатель в ст. 122 Конституции РФ закрепил институт неприкосновенности судей. Неприкосновенны личность судьи, его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, используемые им, корреспонденция и принад­лежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивается запретом на его привлечение к административной и дисциплинарной ответственности, особым порядком привле­чения его к уголовной ответственности.

Для обеспечения реальности правового статуса судей введе­на система гарантий. Понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на фактическую реализацию прав и обязанностей, на устранение возможных причин и препятствий для полного осуществления этих прав, а также на защиту их от нарушений1.

В литературе нет единства мнений по вопросу о системе гарантий. Большинство ученых придерживаются принятого ранее их деления на экономические, политические и юридические. Однако некоторые авторы в дополнение к перечисленным в качестве самостоятельных видов выделяют организационные, общественные или же те и другие гарантии[360].

Представляется, что законодательство должно фиксировать организационные, материальные и правовые гарантии деятель­ности судей.

Организационные гарантии: 1) формы деятельности судеб­ных органов; 2) подготовка вопросов к рассмотрению; 3) кол­легиальное или единоличное рассмотрение дел и принятие решений; 4) гласность, устность разбирательства; 5) привлече­ние экспертов; 6) право судей присутствовать на заседаниях соответствующих органов власти и запрашивать необходимые документы и т. д.

Материальные гарантии: 1) жалованье за службу в должнос­ти судьи; 2) выходное пособие, выплачиваемое судье, выбыва­ющему из состава суда по достижению предельного возраста или в результате неспособности по состоянию здоровья дли­тельное время исполнять свои обязанности; 3) выплата пенсии; 4) предоставление жилья и др.

Большое значение в деятельности судей имеют правовые гарантии, которые обеспечивают реализацию, охрану и (в слу­чае необходимости) защиту их прав специфическими правовы­ми средствами.

В законодательстве зафиксированы такие правовые гарантии, как независимость, неприкосновенность, несменяемость, равен­ство прав судей и т. д. Среди них выделяют также основания приостановления и прекращения полномочий судьи. Действие мандата судьи по общим основаниям может быть приостанов­лено решением соответствующей квалификационной коллегии в следующих случаях: привлечения к уголовной ответственности, выполнения занятий, несовместимых с должностью судьи, при­знания судьи безвестно отсутствующим либо применения мер медицинского характера или ограничения в дееспособности. Пол­номочия судьи Конституционного Суда могут быть также при­остановлены при нарушении порядка назначения, при высказы­вании своего мнения в средствах массовой информации до принятия Конституционным Судом решения, при потере на длительное время трудоспособности, при неучастии в заседани­ях Суда свыше трех раз.

Полномочия судьи подлежат прекращению в случаях подачи просьбы об отставке, достижении предельного возраста, смерти, признания лица недееспособным либо умершим, утраты граж­данства Российской Федерации, совершения проступка, позоря­щего честь и достоинство судьи, а также при наличии состояв­шегося обвинительного приговора суда.

Представляется, что некоторые основания приостановления деятельности судьи нуждаются в уточнении. Например, если к судье применены меры медицинского воздействия или ограни­чение в дееспособности по решению суда, надо решать вопрос не о приостановлении действия полномочий, а о их прекращении.

Система органов судебной власти РФ. В настоящее время в России сложилась разветвленная су­дебная система, которая представляет собой совокупность судеб­ных учреждений – судов, объединенных общностью задач, прин­ципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и облада­ющих соответствующей компетенцией[361]. И хотя все судебные учреждения преследуют одну цель – осуществление правосудия, их можно подразделить на три самостоятельных системы:

1) система общих судов (включая подсистему военных судов);

2) система арбитражных судов;

3) Конституционный Суд РФ и конституционные (устав­ные) суды субъектов федерации.

В новом Законе «О судебной системе Российской Федера­ции» все судебные учреждения делятся еще и по территории действия. По этому критерию различают:

1) федеральные суды: Конституционный Суд страны, Вер­ховный Суд РФ, краевые и областные суды, суды городов фе­дерального значения, верховные суды республик в составе РФ, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; Верховный Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, а также арбит­ражные суды субъектов Российской Федерации;

2) суды субъектов РФ, среди которых различаются консти­туционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Некоторые авторы критически комментируют подразделение судебной власти на три самостоятельных, не связанных друг с другом структуры[362]. Однако представляется, что при большом объеме и разнообразии правоотношений, на которые распространяется судебная власть, рассредоточение полномочий между специализированными органами просто необходимо.

Говоря о структуре судебной власти, предложенной законо­дателем, отметим, что сама Конституция РФ учреждает только высшие звенья федеральной системы судебной власти – Кон­ституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ. Кроме того, в Основном Законе нет характеристики компетенции судебной власти в целом и её отдельных институ­тов (за исключением Конституционного Суда).

Конституция адресует парламенту России право устанавли­вать полномочия, порядок образования и деятельности высших и иных федеральных судов путем принятия соответствующих федеральных законов (ст. 128).

Учитывая исключительный характер полномочий судебной власти, непосредственно затрагивающих сферу неотъемлемых прав человека, считаем, что эти вопросы следовало бы (хотя бы кратко) решить на уровне Конституции.

Основное звено в структуре судов общей юрисдикции – районный суд, что обусловлено широким объемом его полномо­чий. Так, районный суд в пределах своей компетенции рассмат­ривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Он является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района. Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных к его компетенции, районный суд рассматри­вает материалы о подведомственных ему административных правонарушениях.

Вышестоящими судебными органами для районных судов выступают суды субъектов Российской Федерации. Они в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда пер­вой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открыв­шимся обстоятельствам. Структура судов субъектов РФ сложнее, чем у районных судов, имеющих в своем составе председателя суда, судей и народных заседателей. Суды субъектов включают в себя президиум суда и судебные коллегии по уголовным и гражданским делам.

Президиум формируется в составе председателя, его замести­телей и членов суда. Судебные коллегии возглавляются пред­седателями, являющимися заместителями председателя суда.

Завершающее звено в структуре судов обычной юрисдикции – Верховный Суд РФ. Будучи высшим судебным органом по граж­данским, уголовным и административным делам и выполняя осо­бые задачи, Верховный Суд имеет следующую структуру: пленум; президиум; судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам; военная коллегия.

Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа его судей. Они рассматривают дела как суды первой и второй (кассационной) инстанции, в порядке судеб­ного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Президиум Верховного Суда РФ кроме судебных полномо­чий выполняет чисто организационные функции: рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, обсуждает материалы изучения судебной статистики и др.

В отличие от других структурных подразделений Верховно­го Суда его Пленум не обладает судебными полномочиями. Этот внутренний орган работает в составе председателя Верхов­ного Суда, его заместителей и всех членов Верховного Суда. Основное полномочие Пленума – дача разъяснений на основе обобщений судебной практики и анализа судебной статистики. Это разъяснения по вопросам применения правовых норм при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел, адресованные судам общей юрисдикции. Данные разъясне­ния оформляются в виде постановлений. Кроме того, Пленум решает некоторые организационные вопросы.

С 1991 г. в России начала создаваться арбитражная юстиция. В настоящее время в неё входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ (помимо названных существуют специаль­ные арбитражные суды, являющиеся самостоятельными третей­скими судами,– Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промыш­ленной палате Российской Федерации)[363].

Арбитражные суды рассматривают экономические споры, воз­никающие из гражданских, административных правоотношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус инди­видуального предпринимателя, между Российской Федерацией и её субъектами, между самими субъектами федерации.

Арбитражные суды субъектов РФ действуют в составе пред­седателя, его заместителей и членов суда. Законодатель предо­ставляет возможность создания в их составе судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В пределах своей компе­тенции арбитражные суды субъектов РФ вправе рассматривать дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Среднее звено арбитражных судов Российской Федерации – десять федеральных арбитражных судов округов (они созданы по географическо-экономическому признаку). Окружной суд выступает вышестоящей инстанцией по отношению к арбит­ражным судам субъектов РФ, действующим в данном округе. Поэтому окружные суды рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. По структуре арбитражный суд округа ничем не отличается от арбитражного суда субъекта.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитраж­ный Суд РФ, который имеет такую же структуру и полномочия, как и Верховный Суд РФ, но только в сфере разрешения экономических споров и иных дел, относящихся к компетенции арбитражных судов.

При анализе действующего законодательства нельзя не отметить особое значение института суда присяжных. Создание суда присяжных заседателей было предусмотрено Законом о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1991 г.[364] и в настоящие время регулируется Федеральным Законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004г.[365] В соот­ветствии с Концепцией судебной реформы преимущества суда присяжных заседателей состоят в более широкой коллегиальности, бесспорной независимости, меньшем риске злоупотреблений и судебных ошибок, стимулировании состяза­тельности процесса и т. д. Данный институт, по мнению зако­нодателя, – наиболее демократичная модель участия граждан в осуществлении правосудия, ибо коллегия присяжных заседа­телей в составе 12 человек в отсутствие судьи решает вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Суд присяжных заседателей вправе оценивать виновность подсудимого по делам о преступлениях, за совершение которых может быть назначена смертная казнь.

 

Согласно принципу конституционной законности все норма­тивные акты, в том числе законы, должны соответствовать Кон­ституции РФ. Реализация этого принципа невозможна без уста­новления специальных правовых и организационных гарантий, особых институтов, обеспечивающих конституционный контроль за соответствием законов и других нормативных актов Консти­туции [366].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.