Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционный статус органов государственной власти 1 страница




Конституционный контроль в Российской Федерации

 

Отечественная и мировая практика свидетельствует, что проверка конституционности нормативных актов может осу­ществляться в различных правовых формах, но самая эффек­тивная из них – деятельность специализированных органов конституционного контроля. В настоящее время такая форма контроля действует и в России.

Конституционный контроль – одна из специфических право­вых форм государственной деятельности. В научной литературе по-разному решается вопрос о контроле как одной из функций государства. Некоторые авторы считают контроль самостоя­тельной формой государственной деятельности, другие относят функцию контроля к более крупным её видам[367].

Представляется, что функцию контроля, неразрывно связан­ную с другими функциями государства, можно считать самосто­ятельной, автономной формой деятельности государства, кото­рая представляет собой однородную по внешним признакам деятельность государственного органа по осуществлению его функций, влекущую за собой правовые последствия. Конститу­ционный контроль выходит за рамки чисто юридической дея­тельности, ибо в своей основе он состоит не в пресечении правонарушений, а в обеспечении согласованности Основного Закона и текущего законодательства.

Конституционный контроль предполагает квалифицирован­ные проверки правотворческой деятельности государственных органов и должностных лиц с целью полного её соответствия закрепленным в Основном Законе нормам. Он играет важную роль в укреплении конституционной законности и является средством предупреждения нарушений Конституции. Конститу­ционный контроль как самостоятельная форма государственной деятельности должен стать важным звеном в становлении правового государства в России.

Во-первых, конституционный контроль необходим как один из важнейших гарантов обеспечения широких прав и свобод граждан, закрепленных в Основном Законе. Не менее важная роль отведена органу конституционного контроля и при реше­нии проблемы конституционного подхода к определению стату­са отдельных субъектов Российской Федерации. Спорными могут стать вопросы, касающиеся территории, компетенции государственных органов федерации и её субъектов, ущемления интересов наций и народностей и т. д.

Во-вторых, в период проведения правовой реформы наблю­дается бурный рост нормотворчества, что обусловлено потреб­ностями регулирования различных сфер общественной жизни. Конституция РФ закрепила ряд новых институтов и принци­пов российской государственности, социально-экономические основы гражданского общества, широкие права и свободы чело­века и гражданина и т. д. Реализация новых конституционных положений, как и предусмотрено в Конституции, потребует за­конодательного регулирования. Чтобы удержать поток законо­дательных актов в конституционных границах, следует иметь действенный механизм, обеспечивающий строгое, единообраз­ное и последовательное исполнение законодательных актов, а также их разработку.

В-третьих, в структурно-организационном плане идея право­вого государства связана с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Их деятель­ность и взаимодействие должны соответствовать закону. Со­блюдение данного принципа должно находиться под контролем специального органа конституционного 'контроля. В этом состо­ит одна из его основных задач. К сожалению, в нашей стране этот принцип еще полностью не воспринят, чем и вызваны случаи превышения своих полномочий законодательной и ис­полнительной властью, вторжения в компетенцию друг друга и т. д. Критерием законности деятельности органов различных ветвей власти должна стать Конституция РФ, незыблемость которой и призван обеспечить независимый институт конститу­ционного контроля, имеющий возможность разрешать споры, в том числе о компетенции государственных органов.

Основополагающие нормы о Конституционном Суде содер­жат Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде Российской Фе­дерации»[368]. Основы организации и деятельности Конституцион­ного Суда включены в гл. 7 Конституции «Судебная власть», что говорит о принадлежности названного органа к судебной ветви государственной власти.

Будучи частью судебной системы, Конституционный Суд отличается от других судебных органов особым правовым положением. Конституционное судопроизводство не похоже на уголовное или гражданское. У него особый предмет разбира­тельства, особый круг участников, особые процедуры судопро­изводства, особые меры ответственности и т. д.[369]

Конституция достаточно подробно устанавливает порядок формирования, состав, компетенцию Конституционного Суда, перечень органов, лиц, обладающих правом обращения в орган конституционной юстиции, закрепляет положение о юридичес­кой силе и правовых последствиях решений этого органа.

В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» развиваются, конкретизируются основополагающие конституционные принципы и нормы. В соот­ветствии с Законом целями Конституционного Суда Российской Федерации являются охрана суверенитета народов России; защита конституционного строя государства; защита основных прав и сво­бод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства.

Деятельность Конституционного Суда строится на принци­пах законности, независимости, коллегиальности, гласности и состязательности.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, персонально назначаемых на должность Советом Федерации по представле­нию Президента РФ.

Особые требования предъявляются к кандидатам на долж­ности судей Конституционного Суда. Так, на эту должность может претендовать гражданин Российской Федерации, достиг­ший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Консти­туционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Суда не ограничены сроком. В то же время срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда ограничен 12 годами. Кроме того, закон устанавливает и предель­ный возраст для пребывания в должности судьи – 70 лет, причем назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

В ранее действовавшем законодательстве срок полномочий судьи Конституционного Суда не был ограничен. Однако очевидно, что избрание высших государственных органов, в том числе Конституционного Суда, с указанием срока – более демо­кратичный путь формирования государственных органов. По­добная практика имеет место в большинстве зарубежных стран. Так, в ФРГ члены Конституционного Суда избираются сроком на 12 лет, в Италии, Франции, Испании, Болгарии – на 9 лет и т. д. Периодическое обновление Конституционного Суда дает возможность привлекать к его работе широкий круг высококва­лифицированных специалистов в области права.

Конституция и Федеральный конституционный закон «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации» наделяют высший орган конституционной юстиции широкими полномочиями.

1. Конституционный Суд решает дела о соответствии Кон­ституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Пре­зидента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра­вительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов го­сударственной власти РФ и совместному ведению органов госу­дарственной власти РФ и органов государственной власти её субъектов; в) договоров между органами государственной вла­сти РФ и органами государственной власти её субъектов, дого­воров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Суд разрешает споры о компетенции: а) между федераль­ными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ.

4. Суд дает заключение о соблюдении установленного поряд­ка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления.

5. Конституционный Суд выступает с законодательной ини­циативой по вопросам своего ведения.

Кроме названных Конституционный Суд может осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Фе­деративным договором и федеральными конституционными за­конами. Он может пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти её субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в ка­честве судебного органа конституционного контроля.

Полномочием, не предусмотренным специальным законода­тельством о Конституционном Суде, можно назвать право Конституционного Суда по запросу Президента проверять до назначения референдума соблюдение условий его проведения, предусмотренных Конституцией РФ. При положительном ре­шении Конституционного Суда Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему такого решения, при отрицательном – прекращаются все дейст­вия, предусмотренные Законом о референдуме[370].

Подчеркнем, что высший орган конституционной юстиции решает исключительно вопросы конституционного права и не вправе решать вопросы, входящие в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пле­нарных заседаниях (в них участвуют все судьи) и на заседани­ях двух палат, персональный состав которых определяется путем жеребьевки.

В пленарных заседаниях рассматриваются особо важные вопросы: проверка конституционности конституций и уставов субъектов РФ; толкование Конституции РФ; дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; утверждение послания Конститу­ционного Суда; решение вопроса о выступлении с законода­тельной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, на пленарных заседаниях Конституционный Суд решает чисто организационные вопросы (избрание председателя, его замести­телей, секретаря, распределение дел между палатами и т. д.). В заседаниях палат решаются вопросы, не подлежащие рас­смотрению в пленарных заседаниях. Однако Суд вправе изъять любой вопрос, отнесенный к его ведению, и рассмотреть его в пленарном заседании.

Руководит деятельностью Конституционного Суда его пред­седатель, статус которого значительно изменен по сравнению с зафиксированным в Законе о Конституционном Суде 1991 г. Сужены полномочия председателя, предусмотрено его избрание самими судьями, причем на срок, ограниченный 3 годами (до­пускается переизбрание на новый срок), возможно его досроч­ное освобождение от занимаемой должности по инициативе не менее пяти судей. Такие же правила действуют и в отношении заместителей председателя и судьи-секретаря.

Конституционный Суд по вопросам своей внутренней деятель­ности принимает Регламент, в котором устанавливаются порядок формирования палат, очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат, особенности делопроизводства.

Конституционный Суд принимает решения по вопросам своей компетенции в виде постановлений, заключений и опре­делений. Решения Конституционного Суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу, а признанные не соответствующи­ми Конституции международные договоры, не вступившие в силу, не подлежат введению в действие и применению.

Закон предусматривает ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполне­нию решений Конституционного Суда.

В связи с реализацией решений Конституционного Суда воз­никает ряд вопросов, которые требуют законодательного опосред­ствования.

Во-первых, необходимы дополнительные гарантии исполнения решений, придания им действительно общеобязательной силы.

Во-вторых, решения Конституционного Суда должны препят­ствовать законодателю издавать нормативные акты, аналогичные тем, которые признаны Судом неконституционными. Можно создать процедуру, по которой однажды принятое решение Кон­ституционного Суда о неконституционности нормативного акта препятствовало бы в дальнейшем принятию законодательного акта, идентичного по содержанию (при этом может возникнуть вопрос о проверке идентичности того или иного акта).

В-третьих, Конституционный Суд, безусловно, не в силах обнаружить все неконституционные акты, прежде всего потому, что он не может рассматривать соответствующие вопросы по собственной инициативе. Поэтому представляется, что решения Конституционного Суда должны распространяться не только на рассмотренные, но и на иные акты, которые регулируют конституционные правоотношения подобным же образом, хотя и не были предметом рассмотрения. Особенно это касается нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Вопрос о юридической силе решений Конституционного Суда, их обязательности и универсальности связан с определением места актов органа конституционной юстиции в правовой системе государства. Думается, что решения Конституционного Суда вы­ступают самостоятельным источником российского права, ибо нередко фактически создают новые нормы, заполняющие пробелы Конституции. Например, постановлением по делу о толковании ст. 136 Конституции Суд фактически учредил новый вид зако­на – закон Российской Федерации о поправках к Конституции, имеющий особый статус и отличающийся как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона[371].

Решения Конституционного Суда, признавая определенный акт неконституционным, создают новые правила поведения, регулирующие отношения государственно-правового характера. По значимости принимаемых решений Конституционный Суд иногда именуют «негативным законодателем»[372]. Но не следует забывать, что, признавая акт неконституционным, Суд своим решением восстанавливает действие иных нормативных актов, которые были в свое время отменены актом, признанным впоследствии неконституционным.

Кроме того, надлежит помнить о праве Конституционного Суда толковать Конституцию РФ. Часто именно благодаря толкова­нию отдельные положения Конституции приобретают реальное содержание и начинают действовать. Примером может служить постановление Конституционного Суда по делу о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 135 (ч. 2)[373].

Согласно федеральным началам государственного устройст­ва России конституционный контроль осуществляется на уров­не и федерации, и её субъектов. К сожалению, законодатель ранее не касался вопроса об органах конституционного контро­ля в субъектах Российской Федерации. Конституция России 1993 г. тоже не внесла в его решение ничего нового, хотя в ряде республик уже созданы и работают органы конституционного контроля (Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балка­рия, Коми, Саха (Якутия), Марий-Эл, Татарстан, Удмуртия, Ка­релия). В Республике Калмыкия функциями конституционного контроля наделен Верховный Суд республики, в Республике Алания (Северная Осетия) действует Комитет конституционного надзора, а в Адыгее создается Конституционная Палата, входя­щая в её судебную систему[374].

В иных субъектах Российской Федерации тоже создаются аналогичные органы. В частности, в уставах Воронежской, Свердловской, Томской, Тюменской, Челябинской областей, Красноярского края предусмотрено создание уставных судов. В Иркутской области и Ставропольском крае будут действо­вать соответственно Уставная и Согласительная палаты[375].

В связи с разнообразием названных органов встает вопрос, какие виды органов конституционного контроля предпочтительнее для субъектов федерации. С учетом требований Конститу­ции РФ (ст. 10; ч. 2 ст. 18), Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и призна­ния необходимости становления конституционной юстиции ясно, что приоритет должен быть отдан специализированным судам.

Представляется, что в соответствующем федеральном законе целесообразно отразить единый подход к конституционному правосудию федерации и её субъектов.

Во-первых, надо назвать органы, осуществляющие конститу­ционный контроль.

Во-вторых, требуется определить способ образования, струк­туру и примерные формы деятельности этих органов.

В-третьих, нужно указать основные направления полномо­чий органов конституционного контроля с целью ликвидации повторов. Законодательством субъектов федерации должен быть предусмотрен конституционный контроль только по во­просам, отнесенным к ведению субъектов РФ.

В-четвертых, следует подумать о проблеме взаимоотношений Конституционного Суда России и органов конституционного контроля субъектов федерации. Вполне может возникнуть си­туация, когда орган конституционного контроля субъекта феде­рации, рассматривая конкретное ходатайство, придет к выводу о необходимости постановки вопроса о расширении границ рас­сматриваемого дела и распространении конституционного кон­троля на акты, которые не подлежат его проверке. В этом слу­чае нужно предусмотреть возможность этого органа обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой рассмотреть вопрос о расширении пределов ходатайства. Вместе с тем Конституци­онный Суд субъекта федерации, признав неконституционность того или иного закона или нормативного акта, действующего на его территории, вправе поставить вопрос о том, чтобы закон или иной нормативный акт федерации, содержащий аналогич­ные правила, тоже был признан неконституционным.

С учетом сказанного целесообразно рассматривать Консти­туционный Суд РФ в качестве высшей конституционной судеб­ной инстанции только в определенных случаях (например, при разрешении жалоб на нарушение конституционных прав и сво­бод граждан, споров о компетенции между органами конститу­ционного контроля и др.).

субъектов Российской Федерации.

 

В Российской Федерации на конституционном уровне закрепляет­ся, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Федерации и её субъектов. По этим вопросам издаются федеральные законы[376] и при­нимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ[377].

В настоящее время в Российской Федерации не существует жесткой модели устройства системы органов государственной власти на регио­нальном уровне. Это объясняется разнообразием видов субъектов Фе­дерации, их многочисленностью и, наконец, спецификой местных особенностей и традиций в этих государственных образованиях.Тем не менее, в целом система органов государственной власти субъектов РФ должна соответствовать общепринятым федеральным параметрам их организации.

Система государственной власти в субъекте РФ строится в соответ­ствии с Конституцией РФ и Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Государственная власть в субъекте РФ осуществляется на основе:

государственной и территориальной целостности Российской Фе­дерации;

распространения суверенитета России на всю её территорию;

верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей тер­ритории Российской Федерации;

единства системы государственной власти;

разделения государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полно­мочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо долж­ностного лица;

разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти субъектов РФ;

самостоятельного осуществления органами государственной вла­сти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

самостоятельного осуществления своих полномочий органами ме­стного самоуправления.

Самостоятельность субъектов РФ при создании системы органов государственной власти имеет свои рамки. Они обусловлены: во-пер­вых, основами конституционного строя и, во-вторых, общими прин­ципами организации представительных и исполнительных органов го­сударственной власти, установленными названным выше федераль­ным законом. Конкретная система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) самого субъек­та РФ[378].

В систему органов государственной власти субъекта РФ входят: зако­нодательный (представительный) орган, высший исполнительный ор­ган и иные органы государственной власти субъекта РФ, которые обра­зуются в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта РФ. Кроме того, устанавливается должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ).

Носителями судебной власти в субъектах Федерации в соответст­вии с Законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» выступают конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъек­тов РФ.

Федеральные органы государственной власти, функционирующие на территории субъекта РФ, не входят в систему его органов государст­венной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять полномочия на территории субъекта Федерации как непосредственно, так и через создаваемые ими территориальные органы.

Рассмотрим систему региональных органов государственной власти более подробно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ, избираемым его населением. Все основные вопросы организации деятельности зако­нодательных (представительных) органов субъектов Федерации регла­ментированы в их конституциях, уставах и законах.

Наименование органа представительной власти и количество депу­татов (представителей), включая работающих на штатной оплачивае­мой основе, определяются органами государственной власти респуб­лики, края, области, города федерального значения, автономной об­ласти, автономного округа самостоятельно с учетом исторических, на­циональных и других условий и традиций. Например, областная Дума (Саратовская, Воронежская, Московская, Костромская области и т. д.), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ин­гушетия), Законодательное Собрание (Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская области и т. д.), Народный Хурал (Рес­публика Бурятия и Республика Калмыкия), Государственное Собра­ние – Курултай республики Башкортостан, Законодательный сулган (Эвенкийский автономный округ) и др.

В основном парламенты субъектов РФ однопалатные, состоят не бо­лее чем из 50 депутатов. Встречаются парламенты и с большим числом депутатов. Очень редко, как, например, в Свердловской области, созда­ются двухпалатные представительные органы. Законодательное Собра­ние Свердловской области состоит из двух палат: верхней – Палаты представителей и нижней – областной Думы. Их компетенция сходна с компетенцией соответствующих палат Федерального Собрания РФ[379].

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ изби­раются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком не более чем на пять лет.

Избирательная система в субъектах РФ как правило смешанная. Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по пропор­циональной системе. Это правило действует в отношении выборов, на­значенных после 14 июля 2003 г. К этому времени регионы должны были привести в соответствие своё законодательство о выборах сновой редакцией Федерального закона «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации» 2002 г.

До 2003 г. подавляющее число субъектов РФ (86 субъектов) исполь­зовали мажоритарную систему, и только Республики Марий Эл, Тыва и Саратовская область в свое время применяли смешанную избиратель­ную систему, в соответствии с которой часть депутатов парламента (не превышающая 1/3 депутатов) избиралась по принципу пропорциональ­ного представительства.

Законодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта РФ является правомочным, если в него избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов РФ определяется их регламентом. Обычно они избирают из своего состава председателя и его заместителей, которые руководят ра­ботой этого органа.

Органы представительной власти субъектов РФ являются постоян­но действующими органами, хотя и работают в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения и подготовки к слушанию вопро­сов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создают­ся постоянные и временные комиссии (комитеты).

Можно выделить следующие основные направления деятельности законодательного (представительного) органа субъекта РФ:

1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней;

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и её субъектов в пределах полномочий субъек­та РФ;

3) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, Законом «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конститу­цией (уставом) и законами субъекта РФ.

К иным полномочиям можно отнести избрание на должность, на­пример, Уполномоченного по правам человека, судей конституцион­ного (уставного) суда, члена Совета Федерации от законодательного органа данного субъекта РФ, а также наделение полномочиями высше­го должностного лица субъекта РФ.

Новеллой Федерального закона стало положение, которое закрепи­ло главенствующее место именно закона в системе нормативных актов субъекта РФ. Так, обязательным является принятие закона по таким важным вопросам, как бюджет субъекта РФ, образование территориаль­ных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполне­нии; порядок назначения и проведения референдума, выборов в законодательный орган субъекта; процедура избрания органов местного само­управления; программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ; налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к веде­нию субъекта, а также порядок их взимания; порядок управления и рас­поряжения собственностью субъекта РФ; утверждение заключения и расторжения договоров субъекта; административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; система исполни­тельных органов государственной власти субъекта РФ[380].

По иным вопросам законодательный орган субъекта РФ принимает постановления, в частности по принятию регламента, назначению и освобождению от должности отдельных должностных лиц, а также су­дей конституционного (уставного) суда; назначению даты выборов и референдума, утверждению проекта договора о разграничении полно­мочий, оформлению решения о выражении недоверия высшему долж­ностному лицу субъекта.

Постановлением, принимаемым простым большинством голосов, также оформляется решение о наделении гражданина РФ по представ­лению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта РФ). При наличии двухпалатного парламента в субъекте РФ такое решение принимается на совместном заседании палат. Оно будет принято, если за него прого­лосует более половины установленного числа депутатов каждой из палат.

Серьезные нарушения, связанные с различиями в порядке приня­тия правовых актов в субъектах Федерации, являвшиеся неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и других судеб­ных органов, обусловили необходимость унифицировать на федераль­ном уровне законодательный процесс в субъектах РФ. Законом «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации» четко установлено, что правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ обладают депута­ты, высшее должностное лицо субъекта РФ, представительные органы местного самоуправления. Кроме того, такое право в соответствии с его конституцией (уставом) может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

Проект закона субъекта РФ рассматривается его законодательным органом не менее чем в двух чтениях. Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, а кон­ституция (устав) субъекта РФ, поправки к ним – большинством не ме­нее 2/3 голосов.

Принятый законодательным органом закон направляется для обна­родования высшему должностному лицу субъекта Федерации, которое обязан его либо подписать, либо отклонить в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта РФ либо верхней палатой регионального парламента депута­ты нижней палаты большинством не менее 2/3 голосов могут преодо­леть данное вето. Затем высшее должностное лицо субъекта РФ обяза­но подписать и обнародовать закон субъекта РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.