КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционный статус органов государственной власти 1 страница
Конституционный контроль в Российской Федерации
Отечественная и мировая практика свидетельствует, что проверка конституционности нормативных актов может осуществляться в различных правовых формах, но самая эффективная из них – деятельность специализированных органов конституционного контроля. В настоящее время такая форма контроля действует и в России. Конституционный контроль – одна из специфических правовых форм государственной деятельности. В научной литературе по-разному решается вопрос о контроле как одной из функций государства. Некоторые авторы считают контроль самостоятельной формой государственной деятельности, другие относят функцию контроля к более крупным её видам[367]. Представляется, что функцию контроля, неразрывно связанную с другими функциями государства, можно считать самостоятельной, автономной формой деятельности государства, которая представляет собой однородную по внешним признакам деятельность государственного органа по осуществлению его функций, влекущую за собой правовые последствия. Конституционный контроль выходит за рамки чисто юридической деятельности, ибо в своей основе он состоит не в пресечении правонарушений, а в обеспечении согласованности Основного Закона и текущего законодательства. Конституционный контроль предполагает квалифицированные проверки правотворческой деятельности государственных органов и должностных лиц с целью полного её соответствия закрепленным в Основном Законе нормам. Он играет важную роль в укреплении конституционной законности и является средством предупреждения нарушений Конституции. Конституционный контроль как самостоятельная форма государственной деятельности должен стать важным звеном в становлении правового государства в России.
Во-первых, конституционный контроль необходим как один из важнейших гарантов обеспечения широких прав и свобод граждан, закрепленных в Основном Законе. Не менее важная роль отведена органу конституционного контроля и при решении проблемы конституционного подхода к определению статуса отдельных субъектов Российской Федерации. Спорными могут стать вопросы, касающиеся территории, компетенции государственных органов федерации и её субъектов, ущемления интересов наций и народностей и т. д. Во-вторых, в период проведения правовой реформы наблюдается бурный рост нормотворчества, что обусловлено потребностями регулирования различных сфер общественной жизни. Конституция РФ закрепила ряд новых институтов и принципов российской государственности, социально-экономические основы гражданского общества, широкие права и свободы человека и гражданина и т. д. Реализация новых конституционных положений, как и предусмотрено в Конституции, потребует законодательного регулирования. Чтобы удержать поток законодательных актов в конституционных границах, следует иметь действенный механизм, обеспечивающий строгое, единообразное и последовательное исполнение законодательных актов, а также их разработку. В-третьих, в структурно-организационном плане идея правового государства связана с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Их деятельность и взаимодействие должны соответствовать закону. Соблюдение данного принципа должно находиться под контролем специального органа конституционного 'контроля. В этом состоит одна из его основных задач. К сожалению, в нашей стране этот принцип еще полностью не воспринят, чем и вызваны случаи превышения своих полномочий законодательной и исполнительной властью, вторжения в компетенцию друг друга и т. д. Критерием законности деятельности органов различных ветвей власти должна стать Конституция РФ, незыблемость которой и призван обеспечить независимый институт конституционного контроля, имеющий возможность разрешать споры, в том числе о компетенции государственных органов.
Основополагающие нормы о Конституционном Суде содержат Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[368]. Основы организации и деятельности Конституционного Суда включены в гл. 7 Конституции «Судебная власть», что говорит о принадлежности названного органа к судебной ветви государственной власти. Будучи частью судебной системы, Конституционный Суд отличается от других судебных органов особым правовым положением. Конституционное судопроизводство не похоже на уголовное или гражданское. У него особый предмет разбирательства, особый круг участников, особые процедуры судопроизводства, особые меры ответственности и т. д.[369] Конституция достаточно подробно устанавливает порядок формирования, состав, компетенцию Конституционного Суда, перечень органов, лиц, обладающих правом обращения в орган конституционной юстиции, закрепляет положение о юридической силе и правовых последствиях решений этого органа. В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» развиваются, конкретизируются основополагающие конституционные принципы и нормы. В соответствии с Законом целями Конституционного Суда Российской Федерации являются охрана суверенитета народов России; защита конституционного строя государства; защита основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. Деятельность Конституционного Суда строится на принципах законности, независимости, коллегиальности, гласности и состязательности. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, персонально назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Особые требования предъявляются к кандидатам на должности судей Конституционного Суда. Так, на эту должность может претендовать гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Суда не ограничены сроком. В то же время срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда ограничен 12 годами. Кроме того, закон устанавливает и предельный возраст для пребывания в должности судьи – 70 лет, причем назначение на должность судьи на второй срок не допускается.
В ранее действовавшем законодательстве срок полномочий судьи Конституционного Суда не был ограничен. Однако очевидно, что избрание высших государственных органов, в том числе Конституционного Суда, с указанием срока – более демократичный путь формирования государственных органов. Подобная практика имеет место в большинстве зарубежных стран. Так, в ФРГ члены Конституционного Суда избираются сроком на 12 лет, в Италии, Франции, Испании, Болгарии – на 9 лет и т. д. Периодическое обновление Конституционного Суда дает возможность привлекать к его работе широкий круг высококвалифицированных специалистов в области права. Конституция и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» наделяют высший орган конституционной юстиции широкими полномочиями. 1. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти её субъектов; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Суд разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 3. Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ. 4. Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. 5. Конституционный Суд выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме названных Конституционный Суд может осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Он может пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Полномочием, не предусмотренным специальным законодательством о Конституционном Суде, можно назвать право Конституционного Суда по запросу Президента проверять до назначения референдума соблюдение условий его проведения, предусмотренных Конституцией РФ. При положительном решении Конституционного Суда Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему такого решения, при отрицательном – прекращаются все действия, предусмотренные Законом о референдуме[370]. Подчеркнем, что высший орган конституционной юстиции решает исключительно вопросы конституционного права и не вправе решать вопросы, входящие в компетенцию других судов и иных органов. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях (в них участвуют все судьи) и на заседаниях двух палат, персональный состав которых определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях рассматриваются особо важные вопросы: проверка конституционности конституций и уставов субъектов РФ; толкование Конституции РФ; дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; утверждение послания Конституционного Суда; решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, на пленарных заседаниях Конституционный Суд решает чисто организационные вопросы (избрание председателя, его заместителей, секретаря, распределение дел между палатами и т. д.). В заседаниях палат решаются вопросы, не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. Однако Суд вправе изъять любой вопрос, отнесенный к его ведению, и рассмотреть его в пленарном заседании. Руководит деятельностью Конституционного Суда его председатель, статус которого значительно изменен по сравнению с зафиксированным в Законе о Конституционном Суде 1991 г. Сужены полномочия председателя, предусмотрено его избрание самими судьями, причем на срок, ограниченный 3 годами (допускается переизбрание на новый срок), возможно его досрочное освобождение от занимаемой должности по инициативе не менее пяти судей. Такие же правила действуют и в отношении заместителей председателя и судьи-секретаря. Конституционный Суд по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент, в котором устанавливаются порядок формирования палат, очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат, особенности делопроизводства. Конституционный Суд принимает решения по вопросам своей компетенции в виде постановлений, заключений и определений. Решения Конституционного Суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу, а признанные не соответствующими Конституции международные договоры, не вступившие в силу, не подлежат введению в действие и применению. Закон предусматривает ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений Конституционного Суда. В связи с реализацией решений Конституционного Суда возникает ряд вопросов, которые требуют законодательного опосредствования. Во-первых, необходимы дополнительные гарантии исполнения решений, придания им действительно общеобязательной силы. Во-вторых, решения Конституционного Суда должны препятствовать законодателю издавать нормативные акты, аналогичные тем, которые признаны Судом неконституционными. Можно создать процедуру, по которой однажды принятое решение Конституционного Суда о неконституционности нормативного акта препятствовало бы в дальнейшем принятию законодательного акта, идентичного по содержанию (при этом может возникнуть вопрос о проверке идентичности того или иного акта). В-третьих, Конституционный Суд, безусловно, не в силах обнаружить все неконституционные акты, прежде всего потому, что он не может рассматривать соответствующие вопросы по собственной инициативе. Поэтому представляется, что решения Конституционного Суда должны распространяться не только на рассмотренные, но и на иные акты, которые регулируют конституционные правоотношения подобным же образом, хотя и не были предметом рассмотрения. Особенно это касается нормативных актов субъектов Российской Федерации. Вопрос о юридической силе решений Конституционного Суда, их обязательности и универсальности связан с определением места актов органа конституционной юстиции в правовой системе государства. Думается, что решения Конституционного Суда выступают самостоятельным источником российского права, ибо нередко фактически создают новые нормы, заполняющие пробелы Конституции. Например, постановлением по делу о толковании ст. 136 Конституции Суд фактически учредил новый вид закона – закон Российской Федерации о поправках к Конституции, имеющий особый статус и отличающийся как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона[371]. Решения Конституционного Суда, признавая определенный акт неконституционным, создают новые правила поведения, регулирующие отношения государственно-правового характера. По значимости принимаемых решений Конституционный Суд иногда именуют «негативным законодателем»[372]. Но не следует забывать, что, признавая акт неконституционным, Суд своим решением восстанавливает действие иных нормативных актов, которые были в свое время отменены актом, признанным впоследствии неконституционным. Кроме того, надлежит помнить о праве Конституционного Суда толковать Конституцию РФ. Часто именно благодаря толкованию отдельные положения Конституции приобретают реальное содержание и начинают действовать. Примером может служить постановление Конституционного Суда по делу о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 135 (ч. 2)[373]. Согласно федеральным началам государственного устройства России конституционный контроль осуществляется на уровне и федерации, и её субъектов. К сожалению, законодатель ранее не касался вопроса об органах конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. Конституция России 1993 г. тоже не внесла в его решение ничего нового, хотя в ряде республик уже созданы и работают органы конституционного контроля (Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Саха (Якутия), Марий-Эл, Татарстан, Удмуртия, Карелия). В Республике Калмыкия функциями конституционного контроля наделен Верховный Суд республики, в Республике Алания (Северная Осетия) действует Комитет конституционного надзора, а в Адыгее создается Конституционная Палата, входящая в её судебную систему[374]. В иных субъектах Российской Федерации тоже создаются аналогичные органы. В частности, в уставах Воронежской, Свердловской, Томской, Тюменской, Челябинской областей, Красноярского края предусмотрено создание уставных судов. В Иркутской области и Ставропольском крае будут действовать соответственно Уставная и Согласительная палаты[375]. В связи с разнообразием названных органов встает вопрос, какие виды органов конституционного контроля предпочтительнее для субъектов федерации. С учетом требований Конституции РФ (ст. 10; ч. 2 ст. 18), Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и признания необходимости становления конституционной юстиции ясно, что приоритет должен быть отдан специализированным судам. Представляется, что в соответствующем федеральном законе целесообразно отразить единый подход к конституционному правосудию федерации и её субъектов. Во-первых, надо назвать органы, осуществляющие конституционный контроль. Во-вторых, требуется определить способ образования, структуру и примерные формы деятельности этих органов. В-третьих, нужно указать основные направления полномочий органов конституционного контроля с целью ликвидации повторов. Законодательством субъектов федерации должен быть предусмотрен конституционный контроль только по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ. В-четвертых, следует подумать о проблеме взаимоотношений Конституционного Суда России и органов конституционного контроля субъектов федерации. Вполне может возникнуть ситуация, когда орган конституционного контроля субъекта федерации, рассматривая конкретное ходатайство, придет к выводу о необходимости постановки вопроса о расширении границ рассматриваемого дела и распространении конституционного контроля на акты, которые не подлежат его проверке. В этом случае нужно предусмотреть возможность этого органа обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой рассмотреть вопрос о расширении пределов ходатайства. Вместе с тем Конституционный Суд субъекта федерации, признав неконституционность того или иного закона или нормативного акта, действующего на его территории, вправе поставить вопрос о том, чтобы закон или иной нормативный акт федерации, содержащий аналогичные правила, тоже был признан неконституционным. С учетом сказанного целесообразно рассматривать Конституционный Суд РФ в качестве высшей конституционной судебной инстанции только в определенных случаях (например, при разрешении жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, споров о компетенции между органами конституционного контроля и др.). субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации на конституционном уровне закрепляется, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Федерации и её субъектов. По этим вопросам издаются федеральные законы[376] и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ[377]. В настоящее время в Российской Федерации не существует жесткой модели устройства системы органов государственной власти на региональном уровне. Это объясняется разнообразием видов субъектов Федерации, их многочисленностью и, наконец, спецификой местных особенностей и традиций в этих государственных образованиях.Тем не менее, в целом система органов государственной власти субъектов РФ должна соответствовать общепринятым федеральным параметрам их организации. Система государственной власти в субъекте РФ строится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Государственная власть в субъекте РФ осуществляется на основе: государственной и территориальной целостности Российской Федерации; распространения суверенитета России на всю её территорию; верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единства системы государственной власти; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления. Самостоятельность субъектов РФ при создании системы органов государственной власти имеет свои рамки. Они обусловлены: во-первых, основами конституционного строя и, во-вторых, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными названным выше федеральным законом. Конкретная система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) самого субъекта РФ[378]. В систему органов государственной власти субъекта РФ входят: законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта РФ, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта РФ. Кроме того, устанавливается должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Носителями судебной власти в субъектах Федерации в соответствии с Законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» выступают конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти, функционирующие на территории субъекта РФ, не входят в систему его органов государственной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять полномочия на территории субъекта Федерации как непосредственно, так и через создаваемые ими территориальные органы. Рассмотрим систему региональных органов государственной власти более подробно. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ, избираемым его населением. Все основные вопросы организации деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации регламентированы в их конституциях, уставах и законах. Наименование органа представительной власти и количество депутатов (представителей), включая работающих на штатной оплачиваемой основе, определяются органами государственной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа самостоятельно с учетом исторических, национальных и других условий и традиций. Например, областная Дума (Саратовская, Воронежская, Московская, Костромская области и т. д.), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ингушетия), Законодательное Собрание (Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская области и т. д.), Народный Хурал (Республика Бурятия и Республика Калмыкия), Государственное Собрание – Курултай республики Башкортостан, Законодательный сулган (Эвенкийский автономный округ) и др. В основном парламенты субъектов РФ однопалатные, состоят не более чем из 50 депутатов. Встречаются парламенты и с большим числом депутатов. Очень редко, как, например, в Свердловской области, создаются двухпалатные представительные органы. Законодательное Собрание Свердловской области состоит из двух палат: верхней – Палаты представителей и нижней – областной Думы. Их компетенция сходна с компетенцией соответствующих палат Федерального Собрания РФ[379]. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком не более чем на пять лет. Избирательная система в субъектах РФ как правило смешанная. Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по пропорциональной системе. Это правило действует в отношении выборов, назначенных после 14 июля 2003 г. К этому времени регионы должны были привести в соответствие своё законодательство о выборах сновой редакцией Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. До 2003 г. подавляющее число субъектов РФ (86 субъектов) использовали мажоритарную систему, и только Республики Марий Эл, Тыва и Саратовская область в свое время применяли смешанную избирательную систему, в соответствии с которой часть депутатов парламента (не превышающая 1/3 депутатов) избиралась по принципу пропорционального представительства. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в него избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов РФ определяется их регламентом. Обычно они избирают из своего состава председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа. Органы представительной власти субъектов РФ являются постоянно действующими органами, хотя и работают в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения и подготовки к слушанию вопросов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты). Можно выделить следующие основные направления деятельности законодательного (представительного) органа субъекта РФ: 1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней; 2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; 3) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. К иным полномочиям можно отнести избрание на должность, например, Уполномоченного по правам человека, судей конституционного (уставного) суда, члена Совета Федерации от законодательного органа данного субъекта РФ, а также наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Новеллой Федерального закона стало положение, которое закрепило главенствующее место именно закона в системе нормативных актов субъекта РФ. Так, обязательным является принятие закона по таким важным вопросам, как бюджет субъекта РФ, образование территориальных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении; порядок назначения и проведения референдума, выборов в законодательный орган субъекта; процедура избрания органов местного самоуправления; программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ; налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта, а также порядок их взимания; порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ; утверждение заключения и расторжения договоров субъекта; административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ[380]. По иным вопросам законодательный орган субъекта РФ принимает постановления, в частности по принятию регламента, назначению и освобождению от должности отдельных должностных лиц, а также судей конституционного (уставного) суда; назначению даты выборов и референдума, утверждению проекта договора о разграничении полномочий, оформлению решения о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта. Постановлением, принимаемым простым большинством голосов, также оформляется решение о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). При наличии двухпалатного парламента в субъекте РФ такое решение принимается на совместном заседании палат. Оно будет принято, если за него проголосует более половины установленного числа депутатов каждой из палат. Серьезные нарушения, связанные с различиями в порядке принятия правовых актов в субъектах Федерации, являвшиеся неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и других судебных органов, обусловили необходимость унифицировать на федеральном уровне законодательный процесс в субъектах РФ. Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» четко установлено, что правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ обладают депутаты, высшее должностное лицо субъекта РФ, представительные органы местного самоуправления. Кроме того, такое право в соответствии с его конституцией (уставом) может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ. Проект закона субъекта РФ рассматривается его законодательным органом не менее чем в двух чтениях. Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, а конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ним – большинством не менее 2/3 голосов. Принятый законодательным органом закон направляется для обнародования высшему должностному лицу субъекта Федерации, которое обязан его либо подписать, либо отклонить в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта РФ либо верхней палатой регионального парламента депутаты нижней палаты большинством не менее 2/3 голосов могут преодолеть данное вето. Затем высшее должностное лицо субъекта РФ обязано подписать и обнародовать закон субъекта РФ.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |