Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методическое пособие 2 страница




Индивид неповторим. Первое, что бросается нам в глаза, — его телесность, облик. Прежний ведущий «Кинопанорамы» Эльдар Рязанов, как известно, тучен. Этого совсем не скажешь о хозяине передачи «Вокруг смеха» Александре Иванове. Эстонский журналист Урмас Отт, ведущий «Телевизионного знакомства», высок, а Роман Басов, толкующий с экрана о правилах движения, такого впечатления не производит. Грузный кинокритик Виктор Демин и пальцем не пошевельнет в эфире. Симон Соловейчик, наоборот, отчаянно жестикулирует.

Итак, наши представления о красоте человеческого тела, во-первых, как уже говорилось, не остаются неизменными. У средневековых художников женщины обычно облачены в платья, делающие их похожими на беременных. Если ты женщина — отрази собой красоту материнства. А попробуй сегодня с такой установкой выйти на помост красоты... Пуританство давно истребило эту традицию. Приличия запрещали появляться в обществе женщине, когда она ожидает ребенка. Нефертити, притворись одинокой и бесплодной...

Между прочим, в прошлом году римский профиль сводил всех с ума. Все хотели походить на римлян. В этом году античность изжита. Все тоскуют о кавказском носе, местами переходящем в среднерусский. Мода терзает нас. И многим из нас приходится уныло донашивать то, чем изначально наградила нас природа.

Антропология свидетельствует, что типы человеческого лица обладают свойством возобновляться. Его величество Случай может заставить Нерона еще раз выглянуть из толпы совсем не в императорском облачении. Кстати, не пропустите этот редкий эпизод. Антропологи приводят таблицы, дают сравнительный анализ черепов, мимики. Просто жутко, зачем это нужно природе, чтобы еще раз напугать нас знакомым человеческим ликом. Зачем-то, наверное, нужно.

В-третьих, подмечено, что похожие голоса, как правило, принадлежат людям, и внешне относящимся к одному типу. Но какая связь между моими голосовыми связками и лбом? Никто не знает, а на практике сталкиваемся постоянно. Для дублирования зарубежных актеров приглашаются обычно внешне похожие люди. И голос будет соответствовать... Но еще чаще пренебрегают этим природным свойством. Голос разрушает образ, воплощенный на экране.

Индивид неповторим. И интересен нам уже на уровне присущей ему телесности. Трудно вообразить себе Тарзана в облике немощного старца... Персонификацию творит здесь, прежде всего могучий торс. Без него вся история не состоялась бы... Да и Джейн, не будь она хрупкой красавицей недавних стандартов, рядом с этим громилой... Словом, экзотическая и трогательная история не могла бы родиться...

Карлсон заметно потерял бы в своей непосредственности и трогательности, если бы лишился брюшка. А Дон Кихот и Санчо Панса — попробуйте-ка поменять их внешний облик. Что останется от рыцарской романтики? Уберите у Чебурашки его уши из соображений высшей эстетики, и огромные глаза покажутся вам просто лицемерными. Его «папа» — писатель Эдуард Успенский. Почетную миссию стать талисманом российской сборной на Олимпиаде—2004 поручили всенародному любимцу — Чебурашке. Эту смешную игрушку вручали болельщикам, членам делегаций и, конечно, по талисману досталось и самим спортсменам. Огромная популярность Чебурашки в Японии. Невероятно, но это факт — имидж Чебурашки оказался близким японскому восприятию.

Между тем бдительные редакторы, получившие закваску в годы застоя, внимательно следят за тем, чтобы персонификация на экране была по возможности бесплотной. Еще встает порою тень М.А. Суслова, который стремился решать проблемы воспитания советского человека путем ханжеского аскетизма. Никак не позволял он, чтобы на советском экране появилась актриса в смелом декольте. Да что там декольте? Выходит на сцену певец и вместо того, чтобы опустить руки по швам, начинает приплясывать, прыгать, впадать в экстаз...

Вызвал в те суровые годы наш главный идеолог председателя Гостелерадио и наставительно сказал: «Наше телевидение еще не стало, к сожалению, на идейные позиции...» Теперь, когда я вижу на экране московских красавиц, облаченных... Нет, нет, слово не то... Символически прикрытых... Демонстрирующих раскованность и пластику. Или одесских девушек, украшающих кинофестиваль собственной телесной неотразимостью... Или впавшего в истерию певца... Завидев на экране такое, тычу в бок своим домашним и лукаво подмигиваю: «Нет, не стало еще советское телевидение на идейные позиции...»

Какой взрыв эмоций вызвала у В. Белова, Ю. Бондарева, В. Распутина демонстрация аэробики на экране. Во взмахе ноги углядели они нахальные сексуальные телодвижения, а во вращении таза... Нет, попытка назвать все своими именами далеко заведет нас. Да и вся моя целомудренность протестует. Меня хотели совратить, а я вовремя разгадал.

Но грустно, когда внешний облик, телесность остаются единственным и самодостаточным средством персонификации. Рассказывают, что, когда проводился первый телемост СССР—США, нужна была аудитория советских девушек. И тут кому-то пришла в голову талантливая мысль: девушек надо отобрать, чтобы создать, так сказать, некий собирательный образ. А по какому признаку? Чтобы сотворить привлекательный имидж советского человека, раскованного, уверенного в себе... Оказывается, это очень просто...

Нужны длинноногие девушки, не привыкшие, как бы это выразиться целомудреннее, к бюстгальтеру. Эти два качества и служили паролем. Остальные были отсеяны, чтоб собственной нестандартностью не портили общего запрограммированного впечатления.

Это кажется парадоксальным, но не только внешний облик может служить основой персонификации. Один только голос, даже лишенный телесности, может создать удивительный образ.

Не мистика ли? Автор сам недавно был на одной лекции, которая называлась в духе времени — «Отношения между супругами: мифы и реальность».

Сейчас иное. Сегодня нам ясно, что и «не накрашенная ты, страшная». Теперь подросток с ярким гребнем на голове уже не повергает в шок старшее поколение. Ушла мода и на лысые головы. Теперь — африканские прически. Еще несколько лет дреды — спутанные и скомканные пряди волос — можно было наблюдать разве что у бродячих собак и запущенных деревенских овец. Сегодня так модничают обеспеченные тинейджеры. Менее радикальным считается афрокосички. Это копна из множества косичек — до 200 штук.

По совету рекламщиков можно организовать стильную шевелюру из собственных волос за малые деньги. Особой популярностью у барышень пользуются прямые длинные волосы, длинные хвосты, удлиненные челки — никаких затейливых укладов и «вавилонов» на голове...

 

Литература

 

Бибихин В.В. Узнай себя. — СПб., 1998.

Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М., 1990.

Гуревич П.С. Клиническая психология. — М., 2004.

Гуревич П.С. Приключения имиджа. — М., 1991.

Эллюлъ Ж. Политическая иллюзия. — М., 2003.

 

Вопросы по теме

 

1. Что такое имидж?

2. Чем имидж отличается от персонификации?

3. Какую роль играют люди-имиджи в нашей жизни?

4. Что такое ментальная модель мира?

5. Как разрушается имидж?


 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

       
 
 
   
 
 

 


Автоинтерпретация — самотолкование.

Авторитарная личность — конкретный тип человека, своеобразный психологический персонаж, имеющий такие черты, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции.

Автотерапия — самолечение.

Адепт — приверженец, сторонник.

Амбивалентность человеческих переживаний — двойственность внутренне противоречивых чувств.

Ампир — стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX в., завершивший развитие классицизма.

Анахронизм — ошибка в хронологии.

Аномия. — разложение системы ценностей.

Антимода — стремление определенного круга людей одеваться и вести себя согласно своим собственным представлениям, отличным от нормативных правил, предписанных «приличным» обществом.

Артефакт — процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме.

Аскетизм — ограничение или подавление желаний.

Асоциальность — нежелание следовать тем или иным социальным нормам.

Барокко — основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI — середины XVIII в.

Бидермейер — стилевое направление в немецком и австрийском искусстве в первой половине XIX в.

Биофил — человек, испытывающий трепетное, благоговейное отношение к жизни.

Вещизм — стремление обзавестись вещами.

Воображение — психический процесс, выражающийся в построении внутренних образов.

Вытеснение — введенный Фрейдом термин для обозначения механизма, с помощью которого бессознательные влечения, неприемлемые для сознания личности, не допускаются до осознания и удерживаются в области бессознательного.

Глобализация — процесс становления мировой цивилизации.

Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Дизайн — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности.

Знак — какое-либо условное изображение, представляющее действительность в символической форме.

Идентизация — феномен ясного и предельного самопознания.

Идентификация — отождествление.

Идентичный — тождественный, одинаковый.

Иллюзия — искаженное восприятие реальности.

Имидж — стойкий образ человека или товара.

Импресарио — люди, которые финансировали создание музыки, а затем продавали билеты ее потребителям.

Инверсия — изменение обычного порядка слов и словосочетаний.

Индивидуализация — поиск собственной индивидуальности.

Индивидуальность — индивид, обладающий уникальными чертами.

Интенция — намерение.

Информационная волна — бурное развитие массовых коммуникаций.

Карьера — продвижение по жизни, в основном успешное, связанное с профессией, родом занятий, местом в обществе.

Катарсис — глубинное душевное очищение.

Катексис — заряд психической энергии.

Классицизм — стиль и направление в литературе и искусстве в XVII — начале XIX в., обратившийся к античности как к норме и идеальному образцу.

Клептомания — болезненная тяга к кражам.

Когнитивный диссонанс — негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте.

Компульсивный — противоположный взрывчатому, импульсивному.

Контркультура — феномен культуры, направленный на созидание нового стиля культуры.

Конформизм — социально-психологическая ориентация личности, которая проявляется не в самостоятельном, глубоко продуманном выборе жизненных и социальных ценностей, а -лишь в пассивном, приспособительном отношении к существующему порядку вещей.

Конъюнктура — сложившаяся обстановка, стремление следовать за конкретным состоянием дел.

Корпорация — объединение, союз.

Кризис идентичности — крушение и распад личностного ядра.

Либерализация — процесс проведения либеральных реформ.

Либидо — бессознательные сексуальные влечения; в более общем плане — влечение к жизни и ее обнаружениям, близкое к платоновскому Эросу.

Личность — социализированный и нравственный индивид, находящийся в процессе становления.

Лоббирование — поддерживание чьих-либо интересов.

Люмпенизированный — деклассированный, выпавший из общества.

Маргиналии — поля.

Маркетинг — исследование и организация деятельности, направленной на обеспечение сбыта, продвижение товаров от производителя к потребителю.

Массмедиа — средства массовой информации.

Массовое сознание — сознание масс.

Массы — широкие слои атомизированных людей.

Ментальная модель мира — субъективное представление о внешнем мире.

Метод подсчета сторонников — статистический метод подсчета перспективных потребителей товара или услуги.

Мода — совокупность групповых предпочтений, определяющих эстетический вкус людей и их поведение; форма социальной регуляции и саморегуляции, вызывающая периодическую смену образцов массового поведения.

Монетаризм — экономическая политика, предполагающая ограничение денежных масс.

Монополия — исключительное право в сфере деятельности.

Нарциссизм — самообожание.

Научно-техническая революция (НТР) — соединение науки и техники в целостный процесс после Второй мировой войны. Нонконформизм — отвержение общепринятых представлений.

Оксюморон — соединение несоединимых понятий («благородный вор», «целомудренная проститутка»).

Патетика — стиль, исполненный воодушевления.

Патриархальный — древний, далекий.

Перверсии — различные сексуальные установки, извращения полового чувства.

Персонализм — философское направление.

Персонификация — процесс сотворения имиджа.

Персонифицированный имидж — имидж, обладающий стойкой личностной окраской.

Пиар — расчетливая рекламная кампания в чью-либо пользу.

Политика ненасилия — отказ от насилия в политике.

Политический маркетинг — попытка применить на политическом рынке приемы и практику маркетинга.

Полифонизм — многоголосие.

Популизм — политическая игра на популярности в народе.

Постмодернизм — современное направление в культуре, сложившееся после «модерна».

Прикладной психоанализ — применение психоанализа в политике, культуре и т.д.

Проекция — психологический механизм, благодаря которому собственное содержание бессознательного приписывается другому лицу.

Протореклама — первые попытки рекламы.

Психоистория — направление в психоанализе, связанное с изучением психологических аспектов истории.

Психосфера — сфера психологической жизни общества.

Ремейки — переделки однажды найденного.

Ретро — воскрешение старых мотивов и сюжетов в музыке, живописи, одежде, кино.

Ригидность — психическая зажатость, скованность, недостаточная подвижность.

Ритуал — вид обряда

Самость — центральная ось психического мира человека.

Сверхценные идеи — идеи, доведенные до абсурда.

Сенсорное голодание — дефицит положительных эмоций.

Символ — знак, опознавательная примета.

Синхронизация — упорядочивание во времени.

Социализация — вхождение в мир культуры.

Социальная реклама — реклама в сфере социальной жизни.

Социальный инжиниринг — использование социального знания в обществе для улучшения его функционирования.

Специализация — освоение специальности.

Стандартизация — упорядочивание образцов.

Стереотип — упрощенная картинка.

Субкультура — особая сфера культуры, суверенное, целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

Сублимация — переключение психической энергии из одного состояния в другое.

Сюрреализм — направление в искусстве.

Табу — запрет.

Танатология — наука о смерти.

Творчество — созидание нового.

Традиция — средство кристаллизации и транслирования совокупного духовного опыта.

Традиционное общество — общество патриархального типа.

Трансценденция — нечто, находящееся за пределами земного мира.

Унификация — выравнивание, подгонка под общий стандарт.

Фантасмагория — нечто небывалое и необычайное.

Филистер — обыватель.

Френология — дисциплина, определявшая умственный и духовный потенциал человека по форме черепа.

Фрустрация — болезненное состояние, связанное с крушением надежд.

Формализм — увлечение формой в ущерб содержанию.

Фундаментализм — возвращение к истокам явления.

Харизма — особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или каком-либо другом отношении.

Ценность — жизненная и практическая установка поведения людей, выражающая то, что для него свято.

Цивилизация — ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной социально-политической формации.

Шопинг — продажа, совершение покупок.

Экзальтация — восторженное состояние.

Экзистенциалы — трепетные, человеческие состояния.

Экономическая реклама — реклама, обслуживающая экономику.

Элита — лучшая часть общества.

Эрзац — замена.

Эрос — бог любви в античной мифологии.

Эсхатология — учение о конце света.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.