Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ объема производства и реализации продукции




Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности

Теоретическая часть

ВВЕДЕНИЕ

Проведение экономических исследований хозяйственной деятельности предприятия является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе: с его помощью изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, производят обоснование бизнес-планов и управленческих решений, осуществляют контроль за их выполнением, выявляют резервы повышения эффективности производства, оценивают результаты деятельности предприятия, вырабатывают экономическую стратегию его развития.

Квалифицированные специалисты экономического профиля должны владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа.

Основная цель изучения данной учебной дисциплины - формирование у слушателей аналитического творческого мышления путем освоения методологических основ и приобретения практических навыков проведения экономических исследований финансово-хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе. В процессе обучения слушатели должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности деятельности предприятия.

В учебном пособии предоставлены макеты таблиц по основным разделам изучаемой дисциплины, алгоритмы расчёта многих экономических показателей, последовательность проведения анализа полученной информации.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется, прежде всего, количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, а также объемом ее реализации. Величина объема выпускаемой продукции зависит от наличия многих условий и предпосылок, а именно производственных мощностей, наличия сырья, материалов, комплектующих изделий, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции. В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия - себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние предприятия.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции выражаются в стоимостной оценке. В настоящее время используются следующие виды оценки готовой продукции:

- по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции применяется в основном на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства;

- по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Данный способ может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции;

- по оптовым ценам реализации. Они используются в качестве твердых учетных цен. При этом отклонения фактической себестоимости продукции учитываются на отдельном аналитическом счете;

- по плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. При ее использовании необходимо отдельно учитывать отклонения фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной;

- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, при выполнении единичных заказов и работ;

- по свободным рыночным ценам - при учете товаров, реализуемых через розничную сеть.

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производ­ства и темпов его роста. Основная задача предприятия - наиболее полное обеспече­ние спроса населения высококачественной продукцией. Основные задачи анализа объема производства и реализации продукции:

- оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции;

- проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряжённости производственных показателей;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Основные показатели объема производства - товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и других показателей эффективности производства применяются показатели чистой (условно чистой) и нормативно-чистой продукции.Величина норматива чистой продукции определяется исключением из отпускной цены материальных затрат, включая амортизационные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как сумма затрат на заработную плату со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показателей выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обусловлено снижением или повышением материалоемкости фактически выпущенной продукции.

Объём реализации продукцииопределяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции - связующее звено между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке зависит, и объем производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и так далее). Их используют при анализе объёмов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объёмов производства, например, используется такой показатель, как тысячи условных банок.

Нормативные трудозатратыиспользуются также для обобщенной оценки объёмов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.

При анализе объёма продаж используются следующие измерители:

1. Абсолютные:

- натуральные;

- стоимостные;

- трудовые.

2. Относительные:

- проценты;

- коэффициенты;

- сотые доли;

- другие показатели, которые предприятие изберёт.

Готовая продукция может быть реализована по:

- оптовым ценам;

- розничным ценам;

- договорным ценам

При установлении отпускных цен на продукцию руководствуются Указом Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 03.12.1991 г. (с изменениями от 26.06.1995 г.)

В условиях рыночных отношений цены различаются по особенностям купли - продажи:

1) базисная цена устанавливается, когда есть сделка и необходимо определить сорт и качество продукции, то есть она согласовывается на уровне купли - продажи между поставщиком и потребителем.

2) фактурная цена - условная цена, она согласовывается на уровне заключения контракта:

• EXWORK - продавец даёт право покупателю распоряжаться продукцией на своём складе.

• FOB - базовая цена товара, которая означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, а именно, только до момента доставки товара на борт судна.

• CAF - цена, полностью включающая расходы по транспортировке товара, но не включающая расходы по страхованию.

• CIF = САF + страховой взнос, то есть все расходы по перевозке груза берет на себя продавец товара.

3) мировая цена определяется уровнем цен экспортёров, уровнем цен на аукционах или уровнем цен ведущих фирм.

Объекты анализа объема производства и реализации продукции:

- объем производства и реализации продукции, как в целом, так и по ассортименту;

- качество товарной продукции;

- структура товарной продукции;

- ритмичность производства и реализации продукции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.