Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

B) в стремлении модифицировать и (или) раздвигать ограничения во времени, таким образом, обеспечивая наилучшее достижение поставленных целей




В современной экономке отраслевых рынков пассивное и активное поведение являются дополняющими различными гранями общего поведения фирмы. При различных обстоятельствах рассмотрение пассивного вместо активного поведения фирмы может быть более предпочтительным. Например, в периоды спада конкурентное давление возрастает, прибыль значительно падает, при этом возможность проводить активную политику снижается, оставляя фирмам в качестве основного фактора оптимизацию в условиях жестких ограничений. Политика активных расходов и слияний обычно идет на спад, угроза появления новых продуктов или новых компаний значительно снижается, при этом приверженность покупателей к низким ценам может значительно увеличиться. Однако циклические оживления дают обратную картину. Если нас интересует общее экономическое поведение фирм, то оба аспекта необходимо включать a priori.

В верхнем левом углу показаны центральные параметры, используемые в теории фирмы Чемберлина, а именно определение цены и выпуска продукции на рынках через спрос и предложение. Цена и выпуск определяют общую выручку, из которой оплачиваются текущие затраты, оставляя прибыль. Текущие затраты зависят от действительного выпуска продукции и условий предложения, зависящих от основного капитала фирмы, созданного в результате последовательных инвестиционных расходов. Спрос на продукцию фирмы зависит от рыночных инвестиций – рекламы.

Активное поведение подразумевает стремление модифицировать и (или) раздвигать ограничения во времени, таким образом, обеспечивая наилучшее достижение поставленных целей. Реклама, исследования и разработки, диверсификация продукта, сговор, поглощение и слияние - все это формы активного поведения, которые могут быть использованы для смягчения ограничений.

Пассивное поведение фирмы состоит в стремлении максимизировать прибыль в рамках данных ограничений. В первоначальной теории фирма сталкивалась с набором условий по затратам, структуре рынка, положению кривой спроса. Фирма пыталась максимизировать прибыль, пассивно принимая ограничения по затратам и спросу. Полностью пассивная политика включала в себя принятие последствий, которые могли содержать стабильную или снижающуюся прибыль и даже выход из отрасли.

Активное поведение фирмы можно формализовать с помощью соединения рыночной, финансовой и инвестиционной модели фирмы, рассматриваемой как в дедуктивной, так и в эмпирической школе. Рыночная модель объясняет создаваемую прибыль, финансовая модель анализирует распределение прибыли, инвестиционная модель позволяет проанализировать использование общих фондов, с тем, чтобы обеспечить рыночные инвестиции, исследования и разработки продукта, приобретения, непосредственно изменяющие рыночные условия, в которых работает фирма (рис.1.2).

Рис.1.2. Рыночная, финансовая и инвестиционная модель фирмы.

 

В модели финансовых решений эмпирической школы особое внимание уделяется анализу дивидендной политики фирмы в свете потребности в фондах и ее заботы о цене своих акций. Дивиденды, выплачиваемые из прибыли, являются важнейшим фактором оценки фирмы фондовым рынком, хотя, конечно, взаимосвязь требует исследования поведения финансовых рынков. Высокая оценка фирмы фондовым рынком может быть и самоцелью, однако она необходима для привлечения новых фондов от новых или имеющихся держателей акций. Таким образом, предложение как внутренних фондов - из нераспределенной прибыли, - так и внешних зависит от финансовой политики, выбранной фирмой.

Инвестиционная модель описывает расходы на рыночные инвестиции, исследования и разработки, а также физический капитал из имеющихся фондов. Расходы на исследования могут влиять на условия предложения фирмы или характер продаваемых товаров или услуг. Другим типом расходов может служить приобретение других фирм через слияние или поглощение, увеличивающее рыночную власть фирмы.

Таким образом, традиционный подход к анализу фирмы, концентрирующий внимание на пассивных аспектах, делает упор на ограничениях, накладываемых на экономическое поведение фирмы структурой затрат и спроса, анализируя ответ на них с точки зрения ограниченного числа переменных, определяющих принятие решений. Он подчеркивает, что прибыльность служит целью, а также мерой результативности, поскольку она является выходом в рыночной модели и входом в финансовой и расходной моделях. В эмпирическом подходе акцентируется свобода действий, которую обеспечивает прибыль фирме, с тем, чтобы освободиться от отраслевых ограничений, преследовать другие цели и манипулировать окружающей средой, используя более широкий набор переменных, определяющих решения.

Концепция свободы действий подняла проблему целей фирмы, и скептицизм относительно максимизации прибыли, что привело к идеям многочисленных целей субъектов, конфликтующих между собой, а также возможных несоответствий, связанных с рассмотрением фирмы как единого субъекта с единой целью. Маррис разработал новую теорию фирмы, основанную на наблюдении современных корпораций, но на более широкой и строгой теоретической основе с использованием мотивационных допущений. Действительно, фирмы не имеют мотивов, их имеют только люди, из которых она состоит, и которые имеют сложные и в определенной степени неизвестные мотивы. Поэтому, поведение фирмы зависит от множества влияний, личностных взаимоотношений, восприятий.

Максимизация прибыли неоднозначна без дальнейшей конкретизации. В статическом состоянии в длительном периоде она может совпадать с максимизацией нормы прибыли на капитал, оцениваемой по исторической стоимости. Но в предсказательном смысле эта концепция может оказаться ложной, так как большинство современных моделей имеет тенденцию к динамической формулировке, согласно которой максимизируется сегодняшняя ценность будущего потока прибыли. Это ведет к выводу, что максимизация ценности вполне может быть подходящим мотивационным предположением, но неприменимым до тех пор, пока все относящиеся к делу межвременные отношения не будут точно определены.

Время управленческого персонала нельзя рассматривать как однородное. В зависимости от ситуации оно может включать большие или меньшие усилия, отражающиеся на прибыли. В компаниях существует организационная слабина, так как менеджеры действуют, стремясь скорее получить удовлетворительную, а не максимальную прибыль. Кроме того, одним из намерений менеджмента может быть стремление к престижу, большому штату сотрудников или большим инвестициям для своего отдела. Но такие цели, далеко не всегда максимизируют прибыль фирмы. По мнению Марриса[11] доминирующие мотивы – доход, статус, власть и желание профессионального успеха движет менеджерами.

Маррис говорит о различиях между традиционным капиталистом и бюрократом в крупной современной корпорации, для которого главная забота – профессионализм, демонстрируемый им в решении какой-либо проблемы. Кроме того, существует стремление к приключениям, творчество, соперничество, игровой азарт, услужение, социальные обязательства, но жалованье, статус, власть и безопасность являются мотивационной основой в теории фирмы.

Исследования показывают, что данные противоречия максимизации прибыли разрешаются, если часть вознаграждения управляющих зависит от доходности акций. В результате становится не столь важным разделение собственности и управления, когда доходы управляющих, как и собственников, зависят, прежде всего, от прибыли. Таким образом, остается спорным вопрос, какое мотивационное предположение дает лучшие предсказания. Разумно сделать вывод о полезности построения моделей, основанных на альтернативных мотивационных предположениях, и о том, что поведение фирм в реальном мире – неисчерпаемый источник гипотез. Но при этом всегда важно попытаться проверить предсказания моделей как абсолютно, так и в сравнении с моделью максимизации прибыли.

 

§ 1.3. Системный подход анализа организации отраслевых рынков «Структура – поведение - результат» («Structure – conduct - performance»)

В теории отраслевых рыночных структур пытаются установить, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, каким образом эти процессы могут нарушаться, каким образом они регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики (performance) соответствовала бы некоторому идеальному представлению.

Понятие эффективной результативности в данном контексте многомерно и предполагает достижение, по крайней мере, следующих целей[12]. Причем эффективная результативность отрасли означает наиболее полное максимальное достижение всех указанных целей.

· Решения о том, что, сколько и как производить, должны быть эффективны в двух отношениях: ограниченные ресурсы не должны расточаться, решения, что и сколько производить, должны соответствовать количественно и качественно требованиям потребителей.

· Деятельность производителей должна быть прогрессивной, они должны использовать преимущества науки и техники для увеличения выпуска продукции на единицу затрат и обеспечивать потребителей наилучшими новыми продуктами.

· Должен поддерживаться долгосрочный рост реальных доходов населения.

· Деятельность производителей должна соответствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых.

· Распределение дохода должно быть справедливым. Справедливость чрезвычайно трудно определить, но она предполагает по крайней мере, что производители не получают доход сверх уровня, необходимого для возмещения затрат по предоставленным услугам. С этой целью связано желание обеспечить разумную стабильность цен.

Для анализа результативности выделяются ряд относительных показателей: величина предельной доходности, темп изменения часовой производительности труда, индекс уровня цен, уровень разрыва между реальными и минимально возможными затратами на единицу продукции и колебания уровня занятости в течение цикла деловой активности. Однако индикатор результативности отдельных отраслей или рынков как целостной системы зависит от поведения продавцов и покупателей в таких вопросах, как ценовая политика и практика, открытые и тайные соглашения между фирмами, продуктовая и рекламная стратегии, затраты на исследования и разработки, инвестиции и производственное оборудование, тактика решения юридических вопросов.

Базовую парадигму, известную как «структура - поведение – результативность», отражающую связь результативности с характеристиками рыночной структуры и поведением фирм предложили профессоры Гарвардской школы Э. Мэйсон и Д. Бэйн в 40-х и 50-х гг. ХХ в. (рис.1.3.)

Считается, что результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей, которое, в сою очередь, зависит от структуры соответствующего рынка, характеризующейся численностью и распределением продавцов и покупателей, уровнем дифференциации товара, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм, конфигурацией кривых затрат, уровнем вертикальной интеграцией фирм, начиная с производства сырья до розничной торговли, и степенью диверсификации производства фирмы.

На структуру рынка в свою очередь воздействует множество базовых условий.

 

Базовые условия

 

 


Предложение Спрос
  • Сырье
  • Технология
  • Наличие и степень влия­ния профсоюзов
  • Длительность пользова­ния продуктом
  • Затраты на единицу вы­пуска
  • Деловые отношения
  • Правовая система
  • Ценовая эластичность
  • Наличие заменителей
  • Темпы роста
  • Цикличность или сезон­ность производства
  • Метод закупок
  • Тип маркетинга
 

     
 
Структура рынка
 
 



  • Ценовая стратегия
  • Продуктовая стратегия и реклама
  • Исследования и инновации
  • Инвестиции в производство
  • Юридическая регламентация

Результативность


  • Эффективность производства и размещение ресурсов
  • Технический прогресс (степень и скорость введения инноваций в производство и потребление)
  • Полная занятость
  • Справедливость

Рис. 1.3. Базовая парадигма «структура - поведение – результативность»

Например, со стороны предложения базовые условия включают размещение сырья и собственность на основные виды сырья, характер соответствующей технологии, вовлеченность рабочей силы в профсоюзное движение, длительность пользования продукта, временные характеристики производства, затраты на единицу выпуска и др. Перечень базовых условий со стороны спроса должен включать ценовую эластичность спроса, доступность товаров заменителей и перекрестную эластичность спроса на них, темпы роста и временные колебания спроса, метод осуществления покупок покупателями.

Рассмотрение фирмы как активного субъекта порождает обратные связи в парадигме. Так высокая рентабельность позволяет осуществлять большие расходы на инновации, усиливая дифференциацию продукции, противодействуя входу потенциальных конкурентов или способствуя выходу существующих. Тем самым происходит влияние на структуру рынка, а также на базовые условия.

Вследствие ряда причин рынок может функционировать нерезультативно, тогда правительство может выбрать политику вмешательства и попытаться улучшить функционирование рынка, применяя различные меры, которые будут воздействовать, как на структуру рынка, так и на поведение фирм. Среди направлений государственной политики можно выделить два типа воздействия: регулирование и антитрестовскую (антимонопольную) политику. Причинами государственного регулирования являются существование естественных монополий, а также несостоятельность рыночного механизма, проявляющаяся в формах отрицательных и положительных экстерналей. Исследования этих областей оказывают непосредственное влияние на определение и внедрение государственной политики в таких сферах, как выбор между частными и государственными предприятиями, регулированием и дерегулированием отраслей общественной инфраструктуры, поддержание конкуренции чрез антитрестовскую политику и политику свободной торговли, стимулирование технологического прогресса через патентные гранты и субсидии и многое другое.Антимонопольная политика представляет собой хирургическое вмешательство в функционирование отраслевых рынков в результате обнаружения нарушения условий конкуренции на них.

Но перед вмешательством в функционирование рыночного механизма государство должно ответить на следующие вопросы:

· На сколько велика несостоятельность рынка?

· На сколько правительство правильно определяет цели и инструменты регулирования?

· Сколько рынку необходимо времени для саморегулирования?

· Сколько времени необходимо для действия правительственных мер для того же регулирования?

· Какого соотношение результата и затрат правительственного регулирования?

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте предмет экономики отраслевых рынков. В чем отличие экономики отраслевых рынков и экономики промышленности, изучаемой в СССР?
  2. В чем различие между теорией отраслевых рынков и микроэкономикой?
  3. Какая теория лежи в основе экономики отраслевых рынков?
  4. Какова роль теории Альфреда Маршалла в развитии экономики отраслевых рынков?
  5. Дайте характеристику дедуктивной теории.
  6. Дайте характеристику эмпирическому направлению экономики отраслевых рынков.
  7. Назовите авторов, пытавшихся систематизировать эмпирическое описание промышленных фирм.
  8. Какова роль теории монополистической конкуренции Чемберлина в развитии экономики отраслевых рынков?
  9. Как появление категории дифференциации товара повлияла на развитие теории фирмы?
  10. Назовите современные направления развития экономики отраслевых рынков.
  11. Какова роль развития эконометрики в экономике отраслевых рынков?
  12. Какой вклад внесли представители Гарвардской школы в зарождение и последующее развитие экономики отраслевых рынков?
  13. Дайте характеристику модели пассивного поведения фирмы.
  14. Дайте характеристику модели активного поведения фирмы.
  15. Охарактеризуйте связь между рыночной, финансовой и инвестиционной моделями фирмы.
  16. Дайте характеристику результативности экономики отраслевых рынков.
  17. Каковы направления государственного вмешательства в функционирование отраслевых рынков? В чем причины необходимости государственного вмешательства?
  18. Сформулируйте недостатки модели фирмы – максимизатора прибыли. Какие альтернативные варианты данной модели разрешают данные недостатки?

 

Тест:

1. Современная «Экономика отраслевых рынков» исследует:

a) командно - административный механизм, приводящий производственную деятельность в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги;

b) особенности функционирования отраслей национальной экономики страны;

c) рыночный механизм, приводящий производственную деятельность в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги.

 

2. Организация промышленности как наука основана на разработке и развитии:

a) теории фирмы А. Смита;

b) теории отрасли;

c) теории экономического равновесия.

 

3. Эмпирическое направление развития экономики отраслевых рынков исследовало:

a) рыночную конкуренцию, пытаясь установить определенные условия, при которых конкуренция приведет к равенству цен и затрат;

b) практические и эмпирические аспекты, изучая историческое развитие и реальное поведение отдельных фирм и отраслей;

c) практические и эмпирические аспекты развития отраслевых рынков, подкрепляя их теорией микроэкономики, систематизируя и обобщая.

 

4. Дедуктивное направление рассматривало фирму при совершенной конкуренции:

a) как безразмерную и неделимую единицу принятия решений;

b) опираясь на эмпирические данные;

c) исходя из исторических и институциональных аспектов развития фирмы.

 

5. Первым шагом к объединению эмпирического и дедуктивного направления явилась работа:

a) Кларка и Найта, базирующиеся на дифференциальном исчислении;

b) Альфреда Маршалла, посвященная рыночному равновесию;

c) Сраффы, описывающая поведение реальных фирм в современных условиях.

 

6. Первыми учеными, предложившим четкую классификацию основных и дополнительных форм рыночной структуры, а также взаимосвязь между ними и результативностью (регfomance) были:

a) Бэйн и Мэйсон;

b) Чемберлин;

c) Курно.

 

7. Эмпирически проверяемая модель, являющаяся основой системного подхода в современной экономике отраслевых рынков, является:

a) парадигма «Структура – поведение - результат» («Structure – conduct - performance»);

b) модель олигополистического поведения фирм;

c) модель монополистической конкуренции Чемберлина с дифференцированным продуктом.

 

8. Формальный аппарат анализа кооперативного и некооперативного поведения взаимозависимых олигополистов получил развитие:

a) в конце XIX века;

b) в 30 – 40 годы XX века;

c) в 70 – 80 годы XX века.

 

9. Пассивное поведение фирмы заключается:

a) в стремлении максимизировать прибыль в рамках данных ограничений по затратам, структуре рынка, по спросу;

10. Активное поведение подразумевает:

a) осуществление рекламы, исследований и разработок, диверсификации продукта, сговора, поглощения и слияния;

б) принятие последствий, которые могли содержать стабильную или снижающуюся прибыль и даже выход из отрасли.

11. Рыночная модель фирмы:

a) анализирует распределение прибыли;

b) объясняет создаваемую прибыль;

c) позволяет проанализировать использование общих фондов, с тем, чтобы обеспечить рыночные инвестиции, исследования и разработки продукта, приобретения, непосредственно изменяющие рыночные условия, в которых работает фирма.

 

12.Рассмотрение активного поведения фирмы вместо пассивного поведения:

a) всегда предпочтительно;

b) всегда предпочтительно во времена кризисного состояния конъюнктуры;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.