Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

C) не предпочтительно в периоды спада, так как конкурентное давление оставляет фирмам в качестве стратегии оптимизацию в жестких ограничений




 

13. Со стороны предложения к базовым условиям парадигмы «Структура – поведение - результат» относится:

a) собственность на основные виды сырья, характер соответствующей технологии, вовлеченность рабочей силы в профсоюзное движение, затраты на единицу выпуска;

b) доступность товаров заменителей, метод осуществления покупок покупателями;

c) численность и распределение продавцов и покупателей, уровень дифференциации товара, наличие или отсутствие барьеров для входа новых фирм.

 

14. К элементу «поведение фирм» парадигмы «Структура – поведение - результат» относится:

a) эластичность спроса по цене;

b) реклама;

c) прибыль.

 

15. К элементу «результативность» парадигмы «Структура – поведение - результат» относится:

a) эластичность предложения;

b) лоббирование бизнес - интересов в политических структурах;

c) эффективность производства и размещение ресурсов.

 

Вопросы для дополнительного самостоятельного изучения:

1. Противоречия между собственниками и менеджментом: современные пути их преодоления.

2. Особенность властных отношений в современных фирмах.

3. Трансакционные издержки современных фирм и возможности управления ими.

4. Современные цели фирмы, отличные от максимизации прибыли.

5. Модели фирм, не максимизирующих прибыль.

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА И АЛГОРИТМ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

§ 2.1. Понятие отраслевого рынка, отрасли и структуры отраслевого рынка

В общем виде под отраслью понимают отдельную область деятельности науки, производства, совокупность предприятий, фирм или иных простых и комплексных единиц, занимающихся определенной, отличной от других подразделений общественного производства деятельностью. Возникнув, отрасль может функционировать автономно, самостоятельно с наличием организационно-управленческих структур в составе более сложных межотраслевых корпоративных формирований. Процесс выделения новых или прекращения существования старых отраслей всех уровней получил название отраслевой дифференциации производства.

Элементы организационно-управленческих структур, возникающие в результате общего разделения труда, обособляются из общего процесса экономической деятельности, по принципу различий их экономического предназначения в сочетании с особенностями применяемых сырья, материалов, средств и методов производства, квалификацией кадров. Так, например, промышленность: добывающая или обрабатывающая природные ресурсы для удовлетворения нужд, потребностей и запросов других экономических агентов в средствах и предметах потребления. Экономическая роль сельского хозяйства заключается в обеспечении других экономических агентов продуктами питания и исходными продуктами для промышленности. Экономическая роль транспорта - осуществлять доставку промежуточных и готовых продуктов соответствующим экономическим агентам, а также пассажирские перевозки и т.п. Экономическая роль связи - формирование единого информационного пространства, обеспечивающего полную, качественную и своевременную доставку информационного ресурса, служащего корректором производительности, формирования потребности и т.п.

Экономические агенты, возникающие в результате разделения труда в отдельных отраслях и подотраслях национальной экономики, представляют собой более дробные подразделения. Так промышленность делится на подразделения, с более конкретным экономическим назначением, а также делится по критерию физического принципа, лежащим в основе выпускаемой этими подразделениями продукции: машиностроение, радиопромышленность, электронная промышленность, химическая промышленность и т.п. Аналогично выделяют отрасли сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей национальной экономики. Таким образом, понятие подотрасли экономики характеризуется более существенными и стабильными кооперированными связями по различным аспектам экономической деятельности

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что под отраслью может пониматься совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Отрасль объединяет предприятия характером используемых технологий. Но экономическая эффективность функционирования фирм отрасли, а, следовательно, отрасли в целом, жестко оценивается конкурентным рынком, на который выходит продукция фирмы. Вследствие этого, появляется экономическая категория – «отраслевой рынок ».

В общем виде, под отраслевым рынком подразумеваются именно предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующие друг с другом в сфере реализации этих продуктов. Такая формулировка отраслевого рынка связывает между собой два понятия, рынок и подотрасль, объединенная в рамках конкретной отрасли производством близких товаров. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли. Отождествление же рынка и отрасли неприемлемо, поскольку рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий и товаров, реализуемых предприятиями отрасли, которые могут быть как близкими заменителями, так и совершенно независимыми товарами.

Джоан Робинсон предложила определение отраслевого рынка, которое с небольшими вариациями используется антимонопольными комитетами многих стран. Отраслевой рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границах рынка. Задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, получаем различные масштабы рынка.

Фирмы, производящие товары и оказывающие услуги, входящие в одну товарную группу функционируют на одних отраслевых рынках в условиях конкуренции. В данном случае говорят, что товары входят в одну товарную группу, а их продавцы – в одну отрасль и функционируют на одном отраслевом рынке. Фирма, производящая не входящие в одну товарную группу блага будет одновременно функционировать на различных отраслевых рынках, имеющих свои признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночных структур или моделей рынка.

Таблица 2.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.