Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и типы отраслевой государственной политики




Существуют очевидные выгоды от функционирования рынков для общества, однако, есть и проблемы. Потенциальная возможность того, что рынки будут неэффективно размещать ресурсы вследствие наличия власти, находящейся в руках крупных фирм, порождает присутствие на рынках государственной политики. Вследствие этого характерной чертой любой правительственной политики является ее отношение к распределению ограниченных ресурсов, в особенности то, в какой степени правительство полагается на ценовой механизм.

То есть базовой причиной необходимости государственной отраслевой промышленной политики служат так называемые провалы рынка. К провалам рынка относятся злоупотребления экономической властью, внешние эффекты (экстерналии), необходимость создания общественных благ и несовершенство системы информации, которые снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции. Применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек, асимметрии информации, потерь общественного благосостояния. Существуют также опасения, что свободная торговля ухудшает распределение доходов между богатыми и бедными странами и увеличивает возможность экспорта внешних эффектов в форме загрязнения и деградации окружающей среды.

Следовательно, целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения благосостояния общества. Современная эффективная организация отраслевых рынков невозможна в реальном мире без осуществления оптимальной промышленной политики государства. Деятельность государства определяет ту экономическую среду, в которой принимают решения современные фирмы. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживает или препятствует той или иной деятельности фирм и институтов экономической системы.

Основными принципами государственной отраслевой политики являются:

· Конкуренция на отраслевых рынках служит способом достижения экономической эффективности, но не является сама по себе целью. Необходимым уровнем конкуренции служит тот, который обеспечивает создание среды, способствующей снижению издержек и себестоимости продукции, созданию новых продуктов и развитию продуктовой дифференциации, появлению новых видов деятельности, развитию НИОКР.

· Замена самостоятельных решений экономических агентов государственным регулированием неэффективна из-за эволюции рынков, информации, которой располагают только фирмы, внешних шоков, воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать, невозможности в государственной политике учесть весь комплекс интересов экономических агентов.

Таким образом, оптимальный уровень конкуренции и государственной отраслевой политики в целом и антимонопольной в частности меняется в зависимости от особенностей страны, периода ее экономического развития, места в мировом хозяйстве и многих других факторов. Усилия государства по созданию конкурентной отраслевой структуры должны способствовать тому, чтобы субъекты экономики имели наиболее широкие возможности принимать самостоятельные решения, то есть создание условий, благоприятных для развития и снижения барьеров входа на отраслевой рынок. Поэтому, перед началом осуществления того или иного типа государственной политики правительство должно для себя ответить на следующие вопросы:

1. Насколько велика несостоятельность рынка?

2. Насколько правительство правильно определяет цели и инструменты регулирования?

3. Сколько времени необходимо рынку для саморегулирования?

4. Сколько времени необходимо действию правительственных мер для того же регулирования?

Кроме того, помимо нахождения ответов на данные вопросы при выборе государственной политики и инструментов воздействия правительство должно соотнести затраты, связанные с регулированием рыночных процессов и результаты от соответствующего регулирования.

Применение государственной политики включает три этапа:

1. Установление критериев результативности (performance). Общество должно уметь выражать достаточно детально, что именно оно ожидает от частного производственного сектора.

2. Использование этих критериев для определения сфер, где частный сектор не в состоянии действовать должным образом.

3. Разработка инструментов государственной политики, способных склонить, убедить или заставить частный сектор улучшить свою деятельность или, в крайнем случае, смягчить некоторые последствия его общественно нежелательного поведения.

Среди форм государственного воздействия на структуру отраслевых рынков и поведение фирм, можно выделить два типа воздействия: государственное регулирование и антимонопольную политику. Причинами государственного регулирования являются: существование естественных монополий и несостоятельность рынка вследствие информационной асимметрии, внешних эффектов, сращивания бизнеса и власти. В отличие от антимонопольного регулирования, представляющего хирургическое вмешательство в функционирование рынков, государственное регулирование представляет собой постоянный мониторинг и постоянное воздействие инструментов отраслевой политики на функционирование рынков.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. В соответствии с данной степенью можно выделить следующие типы государственной политики:

Таблица 10.1 [72].

Типы государственной отраслевой политики.

  По используемым методам
Пассивная Активная
По выдвинутым целям Защитная Конкурентная политика путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование. Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой.  
Наступательная Конкурентная политика, сочетающая антимонопольное регулирование с созданием благоприятного экономического климата путем использования методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики.   Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка систем координации экономических решений, вплоть до создания систем индикативного планирования, контроль над потоками капитала в экономике. .

Рассмотрим характеристики данных типов отраслевых политик:

· Пассивная – защитная политика:

Основной целью является борьба с монополиями. Виды политики включают: антимонопольное регулирование, контроль над слияниями и поглощениями. Пассивность заключается в том, что государство лишь противодействует возникновению и использованию экономической власти фирм, мероприятия государственной политики проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, не вызывая производственную активность. Особенностями политики является то, что часто ее осуществление ставит страну в неблагоприятные положение в системе международной торговли и приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий. Данная политика служит прообразом для отраслевой политики для большинства современных экономических систем

· Пассивная – наступательная политика:

Основной целью является содействие конкретным типам экономической активности, например посредством налоговых и финансовых льгот, антиинфляционных мер. Пассивность заключается в том, что политика улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения субъектов. Особенностью является то, что данная политика наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику.

· Активная – защитная политика:

Основной целью является предотвращение тех или иных решений фирм. Виды политики: антимонопольное регулирование, протекционистская политика. Инструменты протекционистской внешнеторговой политикирегулирования импортно-экспортных потоков: тарифы, субсидии, квоты. Особенностями является использование импортных / экспортных тарифов и квот может быть оправданным, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, обладающие высокой экономической властью.

Государство может стремиться повысить общественное благосостояние либо, ограничивая монопольную власть зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям приобрести / усилить экономическую власть на зарубежных рынках. В первом случае инструментами государственного регулирования могут быть импортные тарифы и импортные квоты, причем необходимо при этом достичь компромисс между интересами потребителей, производителей и государственного бюджета. Во втором случае государство опирается на стимулирование экспорта для повышения прибыли отечественных производителей, используя экспортные субсидии. Эффективность политики определяется соотношением суммы субсидий и роста прибыли экспортеров.

Одним из важных классификационных принципов конкурентного законодательства является его отношение к политике протекционизма внутри страны. Государственная отраслевая политика, предусматривающая льготы и субсидии для определенных секторов экономики, нередко создает значительный антиконкурентный эффект. Субсидируемые государством компании местных поставщиков нередко наносят ущерб конкуренции и способствуют появлению цен, не зависящих от конкуренции. Ведь если потребители вынуждены приобретать продукцию защищенных местных предприятий, то такой эффект может свести на нет любые выгоды, приобретенные фирмами. В результате противоречивого воздействия отраслевой политики на общественное благосостояние и неоднозначных выводов по отношению к государственной отраслевой политики, учитывающей интересы различных секторов, мировое законодательство приобрело определенную жесткость законов о конкуренции и уменьшающееся количество определенных законами критериев, допускающих льготы.

· Активная –наступательная политика:

Направленное воздействие государства на решения экономических агентов. Такова политика характерна для любой реформируемой экономики, а глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.