Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Революции и в 1920-е годы




Науки в России после Октябрьской

Развитие образования, просвещения и

· Образование и просвещение.

В

октябре 1918 г. были приняты документы о перестройке системы народного образования: «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы (Декларация)». Советская школа должна была стать единой для всей страны, общедоступной, бесплатной, вести обучение на родном языке и состоять из двух ступеней. Предполагалась связь обучения с производственным трудом, политехническое образование, преемственность в образовании и воспитании, начиная с дошкольного воспитания и кончая высшей школой.

Все учебные заведения национализировались. Школа первой ступени: в нее объединили начальную школу и первые три класса мужских гимназий. Обучение длилось пять лет. Школа второй ступени: объединяла 4-7 классы гимназий и коммерческие училища. Предполагалось, что по окончании школы второй ступени, 17-летняя молодежь будет получать профессионально-техническое образование. Но дети рабочих и крестьян заканчивали обучение на первой ступени и дальше учиться не шли.

Положение о школе 1918 года корректировалось в зависимости от требований жизни.

В 1921 году школа второй ступени была разделена: пять лет первой ступени плюс два года второй составили базовый семилетний срок школьного обучения. Два старших класса второй ступени были реорганизованы в техникумы. Тем самым школа была приближена к потребностям практики, но оторвалась от вуза. Техникум не давал выпускникам необходимой подготовки для продолжения образования в высшей школе.

Поскольку новая школьная система не удовлетворяла всех жизненных потребностей, продолжали существовать типы школ, не предусмотренные ею: технические, аграрные школы, профессиональные курсы, школы-семилетки и школы-девятилетки.

Отметим, что в годы гражданской войны общедоступность школы и бесплатность обучения оставались декларацией из-за разрухи в стране и бедности населения. Из-за отсутствия финансирования, нехватки топлива, учителя уходили на заработки и школы закрывались.

Помимо организационных и финансовых проблем встал вопрос чему и как учить детей. В школах отменили преподавание истории, закона божьего, резко сократились иностранные языки.

После окончания гражданской войны материальное положение школы не улучшилось. Численность школ и учащихся достигла самой низкой отметки в 1922/23 учебном году. Уровень знаний учащихся был ниже, чем в дореволюционной России.

Школа испытывала большие материальные трудности. 90% школ были переведены на местный бюджет, временно в городах была введена плата за обучение (1922 г.). Несмотря на все трудности, школьная система оставалась в руках государства, частное предпринимательство не было допущено в народное образование, как это было в промышленности.

Уже в 20-е годы выявились разные подходы к решению вопросов профессионального обучения, культуры. С одной стороны, была точка зрения А.В. Луначарского – наркома просвещения – и Н.К. Крупской – его заместителя, а с другой стороны, И.В.Сталина и его окружения. Взгляды расходились по вопросу о развитии образования.

Луначарский просил увеличить финансирование науки, образования, так как считал, что невозможно развивать индустрию без хорошо подготовленных кадров, без научных разработок. Нельзя экономить на образовании и культуре. Луначарский отмечал, что через 10 лет после революции на обучение школьника тратится средств в шесть раз меньше, чем до первой мировой войны. Но тогда многим казалось, что не хватает хлеба, а Луначарский требует «пирожного». Победила точка зрения сталинского окружения. Именно с тех пор до нас дошел «остаточный принцип» по отношению к культуре и образованию. Луначарский и Крупская ушли в отставку.

Развивалось внешкольное образование. В городах центрами внешкольной работы стали клубы, где устраивались лекции, проводились собрания, ставились спектакли. В деревне культпросветработа проводилась через избы-читальни. Через них в деревню поступали газеты, распространялась литература, велась агрономическая и кооперативная пропаганда, антирелигиозное и санитарное просвещение, здесь организовывались пункты ликбеза и курсы.

· Высшая школа.

2 августа 1918 г. Декретом СНК провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимается в вузы без экзаменов. Не требовалось предоставления документов о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Декрет открыл дорогу всем желающим учиться. Прием в Московский университет в 1918 г. более чем в 5 раз превысил прием 1913 года. Многие студенты не имели среднего образования, и начался большой отсев из вузов, в основном рабоче-крестьянской молодежи. Тогда правительство прибегло к чрезвычайным мерам. Такой мерой стали рабочие факультеты (как подготовительные курсы), которые создавались, начиная с 1919 г. К середине 20-х годов выпускники рабфаков составляли около половины принятых в вузы студентов.

В вузах были отменены все научные степени и звания. Обновили вузовские кадры. Автономия высшей школы была ликвидирована. Вся полнота власти в вузе сосредотачивалась в руках правления, назначаемого Наркомпросом. Председатель правления – ректор – нес единоличную ответственность за всю работу. Юридические и историко-филологические факультеты упразднялись, и преподавание всех гуманитарных предметов переносилось на единые факультеты общественных наук. Вводилось обязательное изучение «Исторического материализма», «Истории пролетарской революции», а позднее были введены «Основы ленинизма». Все вузы были обязаны иметь в своем составе рабочие факультеты.

По количественным показателям – числу вузов и количеству студентов – советская высшая школа обогнала дореволюционную. Но качество подготовки специалистов падало. Ухудшился уровень преподавания. Оскудела материальная база вузов. По сравнению с дореволюционным уровнем сильно сократились расходы на подготовку одного специалиста.

Система советского образования за короткие сроки не могла обеспечить потребности новой власти в кадрах. Командный состав Красной Армии, руководящие кадры государственного аппарата и др. формировались, в основном, из рабоче-крестьянской среды. Большинство выдвиженцев не имели достаточного опыта и знаний для руководящей работы и нуждались в специальном обучении. Уже в годы гражданской войны для этой цели создавались советско-партийные школы, краткосрочные политические курсы, военные школы, армейские курсы.

Были созданы новые обществоведческие учреждения марксистского характера: Коммунистическая академия (с 1924 г.), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Институт В.И. Ленина, Истпарт, Академия коммунистического воспитания и т. п.

Для полготовки национальных партийно-советских кадров были созданы Коммунистические университеты трудящихся Востока (КУТВ) и национальных меньшинств Запада (КУНМЗ), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.

· Наука.

Научный потенциал страны был подорван. Тяжелым было материальное положение научной интеллигенции.

Новой чертой организации науки была ее плановость. Большинство научных учреждений составляли годовые планы, а затем и пятилетние планы работы. Главным направлением в первое революционное десятилетие считалось комплексное исследование производительных сил страны. До революции промышленность Петрограда и военный флот Балтики снабжались углем из Европы. От заграничного сырья зависели многие отрасли промышленности. Даже брусчатка для мостовых доставлялась шведскими фирмами. Мировая война и революция разрушили традиционные хозяйственные связи. Планы восстановления народного хозяйства можно было строить, только опираясь на точные оценки собственных ресурсов.

Еще в годы гражданской войны были проведены первые экспедиции по изучению месторождений полезных ископаемых. После войны экспедиционная деятельность академии наук приобрела большой размах. Была исследована Курская магнитная аномалия, залежи апатитов на Кольском полуострове, богатства Кара-Богаз-Гола – залива Каспийского моря.

Стали восстанавливаться международные научные контакты. Возобновилось членство Российской Академии наук в международных организациях. Советские ученые принимали участие в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 г. в США. Проводились совместные научные исследования. В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического института в Стамбуле.

 

 

5. Деятельность обществ «Долой

неграмотность» и «Воинствующих

безбожников». Движение «Пролеткульта»

Д

о Октябрьской социалистической революции большая часть населения России (более 70%) была неграмотной. Ликвидация неграмотности взрослого населения рассматривалась как первоочередная задача советской власти. Ленин четко сформулировал проблему «Неграмотный человек стоит вне политики». Необходимо было не только научить людей писать и читать, но и через процесс обучения воздействовать на их умонастроение.

Работой ликвидации неграмотности занимался Наркомпрос.

В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся, с сохранением заработной платы.

В годы гражданской войны организовать эту работу в массовом масштабе не удалось. Не хватало книг, бумаги, карандашей, учительских кадров.

В 1920 г. в Наркомпросе была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Методы работы этой комиссии были очень жесткими. Уклоняющихся от учебы либо лишали продовольственных карточек, либо объявляли дезертирами, арестовывали и насильно приводили в школы ликбеза. Но административно-репрессивные меры не увенчались успехом, а вызывали только недовольство населения.

В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность», председателем которого был объявлен М.И. Калинин.

К середине 20-х годов многое было сделано для ликвидации неграмотности взрослого населения. К 1926 году уже 51% населения был грамотным. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Стало ясно, чтобы полностью ликвидировать неграмотность, необходимо ввести всеобщее обучение для детей.

С переходом к нэпу в стране постепенно восстанавливалась экономика. Несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик.

Развернулась антирелигиозная пропаганда. Но вопреки этой пропаганде, потихонечку отмечали пасху, крестили детей, служили молебны в церквах. Венчаний было все меньше и меньше: молодежь предпочитала гражданский брак. В моде были новые имена для новорожденных, отражающие дух революционной эпохи. В загсах висели рекомендательные списки с именами: Индустрия, Октябрина, Коммуна, Идея – для девочек; Червонец, Спартак, Текстиль, Владлен, Марлен – для мальчиков.

Антирелигиозная пропаганда усилилась в середине 20-х годов. В 1925 г. была создана общественная организация «Союз воинствующих безбожников», начался выпуск массового журнала «Безбожник». В Казанском и Исаакиевском соборах в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве открылись антирелигиозные музеи. После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.

К началу 30-х годов начался антицерковный террор. С большинства памятников старины, связанных с «религиозными культами», была снята охрана. В старинных русских городах – в Твери, Рязани, Нижнем Новгороде, Самаре, Туле и др. – грабили, сносили и разрушали ценнейшие памятники архитектуры. Очень пострадала Москва. Москва потеряла около трети памятников зодчества, включая церковь Спаса на Бору 1330 г., Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, Сухареву башню, Красные ворота, Храм Христа Спасителя. Закрывались музеи усадебного типа, здания передавались в коммунальное хозяйство. По мере арестов проводились чистки библиотек от книг репрессированных авторов.

Особое положение среди общественных организаций занимал Пролеткульт, созданный в сентябре 1917 г. и просуществовавший до 1932 г. Это была культурно-просветительная и литературно-художественная организация. Эта организация объединяла рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Пролеткульт ставил перед собой задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата.

Ее теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. Они отрицали классическое культурное наследие, за исключением тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Они выступали за создание «чистой» пролетарской культуры, и выбрасывали «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.

Известно, что развитие культуры – это единство освоения предшествующей культуры и создания новых культурных ценностей. Источником развития культуры является деятельность каждого нового поколения. Эта деятельность осуществляется в каждый конкретный исторический период на базе того, что было создано до него более ранними поколениями людей, и обязательно включает в себя наследование, освоение и переработку прошлого опыта. Должна существовать историческая связь, культурная преемственность между поколениями. Пролеткульт это отрицал. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике руководством большевистской партии.

Расцвет деятельности Пролеткульта относится на 1918-1920 гг., когда он объединил более полумиллиона человек. В декабре 1920 г. было опубликовано решение ЦК о Пролеткульте, где отвергались попытки выдумывать особую пролетарскую культуру. На первый план ЦК ставил задачу преодоления культурной отсталости. Деятельность Пролеткульта была полностью подчинена требованиям партии. Ее сеть сокращалась. Формально она продолжала существовать до 1932 г., когда было принято постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».

 

7. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы

 

В 20-е годы в литературу пришло много талантливых писателей: В. Каверин, Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев и др. Продолжали работать признанные еще до революции: В. Маяковский, С. Есенин, Д. Бедный, М. Горький, А. Серафимович и др.

В 20-е годы популярными стали такие журналы, как «Новый мир», «Красная новь», «Октябрь», «Звезда», «Молодая гвардия».

Художественная жизнь первого послереволюционного десятилетия была чрезвычайно пестра. Как грибы после дождя, появлялись новые литературно-художественные группировки. Среди наиболее заметных групп были:

· «Серапионовы братья» (1921),

· «Октябрь» (1922),

· Московская ассоциация пролетарских писателей – МАПП (1923),

· «Левый фронт искусства» – ЛЕФ (1922),

· «Российская ассоциация пролетарских писателей» – РАПП (1925). Эстетическим спорам был дан полный простор.

Партийное вмешательство в дела литературы и искусства первоначально ограничивалось лишь политической цензурой. В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит для контроля за всей печатной продукцией. А в 1923 г. был создан еще и Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров. Их задача – не пропускать произведения контрреволюционного содержания.

Программа развития пролетарской литературы была сформулирована в документах пролетарских писательских групп. Активными борцами за ее претворение в жизнь стал журнал «На посту» (создан в 1923 г.) и Российская Ассоциация Пролетарских Писателей (РАПП, 1925 г.). По их мнению, литературно-художественные силы тех лет делились на три лагеря: пролетарские, крестьянские и «попутчики». Произведения искусства они оценивали с точки зрения его идейности, отводя второстепенную роль профессиональному мастерству и эстетической зрелости. Особенно непримиримо они были настроены по отношению к «попутчикам», среди которых было много талантливых людей. Крайне нетерпимо относились к писателям, которых считали непролетарскими.

Особенно критике подвергался журнал «Красная новь», так как в нем публиковались наиболее яркие, талантливые произведения вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов. Например, разгромной критике подвергались и Маяковский, и Горький. «Напостовцы» заявляли, что действуют от имени партии и не стеснялись в выражениях, выдвигая политические обвинения против многих писателей, поэтов. ЦК партии вынужден был вмешаться. Крайности «напостовской» линии были осуждены, но высказывалась мысль о поддержке пролетарских литературно-художественных сил. Выдвигался лозунг «бережного отношения к попутчикам». Необходимо помочь им перейти на позиции коммунистической идеологии.

Классику советской литературы составили поэмы и лирика В. Маяковского, входившего в ЛЕФ, С. Есенина, примыкавшего к имаженистам, роман «Чапаев» Д. Фурманова, одного из организаторов пролетарского литературного движения, а также произведения, авторы которых не участвовали в литературных группировках – А. Толстого, М. Булгакова, Б. Пастернака.

Нэп принес в литературу новые веяния. На первый план выдвинулась сатира, которая была представлена блестящими именами М. Зощенко, И. Ильфа, Е. Петрва.

Значительные изменения произошли в области изобразительного искусства. Расцветает искусство плаката. Появляются плакаты, агитирующие за коммунистическое будущее.

Ведущее место в изобразительном искусстве занимали Ассоциация художников революционной России (АХРР), Общество художников-станковистов (ОСТ), «4 искусства», Общество московских художников (ОМХ). Ядро АХРР сложилось из бывших участников Товарищества передвижных художественных выставок. Они стремились к отражению современной действительности в формах, доступных к восприятию широкой публики.

Была создана Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Она ставила задачу борьбы с буржуазным влиянием в музыке, выступая за упрощение музыкальных форм и отдавая предпочтение массовой песне перед другими жанрами. Ассоциация современных музыкантов (АСМ) ориентировалась на современное западное искусство.

Большое внимание уделялось развитию кино. Лицо кинематографии определяли агитфильмы. Появляется революционная тематика в кино. С. Эйзенштейн в 20-е годы создает «Броненосец Потемкин», «Октябрь». В 20-е годы в жизнь страны стало входить новое средство массовой информации – радио. Регулярные радиопередачи начались с 1924 г.

Большие перемены в первое послереволюционное десятилетие произошли с русским театром. Были созданы: Большой Драматический театр в Ленинграде (первым художественным руководителем был Блок), театр им. Мейерхольда, театр им. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. К этому времени относится и начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н.И. Сац.

8. Культура российского зарубежья в 1920-е годы

В

результате революции и гражданской войны около 2 млн. человек оказались выброшенными за пределы родины. Судьба разбросала русских беженцев по всему миру. К 1921 г. сложилось несколько основных центров расселения русских эмигрантов со своей собственной культурной жизнью – газетами, журналами, издательствами, школами, университетами и научными институтами. Это – Париж, Берлин, Прага, Белград, София и (первое время) Константинополь, через который шел основной поток беженцев. Большие русские колонии сложились в государствах, ранее входивших в Российскую империю – Польше, Литве, Латвии, Эстонии. По существу русским городом в Китае был Харбин.

Политическим центром русской диаспоры стал Париж. Литературной столицей русской эмиграции в 1920-1924 гг. был Берлин. Главным университетским городом русского зарубежья стала Прага.

Русская культура в эмиграции продолжала традиции дореволюционной культуры.

Русская эмиграция была очень пестрой по политическим взглядам. При всей пестроте судеб, взглядов, настроений, социального и имущественного положения русские эмигранты тяготели к общению.

В 1920-1922 гг. в разных городах мира началось издание множества русских газет. Но жизнь их была коротка: к концу 1923 г. их осталось не более 100.

В некоторых странах, таких, как Югославия, Болгария и Чехословакия, русские учебные заведения получали материальную помощь от правительства. В этих странах была создана сеть русских учебных заведений, библиотек.

Своеобразные условия сложились для русской диаспоры в Берлине. В то время в Германии была инфляция и относительная дешевизна, и это создавало благоприятную атмосферу для издательского дела. С 1922 г. с Германией (с самой первой на Западе) были установлены дипломатические отношения. В Берлин часто приезжали советские писатели и художники, сложились уникальные возможности для общения между эмигрантской и советской интеллигенцией. В Берлине было создано много издательств, которые были готовы обслуживать как советский, так и эмигрантский рынок и печатать как советских, так и эмигрантских авторов.

Оказавшись в изгнании, интеллигенция, оторванная от родной почвы физически, душой и сердцем оставалась с Россией. В начале 20-х гг. в Русском зарубежье возобновились старые споры о месте России, об исторической роли интеллигенции. Обсуждались пути национального возрождения России, возможности эволюции большевистского режима. Возникали новые идейно-политические течения и группы.

Заметным явлением идейной жизни эмиграции стало евразийство (1921 г.) Идеи евразийцев разделяли такие крупные фигуры, как историк Г.В. Вернадский, философ Л.П. Карсавин и др. В основе идеологии евразийства лежало представление о России как о самобытной державе, существующей на стыке двух миров – Востока и Запада. Евразийцы отстаивали самобытность русской культуры и выступали против западничества. Они смирялись перед революцией как перед стихийной катастрофой.

Это течение имело как поклонников, так и противников. Если одни упрекали евразийцев в примирении с большевистским режимом, то другие считали их выразителями пробуждающейся национальной идеи.

Среди эмигрантской интеллигенции появились настроения сменовеховства. В 1921 г. в Праге вышел сборник «Смена вех». Сменовеховцы призывали от вооруженной борьбы с советской властью и всеми силами способствовать культурному и экономическому возрождению России. Не принимая большевизм идеологически, сменовеховцы надеялись, что он сможет воссоздать крепкую государственность. Они считали, что переход к нэпу означал начало постепенной эволюции большевизма. Сменовеховские идеи были сочувственно восприняты большевистским руководством.

Для налаживания мирной жизни страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Эмигрантов, готовых служить советской власти, охотно брали на работу в советские учреждения за границей, разрешали возвращение на родину. Было разрешено издание сменовеховского журнала «Новая Россия». В эмигрантской среде сменовеховство не получило широкого распространения. К середине 20-х годов сменовеховское движение выдохлось.

К середине 20-х годов завершился период адаптации эмигрантов, переживших первый шок вынужденного отрыва от родины. Большинство решило житейские проблемы, нашли источники существования, обустроили быт. Развеялись иллюзии о слабости советской власти и о возможности скорейшего возвращения на родину. Пришло осознание эмигрантского призвания – необходимости сохранить дух и традиции русской культуры. Наладилась культурная жизнь русского зарубежья. Проводились выставки, литературные вечера, концерты. Издавались журналы и газеты. С 1925 г. возникла традиция ежегодного проведения «Дней русской культуры». Для проведения этого праздника была выбрана символическая дата – день рождения Пушкина.

Самым значительным журналом Русского зарубежья были «Современные записки» (выходил в Париже с конца 1920 по 1940 гг.). Журнал объявил себя внепартийным и был посвящен, прежде всего, вопросам культуры. В нем печатались почти все известные писатели и поэты Русского зарубежья: Д. Мережковский, М. Цветаева, В. Набоков и др. Но литература Русского зарубежья не была популярна на Западе. Молодые писатели-эмигранты обрекали себя на нищенское существование. Некоторые из них уходили в литературу той страны, где жили.

Заслуга эмиграции состояла в сохранении исторической памяти. Мемуарная литература занимала немаловажное место в публикациях эмигрантской периодики. С первых лет эмиграции выходил «Архив русской революции», основанный И.В. Гессеном.

Приближение мировой войны окрасило жизнь русской эмиграции тревожным ожиданием катастрофы. Большинство эмигрантов отрицательно относилось к Гитлеру. Во Франции и ряде других стран были созданы «Союзы возвращенцев», которые агитировали эмигрантскую молодежь за возвращение в СССР. Эта пропаганда имела успех. В СССР вернулись А. Куприн, муж и дочь М. Цветаевой, а вслед за ними без всяких иллюзий последовала сама Цветаева. В то же время отдельные граждане СССР, выезжая за границу, отказывались возвращаться назад и пополняли ряды эмигрантов. Их рассказы об ужасах сталинского режима производили сильное впечатление на эмиграцию и западное общественное мнение.

 

 

Глава X




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.