Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь советского общества




в середине 1960-х – начале 80-х годов

С

приходом к власти Л.И. Брежнева началась реанимация сталинизма. Однако возникло сопротивление этим тенденциям. Молодые ученые, журналисты, партийные работники – такие, как А.Е. Бовин, Г.Х. Шахназаров, Г.А. Арбатов, Ф.М. Бурлацкий, Е.А. Амбарцумов, И.В. Бестужев-Лада, О.Р. Лацис и др. – в печати развернули антисталинские выступления. Еще в начале 1966 года в адрес Брежнева поступило множество писем спротестами против реабилитации Сталина. Особое впечатление произвело письмо 25 виднейших деятелей науки и культуры. Под этим письмом поставили подписи такие крупнейшие ученые, как академики П.Л. Капица, М.А. Леонтович, И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, писатели К.И. Чуковский, К.Г. Паустовский и др., такие видные деятели искусств, как М.М. Плисецкая, И.М. Смоктуновский и другие.

Однако в дальнейшем затихла критика культа личности Сталина, стало возвеличиваться его имя. Сталин стал появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца. Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной. Началась эпоха неосталинизма.

Духовная жизнь в 1970-е годы была сложной и противоречивой. Со стороны КПСС был идеологический диктат. Ужесточился контроль за всеми областями культуры и общественными науками и особенно за исторической наукой. Специальные комиссии давали разрешение на выпуск театральных спектаклей, введена система государственных заказов в кинематографе. Литература, кинематограф, театр, как бы стремясь уйти от казенно-догматической проблематики, в 70-е годы стали все больше обращаться к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. Для выражения актуальных проблем использовалась классические произведения. В конце 60–первой половине 70-х гг. безусловным лидером на экране и сцене стал А.П. Чехов, пьесы и новеллы которого наиболее соответствовали поискам духовной опоры в период духовного безвременья. Во второй половине 70–начале 80-х гг. все чаще ставились и экранизировались пьесы А.Н. Островского. Его персонажи – карьеристы, хапуги, взяточники, бюрократы прошлого века – получали второе рождение, ибо слишком многое, описанное драматургом более ста лет назад, не исчезло, а, наоборот, приобрело новые формы.

В 70–начале 80-х годов в обществе нарастала коррупция, воровство, бесхозяйственность и организованная преступность. Наблюдался разрыв между политическими решениями и реальным состоянием дел. Все это негативно влияло на духовную атмосферу в обществе. Официально провозглашаемые идеалы и цели не могли вдохновлять. Люди нуждались в истинных ценностях, в идейных и нравственных ориентирах.

Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране было диссидентское движение, которое затронуло главным образом представителей творческой интеллигенции. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выражать свои сомнения, протесты, становились опасными для административно-бюрократического руководства культурной жизнью и вынуждены были оказаться или в заключении, или за пределами СССР. Так, на протяжении 60-70-х гг. покинули страну добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссер театра на Таганке Ю.П. Любимов; кинорежиссер А.А. Тарковский; художники – М.М. Шемякин, Э.И. Неизвестный; поэты И.А. Бродский, А.А. Галич и др.; писатели А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, В.П. Аксенов и др.; музыканты В.Н. Ростропович, Г.П. Вишневская; артисты балета – Р.Х. Нуриев, М.В. Барышников и др.

Специфическая черта культуры данного периода так называемая «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Непризнаваемые официально, они вошли в быт, сознание миллионов людей. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич и другие, песни которых пользовались популярностью. Высоцкому удалось сказать в песнях о тех сторонах жизни, о которых не принято было говорить открыто.

Бюрократия в художественном творчестве подталкивала некоторых авторов к приспособлению. Годы застоя калечили людей нравственно. Терялась вера в свои силы, вырабатывалась готовность к компромиссам.

Таким образом, в 70-е – начале 80-х гг. в СССР наблюдался разрыв между политикой «социального заказа» и реальными запросами и интересами людей в области духовной культуры. Был жесткий идеологический контроль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.