Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достижения и просчеты в системе




народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. в России

С

истема образования состояла из двух ступеней: базовое (основное) и дополнительное образование. Обязательное образование (на базе полной средней школы) включало в себя несколько этапов: начальное образование; неполное среднее образование (8 классов) и полное среднее образование (10 классов). Кто заканчивал восьмилетнюю школу, то далее продолжал учебу либо в профтехучилищах (ПТУ, СПТУ) с 3-4-летним сроком обучения, либо в техникумах и получал одновременно и полное среднее образование и специальное (профессию).

Традиционно школа ориентировала своих выпускников на продолжение образования в вузе.

Во многих отраслях промышленности, сельском хозяйстве и строительстве была велика доля тяжелого физического труда. Постепенно у молодежи стала нарастать апатия, пассивность, нежелание выбирать определенные профессии. Постепенно встала проблема кадров для народного хозяйства.

Стали создаваться учебно-производственные комбинаты для трудового обучения и профессиональной ориентации старшеклассников. Были пересмотрены школьные программы. Попытка включить в программы изучение новейших достижений науки и техники, увеличить объем материала сделала школьные программы более сложными и громоздкими. В школе назрело много проблем: стал падать интерес к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе.

В условиях научно-технической революции, когда объем информации стал расти чрезвычайно быстро и в то же время ускорилось «старение» знаний, вопрос о содержании школьного образования приобрел особую остроту. Возникла необходимость менять не только содержание, но и методы обучения, прежде всего, в средней школе. Традиционно школа требовала от учащихся усвоения определенной суммы фактов. Настало время, когда необходимо было прививать школьникам умение самостоятельно пополнять знания и потребность в самообразовании, научить их самостоятельно мыслить.

В системе начального среднего обучения (1-3 классы) работали учителя-новаторы, предложившие оригинальные методики обучения: В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильина, Ш.А. Амонашвили и др. Но система управления народным образованием не способствовала распространению новых методов. Создавалась видимость благополучия деятельности школ. Проблемы народного образования в 70–начале 80-х годов постепенно накапливались.

В 1983 г. была выдвинута задача реформы школы, разработан проект перестройки школы, который после всенародного обсуждения стал Законом в апреле 1984 г. С 1984 г. начальное образование перевили с трехлетнего на четырехлетний срок обучения; вводилось 11-летнее среднее образование.

В системе высшего образования большое внимание уделялось развитию университетов. К 1985 г. их число достигло 69. Однако молодые университеты, созданные, как правило, на базе педагогических вузов, были намного слабее старых. 20% мест на первых курсах отводилось для выпускников подготовительных курсов (рабфаков). Слабо использовался научный потенциал вузов. В вузах было сосредоточено свыше 35% научно-педагогических работников, в том числе около половины докторов наук, а выполнялось ими не более 10% научных исследований. Были достижения в развитии атомной и газовой энергетики, велись исследования по квантовой электронике и лазерной технике, в биологических науках. Успешно проводились космические исследования. Однако степень внедрения научно-технических достижений значительно отставала от зарубежных стран, так как у отечественной науки была слабая материально-техническая база.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.