Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления кон­фликтами




Технологии регулирования конфликта

 

Технологии Основное содержание
Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п.
Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения
Социально-психо­логические Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе
Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п.

 

В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

Предпосылки разрешения конфликта:

- достаточная зрелость конфликта;

- потребность субъектов конфликта в его разрешении;

- наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

 

Формы разрешения:

- уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

- согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

- взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

- перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

 

Способы разрешения:

- административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т.п.);

- педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и др.).

 

Основные подходы к решению конфликта интереса заключаются в: силовом решении, отказе, компромиссе, поиске взаимовыгодных вариантов. Первые три подхода основаны на игровом управлении, последний на открытом.

Игровое управление — управление, основанное на желании переиграть партнера. Игровое управление не позволяет проводить

открытое и честное обсуждение проблемы, так как обсуждение своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз может дать партнерам дополнительные козыри.

Игровое управление позволяет добиваться принятия выгодных для нас решений, однако, большей частью — в краткосрочной перспективе. Основанное на сокрытии и манипулировании информацией, игровое управление не позволяет использовать весь имеющийся потенциал, что приводит к текучести кадров, выход на новый сегмент рынка [8].

 

Деятельность руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания само­го конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.

Поэтому универсального алгоритма деятельности руководите­ля по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить (табл. 2.4).

Таблица 2.4

  Алгоритм управления конфликтом
Шаг Содержание деятельности Способы (методы) реализации
  Изучение причин возникновения конфликта Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, т.е. изучение биографических данных участников конфликта и др.
  Ограничение числа участников Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п.
  Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.
  Принятие решения Административные методы; педагогические методы

 

6.5.2. Задание: Технологии управления конфликтами

Цель задания. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.

Студенты отвечают на тест «Оценка глубины конфликта». Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны про­анализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки вы­раженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте и быть готовыми описать эти данные в контрольной работе.

Тест « Оценка глубины конфликта». В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, Вашему вниманию предлагается данный тест:

 

Позиция Оценка Позиция
1. Стороны осознают причи­ну конфликта   Стороны не осознают причину конфликта
2. Причина конфликта имеет эмоциональный характер   Причина конфликта имеет мате­риальный характер
3. Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости   Цель конфликтующих — получение привилегий
4. Есть общая для всех цель   Общей цели нет
5. Сферы сближения выражены   Сферы сближения не выражены
6. Сферы сближения касаются эмоциональных проблем   Сферы сближения касаются ма­териальных (служебных) проблем
7. Лидеры мнений не выде­ляются   Замечено влияние лидеров мнений
8. В процессе общения оп­поненты придерживаются норм поведения   В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения

 

В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по 5-балльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 35—40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.

Сумма баллов, равная 25—34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.

Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:

а) если Вы являетесь руководителем:

при сумме баллов 35— 40 должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;

при сумме баллов 25—34 должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;

при сумме баллов менее 24 должны выступать в роли воспитателя, и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры;

б) если Вы являетесь медиатором:

при сумме баллов 35—40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам дизъюнктивным способом до снижения накала борьбы между ними;

при сумме баллов 25—34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную

фазу;

при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

На досуге предлагается решить кроссворд.

КРОССВОРД. Владеете ли Вы техникой разрешения конфликтов?

 

 

По горизонтали:

2. Стечение обстоятельств, являющееся поводом для конфликта. 3. Вид конфликтогена, проявляющегося в излишней уверенности в своей правоте. 7. Вид конфликтогена, реализуемого в восторженных рассказах о своих истинных или мнимых успехах. 8. Агрессивность, проявляющаяся как реакция на сложившиеся обстоятельства. 9. Способ снятия агрессивности, состоящий в том, чтобы выговориться, «поплакаться». 12. Для разрешения конфликта главное — это... конфликтную ситуацию. 15. Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. 18. Формулировка конфликтной ситуации должна подсказать, что... 19. Необходимо задавать себе вопросы... пока не «докопаешься» до причины конфликта.

По вертикали:

1. Формулируя конфликтную ситуацию, постарайтесь обойтись... слов. 3. Открытое противостояние людей. 4. Способ погасить агрессивность, приемлемый преимущественно для рационалистов. 5. Пути снятия агрессии, построенные на двигательной активности. 6. Чтобы обеспечить бесконфликтность общения, делайте как можно больше посылов. 9. Конфликтоген, обладатели которого в первом псалме Давида осуждались наряду с безбожниками и грешниками. 10. Появление превосходства с оттенком доброжелательности. 11.Закономерность... конфликтогенов. 13. Формулировать конфликтную ситуацию лучше всего словами. 14. Один из типов конфликтогенов — проявление... 16. Наиболее многочисленный тип конфликтогенов — стремление к... 17. Агрессия, проявляющаяся как черта личности. 20. Одно из правил бесконфликтного обще­ния — проявление... к собеседнику. 21. Накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта, — это... ситуация. 22. Тип конфликтогенов, состоящих в том, что некто добивается чего-то для себя за счет других.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.