Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности личности, определяющие ее предрасположенность к успешному поведению




Существуют два направления, в рамках которых анализируются механизмы успешной деятельности индивида. К первому направлению можно отнести биологически ориентированные теории одаренности, авторы которых сводят причины успеха личности к особенностям органической конституции человека, его индивидуальным биологическим особенностям. Они считают, что существенную роль в процессе обретения успеха играют интеллект, духовное овладение значимыми для личности сферами. Так, американские психологи, сторонники этого направления, на основе анализа соотношения между достиг­нутым результатом, силой мотива и одаренностью, утверждают, что достижимость успеха, как правило, есть не вопрос си­лы мотивации или приложения стараний, а различий в спо­собностях, знаниях, умениях, навыках и т.п. Этой позиции придерживается отечественный психолог В.П. Симонов, счи­тая, что для успешного удовлетворения своих многочислен­ных потребностей человек должен многое знать, иначе гово­ря, быть вооружен соответствующими способами и средства­ми; у него должна быть развита так называемая мотивация компетентности, но не в смысле простого накопления и усвое­ния знаний, а в смысле потенциальной готовности человека решать поставленные задачи со знанием дела.

Согласно позиции Д. Гольмана, известного психолога, профессора Гарвардского университета, великая революция XXI в. состоит в реванше чувства над интеллектом. Если ранее в западном мире мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллектуальный коэффициент IQ, то в настоящее время он уступает место эмоциональному коэффициенту EQ — способности личности слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, умение принять правильное решение и, оставаясь спокойным, оптимистично оценивать сложную ситуацию. Коэффициент EQ стал новым ключом к успеху: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с хорошим EQ — продвинут по, службе». Гольман провел тестирование специалистов нескольких фирм. Результаты показали, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого самый высокий IQ или диплом самого престижного университета, наоборот, это те люди, которые благодаря своим личным качествам добились успеха на переломных этапах. Например, когда они сталкиваются с проблемой и просят помощи для ее решения, они тут же получают ее, а другим на их месте пришлось бы ждать ответа несколько дней. Огромная роль в EQ принадлежит коммуникативным навыкам личности, умению эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Второе направление, анализирующее механизмы успешной деятельности, наиболее разработано как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Исследователи, изучая че­ловеческие факторы эффективности деятельности, детерминанты социального и профессионального успеха личности, пришли к заключению, что ее продуктивность зависит не только от способностей человека, его подготовленности, но и от уровня мотивации, от характера цели и желания работать, Концепция мотивации достижения является основой для большинства учений зарубежной социальной психологии.

Мотивация достижения (N-Achievement) в психологии определяется по-разному: согласно Ф. Мак-Клелланду, как стремление проявить возможно более высокую степень собственных способностей и усилий при достижении успеха, по утверждению Дж. Аткинсона, как способность испытывать гордость за свое трудолюбие при успехе, В.У. Майер определяет ее как стремление уменьшить существующую неопределенность. А Б. Вайнер — как стремление получить больше информации о себе. Различные определения мотивации достижения предполагает X. Хекхаузен: это и когнитивная диспозиция, и индивидуально-специфические способы функционирования процесс сов мотивации, понимаемых как информационный процесс и «система оценки».

В конце 50-х гг. Дж. Аткинсон отметил существование и структуре мотивации достижения мотива стремления к ycпеху, и мотива избегания неуспеха, а активность личности понималась как результат этих двух противоположных мотивационных тенденций, которые также сложны по своему составу, так как в них наряду с постоянными личностными диспозициями входят и ситуационные детерминанты. Идеи Аткинсона послужили основой для ряда теорий мотивации достижения, объясняющих поведение и деятельность индивида с точки зрения успешности различными личностными моделями мотивации достижения; рассматривающих мотив успеха как автономную потребность, почти не связанную с остальной структурой личности, ее ценностными ориентациями.

Большой вклад в выявление психологических причин успеха личности внесли представители школы К. Левина, изучавшие в ряде экспериментальных исследований вопрос о влиянии уровня притязаний, самооценки и уровня достижений. Еще У. Джемс, показавший взаимосвязь между самооценкой личности, степенью «уважения» ею самой себя, уровнем притязаний и успехом, писал, что наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение можно представить как отношение наших действенных способностей к потенциальным, а если записать это в виде дроби, числитель которой выражает наш активный успех, а знаменатель наши притязания:

Успех

Самоуважение = -----------------------

Притязания

Понятие уровня притязаний заняло важное место в исследовании мотивации, а со временем проникло и в обиходный язык. В ходе исследований выяснилось, что одна личность воспринимает достигнутый результат как успех, а другая — как неуспех, что определяется уровнем притязаний личности, а не степенью трудности самой задачи. Если результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, ес­ли не достигает — ощущение неуспеха, причем успех или неуспех действия влияют на уровень притязаний в последующей деятельности личности. Как правило, после успеха уровень притязаний повышается, а после неуспеха снижается.

Еще одна психологическая составляющая успеха личнос­ти — локус контроля (от лат. locus — место), под которым объективно понимают склонность личности видеть источники управления свой жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Если человек принимает на себя ответственность за большую часть успехов и неуспехов, проис­ходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характе­ром, способностями, то это говорит о том, что данная лич­ность обладает внутренним (интернальным) контролем. Если человек имеет склонность приписывать ответственность за ус­пехи и неуспехи внешним факторам, видя их причины в дру­гих людях, в окружающей среде, в судьбе, в случае, то это сви­детельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.

Американский психолог Т. Роттер, предложивший эти тер­мины, считает, что интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сфор­мированными в процессе социализации. Изучая связи между ценностью вознаграждения и ответственностью за результа­ты, Н. Фетер, Т. Роттер показали, что как удовлетворенность ус­пехом, так и неудовлетворенность неудачей растут пропорци­онально степени интернальности контроля. Результат дея­тельности личности приобретает положительный или отри­цательный знак лишь в той мере, в какой тот имеет для индиви­да значение его собственного достижения. Вообще результат деятельности личности становится психологической реаль­ностью достижения, успехом в точном смысле этого слова тог­да, когда он приписывается личным усилиям индивида.

Итак, уровень успешности поведения личности зависит от многих ее индивидуально-психологических особенностей: от степени развития аффективно-волевой сферы, познаватель­ных способностей, от уровня ее самоосознания, отношения к своему Я и не-Я, от меры доверия к миру и к себе, от характера, системы оценок и самооценок, уровня притязаний, мотива­ции достижения, от интернальности или экстернальности ло­куса контроля, от системы ее ценностных ориентации, от ком­муникативных навыков, от уверенности в себе, от способнос­тей к самоутверждению.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30—67.

2. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983- С.43—89-

3.Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-

ин формационный подход // Человек в системе наук. М., 1989- С. 58—73-

4.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78— 145.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.