Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура анкеты




Тема 6. Построение анкеты

 

1. Структура анкеты.

2. Виды вопросов и их формулировка.

3. Расположение вопросов и ответов.

4. Предварительное опробование анкеты.

 

 

В анкете различаются вводная часть, или преамбула, разминочные вопросы, далее – основная часть и фоновая часть, которую называют иногда паспортичкой.

Во вводной части кратко разъясняются задачи и важность исследования, объясняется, как заполнять анкету, и подчеркивается анонимность опроса. Пример вводной части:

Уважаемые сограждане!

Приглашаем Вас принять участие в опросе по оценке состояния дел в органах здравоохранения Вашего региона. Внимательно прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Обведите кружком номера ответов, которые соответствуют Вашему мнению, или напишите свой ответ в графе «Другое».

Сведения, полученные в ходе опроса, будут использованы только в обобщенном виде.

 

Во вводной части не стоит использовать сложную терминологию, а также объяснять подробно смысл исследования, это может повлиять на ответы респондентов. Лучше не подчеркивать, что вас интересует, например, степень критичности отношения населения к органам здравоохранения, а использовать нейтральные формулировки, например, указать, что просто исследуется отношение населения к органам здравоохранения. Однако далее, в середине анкеты соответствующие вопросы могут присутствовать наряду с другими.

Во второй части анкеты располагаются разминочные вопросы. Они вводят респондента в курс дела. Эти вопросы должны быть такими простыми, чтобы респондент сразу без трудностей начал заполнять анкету. В то же время эти вопросы должны задаваться не для проформы, но быть так или иначе связанными с задачей исследования. Обычно на этом уровне получают предварительную информацию о ситуации в целом.

Третья часть анкеты – основная. Здесь группируются вопросы, позволяющие проверить рабочую гипотезу исследования. Их условно можно разделить на главные и уточняющие.

Вопросы должны быть такими, чтобы можно было получить развернутую информацию о состоянии дел в данной сфере в виде так называемой сводной таблицы данных. В этой таблице указывается, сколько респондентов выбрали тот или иной вариант ответа по каждому вопросу, причем данные даются в абсолютных числах и в процентном соотношении (см. табл. 7.1).

 

Таблица. 7.1

Сводная таблица данных [4]

Вопросы и варианты ответов Данные в абс. числах Данные в %, 100% = 1230
1. Как, по Вашему мнению, за последние два года изменилось состояние медицинского обслуживания населения?    
1. Улучшилось   15,0
2. Осталось без изменений   49,2
3. Ухудшилось   8,0
4. Затрудняюсь ответить   27,8
2. Как Вы сегодня оцениваете состояние медицинского обслуживания?    
1. Положительно   10,5
2. Скорее положительно, чем отрицательно   34,9
3. Скорее отрицательно, чем положительно   31,7
4. Отрицательно   15,7
5. Затрудняюсь ответить   7,1

 

Получением такой сводной таблицы заканчивается так называемый описательный этап исследования.

Затем можно переходить к аналитическому исследованию, в ходе которого проверяется, соответствует ли наша рабочая гипотеза реальному положению дел. В дальнейшем мы познакомимся с методами аналитического исследования.

Четвертая часть – фоновые вопросы, или паспортичка. Она состоит из вопросов, касающихся демографических данных респондентов: пол, возраст, образование, род занятий, уровень материального благосостояния, семейное положение, национальность, срок проживания в данной местности и др. Конкретный состав этих вопросов зависит от направленности исследования.

Фоновые вопросы важны, во-первых, для составления социально-демографического портрета выборки в целом и проверки этого портрета на соответствие свойствам генеральной совокупности.

Во-вторых, их можно использовать для проверки дополнительных гипотез на наличие связи между ответами по основным вопросам и возрастом респондентов, полом, образованием и т. д.

В-третьих, появляется возможность выяснения взглядов на исследуемые вопросы определенных демографических групп респондентов.

Например, специально были отобраны отдельно анкеты респондентов 50 лет и старше. Обнаружилось, что эта подгруппа респондентов гораздо чаще признает изменения не в лучшую сторону в деятельности органов здравоохранения. Эти же респонденты склонны считать, что на улучшение деятельности этих органов могла бы положительно повлиять увеличение внимания к этой сфере средств массовой информации (телевидение, газеты), а с другой стороны, люди этого возраста чаще согласны с тем, что их самочувствие определяется не только уровнем медицины, но и неизбежными проблемами, связанными с их возрастом.

А респонденты в возрасте от 30 до 49 лет включительно в большинстве своем считают, что условием улучшения деятельности органов здравоохранения является увеличение уровня оплаты труда врачей. Таким образом, используя данные по фоновым вопросам, можно получить более глубокое знание исследуемой проблемы.

В конце анкеты обычно благодарят респондентов за оказанную помощь такими фразами, как «Спасибо за участие!» или «Большое спасибо за Ваши ответы!».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.