Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы подбора групп, участвующих в эксперименте




Классический эксперимент в социологии

 

Эксперимент – это установление связи между зависимой и независимой переменными в контролируемых условиях.

Смысл эксперимента состоит в том, чтобы определить, какие изменения зависимой переменной вызываются изменениями независимой переменной при сохранении неизменными всех остальных условий.

Классическим называется эксперимент потому, что стремятся сохранить постоянными все условия, которые могут повлиять на результаты эксперимента.

Рассмотрим пример такого эксперимента в социологии. Пусть нам необходимо определить влияние на потенциальных покупателей рекламного ролика о прекрасных качествах холодильника, выпускаемого известной фирмой.

Мы формируем экспериментальную группу из людей, на которых будем воздействовать независимой переменной, или, по-другому, стимулом. Этим стимулом будет показ рекламного ролика. Одновременно формируется контрольная группа из людей, сходных по своим характеристикам с людьми экспериментальной группы, этой группе ролик показывать не будут. Пусть обе группы будут по 25 человек.

Зависимой переменной в обоих случаях будет число людей, которые согласны приобрести данный холодильник. Значение этой зависимой переменной измеряется дважды при помощи тестирования. Первый раз до воздействия стимула, такое тестирование называется предварительным. Второй раз – после воздействия, такое тестирование называется контрольным.

Допустим, результаты предварительного тестирования показали, что в экспериментальной группе не отказались бы приобрести этот холодильник 6 человек, а в контрольной группе – 10 человек.

Результаты же контрольного тестирования показали, что в экспериментальной группе после показа ролика стали согласны приобрести такой холодильник 16 человек, а в контрольной группе пусть и без воздействия ролика стали положительно относиться к покупке такого холодильника, в силу тех или иных обстоятельств, 12 человек.

Далее определяется изменение зависимой переменной, которое произошло в экспериментальной группе. Оно будет равным 10 (16 – 6). И определяется изменение зависимой переменной, которое произошло в контрольной группе, оно равно 2 (12 – 10).

Из первого изменения вычитают второе: 10 – 2 = 8. Считается, что через полученную разность определяется влияние рекламного ролика на намерение приобрести холодильник данной марки: чем больше эта разность, тем больше влияние ролика.

В случае, если эта разность оказывается незначительной или минусовой, изменяют содержание ролика, и снова проверяют его воздействие, но уже на других группах людей. Изобразим течение эксперимента в виде табл. 10.3.

 

Таблица 10.3

 

Этапы тестирования 1-й этап 2-й этап 3-й этап Формула результата
Экспериментальная группа, 25 чел. Предварит. тест, 6 чел «за» Стимул (показ ролика) Контрольный тест, 16 чел. «за» (КТЭ – ПТЭ) – (КТК – ПТК) (16 – 6) – (12 – 10) = 10 – 2 = 8
Контрольная группа, 25 чел. Предварит. тест, 10 чел. «за» Контрольный тест, 12 чел. «за»

 

Здесь КТЭ и ПТЭ – результаты контрольного и соответственно предварительного тестирования экспериментальной группы, КТК и ПТК– результаты контрольного и соответственно предварительного тестирования контрольной группы.

Неустранимый недостаток всякого социологического эксперимента в отличие от экспериментов над природными явлениями состоит в том, что в нем участвуют люди, которые знают, что являются участниками эксперимента. И их поведение уже в силу этого может меняться.

Но недостаток рассмотренного варианта эксперимента состоит еще и в том, что люди, запомнив свои ответы в предварительном тестировании, могут стремиться отвечать точно так же и при контрольном тестировании, хотя их взгляды на самом деле могли измениться. То есть возможен тест-эффект. Итак, существует возможность влияния результатов предварительного теста. Необходимо каким-то образом избежать влияния этих результатов. Сделать это позволяет эксперимент, при котором предварительное тестирование не проводится вообще.

Дадим его сразу в виде таблицы вместе с возможными результатами, как если бы проводился аналог предыдущего эксперимента с роликом о холодильнике (табл. 10.4).

Таблица 10.4

Этапы тестирования 1 этап 2 этап Формула результата
Экспериментальная группа, 25 чел. Стимул Контрольный тест, 18 чел. «за»   КТЭ − КТК 18 − 12 = 6
Контрольная группа, 25 чел. Контрольный тест, 12 чел. «за»

Здесь КТК и ПТК– результаты контрольного и предварительного тестирования контрольной группы.

При втором варианте проведение эксперимента значительно упрощается. Но за все хорошее, как говорится, приходится платить.

Для чистоты эксперимента необходимо, чтобы состав экспериментальной и контрольной групп был более или менее одинаковым. Только в этом случае предварительное тестирование, если бы оно все же было проведено, дало близкие результаты.

Представим, что второй вариант эксперимента проводился с группами из первого варианта эксперимента. А воздействия ролика мы бы определяли лишь по разности «КТЭ − КТК». У нас получилось бы 16 – 12 = 4. То есть совсем другие результаты, хотя группы были бы те же, что и в первом варианте. Дело в том, что различие в результатах предварительного тестирования этих группы – 6 «за» и 10 «за» – означает, что группы слишком разные по составу.

А вот если бы группы были одинаковыми по составу, то и результаты предварительного тестирования были бы примерно одни и те же. И вот тогда разность «КТЭ − КТК» показала бы величину реального воздействия рекламного ролика. Пусть результаты предварительного тестирования в обеих группах, если бы оно состоялось, были бы равны 10 «за». И пусть разность между результатами контрольного тестирования «КТЭ − КТК» равнялась бы по-прежнему 6 (18 – 12). Эта разность действительно была бы показателем воздействия ролика.

Итак, подчеркнем важность при втором варианте эксперимента одинакового состава экспериментальной и контрольной групп. К способам подбора таких одинаковых групп мы переходим в следующем параграфе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.