Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие Хи-квадрата




Связь двух номинальных переменных с двумя значениями.

Тема 15. Анализ связей между номинальными переменными

 

1. Связь двух номинальных переменных с двумя значениями. Понятие Хи-квадрата.

2. Связь двух номинальных переменных, имеющих больше двух значений.

3. Связь между несколькими номинальными переменными.

 

Напомним, чем отличается описательное исследование от аналитического. В первом случае мы строим перечневые таблицы и графики и получаем представление о ситуации в целом. Например, мы можем выяснить на основании табл. 15.1, что примерно половина респондентов (45,4%) характеризуют состояние медицинского обслуживания положительно, а другая половина респондентов (47,4%) характеризуют состояние медицинского обслуживания отрицательно (см. анализ такой таблицы в теме 12).

Таблица 15.1

 

Как Вы сегодня оцениваете состояние медицинского обслуживания? (Переменная X) Абс. числа %
1. Положительно   10,5
2. Скорее положительно, чем отрицательно   34,9
3. Скорее отрицательно, чем положительно   31,7
4. Отрицательно   15,7
5. Затрудняюсь ответить   7,1

 

Мы выясняем также, что чуть больше 40% респондентов в случае появления проблем со здоровьем, обратятся в первую очередь к родственникам, друзьям и знакомым, а чуть больше трети респондентов в такой же ситуации обратятся в поликлинику по месту жительства (табл. 15.2).

Таблица 15.2

 

В случае появления проблем со здоровьем, к кому Вы обратитесь в первую очередь?(Переменная Y) Абс. числа %
К родственникам, друзьям, знакомым, имеющим опыт такого же рода недомоганий.   42,1
В поликлинику по месту жительства.   35,7
Затрудняюсь ответить.   21,0

 

При аналитическом же исследовании нас интересуют связи между ответами различных подгрупп респондентов. И важно, чтобы эти связи были статистически значимыми.

Мы, например, можем сделать напрашивающееся предположение, что из той подгруппы респондентов, которые в целом отрицательно оценивают состояние медицинского обслуживания, значительная часть, скорее всего, выбрала ответ, что в сложной ситуации они обратятся к родственникам, друзьям и знакомым. Далее мы можем попробовать подтвердить или опровергнуть это предположение, используя различные коэффициенты связи, а на следующем шаге выяснить, насколько величина полученного коэффициента связи между двумя переменными – «оценка состояния медицинского обслуживания» и «куда обратиться в случае появления проблем со здоровьем» – является статистически значимой, т. е. неслучайной.

Проделаем это. Для начала рассмотрим таб. 15.3.

Таблица 15.3

 

Переменная Х Переменная Y Всего
Y 1 Y 2
Х 1 a b a + b
Х 2 c d c + d
Всего a + c b + d a + b + c + d

 

В этой таблице соотносятся две переменные X и Y, каждая из которых имеет два значения: X 1 и X 2 и Y 1 и Y 2. Буквы a, b, c, d обозначают данные, которые будут проставлены в ячейках при реальном исследовании:

a – число респондентов, выбравших одновременно вариант ответа Х 1 и вариант ответа Y 1,

b – число респондентов, выбравших одновременно вариант ответа Х 1 и вариант ответа Y 2,

c – число респондентов, выбравших одновременно вариант ответа Х 2 и вариант ответа Y 1,

d – число респондентов, выбравших одновременно вариант ответа Х 2 и вариант ответа Y 2.

Таким образом, мы построили макет таблицы 2х2.

При помощи такой таблицы связь между двумя переменными можно определять двояким способом: через коэффициент Юла или коэффициент Пирсона. Вот их формулы:

 

 

Используя данные, на основе которых строилась сводная таблица об оценках состояния медицинского обслуживания, строим по образцу табл. 15.3 табл. 15.4, вписывая вместо букв a, b, c, d соответствующие числа.

В ячейке a мы поместили число тех респондентов, которые положительно оценивают состояние медицинского обслуживания, но в случае появления проблем со здоровьем обратятся тем не менее за помощью к родственникам, друзьям или знакомым.

Таблица 15.4

 

  Оценка состояния медицинского обслуживания, X Куда обратятся в случае проблем со здоровьем, Y Итого
К родств., друзьям, знакомым, Y 1 В поликлинику, Y 2
Положительно + скорее положительно, чем отрицательно, X 1 180, a 275, b 455, a + b
Скорее отрицательно, чем положительно + отрицательно, X 2 322, c 142, d 464, c + d
Итого 502, a + c 417, b + d 919, a + b + c + d

 

В ячейке b – число респондентов, которые положительно оценивают состояние медицинского обслуживания и в случае проблем со здоровьем обратятся в поликлинику по месту жительства. В ячейке c – число респондентов, которые в общем отрицательно оценивают состояние медицинского обслуживания и в случае проблем со здоровьем обратятся к родственникам, друзьям, знакомым. И наконец, в ячейке d – число респондентов, которые отрицательно оценивают состояние медицинского обслуживания, но тем не менее в случае проблем со здоровьем обратятся в поликлинику по месту жительства.

Обратим внимание, что в итоговых ячейках (они называются маргиналами) получились несколько иные числа, чем соответствующие абсолютные числа в табл. 15.1 и 15.2. Дело в том, что определенную часть данных по переменной X забрал на себя ответ «Затрудняюсь ответить» при переменной Y, а определенную часть данных по переменной Y забрал на себя ответ «Затрудняюсь ответить» при переменной X.

Теперь рассчитаем коэффициент Юла:

 

К Юла = (180х142 – 275х322): (180х142 + 275х322) = (25560 – 88550): (25560 + 88550) = –62990: 114110 = –0,55.

 

Считается, что связь является значимой, если значение коэффициента Юла выходит за пределы ±0,5. Знак плюс означает, что имеется связь между значениями переменных X 1 и Y 1, а также X 2 и Y 2. Знак минус означает наличие связи между значениями переменных X 2 и Y 1, и X 1 и Y 2.

У нас коэффициент получился 0,55 со знаком минус. Содержательно это означает, что среди тех, кто оценивает состояние медицинского обслуживания скорее отрицательно, чем положительно, или отрицательно, сравнительно больше тех, кто в случае появления проблем со здоровьем обратится скорее к родственникам, друзьям, знакомым. И соответственно, среди тех, кто оценивает состояние медицинского обслуживания положительно или скорее положительно, чем отрицательно, сравнительно больше тех, кто в случае сложной ситуации обратится в поликлинику по месту жительства.

В принципе мы получили довольно предсказуемый вывод. Конечно, отрицательно оценивающие состояние медицинского обслуживания и должны, скорее всего, обращаться к помощи друзей и родственников. Но, во-первых, эта предсказуемость вывода означает, что наша анкета валидна и результатам нашего опроса в целом можно верить.

И во-вторых, самое главное – мы измерили количественно связь между обеими переменными. Коэффициент равен –0,55, то есть не слишком выходит за пределы –0,5. А ведь коэффициент мог быть равен –0,9, и на основании такого коэффициента пришлось бы намечать оргвыводы в отношении департамента здравоохранения региона.

Теперь выясним, каким при тех же данных окажется коэффициент Пирсона. _______________

К Пирсон = (180х142 – 275х322): √ 502х417х455х464 = –62990:

___________

√44194594080 = –62990: 210255 = –0,3.

 

Когда использовать коэффициент Юла, а когда Пирсона? Коэффициент Юла проще, потому что четко намечена граница существенной связи: ±0,5. Но он неудобен в случае, если хотя бы в одной из клеток таблицы имеется очень малое по сравнению с остальными число. Тогда числитель и знаменатель в формуле будут близкими по величине и коэффициент автоматически будет стремиться к ±1, но необязательно из-за того, что связь очень высокая. Поэтому коэффициент Юла удобно применять, когда значения переменных в исходных таблицах делятся примерно поровну.

Так, в табл. 15.2 переменная «Куда обратятся в случае проблем со здоровьем» делится между двумя значениями в соотношении 42,1 и 35,7%, т. е. значениями более или менее близкими. И в табл. 15.1 сумма положительных значений (10,5 + 34,9 = 45,4) и сумма отрицательных значений (31,7 + 15,7 = 47,4) тоже примерно равны. Если же нет этого примерного равенства и есть перекос в значениях, то при дополнительном разделении данных в ячейках таблицы 2х2 могут оказаться слишком малые числа, и тогда использование коэффициента Юла будет затруднительным.

С другой стороны, считается, что коэффициент Пирсона более надежен, так как его статистическую значимость можно проверить при помощи так называемого Хи-квадрата.

Итак, как определить, много это или мало в данном случае, когда коэффициент Пирсона равен 0,3? Вообще, он может меняться от +1 до –1. А если равен нулю, значит, связи нет.

Чтобы определить это «много или мало», мы строим таблицу 2х2 с такими данными, при которых точно отсутствует связь между переменными. И затем сравниваем реальную и построенную таблицы. Это сравнение происходит через так называемый Хи-квадрат.

Хи-квадрат символически обозначается χ2. Формула Хи-квадрата следующая:

 

Здесь f0фактические числа в каждой ячейке таблицы, кроме маргиналов. Например, в нашей таблице это числа 180, 275, 322, 142.

fe – числа, ожидаемые в соответствующих ячейках, при условии, что между переменными X и Y отсутствует какая-либо связь.

Посмотрим, как определять fe.

Обозначим маргинал a + b как S X 1, маргинал c + d – как S X2, a + c – как S Y 1, b + d – как S Y 2 и сумму a + b + c + d – как S X Y. Тогда получаем следующие формулы для заполнения ячеек таблицы:

Как видим, чтобы определить ожидаемое число в определенной ячейке, нужно перемножить маргиналы при данной ячейке и разделить на сумму всех случаев.

Определяем: a = 248,5; b = 206,5; c = 254,4; d = 210,5.

Мы можем проверить правильность наших расчетов: a + b = 248,5+206,4 = 455; Аналогично можно проверить, получатся ли маргиналы 464, 502, 417.

Строим табл. 15.5, вставляя числа, соответствующие a, b, c, d.

 

Таблица 15.5

 

Оценка состояния медицинского обслуживания, X Куда обратятся в случае проблем со здоровьем, Y Всего
К родств., друзьям, знакомым, Y 1 В поликлинику, Y 2
Положительно + скорее положительно, чем отрицательно, X 1 248,5 a 206,5, b a + b
Скорее отрицательно, чем положительно + отрицательно, X 2 253,5 c 210,5 d c + d
Всего 502, a + c 417, b + d a + b + c + d

 

Так должна выглядеть таблица, если бы не было связи между оценкой состояния медицинского обслуживания и тем, куда граждане собираются обращаться в случае проблем со здоровьем.

Теперь возвращаемся к определению Хи-квадрата. Строим табл. 15.6.

 

Таблица 15.6

Определение χ2 по шагам

 

f0   fe   f0fe   (f0 –fe)2   (f0 –fe)2 fe
  248,5 –68,5 4692,25 18,88
  206,5 68,5 4692,25 22,72
  253,5 68,5 4692,25 18,51
  210,5 –68,5 4692,25 22,3
Сумма 82,41

 

Итак, Хи-квадрат получился равным 82,41. Кстати, в третьей колонке получились числа, отличающиеся только знаком. Это свойство таблицы 2х2.

Теперь нам нужно сравнить полученный Хи-квадрат с Хи-квадратом, который соответствует отсутствию статистически значимой связи между переменными. Итак, насколько число 82,41 статистически значимо?

Сначала необходимо определить степень свободы для таблицы 2х2.Степень свободы – то количество ячеек таблицы, которые достаточно заполнить, чтобы определить содержание остальных ячеек при данных маргиналах. Формула для определения степеней свободы такова:

 

df = (r – 1) х (c – 1),

 

здесь r – количество заполненных строк по горизонтали, а с – количество заполненных столбцов (кроме маргиналов). В нашем случае таблица состоит из двух строк и двух столбцов, поэтому df = (2 – 1)х(2 – 1) = 1.

Если бы таблица состояла из трех строк и двух столбцов, то степень свободы равнялась бы: (3 − 1)х(2 − 1) = 2.

Теперь можно оценить статистическую значимость полученного коэффициента Пирсона при помощи таблицы распределения Хи-квадрата (табл. 15.7). Более полный вариант таблицы распределения Хи-квадрата представлен в Приложении.

 

Таблица 15.7

Распределение χ2

 

df 0,05 0,01 0,001
1 2 3 4 5 3,841 5,991 7,815 9,488 11,070 6,635 9,210 11,345 13,277 15,086 10,827 13,815 16,266 18,467 20,515

 

Таблица содержит минимальные величины χ2, соответствующие наличию значимой связи для различных степеней свободы на уровнях 0,001; 0,01; 0,05. Уровень 0,001 означает, что мы рискуем ошибиться один раз из 1000, соответственно уровни 0,01 и 0,5 означают вероятность ошибиться один раз из 100 и пять раз из 100.

Мы видим, что значение полученного нами χ2 (82,41) значительно превышает при степени свободы, равной единице, то, что указано в таблице даже для уровня 0,001. Это значит, что взаимосвязь, которую мы определили при помощи коэффициента Пирсона, статистически значима и мы можем быть уверены, что имеем дело с закономерностью.

Почему нам при определении величины коэффициента связи между переменными дополнительно нужно еще определять Хи-квадрат и сравнивать его с Хи-квадратом на таблице? Мы определяем Хи-квадрат при данном коэффициенте и при данной величине выборки. Если бы выборка была меньше, то даже при том же самом коэффициенте связи Хи-квадрат мог оказаться меньше того, что указан в таблице. И тогда при такой выборке данный коэффициент указывал бы лишь на наличие случайной связи.

Проделаем опыт. Пусть у нас будет та же исходная таблица 2х2, но с величиной выборки в 35 раз меньше, т. е. респондентов будет не 919, а 26. Строим табл. 15.8, в клетках которой все данные тоже будут уменьшены примерно в 35 раз.

Таблица 15.8

 

  Оценка состояния медицинского обслуживания, X Куда обратятся в случае проблем со здоровьем, Y Итого
К родств., друзьям, знакомым, Y 1 В поликлинику, Y 2
Положительно + скорее положительно, чем отрицательно, X 1      
Скорее отрицательно, чем положительно + отрицательно, X 2      
Итого      

 

Определяем коэффициент Пирсона.

___________

К Пирсон = (5х4 – 8х9): √14х12х13х13 = (20 – 72): √28392 = 52: 168,5 = –0,31.

 

Итак, мы получили коэффициент связи, примерно равный прежнему, –0,3.

Теперь строим таблицу 15.9, используя формулы с маргиналами, в клетках которой будут числа, соответствующие отсутствию связи между обеими переменными.

 

Таблица 15.9

 

  Оценка состояния медицинского обслуживания, X Куда обратятся в случае проблем со здоровьем, Y Итого
К родств., друзьям, знакомым, Y 1 В поликлинику, Y 2
Положительно + скорее положительно, чем отрицательно, X 1      
Скорее отрицательно, чем положительно + отрицательно, X 2      
Итого      

 

Строим табл. 15.10 для определения Хи-квадрата.

Мы видим, что получившийся Хи-квадрат отличается от минимального Хи-квадрата в меньшую сторону (3,84 и 2,48). Это различие означает, что связь, выражаемая коэффициентом –0,31, теперь, при выборке, равной всего 26 респондентам, нельзя считать статистически даже при почти тех же самых коэффициентах связи.

 

Таблица 15.10

Определение χ2 по шагам

 

f0   fe   f0fe   (f0 –fe)2   (f0 –fe)2 fe
    –2   0,57
        0,67
        0,57
    –2   0,67
Сумма 2,48

 

Итак, Хи-квадрат позволяет определить, с какой вероятностью полученный коэффициент выражает неслучайную связь при данной величине выборки.

Вывод: при разных объемах выборки один и тот же коэффициент может выражать связь разной степени случайности. Чем больше объем выборки, тем меньший по величине коэффициент связи может оказаться статистически значимым. И наоборот, даже большой по величине коэффициент связи, но при малом объеме выборки, может не оказаться статистически значимым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.