Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции предпринимательства




ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение понятия «предприятие» в рамках Гражданского Кодекса РФ.

2. Есть ли различия между категориями «предприятие», «организация», «фирма»?

3. По каким факторам классифицируются предприятия?

4. Какие юридические лица входят в понятие «некоммерческие организации»?

5. На какие три группы делятся «коммерческие организации»?

6. Назовите особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Чем от них отличаются кооперативы и хозяйственные товарищества и общества?

7. В чем принципиальное отличие хозяйственных товариществ и

обществ?

8. В чем отличие между полными и коммандитными товариществами?

9. Какие виды хозяйственных обществ вы знаете?

10. Что представляет собой акционерное общество?

11. Чем отличаются закрытые и открытые акционерные общества?

12. Чем отличаются хозяйственные общества с ограниченной и дополнительной ответственностью?

13. Какие формы объединения предприятий вы знаете?

14. Что является внешней средой для предприятия?

15. Какую социально-экономическую миссию выполняет предприятие?

16. Что представляет собой внутренняя среда предприятия? Какие факторы на нее влияют?

17. Опишите процедуру регистрации юридического лица.

18. Опишите процедуру ликвидации юридического лица.

19. В чем сущность реорганизации юридического лица? Какие формы реорганизации Вы знаете?

 

 

В экономическую науку понятие «предприниматель» впервые ввел французский экономист Р. Кантильон в XVIII веке. Он рассматривал предпринимательскую деятельность как экономическую функцию особого рода, состоящую в приведении предложения в соответствие со спросом на различные товары [1]. Расширил представление о предпринимательстве французский ученый Ж.-Б. Сэй, который охарактеризовал его как многофункциональную деятельность, где действует лицо, «которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт».

В 90-е годы ХХ века в отечественной литературе разработано научное понимание предпринимательства как социально-экономического явления, которое трактуется как:

· экономическая категория;

· метод хозяйствования;

· тип экономического мышления и поведения;

· образ жизни;

· профессия;

· призвание;

· фактор производства;

· явление культуры;

· инструмент социального преобразования;

· система нравственно-этических ценностей.

Как социально-экономическая категория предпринимательство обладает следующими сущностными характеристиками:

1. Производство конкурентоспособной продукции (работ, услуг) на свой страх и риск.

2. Нахождение новых рынков, новых ресурсов, генерация новых идей в производстве.

3. Ориентация на индивидуальное творчество, на постоянную динамику своей деятельности.

Итак, предпринимательство – это инициативная, творческая новаторская деятельность, связанная с риском, ответственностью и конкурентной борьбой, основанная на социально-этических нормах и требованиях, направленная на создание продукта рыночной новизны с целью удовлетворения личных и общественных потребностей [1].

Предпринимательство следует рассматривать как сложную систему, в которой выделяют следующие элементы:

· субъект предпринимательской деятельности, который осуществляет определенные функции (ресурсную, организаторскую, творческую);

· объект предпринимательской деятельности, в роли которого выступают товары и услуги рыночной новизны;

· цель функционирования субъекта предпринимательской деятельности – это, как правило, «нормальная» прибыль, предпринимательский доход;

· средства достижения цели, к основным можно отнести производство и реализацию продукции (работ, услуг), а также инновационную, инвестиционную деятельность;

· результат, т.е. достижение личных целей субъекта предпринимательской деятельности и удовлетворение общественных потребностей в конкретном продукте (работе, услуге).

Ученые выделяют четыре стороны деятельности предпринимателя:

· преобразовательную;

· гностическую;

· ценностно-ориентационную;

· коммуникативную.

В результате преобразовательной деятельности должен быть произведен продукт, при этом предприниматель должен иметь информацию о соотношении спроса и предложения на него. Результатом реализации произведенного продукта является предпринимательский доход и «нормальная» прибыль.

Гностическая (познавательная) сторона деятельности предпринимателя заключается в его познании потребителя, своих способностей, уровня развития науки и техники, возможностей по реализации предпринимательской идеи.

Ценностно-ориентированная сторона деятельности предпринимателя отвечает за формирование системы ценностей, отвечающих в том числе и общественным потребностям, без которой невозможна успешная долгосрочная деятельность.

Коммуникативная сторона обеспечивает эффективное информационное пространство предпринимателя, т.е. продуктивное внутрисистемное общение и общение с внешней средой, что обеспечивает обладание информацией, без которой невозможно успешное продвижение товара на рынке.

Предпринимательство выполняет ряд функций. Определяющей является общеэкономическая функция предпринимателя, которая обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как сектора экономики и субъектов рынка.

Ресурсная функция заключается в эффективности соединении факторов производства (объективных и субъективных) посредством определенных управленческих решений.

Организационно-хозяйственная функция заключается не только в выборе наилучшей из имеющихся альтернатив факторов производства, но и в соединении новых рыночных возможностей, что предполагает новаторство, инновации, разумный риск.

Творческая функция связана с получением нового товара на основе комбинации (модификации, модернизации) имеющихся факторов, так и в результате «чистого» творчества (изобретения).

Для эффективного предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые условия.

Экономические условия определяются совокупностью спроса и предложения товаров, видами товаров, объемом и доступностью денежных средств, избытком или недостатком рабочих мест, условиями, влияющими на уровень заработной платы.

На экономическую обстановку также значительно влияют наличие и доступность инвестиционных ресурсов, уровень доходов на инвестиционный капитал, величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций, инфраструктура рынка (банки, поставщики, специализированные фирмы, оптовые и розничные продавцы).

Социальные условия определяются следующими фактами:

1. Стремление покупателя приобретать товары сформировано под воздействием вкусов и моды. На разных этапах потребности человека меняются и предприниматель ориентируется в человеческих потребностях.

2. Нравственные и религиозные нормы могут выступать в качестве ограничивающих условий предпринимательской деятельности.

Социальные условия влияют на отношение индивида к работе, заработной плате, условиям труда. Предприниматель должен участвовать в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников.

Правовые условия предполагают наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее приятные условия для развития предпринимательства. В них входит также создание региональных центров поддержки малого бизнеса, усовершенствование методов контроля и учета.

Выделяют следующие элементы процесса предпринимательства:

1. Определение и оценка возможности бизнеса:

· оценка производительности;

· анализ конкуренции;

· ценность возможности организации бизнеса для общества и предприятия;

· возможность риска и прибыли;

· согласование возможностей со знаниями, навыками, желаниями.

2. Составление бизнес-план:

· описание бизнеса;

· описание предприятия, его проблемы и возможности;

· описание отрасли (анализ конкурента);

· план маркетинга;

· план производства;

· финансовый план;

· организационный план;

· операционный план;

· заключение и расчет эффективности проекта.

3. Определение потребности в ресурсах:

· определение набора необходимых ресурсов;

· оценка имеющихся ресурсов;

· определение потребности в ресурсах;

· выбор поставщиков;

· управление поставками.

4. Управление предприятием:

· разработка стиля управления;

· внедрение системы контроля;

· разработка организационных процессов и процедур;

· регулярное проведение SWOT анализа;

· определение факторов успеха.

5. Продажа продукции (работ, услуг):

· проведение маркетинговой кампании;

· определение ценовой политики;

· формирование каналов распределения продукции;

· работа с потребителями.

Очень часто понятие «предпринимательство» ассоциируют с понятием «бизнес». Однако, по мнению многих ученых, между этими терминами существует разница, которая заключается в том, что бизнес может производить один продукт много лет, а предприниматель находится в постоянном поиске. Он источник и движущая сила бизнеса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.