Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и виды эмоций




Понятия «эмоции» и «чувства» различаются как разные ступени развития эмоциональной формы отражения действительности. Есть мнение, что эмоции – это реакция на ситуацию, на внешние раздражения, в то время как чувства выражают направленность личности и связаны с жизнью человека в обществе.

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

- сигнальная функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимическими, пантомимическими, изменениями голоса, вегетативными реакциями. Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек;

- регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия;

- оценочная функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий;

- синтезирующая функция позволяет соединить, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и функции;

- подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатляются в памяти;

- переключающая функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяются доминирующие потребности (борьба между страхом и чувством долга);

- приспосабливающая функция – эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость условий, удовлетворяющих значимые для них потребности.

Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений:

- фазность, которая проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении;

- полярность – это противоположность переживаемых чувств (радость – печаль, удовольствие – страдание и т.д.);

- особая субъективность, зависящая от личностной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация, случай в разное время могут вызвать у человека различные эмоции.

Эмоции можно классифицировать следующим образом:

По отношению к объекту – положительные, отрицательные, двойственные (противоположные) и неопределенные (ориентировочные);

По силе проявления эмоции могут колебаться от слабо выраженных, но весьма длительных настроений, до бурных аффектов, делающих человека иногда невменяемым, и до сильных и длительных страстей;

По влиянию на жизнедеятельность эмоции делятся на стенические, повышающие жизнедеятельность и дееспособность человека, и астенические – понижающие их;

По направленности чувства делятся на моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, партии, религии, к другим людям, к самому себе – любовь, ненависть и т.д.); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью – сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств); эстетические (переживания прекрасного и безобразного при восприятии искусства, явлений природы, событий общественной жизни).

По форме протекания эмоции делят на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный тон – простейшая форма, под которой понимают эмоциональную окраску, качественный оттенок психического процесса, побуждающий к их сохранению или устранению (цвета, запахи, звуки).

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства (радость, удивление, гнев и т.д.).

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов.

Фрустрация – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Она сопровождается гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать деятельность всего организма. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Фрустрация завит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него норм реагирования на жизненные трудности.

Страсть по интенсивности переживания приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью является сильное, глубокое, длительное и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели или предмета вожделения.

Стресс – впервые этот термин появился благодаря канадскому физиологу Гансу Селье. Наблюдая за больными и ставя эксперименты над животными, исследователь показал, что любые неблагоприятные воздействия на организм формируют единую универсальную систему защиты. Словом «стресс» Селье назвал состояние, в котором находится организм, испытывающий неблагоприятные экстремальные воздействия.

Согласно Селье, можно выделить три стадии адаптации к стрессовым нагрузкам:

реакция тревоги, которая мобилизует первичные механизмы защиты от вредных экстремальных воздействий;

стадия критической устойчивости, во время которой организм адаптируется к стрессору на определенный период времени, если положительный эффект не возникает, то наступает дистресс;

стадия истощения (дистресс) – неумолимое следствие воздействия достаточно сильного или достаточно долговременного стрессора, проявляющееся в полной дезорганизации деятельности.

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного стрессора. В случае длительного и непрерывного воздействия отрицательных эмоций у человека могут возникать нарушения нервной деятельности и функций внутренних органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.