Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы формирования межличностных отношений




Знание механизмов формирования межличностных отношений особенно важно для руководителя коллектива: управляя межличностными отношениями, учитывая индивидуальные особенности подчиненных, их совместимость, межличностную привлекательность (аттракцию), возможно избежать конфликтов и успешно формировать корпоративную культуру организации.

Важным для понимания динамики межличностных отношений является понятие совместимости. Различают несколько уровней совместимости:

- физиологическая совместимость (например, нам может не нравиться запах или звук голоса человека – это глубинный уровень совместимости, влиять на него крайне сложно, т.к. он может быть неосознанным);

- психофизиологический уровень – совместимость на уровне типов темперамента, что особенно важно при формировании микрогрупп, решающих общие задачи. Мы уже знаем, что ярко выраженные темпераменты встречаются достаточно редко, но если в группе все-таки есть яркий представитель определенного типа, следует учесть его особенности;

- личностный уровень совместимости предполагает совместимость ценностей и социально-нравственных норм членов группы; это по сути и есть основа корпоративной культуры. Ценностями могут быть отношение к работе и отдыху, друг к другу, отношения начальник-подчиненный и др.

- социо-культурный уровень совместимости предполагает общность интересов, вкусов, уровня образования и т.д.

Межличностные отношения складываются в процессе взаимного психологического влияния субъектов общения. Под психологическим влиянием понимается воздействие на состояния, мысли, чувства, действия другого человека с помощью исключительно психологических – вербальных и невербальных - средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Один из механизмов влияния - власть. Такая форма влияния возможна, когда один из партнеров обладает реальной возможностью применения санкций, имеет более высокий статус, т.е. обладает реальной властью (начальник – подчиненный, родитель – ребенок и др.). Властное влияние может принимать форму просьбы или аргументированного изложения своей позиции; либо это принуждение, когда с помощью угроз и лишений человека заставляют предпринять определенные действия.

Манипулирование также широко используется в качестве механизма влияния, причем для этого не обязательно обладать властью. Под манипулированием понимают скрытое побуждение партнера по общению к переживанию определенных состояний, принятию решений, выполнению определенных действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей.

Наконец, сотрудничество также может быть рассмотрено как форма влияния, однако, осуществляется это влияние в интересах обеих сторон и цивилизованными средствами – просьбами, аргументацией, демонстрацией доброжелательного отношения к партнеру, заинтересованностью в контакте и др.

Кроме того, выделяют и другие формы взаимоотношений: привязанность, дружба, любовь, соревнование, игра и др. Они отличаются друг от друга длительностью, глубиной, эмоциональной окраской, интенсивностью и др.

 

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.