Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы знаний по теории и методике физической культуры 4 страница




Понижение слуха у занимающихся физической куль­турой и спортом, сопровождающееся нарушением слу­ховой ориентации, ведет к тому, что их реакция на звуко­вой сигнал запаздывает, это может явиться причиной травмы.

В процессе регулярных занятий физическими упражне­ниями совершенствуются функции и согласованность вза­имодействия зрительного и слухового анализаторов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Сколько процентов информации, получаемой в речевой и зрительной форме, запоминает человек?

Человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме, и 25 % — в зрительной; если же оба эти способа передачи ин­формации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации.

2. Какие средства зрительной и звуковой наглядности при­меняется на уроках физической культуры?

Средства зрительной наглядности — демонстрация учителем физической культуры движений и действий (в целом и по частям), ориентиры (линии, флажки, метки, горизонтальные, вертикальные движущиеся мишени, ограничители движений по направлению и др.), учебно-наглядные пособия (плакаты, рисунки), учебные ви­деофильмы и др. Они содействуют, главным образом, уточнению пространственных (положение тела и его частей, направление, амп­литуда, траектория) и пространственно-временных (скорость и уско­рение) характеристик движений.

Средства звуковой наглядности: хлопки руками, словесный сиг­нал, музыкальный такт и др. Звуковая наглядность имеет преимуще­ственное значение в уточнении временных (длительность движений и темп) и ритмовых характеристик двигательных действий, сущест­венно дополнят зрительную наглядность.

 

Вопрос 19. Для чего проводятся физкультурные минутки и физкультурные паузы и какие упражнения в них включаются?

Физкультурные минутки и физкультурные паузы — это кратковременные сеансы физических упражнений, вводи­мые в режиме дня преимущественно в качестве активного отдыха для поддержания работоспособности человека. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности ум­ственной или физической работы, активизация двигатель­ных функций при однообразных статических положениях тела, предупреждение нарушения осанки.

На общеобразовательных уроках в школе и при выполнении домашних заданий у учащихся проявляется три вида утомления: утомление зрения (наступает в основном в нача­ле учебного дня); утомление мышц кисти при письме (на­растает к середине учебного дня); общее утомление мышц при длительной статической «сидячей» работе» (проявляет­ся преимущественно в конце учебного дня).

Физкультурные минутки проводятся на общеобразо­вательных уроках (особенно в начальных классах) при появлении первых признаков утомления (нарушение вни­мания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет учитель, проводящий урок. Комплексы физ­культминуток состоят из 3—5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полупри­седания и приседания с различными движениями рук), повторяемых по 4—6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1—2 мин. Упражнения активизи­руют дыхание, кровообращение и обмен веществ в орга­низме.

В старших классах проводятся физкультурные паузы: (например во время занятий в учебно-производственных мастерских). Комплексы состоят из 5—7 физических уп­ражнений и проводятся в течение 3—5 мин.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы проводятся и во время выполнения домашних заданий, после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младше­го возраста и через 40—45 мин работы со школьниками среднего и старшего возраста.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие органы и группы мышц испытывают значительную нагрузку у учащихся во время школьных уроков?

Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зре­ния и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в ста­тическом напряжении; мышцы кисти работающей руки.

 

 

Вопрос 20. Что понимается под «правильной осанкой», с помощью каких упражнений осуществляют ее формирование и профилактику нарушения?

Осанка — это привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе, беге. Формируется в процессе роста, раз­вития и воспитания (в период от 5 до 18 лет).

Осанка считается правильной, если голова слегка при­поднята, грудная клетка развернута, плечи находятся на од­ном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, со­ставляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Для неправильной осанки характерны следующие при­знаки: выдвинутая за продольную ось тела голова (опущен­ная или запрокинутая голова); сведенные вперед, напря­женно поднятые плечи или асимметричное положение плеч; выпяченный живот, излишне увеличенный пояснич­ный изгиб, отставленный назад таз; круглая спина и запав­шая грудная клетка.

Правильная осанка во многом определяет здоровье че­ловека. Она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечиваю­щих систем, является одной из форм проявления нормального физического состояния и развития человека.

Нарушение осанки — это незначительные отклонения в положении позвоночника. При нарушении осанки мы­шечный аппарат начинает неправильно функционировать, дети школьного возраста плохо переносят физические на­грузки, быстро устают и могут жаловаться на боли в спине.

Неправильная осанка способствует раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У школьников с нарушением осанки, как пра­вило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы.

неэластичные связки, снижены амортизационные способ­ности нижних конечностей и, что особенно важно, позво­ночника.

Для профилактики и исправления нарушений осанки используется целый комплекс физических упражнений для мышц туловища (спины, брюшного пресса), верхних и ниж­них конечностей, с предметами (гимнастическая палка, мяч, обруч), висы на гимнастической стенке, упражнения лежа на наклонной плоскости и стоя на четвереньках, а также по­движные игры с мячом, ходьба на лыжах.

Первым упражнением в занятиях с детьми всегда долж­но быть упражнение на ощущение правильной осанки. Оно дает возможность принять позу, соответствующую правильной осанке, и запомнить ее. В качестве примера приведем несколько таких упражнений.

1. Встать спиной к стене так, чтобы ее касались заты­лок, лопатки, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощу­тить принятое положение и запомнить его. Отойти от сте­ны и сохранить эту позу в течение 10—30 с.

2. Стоя у стены в положении правильной осанки, при­сесть и встать.

3. Стоя у стены в положении правильной осанки, отво­дить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.

Формированию осанки хорошо помогают упражнения с удержанием груза на голове (весом 150-200 г). Груз (на­пример книгу) кладут на голову (ближе ко лбу), что позво­ляет контролировать положение тела, так как при малей­шем отклонении от правильного положения груз падает. Вот несколько упражнений.

1. В положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до противоположной стены и об­ратно, обойти стул, стол и т.д.

2. Удерживая груз на голове, медленно присесть и встать.

3. Стоя на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону, назад.

4. Стоя на одной ноге, другую согнуть и подтянуть к жи­воту.

5. Повороты кругом сначала медленно, а затем быстро.

Исправление дефектов осанки возможно только с помо­щью специальной (корригирующей) гимнастики. При суту­лой осанке необходимо выполнять упражнения, способству­ющие увеличению подвижности верхней части позвоночни­ка, акцентируя внимание на его выпрямлении, укреплении мышц плечевого пояса, развитии их статической силы.

При лордотической (прогнутой) осанке рекомендуются наклоны вперед и сгибание тела в тазобедренных суставах для укрепления мышц брюшного пресса, упражнения на растягивание мышц задней поверхности туловища (по­следние способствуют уменьшению поясничного изгиба позвоночника).

При нарушениях осанки и сколиозе с целью разгрузки позвоночника, тренировки мышц спины и живота реко­мендуется плавать в течение 30-45 мин 3-4 раза в неделю. Лучше всего плавать на спине, выполняя гребки двумя ру­ками одновременно, или брасом.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое «статическая сила»?

Статическая сила — это сила, проявляемая в условиях, когда дли­на мышцы при ее напряжении остается постоянной, а тело человека не изменяет своего положения в пространстве.

2. Что такое сколиоз?

Сколиоз — это боковое искривление позвоночника.

 

Вопрос 21. Что понимается под общей физической подготовленностью и как она влияет на успешность в трудовой деятельности?

Под общей физической подготовленностью понимается состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физи­ческой работоспособностью, хорошим развитием физичес­ких качеств, разносторонним двигательным опытом.

Высокий уровень общей работоспособности, базирую­щийся на крепком здоровье и нормальном (соответствую­щем естественным закономерностям) физическом разви­тии человека, является одним из решающих условий высо­кой продуктивности труда (умственного и физического). У человека, имеющего хорошую физическую подготовлен­ность, хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена, более устойчивы и менее подвержены утомлению такие психические процессы как внимание, па­мять, мышление.

Хорошее развитие физических качеств необходимо во многих видах профессиональной деятельности, где специ­алистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость.

Разносторонний двигательный опыт способствует быс­трому и качественному освоению различных трудовых на­выков, освоению смежных профессий, повышению эф­фективности труда и двигательной культуры.

Общая физическая подготовленность оказывает благотворное влияние на интенсивность и производительность труда. Это связано с тем, что у занимающихся физической культурой уровень функциональных возможностей, физи­ческая и эмоциональная устойчивость, координация дви­жений значительно выше средних величин. Кроме того, они обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичных рабочих движений и действий.

Современная технизация труда не снимает, а в определенном аспекте усугубляет необходимость физической подготовки к трудовой деятельности. Чем дальше развива­ется научно-техническая мысль, тем больше человека ок­ружает искусственная техническая среда. Медики и био­логи обращают особое внимание на ряд явлений, отрица­тельно сказывающихся не только на здоровье человека, но и на его профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменений условий со­временной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное воз­никновение заболеваний.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Поэтому для достижения высокопроизводительного труда в избранной профессии необходима хорошая общефизиче­ская подготовленность специалиста (работника).

 

Вопрос 22. Расскажите о самостоятельных занятиях по общей физической подготовке, какие используются упражнения, как они распределяются во время занятий.

Под самостоятельностью понимают осуществление че­ловеком какой-либо деятельности без посторонней помо­щи. На занятиях физической культурой она проявляется в самостоятельной постановке задач, самостоятельном вы­боре средств и методов их решения, самостоятельном кон­троле за ходом их решения, самостоятельной организации мест занятий и подготовке соответствующего инвентаря и оборудования.

Общая физическая подготовка — это процесс совершен­ствования физических качеств (силы, быстроты, выносли­вости, гибкости, ловкости), направленный на всесторон­нее физическое развитие человека.

Самостоятельные занятия по общей физической под­готовке направлены на улучшение физического развития, повышение физической работоспособности и функцио­нальных возможностей, основных жизнеобеспечиваю­щих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена.

В процессе самостоятельных занятий общей физичес­кой подготовкой увеличиваются объем легочной ткани, со­кратительные свойства дыхательных мышц, дыхательный объем, повышается жизненная емкость легких, увеличива­ются сеть капиллярных сосудов и объем сердца, утолщает­ся сердечная мышца, повышаются ее сократительные свойства и минутный объем крови, увеличивается количе­ство энергоисточников в мышцах (клеток митохондрий), а также мощность и энергоемкость мышц, повышается способность совершать работу при относительно недоста­точном поступлении кислорода к работающим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интен­сивной мышечной работы.

Основным содержанием самостоятельных занятий по общей физической подготовке является выполнение физи­ческих упражнений с направленностью на комплексное развитие физических качеств, а также на повышение воз­можностей дыхательной системы и системы кровообраще­ния, улучшение обменных процессов.

Для развития силы используют упражнения:

1) с отягощением весом собственного тела, например подтягивание в висе на перекладине, сгибание и разгиба­ние рук в упоре лежа, приседания, прыжки;

2) с дополнительными отягощениями (штанга, гири, гантели и др.) на развитие различных мышечных групп, на­пример приседания, выпады, наклоны, повороты с удержа­нием штанги на плечах.

Для развития быстроты применяют упражнения, вы­полняемые с максимально возможной скоростью, напри­мер бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м), эстафетный бег, передача и ловля баскетбольного мяча в быстром темпе (на месте и в движении), подвижные игры типа «День и ночь», «Вороны и воробьи» и др.

Для развития выносливости применяют упражнения, выполняемые с небольшой скоростью, но относительно длительное время, например бег в равномерном темпе на 2—3 км и более, бег по пересеченной местности (кросс) в те­чение 25—30 мин, передвижение на лыжах 3—5 км, плавание на 200-300 м.

Для развития гибкости используют упражнения, требу­ющие растягивания мышц и связок, различных движений в суставах, например маховые движения прямыми ногами, пружинистые наклоны вперед с касанием ладонями пола, выкруты гимнастической палки, мост из положения лежа на спине и др.

Для развития ловкости применяют физические упражне­ния, требующие точного воспроизведения движений по про­странственным, временным и динамическим характеристи­кам (например метание мяча в цель или на заданное расстоя­ние), а также перестроения движений в зависимости от внешних условий (например действия игрока во время по­движной и спортивной игры).

Структура самостоятельных занятий по общей физиче­ской подготовке состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Содержание подготовитель­ной и заключительной частей зависит преимущественно от основной части занятия.

В подготовительной части занятия выполняется раз­минка, основная задача которой проработать (разогреть) все мышечные группы и системы организма и вывести их на более высокий уровень функционирования. В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочеред­ным воздействием на основные мышечные группы и по­степенным нарастанием нагрузки: медленный бег, упраж­нения для рук и плеч, затем для ног и туловища, прыжки. Завершается разминка упражнениями на «расслабление» и дыхательными упражнениями.

В основной части занятия используются упражнения на развитие физических качеств. Эти упражнения выполняют­ся в определенной последовательности: сначала на развитие быстроты и гибкости, затем силы и в конце выносливости. Частота сердечных сокращений в основной части занятия может достигать 150—170 уд./мин.

В заключительной части занятия выполняются упраж­нения на снижение функциональной активности организ­ма и приведение его в нормальное после рабочее состояние. Для этого используются дыхательные упражнения, мед­ленный бег и ходьба в чередовании с дыхательными упраж­нениями.

 

Вопрос 23. Правила подготовки мест занятий по физической культуре, выбора спортивной одежды и обуви.

Исходя из гигиенических требований и требований по обеспечению безопасности и удобства выполнения физи­ческих упражнений, необходимо соблюдать следующие ос­новные правила подготовки мест занятий по физической культуре:

1) специальные физкультурно-спортивные помещения (спортивные и тренажерные залы, легкоатлетические и футбольные манежи и др.) должны быть чистыми и хоро­шо проветренными;

2) температура в физкультурно-спортивных помещени­ях должна соответствовать гигиеническим требованиям, т.е. составлять +14—+18°С;

3) используемый инвентарь и оборудование следует рас­полагать на площадке (в зале) таким образом, чтобы рас­стояние между спортивными снарядами позволяло зани­мающимся свободно выполнять на них физические упраж­нения, не мешая друг другу;

4) места занятия должны быть равномерно освещены, источник света (например, солнце) не должен ослеплять за­нимающихся во время выполнения упражнений;

5) при организации самостоятельных занятий на необо­рудованных местах (в естественных условиях) необходимо тщательно проверить, нет ли канав, ям, выступов и посто­ронних предметов (камней, битого стекла, жестяных ба­нок, щепок, веток от деревьев, и т.п.), которые могут стать причинами травм, и подготовить это место соответствую­щим образом или выбрать новое;

6) перед занятиями по прыжкам в длину и тройному прыжку с разбега необходимо предварительно перекопать (взрыхлить) песок в прыжковых ямах и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут послужить причиной травмы (камней, битого стекла, обрезков металла);

7) гимнастические снаряды должны быть хорошо укреп­лены и проверены перед занятием; во время занятий на гимнастических снарядах надо постелить возле них гимнас­тические маты (особенно в местах соскоков и возможных падений), причем уложить их с плотной стыковкой, без ще­лей между ними;

8) при выборе трассы для занятий лыжной подготовкой необходимо предусмотреть, чтобы она проходила в защи­щенном от ветра месте (особенно на спуске), не пересека­ла замерзшие водоемы, густые заросли кустарника, шос­сейные и грунтовые дороги. Ширина трассы должна быть не менее 3 м, а при поворотах и спусках — не менее 5 м.

При выборе спортивной одежды для занятий физически­ми упражнениями руководствуются следующими правила­ми. Спортивную одежду подбирают в зависимости от мес­та занятий (на воздухе или в помещении). Одежда должна быть легкой и удобной, соответствовать росту занимающе­гося, не сковывать движения. Кроме того, она должна ре­гулировать теплообмен, сохраняя тело сухим и не давая ему перегреваться. На занятиях в помещении или на воз­духе в хорошую теплую погоду спортивная одежда может состоять из майки и трусов, хлопчатобумажного или лег­кого шерстяного костюма. Для занятий на воздухе зимой надо подбирать одежду с высокими теплозащитными и ве­трозащитными свойствами. При этом нательное белье должно быть из ткани, которая хорошо поглощает пот с поверхности тела.

Для занятий лыжной подготовкой необходимы лыжный комбинезон или трикотажный костюм, теплое нижнее бе­лье, лыжная шапочка, варежки, теплые шерстяные носки.

В настоящее время в физической культуре и спорте при­меняется термобелье (трусы, майка или рубашка с длинны­ми рукавами, носки), изготовленное из специальных тка­ней, которое позволяет заниматься физическими упражне­ниями в любую погоду: от летней жары и до —15 °С и ниже. Благодаря особому плетению и материалу ткань как бы приспосабливается к температуре среды и интенсивности потоотделения, активно выводит влагу с поверхности тела при аэробных нагрузках. В холодную погоду такое белье за­держивает тепло и удаляет влагу, предохраняет от переох­лаждения, в жаркую выводит избыточное тепло, влагу, пре­дохраняет от перегрева. Кроме того, оно не вызывает аллер­гии и препятствует появлению неприятного запаха, так как обрабатывается антибактериальным составом.

Спортивную обувь для занятий физическими упражнения­ми необходимо выбирать следующим образом. Обувь долж­на хорошо облегать ногу, плотно на ней удерживаться (но не пережимать, не затруднять кровообращение). Подошва обуви не должна скользить по поверхности спортивной площадки. Лучшей обувью для большинства видов спорта считается кожаная.

Обувь должна соответствовать не только погодным условиям, но и особенностям содержания занятий. На­пример, занятия по гимнастике лучше проводить в гимнас­тических тапочках, а занятия по спортивным играм, оз­доровительным бегом — в специальных кроссовках. Спор­тивная обувь должна быть удобной, легкой, прочной (износоустойчивой), эластичной, обеспечивать сцепление с землей и хорошо вентилируемой. В настоящее время по­явилось множество кроссовок из синтетических материа­лов, которые плохо пропускают воздух, ноги в них букваль­но «варятся» через 15-20 мин интенсивных занятий, а это вызывает нарушение терморегуляции (перегревание сто­пы) и кровообращения в ногах.

Основа безопасности при активных занятиях физичес­кими упражнениями — система амортизации в кроссовках в виде воздушных камер. Камеры располагаются в разных частях обуви, и при нажатии в них нагнетается воздух, кото­рый снижает силовые нагрузки и предохраняет связки и мышцы от травм.

Для занятий физическими упражнениями в условиях слякоти и снега применяются теплые и непромокаемые кроссовки, например зимние кроссовки-бутсы с двойной подошвой (снаружи — рельефная подметка для устойчиво­сти, внутри — из гибкой резины), верхом из водоотталки­вающего материала (кожи) и утеплителем. Зимние крос­совки-бутсы способны выдерживать мороз до —32 °С.

Для занятий зимними видами спорта обувь должна за­щищать ногу от переохлаждения. Поэтому подбирают ее на размер больше с тем расчетом, чтобы на обычные носки можно было надеть еще и шерстяные.

Несоблюдение правил выбора и подготовки мест заня­тий, правил подбора спортивной обуви очень часто приводит к травмам во время занятий физическими упражнениями

 

Вопрос 24. Расскажите о гигиенических требова­ниях к одежде, обуви и спортивному инвентарю для самостоятельных занятий физическими упражнениями (по выбору: по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике).

Подбор одежды и обуви при занятиях физическими уп­ражнениями отражается на работоспособности занимаю­щихся. Поэтому они должны соответствовать определен­ным гигиеническим требованиям.

Гигиенические требования к одежде таковы. Одежда должна быть чистой, легкой и достаточно свободной, не за­труднять движений, дыхания, кровообращения, предохра­нять от травм. Основное требование к ткани для спортив­ной одежды: теплопроводность, воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность поглощать водяные па­ры). Такими свойствами в наибольшей степени обладают хлопчатобумажные и шерстные ткани.

Необходимо, чтобы спортивная одежда соответствовала климатическим условиям. В холодное время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое — не препятствовать теплоотдаче.

Гигиенические требования к обуви состоят в следующем. Обувь должна быть удобной, легкой, прочной и эластич­ной, хорошо вентилируемой, а также обладать достаточны­ми тепло- и водозащитными свойствами (например обувь для занятий лыжной подготовкой). Обувь не должна стес­нять стопу, затруднять кровообращение, приводить к по­тертостям и образованию мозолей.

Лучшим материалом для спортивной обуви является на­туральная кожа, которая обладает мягкостью, хорошей ги­гроскопичностью и способностью сохранять форму и раз­меры после увлажнения и последующего высушивания. Резиновая обувь менее гигиенична, так как непроницаема для воздуха, ноги в ней потеют. Спортивную одежду и обувь необходимо регулярно, значительно чаще, чем по­вседневную, стирать и чистить. Надевать их следует только для занятий физическими упражнениями и участия в со­ревнованиях. Недопустимо спортивную одежду и обувь использовать в качестве повседневной.

Загрязненная одежда способствует возникновению кожных заболеваний, а при наличии источника инфекции служит причиной ее распространения.

Гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию заключаются в следующем. Спортивное оборудование, снаряды и инвентарь должны быть в ис­правном состоянии. На них не должно быть повреждений, трещин, изломов, зазубрин, неровностей и других дефек­тов, которые могут привести к травмам. Размер спортив­ных снарядов и инвентаря (гантели, набивные мячи, ска­калки, лыжи, лыжные палки и др.), а также их вес должны соответствовать росту, возрасту, полу, индивидуальным возможностям занимающихся.

 

Вопрос 25. Расскажите, какую первую помощь необходимо оказывать при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями.

При занятиях физической культурой случаются различ­ные виды травм. Поэтому важно уметь оказывать первую (доврачебную) помощь.

«Травма» — слово греческое и переводится как «рана, повреждение».

По статистическим данным из числа занимающихся фи­зической культурой и спортом около 4,7 % получают травмы.

Среди травм опорно-двигательного аппарата чаще всего встречаются ушибы.

Ушибы представляют собой механическое повреждение мягких тканей, сопровождающееся разрывом мелких кро­веносных сосудов. Особенно страдают мягкие ткани, при­касающиеся к подлежащей кости. В основном они возни­кают в результате падений, ударов о спортивные снаряды.

Характерными признаками являются боль, увеличиваю­щая при движении, припухлость, изменение цвета кожи в результате кровоизлияния (кожа синеет), нарушение функции в области суставов и конечностей.

При оказании первой помощи необходимо:

1. Обеспечить полный покой ушибленному органу, на­пример, поврежденную руку следует подвесить на косынке.

2. При наличии на месте ушиба ссадин смазать их йо­дом или раствором бриллиантовой зелени.

3. На место ушиба приложить холод (полотенце, смо­ченное в холодной воде и слегка отжатое, кусочки льда, по­мещенные в целлофановый пакет и т.п.) или опрыскать ме­сто повреждений струей хлорэтила. Холод вызывает суже­ние сосудов.

Перед тем как открыть ампулу с хлорэтилом, кожу ушибленного места надо смазать вазелином (во избежание обморожения). Затем следует отпилить верх ампулы и тон­кой струей, держа ампулу на расстоянии 30-40 см от по­верхности кожи, опрыскивать место повреждения до тех пор, пока кожа не побелеет (в течение 1—2 мин).

4. Наложить давящую повязку.

5. При наличии гематомы (подкожного кровоизлияния) на вторые-третьи сутки к месту ушиба прикладывают тепло (например, грелку с горячей водой) или согревающие мази.

Кровотечение — истечение крови из кровеносных сосу­дов из-за нарушения их целости. Различают капиллярное, венозное, артериальное и внутреннее кровотечение (см. табл. 3).

Наиболее сильное кровотечение наблюдается при по­вреждениях артерий (артериальное кровотечение).

При потере более литра крови создается угроза для жиз­ни человека.

При оказании первой помощи при наружных кровотечениях возможна только временная остановка кровотечения на пе­риод, необходимый для доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Остановить кровотечение можно различными способами:

1) приподнять поврежденную часть тела по отношению к туловищу;

 

Таблица 3

Виды кровотечений и их особенности

Вид кровотечения Особенности кровотечений
1. Капиллярное кровотечение Повреждаются мелкие кровеносные сосу­ды. Вся раненая поверхность кровоточит, как губка. Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается
2. Венозное кровотечение Цвет струи крови темный из-за высокого содержания в венозной крови гемоглоби­на, связанного с углекислым газом. Сгуст­ки крови, возникающие при повреждении, могут смываться током крови, поэтому возможна большая кровопотеря
3. Артериальное кровотечение Распознается по пульсирующей струе яр­ко-красной крови, которая вытекает с большой скоростью
4. Внутреннее кровотечение Кровотечение в полость организма (брюш­ную, грудную) из поврежденных органов (легких, печени, селезенки и др.). Признаки: липкий холодный пот, блед­ность, дыхание поверхностное, пульс час­тый и слабый

2) наложить давящую повязку на кровоточащий сосуд в месте повреждения:

3) прижать пальцем повреждённую артерию к подлежа­щей кости;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.