Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несовершенная конкуренция и ее формы 1 страница




В современных условиях преобладает несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция — это состязание между двумя и более производителями за источники сырья, вы­годные условия сбыта с целью получения прибыли.

При несовершенной конкуренции производители (потребители) влияют на изменение цен.

Основные условия несовершенной конкуренции:

1. На рынке действует ограниченное число произво­дителей

2. Существуют экономические условия (барьеры: естественные монополии, государственные налоги и лицензии) проникновения в данное производство.

3. Рыночная информация искажена и необъективна.

Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, так как ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получе­ния монопольной прибыли.

Наибольшее распространение в современных условиях получили три типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Чистая монополия противоположна совершенной конкуренции. Она характеризуется тем, что на рынке присутствует только одна фирма, отсутствуют товары-заменители и существуют барьеры проникновения в дан­ное производство.

В этих условиях чистая монополия имеет исключи­тельное право на какой-либо ресурс. При этом наличие барьеров избавляет ее от конкурентной борьбы. В резуль­тате создаются условия для монополизации рынка В условиях чистой монополии главной проблемой яв­ляется выбор цены. Для решения этой задачи необходимо выполнить два условия:

• определить объем выпускаемой продукции и созна­тельно его ограничить, так как с ростом продаж снижается цена;

• разработать и реализовать ценовую стратегию, на­правленную на установление максимально высокой цены.

Оба условия выполнимы благодаря монопольному положению фирмы.

Вместе с тем чистая монополия имеет существенный недостаток с точки зрения удовлетворения общественных потребностей. Он состоит в том, что потребители получат меньше продукции, а ее цена значительно возрастет. При этом будут недоиспользованы производственные мощности, а потери от использования меньшего количества ресурсов станут потерями «мертвого груза».

Кроме того, важной особенностью является то, что чистая монополия снижает стимулы к техническому со­вершенствованию производства, улучшению качества продукции, так как всякая конкуренция отсутствует. Это явление получило название Х-неэффективность (X. Лейбенстайн).

Наконец, в условиях чистой монополии нарушается конкурентное равновесие рынка, что делает необходимой реализацию государственной антимонопольной политики.

Таким образом, в условиях чистой монополии про­исходит нарушение рыночного равновесия, интересов потребителей и производителей и как следствие — проис­ходит сокращение общественного благосостояния.

Разновидностью монопольного производства является монополистическая конкуренция, в которой сочетаются элементы монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция имеет следующие признаки.

1. На рынке господствуют множество фирм, сговор о ценах между которыми невожможен. Отсутствуют барьеры входа и выхода.

2. Существует дифференциация продукта. Это значит, что никакие две фирмы не производят одинаковый товар.

3. Важное значение приобретает неценовая конкурен­ция (фирменная марка, реклама, условия продажи).

4. Объем производства и цены находятся под влиянием конкуренции и монопольной власти каждого производи­теля.

В целом монополистическая конкуренция сочетает в себе значительную долю конкуренции с небольшой до­лей монопольной власти, что способствует ее широкому распространению в современных условиях хозяйствования.

В российских рыночных условиях хозяйствования чаще встречается олигопольный тип несовершенной кон­куренции.

Олигополия — тип конкуренции, при которой домини­руют несколько продавцов (3—5), доля которых в общем объеме продаж так велика, что изменение в объеме продаж ведет к изменению цен.

Главный признак олигополии — господство на рынке малого числа фирм. Основная причина существования олигополии — наличие эффекта от масштаба. Это означает, что для достижения выгоды (получения прибыли) фирме барьерам относятся: наличие лицензии, патента; владение территорией, где находятся сырьевые источники.

Различают два вида олигопольной конкуренции.

• конкуренция производителей одинакового товара;

• конкуренция производителей дифференцированно­го товара (автомобильная промышленность, производство стали, пива, компьютеров).

Наличие олигопольной конкуренции означает, что между производителями существует взаимозависимость, обусловленная объемом производства, продаж и инвестиций.

Чтобы избежать негативных последствий несовершенной конкуренции государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование — это комплекс эко­номических, административных и законодательных мер осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, уг­рожающей нормальному функционированию рыночно­го механизма.

Антимонопольное регулирование состоит из сле­дующих уровней:

§ концентрации и монополизации производства, подконтрольных государству, но не являющихся его приоритетным направлением, так как необходимо стремиться к естественному рыночному регулированию экономики;

§ стратегии и тактики организаций — это область труднодоступна для государственного регулирования, которое может ограничиваться не принудительными, а рекомендательными мерами;

§ внешнеэкономической деятельности организа1ий, более всего подконтрольной государству и являющейся одним из звеньев формирования внешнеторговой политики государства, что должно опре­делять особое значение этого уровня.

Выделяют следующие цели антимонопольного регулирования:

§ соблюдение баланса интересов потребителей (дос­тупные цены) и организаций (финансовые резуль­таты, привлекательные для кредиторов и новых ин­весторов);

§ стимулирование организаций к сокращению издер­жек и излишней занятости;

§ улучшение качества обслуживания и товаров;

§ повышение эффективности инвестиций;

§ создание условий для развития конкуренции;

§ осуществление контроля за проведением конкурсов, торгов, аукционов при размещении заказов на по­ставки продукции для государственных и муници­пальных нужд;

§ совершенствование правового регулирования ис­пользования государственных средств для расшире­ния конкурентной среды;

§ создание эффективной внешнеторговой политики государства;

§ исключение недобросовестных методов конкурент­ной борьбы.

К методам антимонопольного регулирования относятся:

§ законодательно-правовые, представленные антимонопольным законодательством и системой органов законодательной, исполнительной и судебной вла­сти, которые осуществляют антимонопольный контроль;

§ нормативно-ориентирующие, включающие прави­тельственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии, государственные тендеры. Ос­новная черта нормативно-ориентирующего регули­рования конкуренции — стимулирование предпри­нимательской активности организаций, которым оказываются финансовая, материальная поддерж­ка, информационное, консультативное содействие;

§ ценовые, включающие прямое определение цен или назначение их предельного уровня. Государствен­ное регулирование цен существует в отраслях ес­тественных монополий;

§ налогово-таможенные, к которым относится налогово-таможенная политика. Ее правильное проведе­ние может способствовать снижению монополиза­ции некоторых отраслей

Контрольные вопросы:

1.Что такое монополистическая конкуренция и каковы ее основные черты?

2. Что такое олигополия и каковы ее основные характеристики?

3. Что такое совершенная конкуренция? Назовите ее харак­терные черты.

4. Каковы основные условия несовершенной конкуренции?

5. Назовите цели антимонопольного регулирования.

6. Назовите основные методы антимонопольного регулирования?

Тестовые задания

1. Рыночная конкуренция — это:

 

а) способ повышения эффективности использования ограниченных ресурсов общества;

б) борьба производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции;

в) борьба потребителей за доступ к товарам;

г) форма взаимоотношений между товаропроизводителями в условиях плановой экономики

 

2.К методам «добросовестной» конкуренции относится:

 

а) продажа по ценам ниже издержек производства;

б) снижение цены на основе снижения издержек производства;

в) повышение качества продукции;

г) недобросовестное копирование товаров, про изводимых конкурентами,

 

3. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продук­ции, то это:

 

а) приведет к снижению рыночной цены продукта;

б) сократит рыночное предложение, но не окажет никакого влияния на цены;

в) приведет к росту рыночной цены;

г) сократит рыночное предложение и повысит цену продукта.

 

4.. Совершенная конкуренция предполагает, что:

 

а) на рынке действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;

б) есть только один покупатель данной продукции;

в) отсутствуют входные барьеры на рынок;

г) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена.

 

5. Когда множество продавцов на рынке несовершенной конкуренции противостоит множеству покупате­лей, то это:

 

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) монопсония;

г) олигополия.

 

6. Какой из критериев является показателем монопольного положения фирмы:

а) величина финансовых активов;

б) получаемый доход;

в) численность работников;

г) объем продаж на рынке?

 

7. Для олигополии характерно:

 

а) производство единственного вида товара;

б) контроль над ценами, ограниченный взаимозависимостью;

в) наличие на рынке нескольких продавцов;

г) свободный вход на рынок и выход из него,

 

8. Естественная монополия — это состояние рынка, при котором:

 

а) есть один продавец;

б) есть один покупатель;

в) конкуренция неэффективна;

г) конкуренция эффективна.

 

 

9.Что из перечисленного служит признаком только чистой монополии:

 

а) один продавец и один покупатель;

б) дифференциация продукции;

в) уникальность продукции;

г) ценовая взаимозависимость.

 

10.К экономическим мерам, осуществляемым государством для поддержания конкуренции и борьбы с
монополией следует отнести:

 

а) запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;

б) поощрение создания товаров-заменителей;

в) принудительная демонополизация (дробление);

г) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр. 128-168

2. Липсиц И.В. Экономика для вузов – М. Омега Л, 2009 г. стр. 186-211.

3. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики.: учебное пособие для вузов –М.Дело и Сервис. 2007 г. стр.204-252

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр. 557-582

5. Микроэкономика: курс лекций /АГТУ (М.А.Шаповалова) – Астрахань, АГТУ 2007 г. стр. 56-80

6. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г.

7. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр. 127-138

8. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского –М.: КНОРУС, 2005 – стр.128-158

Тема: «Труд и заработная плата»

В экономической науке существует несколько различ­ных теорий, описывающих механизм функционирования труда.

Неоклассический подход состоит в том, что рынок труда, как и другие рынки, функционирует на основе ценового механизма. Это означает, что основным рыночным регу­лятором является цена труда (заработная плата). Именно через заработную плату регулируются спрос и предложение, поддерживается равновесие на рынке труда.

При вмешательстве профсоюзов и государства дей­ственность рыночного механизма нарушается, что приво­дит к негативным последствиям (безработице, снижению заработной платы, конфликтам).

Согласно кейнсианской теории рынок труда всегда находится в состоянии неравновесия. Это происходит потому, что цена труда (заработная плата) жестко фикси­рована и не поддается изменению, особенно в сторону сокращения. Заработная плата не является регулятором рынка труда. Необходимо вмешательство государства, которое, изменяя совокупный спрос, может установить равновесие на рынке труда.

Таким образом, спрос не рабочую силу согласно дан­ной теории регулируется не рыночным механизмом, а со­вокупным спросом, т.е. объемом производства.

Монетаристы, используя понятие «естественный уро­вень безработицы», считают, что оптимальный уровень занятости и стабильности возможен на основе естествен­ной безработицы. Для достижения равновесия на рынке труда они предлагают использовать учетную ставку, опе­рации с ценными бумагами на открытом рынке, регули­рование размеров резервного фонда.

Марксистская теория относит рынок труда к рынку особого рода, так как разграничивает понятия «труд» и «рабочая сила». Согласно этой теории труд стоимости не имеет, так как сам является ее мерилом. Стоимость имеет рабочая сила. Цена рабочей силы (заработная плата) является превращенной формой стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы определяется условиями воспро­изводства и состоит из стоимости благ, необходимых для ее жизнедеятельности.

Таким образом, цена рабочей силы зависит от цены тех благ и услуг, которые необходимы для воссоздания рабочей силы.

Согласно институциональной теории рынок труда фор­мируется в зависимости от профессиональных и образо­вательных различий в структуре рабочей силы.

Таким образом, в экономической теории существуют неоднозначные точки зрения, которые по-разному объяс­няют механизм функционирования рынка труда.

В условиях рынка труд — это товар, который имеет цену, спрос и предложение.

В докапиталистическую эпоху труд не имел товарной формы (не продавался и не покупался), а выступал как часть социальных повинностей человека. Только при ка­питализме, когда товарная форма стала всеобщей, труд также становится товаром.

В этих условиях работники являются юридически сво­бодными личностями и полностью распоряжаются своим трудом. Труд как экономическая деятельность включает три стороны: демографическую, экономическую, юридичес­кую.

Демографическая — связана с тем, что все люди явля­ются потребителями, но не все — производители. В про­изводстве национального продукта участвует только эко­номически активное население. Экономически активное население определяется исходя из возраста (0—19 лет, 20-64 лет).

Экономическая сторона труда состоит в том, что труд как экономическая деятельность характеризуется полез­ностью (производительностью) и неполезностью (издерж­ками). Под полезностью труда понимается сознательная деятельность человека, которая направлена на увеличение редких благ. Полезность труда — это способность человека изменять материальные блага так, чтобы полнее удовлет­ворить потребности.

Юридические и социальные стороны труда связаны с развитием прав на труд и условиями хозяйствования.

Правовой аспект труда непрерывно развивается. Отли­чительными чертами свободного труда в рыночной эконо­мики являются:

• собственность на труд принадлежит работнику;

• труд является товаром, имеет цену, спрос и предло­жение.

Таким образом, перечисленные особенности опреде­ляют специфику рынка труда.

Рынок труда, как любой другой рынок, характеризуется наличием спроса, предложения, конкуренции и рыноч­ной цены.

Спрос на труд формируется на рынке фирмами и опи­сывается функцией

MRL=f(W), ()

где MRL — предельный продукт труда; W — заработная плата.

Спрос на труд есть график функции предельной про­изводительности труда (MRL ~f(W)). Графическое изо­бражение спроса на труд представлено на рис..

Кривая спроса на труд показывает, что при данной зара­ботной плате Wa, объем занятых составит величину La.

Кривая спроса на труд показывает, что чем больше ра­бочих нанимает фирма, тем ниже их заработная плата.

Спрос на труд также зависит от предложения других факторов производства, например К — капитала. Чем больше предложение капитала (К), тем ниже его цена. В результате спрос на труд может сократиться, так как труд будет заменен капиталом (эффект замещения).

Предложение труда исходит от отдельного работника и описывается функцией

MCL=f(W), ()

где MCL - предельные затраты труда; W – заработная плата.

 

 

W

 

 

 
 

 


WA

A

 

Д(MRL)

 

 

 
 


LA L

Рис. Кривая спроса на труд.

На предложение труда влияют следующие факторы:

§ демографические (прирост населения, доля трудоспособного населения);

§ экономические (продолжительность рабочего времени, пенсионное обеспечение, величина безработицы);

§ социальные (престижность);

§ психологические (желание и настроение работать).

На предложение труда также действует эффект замещения и эффект дохода.

1. Эффект замещения действует таким образом, что по мере роста заработной платы работники заинтересованы трудиться дополнительно в свое свободное время, так как это сверхрабочее время хорошо оплачивается. Отсюда происходит замена досуга работой.

2. Эффект дохода действует так, что с увеличением ра­бочего времени час досуга становится все более дорогим, так как его остается все меньше. Достигнув предельной величины занятости, работники больше не хотят жертво­вать своим свободным временем даже при высокой зара­ботной плате. Работники предпочитают свободное время — рабочему. Это ведет к сокращению предложения труда даже при высокой заработной плате.

В рыночных условиях спрос на труд и его предложение взаимодействуют. В результате такого взаимодействия устанавливается равновесие на рынке труда, которое по­зволяет определить оптимальное количество необходимых работников и их заработную плату (рис.)

Равновесие на рынке труда имеет место, если спрос на труд равен его предложению.

Равновесие на рынке труда означает, что спрос на труд равен предельной производи­тельности труда (MRL), а его предложение — предельным издержкам труда (MCL)

Равновесие на рынке труда (см. рис. 36) позволяет определить равновесную ставку заработной платы WE и равновесный объем труда или количество занятых ра­ботников LE.

Рынок труда является важным элементом рыночной системы, позволяет определить потребность в труде и его рыночную цену.

W MCL

 

E

WE

 

MRL

 

 

LE L

 

Рис. Равновесие на рынке труда

Вместе с тем величину заработной платы нельзя объ­яснить только рыночным равновесием, так как она зави­сит от типа конкуренции.

Заработная плата — цена, выплачиваемая работнику за использование его труда.

Различают номинальную и реальную заработную плату

На профсоюзном рынке цена труда зависит от особен­ностей коллективной продажи труда через профсоюзы, которые используют следующие меры для повышения за­работной платы:

• вводятся ограничения на предложение труда: им­миграционные барьеры, законодательное ограничение рабочей недели, увеличение периода профессионального обучения, запрет приема на работу не членов профсоюза;

• поддерживается высокий уровень стандарта зара­ботной платы. Высокий стандарт заработной платы авто­матически ограничивает предложение рабочей силы;

• поддерживается рост спроса на труд через снижение цен на производство товаров и услуг, установление часо­вой тарифной ставки.

Таким образом, на профсоюзном рынке существует тенденция к увеличению заработной платы и числа заня­тых.

3. Государственное воздействие на рынок труда и зара­ботную плату осуществляется через:

• установление минимальной ставки оплаты труда;

• законодательное установление продолжительности рабочего дня;

• правовую защиту трудящихся и предоставление со­циальных гарантий;

• проведение политики доходов, т.е. регулирования цен, прибылей и заработной платы. Политика доходов применяется как антимонопольная мера. Регулируя уро­вень цен, заработной платы и прибыли, государство сти­мулирует более эффективное использование ресурсов.

Для рыночной экономики характерна значительная дифференциация заработной платы. Различия в заработной плате определяются многими факторами, среди которых можно выделить:

• умственные и физические способности;

• уровень подготовки и квалификации;

• степень мобильности (профессиональная и отрас­левая.

Нередко дифференциация заработной платы является результатом дискриминации в оплате труда по возрасту, полу, национальности.

В современных условиях заработная плата проявляется в двух основных формах: повременной и сдельной.

Повременная заработная плата выплачивается за отра­ботанное время, сдельная — за количество произведенной продукции.

В настоящее время наибольшее распространение полу­чила повременная заработная плата. Это связано со следу­ющими причинами:

• увеличение качественно новых процессов в сфере производства (преобладает сложный труд);

• опережающее развитие сферы услуг.

Формы заработной платы дополняются различными системами. Главная задача любой системы — заинтере­совать работника в интенсивном и качественном труде. Среди множества систем можно выделить:

• компенсационную;

• систему продолжительного сбыта;

• эффективной заработной платы.

Компенсационная система разграничивает доход ра­ботника на две части: заработную плату и доплаты. Это позволяет создать коллективную заинтересованность в ра­боте фирмы.

Система продолжительного сбыта (Япония). Величина заработной платы зависит от стажа работы. Повышение происходит ежегодно. До 30 лет растет медленно, с 30— 45 лет — быстрее, после 45 лет — медленно. Это способ­ствует закреплению рабочих, уменьшает текучесть.

Система эффективной заработной платы. Согласно этой системе сознательно увеличивают заработную плату, устанавливая ее выше рыночной. Цель — сохранить высо­коквалифицированные кадры и исключить недобросо­вестный труд.

Таким образом, использование разнообразных форм и систем заработной платы позволяет реально оценивать затраты труда.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоят особенности труда по сравнению с другими факторами производства?

2. Раскройте содержание понятия «спрос на труд» и проана­лизируйте факторы, на него влияющие.

3. Какие факторы влияют на предложение труда?

4. В чем специфика эффекта замены и эффекта дохода на рынке труда?

5. В чем состоит сущность заработной платы в рыночных ус­ловиях хозяйствования?

6. Что собой представляют номинальная и реальная заработ­ная плата? Что они характеризуют?

7. Чем определяются различия в заработной плате?

8. Дайте характеристику современным формам и системам оплаты труда.

9. Назовите основные виды рынка труда и раскройте их осо­бенности.

10. Какова роль профсоюзов на рынке труда?

11. Каким образом государство регулирует заработную плату?

Тестовые задания:

1. Кривая спроса фирмы на труд совпадает с кривой:

 

а) средней производительностью оборудования фирмы;

б) предельного продукта труда в денежном выражении;

в) предельных затрат фирмы;

г) средних издержек производства.

2. При прочих равных условиях спрос на труд будет менее эластичным, если спрос на продукт данного
вида труда:

 

а) является эластичным;

б) является неэластичным;

в) характеризуется единичной эластичностью;

г) является абсолютно эластичным.

3. Если государство установит минимальную заработную плату на конкурентном рынке труда, превышающую равновесную ставку заработной платы, то:

 

а) возникнет дефицит рабочей силы в отрасли;

б) возникнет избыток рабочей силы в отрасли;

в) спрос на труд увеличится;

г) предложение труда сократится.

 

4. Для совершенно конкурентного рынка труда характерно:

 

а) воздействие на уровень заработной платы со стороны профсоюзов;

б) полная информация о наличии свободных рабочих мест и уровне заработной платы;

в) регулирование рынка труда государством;

г) равенство условий купли—продажи рабочей силы.

 

5. Реальная заработная плата повышается, когда номинальная заработная плата:

 

а) растет быстрее, чем растут цены;

б) падает быстрее, чем растут цены;

в) растет быстрее, чем падают цены;

г) падает быстрее, чем падают цены.

 

 

6. Какая из перечисленных ниже систем оплаты труда устанавливает оплату за весь объем работы плюс премии за сокращение сроков.

 

а) повременная;

б) сдельная;

в) сдельно-премиальная;

г) аккордно-сдельная.

 

6. Кривая спроса на труд показывает:

а) чем больше ра­бочих нанимает фирма, тем ниже их заработная плата;

б) чем больше рабочих нанимает фирма, тем выше ее затраты;

в) чем меньше рабочих нанимает фирма, тем выше их производительность

г) чем больше рабочих, тем выше доход фирмы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр173-181

2. Липсиц И.В. Экономика для вузов – М. Омега Л, 2009 г. стр244-319

3. Столяров И.В. Экономика – учебник для вузов- М.Академия, 2008 г. стр.204-223,249-283

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр.633-656, 797-820

5. Микроэкономика: курс лекций /АГТУ (М.А.Шаповалова) – Астрахань, АГТУ 2007 г. стр. 92-95

6. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г.

7. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр. 225-243

8. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского –М.: КНОРУС, 2005 – стр. 158-175

Тема: «Основные макроэкономические показатели».

Макроэкономика – раздел экономической теории изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйство в целом, т.е. объектом изучения макроэкономики являются экономические отношения, связи и процессы, проявляющиеся на народохозяйственном уровне.

Субъектами макроэкономики являются:

1. Сектор домашних хозяйств.

2. Предпринимательский сектор.

3. Государственный сектор.

4. Заграница.

Основными макроэкономическими целями являются:

1. Стабильный уровень производства — ежегодное увеличение объема производства без резких изменений под воздействием различ­ных факторов.

2. Стабильный уровень цен — цены устанавливаются на основе ры­ночной конкуренции и не увеличиваются слишком быстрыми темпами.

3. Высокий уровень занятости — каждый желающий может по­лучить работу по соответствующей специальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.