Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальные связи бытия




Явление, изучаемое с точки зрения его пространственных свойств, есть предмет (нечто неизменное), а явление, изучаемое с точки зрения его временных свойств, есть процесс (нечто изменчивое).

Пространство и время как атрибуты бытия

Учение о пространстве и времени относится к числу важнейших разделов онтологии, поскольку изучение любого явления предполагает его пространственно-временное описание (в частности, ответы на вопросы: где? и когда?).

Под пространством понимают протяженность предметов (длинный, высокий, большой и т.п.) и их расположение относительно друг друга (справа, выше, дальше и т.п.).

Под временем понимается длительность процессов (продолжительность), их последовательность (раньше, позже), а также скорость их протекания (быстрее, медленнее).

В истории философии обсуждение темы пространства и времени привело, прежде всего, к вопросу об их онтологическом статусе.

Для субъективного идеализма пространство и время – субъективны и являются элементами субъективной реальности, то есть, человеческого сознания. Например, И.Кант (см. 2.6.1) относил пространство и время к априорным формам чувственного познания, трактуя их как компоненты внутренней структуры нашего мышления, позволяющие человеку упорядочить хаос ощущений и ориентироваться во внешнем мире. Экзистенциализм (см. 2.7.5) пространство и время ставил в зависимость от экзистенции человека, ссылаясь, в частности, на феномены «замедления» времени или его «остановки» при особых состояниях сознания (например, в «пограничной ситуации»).

Объективный идеализм и религиозная философия признавали объективный, независимый от человеческого сознания, статус пространства и времени, но связывали их существование с процессом творения мира (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.).

Материалистические учения рассматривали пространство и время как элемент объективной реальности, связывая их, так или иначе, с сущностью бытия. В понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциальный и реляционный.

При субстанциальным подходе ( исторически первом ) пространство и время рассматривались как самостоятельные субстанции, несвязанные друг с другом и с материей. Истоки данной концепции можно обнаружить уже в античном атомизме. Например, Демокрит, утверждавший, что «начала мира – это атомы и пустота», признавал пространство (пустоту) в качестве самостоятельной сущности как условие движение атомов.

В XVII веке субстанциальная трактовка пространства и времени получила дополнительное обоснование в классической механике и надолго утвердилась в европейской науке и философии. Введение Ньютоном понятий «абсолютного времени» и «абсолютного пространства» означало закрепление за ними статуса полной объективности и независимости от бытия (от материальных предметов и явлений). Пространство Ньютон представлял как пустое вместилище для тел, а время – как идущие сами по себе «мировые часы», или как «чистую длительность», «ось времени», на которую можно «нанизывать» события.

Кризис субстанциальных представлений о пространстве и времени наступил в период революции в физике конца XIX - начала ХХ века, когда для объяснения нового класса изучаемых объектов (элементарных частиц) на смену ньютоновской классической механике пришла квантовая механика, появилась теория относительности, утвердились неэвклидовы формы геометрии. Это привело к формированию реляционного подхода к пространству и времени. Общая теория относительности, показала зависимость пространственно-временных параметров от скорости движения материального объекта. (Речь идет о так называемых «релятивистских эффектах» – уменьшение длины отрезка и замедления времени в объектах, скорость которых приближается к скорости света). В общей теории относительности пространственно-временные параметры зависят от силы притяжения и изменяются вблизи мощных гравитационных объектов во Вселенной (происходит искривление пространства и замедление времени). Таким образом, реляционная концепция рассматривает пространство и время как неотъемлемые и взаимосвязанные атрибуты бытия, или, в терминологии философского материализма, как формы существования материи, которые отдельно от нее не существуют.

Реляционный подход привел к пониманию того, что в мире нет единого универсального пространства и времени, а в силу многообразия материальных объектов, существует многообразие причинно-временных явлений. Поэтому в современной онтологии возникло учение о различных видах пространства и времени, в рамках которого предлагается различать:

- физическое пространство и время, присущие объектам, изучаемым современной физикой и связанные с физическими формами движения материи. Здесь используются не только классические представления о трехмерности пространства и одномерности времени, но и концепция четырехмерного пространства-времени (при объяснении явлений микромира), а также другие модели n-мерного пространства-времени.

- х имическое пространство и время - та часть физического пространства и времени, в котором существуют и протекают химические процессы. Понятие «химическое время» включает в себя период существования химических веществ, скорость или периодичность протекания химических реакций, а также другие свойства химических явлений (например, «химические часы»). Химическое пространство характеризуется определенным расположением атомов и формой взаимодействующих молекул, определенной пространственной концентрацией химических веществ или группированием молекул и т. п.

- биологическое пространство и время – термины, появившиеся с развитием биологии для выражения параметров, в которых существуют и протекают биологические процессы. Биологическое пространство-время неразрывно связано с пространством-временем неживой природы (физическим и химическим) и не может существовать вне него, но биологические процессы протекают в биологическом времени, а живые организмы находятся в биологическом пространстве. Биологическое пространство-время имеет свои особенные принципы организации. Существует пространство и время жизни организма; пространственная асимметрия строения живых организмов и их органов. В биотопе (части среды обитания биоценоза) существует определенная пространственная и временная организация жизни входящих в его состав организмов; той же особенностью обладает и вся биосфера Земли. В биологии давно используется понятие «биологические часы» – околосуточные ритмы, заданные извне физическими закономерностями смены дня и ночи, природными состояниями, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

- с оциальное пространство и время – понятия, активно «работающие» в современном социальном познании. Социальные способы организации пространства и времени появились с возникновением общественной жизни. Они, с одной стороны, как бы вписывались в пространственно-временные структуры неорганического и органического мира: деятельность человека подчинена смене времен года и времени суток, на развитие общества и на темпы социальных изменений влияют астрономические, геологические, биологические катаклизмы. С другой стороны, социальные пространство и время имеют особенности, которые отличают их от природных пространственно-временных явлений. Специфика социального пространства и времени связана с наличием в них целей, идей иидеалов, то есть, социальные пространство и время наделяются смыслами, которые привносит в них человек как активный субъект социокультурной деятельности.Так возникаетсакральное пространство храмов, памятников, сакральное время религиозных праздников, особое пространство и время для работы и отдыха и т.д. Понятие «социальное время» позволяет более глубоко осмыслить проблему темпов развития различных государств, которые неравномерны (иначе говоря, социальные процессы носят нелинейный характер), поставить вопрос о направленности развития (прогресс, регресс или застой), принять решение об ускорении общественного развития и т.п.

Возникновение в рамках реляционного подхода многочисленных концепций пространства и времени привело к выводу о необходимости различать:

- реальное пространство и времякак объективную реальность, как объективно существующие атрибуты бытия;

- перцептуальное пространство и время – это субъективное восприятие человеком реального пространства и времени (лат.perseptio – воспринимать), причем восприятие это протекает в доступной для органов чувств человека форме (у других живых существ – иные способы восприятия и, следовательно, иные способы ориентировки в реальном пространстве и времени);

- к онцептуальные пространства и время – это многочисленные теории (концепции), которые разрабатывает наука и философия, изучая реальное пространство и время; это знание носит вероятностный характер, ибо истинность его в полной мере еще не установлена.

Таким образом, категории пространства и времени играют значительную роль не только в философии, но и в современном научном познании. Многочисленные формы их интерпретации свидетельствуют о сложности и противоречивости этих фундаментальных онтологических понятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.