Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация




Конфликты

ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 

Общение - формы взаимодействия. Классификация видов общения: вербальное и невербальное, прямое и опосредованное (косвенное), формальное и неформальное (деловое, дружеское, интимное), анонимное и межличностное. Функции общения: информативная, коммуникативная и регулирующая. Эффект присутствия и эффект совместных действий как факторы изменения общения.

Механизмы межличностного восприятия - типичные формы прогнозирования поведения собеседника:

· идентификация - проекция своих взглядов на собеседника;

· рефлексия - отражение в сознании мнений и мыслей собеседника;

· эмпатия - эмоциональное сопереживание собеседнику;

· стереотипизация - отнесение собеседника к одному из стереотипов.

Мимика, поза, жесты как источник информации о психическом состоянии и намерений собеседника. Понятие эго-защиты как механизма избегания дискомфортного состояния. Система эго-защит (по З.Фрейду): отрицание, подавление, рационализация, проекция, интеллектуализация, замещение, сублимация, девальвация, идеализация, регрессия. Эффекты новизны и ореола как факторы межличностного взаимодействия.

 

 

Конфликт - ситуация конкуренции при осознании сторонами несовместимости позиций. Виды конфликтов: социальные, межгрупповые, межличностные, внутриличностные. Причины возникновения конфликтных ситуаций: угроза интересам, мнимая угроза интересам, психическая несовместимость, перенос предыдущих взаимоотношений.

Виды межличностных конфликтов: вертикальные и горизонтальные, двухсторонние и односторонние, конструктивные и деструктивные. Формы развития межличностных конфликтов: поступательный (игровой), нарастающий (лавинообразный) и взрывной. Возможные исходы межличностного конфликта: полное разрешение, переход в хроническое состояние, условный выход из конфликта, возврат в состояние готовности к конфликту.

Приемы разрешения ситуаций межличностного конфликта: посредничество третьего лица, разъединение конфликтующих, пресечение конфликта, содействие свободному развитию.

Ситуации после конфликта: полное разрешение конфликта; мнимый выход из конфликта (при осознании нецелесообразности продолжения); переход в состояние готовности к конфликту (после его прерывания); переход в хроническое состояние (конфликт возобновляется при первой возможной ситуации).


Таблица 6.1

Особенности, ведущая деятельность и референтная группа в различные возрастные периоды

Год Название Типичные особенности Ведущая деятельность Референтная группа
         
0 – 1 Младенческий Освоение речи и хождения адаптация организма к автономной жизни Семья
1 – 3 Детство Преддошкольный Любопытство и отсутствие страха перед травмой, манипулирование объектами Изучение окружающего пространства
3 – 6 Дошкольный Ролевые игры, изучение функций объектов Освоение базовых навыков: рисования, чтения, счета и т.п. Изучение социальных взаимоотношений Семья, воспитатели
6 – 10 Младший школьный Сюжетные игры освоение начальных знаний по различным дисциплинам Учитель, семья
10 – 14 Подростковый Стремление к группе Стремление выглядеть старше Интерес к противоположному полу Появление хобби Социально-психологическое самоопределение Сверстники, близкие по возрасту старшие, социальное окружение
14 – 17 Старший школьный (ранняя юность)   Предварительное профессиональное самопределение Лидеры выбранной профессии, представители противоположного пола

 

Таблица 6.2

Особенности, ведущая деятельность и референтная группа в различные возрастные периоды

         
17 – 25 Юность Выбор профессии, места жительства, завершение образования, организация своей семьи Профессиональное и социальное самоопределение В зависимости от индивидуальных особенностей: потребностей, ценностной ориентации, личностных качеств
25 – 35 Ранняя зрелость Материальная самостоятельность, осознание ответственности за собственную судьбу Накопление профессионального и социального опыта
35 – 45 Зрелость Активное преобразование окружения для максимально возможной отдачи Реализация потенциальных возможностей
45 – 60 Старший Снижение преобразовательной активности, создание систем управления, периодические регрессивное поведение Обобщение достигнутого и организация передачи опыта, забота о поддержании работоспособности
60 – 90 Пожилой Осмысление прожитой жизни и компенсация не выполненных планов Подготовка социальной смены себе, забота о здоровье
90 и старше Долгожители   выполнение возможных функций

 

На психическое развитие человека оказывают влияние и биологические, и социальные факторы. Сензитивный период - наиболее благоприятный отрезок жизни человека для развития конкретного качества. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Проблема акселерации физического и психического развития. Компенсаторный механизм - средство адаптации к социальным условиям. Внутриличностный конфликт является стимулом развития личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.