Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 5. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента




Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Виды планов. Основы эффективности и результативности планирования. Основные принципы планирования.

Содержание внутрифирменного планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка и проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

В зависимости от содержания, целей и задач выделяют следующие формы планирования и виды планов.

Формы планирования различаются в зависимости от направленности, характера решаемых задач и планового периода:

- перспективное (стратегическое) – определение главных целей деятельности, новых возможностей фирмы, ориентировочных значений конечных результатов, средств, способов и ресурсов для их достижения обычно на 10 – 15 лет;

- среднесрочное (оперативное) – формулирование основных задач производственного, сбытового, финансового, кадрового, ресурсного, снабженческого характера обычно на 5-летний период;

- текущее (тактическое) – детальная разработка (обычно сроком на один год) оперативных планов (в частности, программ маркетинга, планов научных исследований, производственных планов, планов материально-технического снабжения), развиваемых в календарных планах (месячных, квартальных, полугодовых).

Виды планов:

1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности планы НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план;

2) в зависимости от организационной структуры фирмы – планы производственного отделения; планы дочерней компании.

Эффективность и результативность планирования зависит от следующих обязательных положений.

1) Общий план организации представляет собой системное объединение различных планов, связанных единством: сроков (от краткосрочных до долгосрочных), структурных элементов (по горизонтали и вертикали), системных элементов (маркетинг, организация, контроль и др.).

2) Все планы должны опираться на единство целей, технологий, политики поведения на рынке, избранных стратегий, общую «шкалу времени», единство персонала и др.

3) Стратегические, среднесрочные и краткосрочные планы, связанные перечисленными выше общими составляющими, являются самостоятельными документами.

4) Планирование осуществляется на основе учета изменений и общих тенденций и закономерностей по основным внутренним и внешним факторам.

5) Различные планы (стратегические, среднесрочные и краткосрочные) нуждаются в различной степени детализации и глубине проработки (чем короче срок реализации плана, чем детальнее и точнее требуется проработка и определение степени обоснованности деталей по количественным и качественным показателям).

6) Для осуществления процесса планирования необходимо подготовить требуемую информацию. Различные планы (стратегические, среднесрочные и краткосрочные) могут разрабатываться различными группами сотрудников, но при обязательном едином руководстве.

7) В процессе планирования должны участвовать все заинтересованные менеджеры иерархических и функциональных уровней.

8) Все участники процесса планирования должны быть своевременно подготовлены к осуществлению процесса разработки планов.

9) Планирование как трудоемкий процесс требует достаточно много времени на обоснование деталей. Если планы разрабатываются эпизодически, то их качество резко снижается, поскольку страдает либо обоснованность, либо своевременность подготовки.

10) Каждый раздел плана и весь документ в целом нуждаются в специальной высокопрофессиональной экспертизе (как внутренней, так и внешней).

11) Процесс планирования целесообразно осуществлять по единым, проверенным на практике, одинаково понимаемым участниками методикам (т.е. по стандартизованным технологиям).

12) Сотрудники организации должны быть своевременно ознакомлены с содержанием плана в целом и детально с содержанием тех работ, которые запланированы для них непосредственно.

13) Как в организации, так и в отдельных подразделениях необходимо иметь внутренних экспертов, способных профессионально оценить технологии, сроки и другие аспекты качества планов.

14) При формировании планов необходимо создать атмосферу приемлемости и целесообразности выполнения необходимых работ в установленные сроки. План не должен быть «навязан сверху» или «подброшен снизу», он должен стать целесообразным для всех.

15) Для того чтобы планы были успешными в конкурентной борьбе, они наряду со стандартизованностью должны отличаться инновациями и оригинальностью.

Выделяют следующие принципы планирования.

1) Ранжирование объектов планирования по степени важности и выбор главных.

2) Определение степени актуальности во времени решаемых задач.

3) Разработка различных вариантов планов.

4) Соответствие планов характеру изменений факторов и тенденций внешней среды с учетом ситуативности и возможности адаптации организации (или ее элементов) к происходящим изменениям.

5) Сбалансированность планов по всем видам ресурсов (финансовых, материальных, людских, временных и т.д.).

6) Соответствие затрачиваемых усилий получаемым результатам.

7) Обязательность непрерывности планирования при наличии четкой периодичности в планах.

8) Единство и преемственность стратегических, среднесрочных и краткосрочных (текущих) планов.

9) Использование при планировании научных методов, способов и средств повышения эффективности разработки планов.

10) Финансово-экономическая обоснованность используемых (планируемых) показателей.

11) Обеспечение непрерывной обратной связи и корректировки системы планирования за счет систематического получения и анализа результатов реализации планов.

12) Привлечение к процессу планирования и экспертизе всех необходимых специалистов.

13) Своевременное и систематическое формирование общественного мнения в организации о целесообразности разрабатываемых планов и результативности их реализации.

Практическое задание к теме:

Процесс стратегического планирования на предприятии может включать следующие элементы:

Миссия предприятия Цели предприятия Анализ внешней среды
 
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон
 
Изучение стратегических альтернатив Выбор стратегии Реализация стратегии
     
Управление реализацией стратегического плана   Оценка стратегии
     
Оценка структуры Бюджет Тактика
     
Управление по целям   Политика
     
Процедуры   Правила

 

Используя эти элементы, построить схему со связями.

1. Проанализируйте возможные этапы стратегического планирования.

2. Оцените, какие элементы стратегического планирования имеют, по вашему мнению, ключевое значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.