Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы защиты прав граждан. Юридические гарантии субъективных прав граждан




Тема 7.

Административно-правовые гарантии прав граждан.

К ним относятся закрепляющие их правовые нормы, а также и автоматически действующие гарантии, провозглашающие права и свободы.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон, который выполняет функцию гаранта лишь при соблюдении ряда условий:

1. закон должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране.

2. должен быть стабильным.

3. должен отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном правовой системы.

4. должен быть конкретным, не декларативным.

5. любой закон должен определять круг органов и должностных лиц, которые обязаны осуществлять меры по реализации прав и свобод.

6. любой закон должен содержать меры ответственности органов и должностных лиц за ущемление прав граждан.

Все гарантии можно разделить на 2 вида: судебные и несудебные.

Для обеспечения прав и свобод граждан имеет соблюдение конституционных требований, особенно тех, которые закрепляют непосредственное действие прав и свобод граждан:

1. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободу человека и гражданина.

2. Ограничение таких прав и свобод возможно Федеральным законом и только при наличии особых обстоятельств.

3. Ограничить права и свободы можно только за исключением тех, которые определены конституционно.

4. Любые нормативно-правовые акты затрагивают права свободы, могут применяться только в случае их официального опубликования.

5. Предусматривая государственно-правовые институты, обеспечивающие права и свободы граждан, Конституция РФ закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенных законом.

Гражданин имеет право на необходимую оборону.

Право на защиту является важным правом субъектов, в том числе любого гражданина. Государство легализует это право, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации и устанавливает обязанности государственных и общественных органов, а также должностных лиц в определенные сроки рассмотреть и принять меры в связи с обращением граждан.

Кроме того, государство обеспечивает это право государственным принуждением и, таким образом, права на защиту становится регулируемым законом или юридическим правом.

Существует два направления юридической защиты граждан:

· защита прав личности от преступления;

· от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Основные средства защиты прав и интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц.

1. Создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных органов, которые выполняют задачу по защите правопорядка.

2. Существование и деятельность независимых от государства институтов, способных оказать помощь гражданам (адвокатура, профсоюзы).

3. Активная деятельность самих граждан, использующих предоставляемые им права.

Все способы взаимосвязаны, используются одновременно.

Основной гарантией прав граждан в настоящее время является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по собственной инициативе, так и в связи с поступлением обращения граждан.

В настоящее время в Конституции РФ определен порядок права граждан обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основными видами обращений граждан являются:

1. Предложение - привлечение внимания на несовершенство организации деятельности или регулирования в этой или иной области и указания на пути их устранения.

2. Заявление - обращение граждан по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

3. Жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина

Среди административных жалоб по правовым признакам различают:

1. Общие - обладают все граждане; делятся на 2 вида:

· на административное обжалование - порядок рассмотрения регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан» и Законами субъектов РФ.

В соответствие с данным Указом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, круг лиц, имеющих право подать жалобу неограничен.

· на судебное обжалование – порядок урегулирован ФЗ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также нормами ГПК РФ.

· 2. Специальные - порядок рассмотрения регулируется специальными нормами, в дополнение к общим (уставы, положения и так далее), предоставлены лицам, как участникам гражданского процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.

Административная и судебная жалобы различаются не адресатом, а порядком рассмотрения.

В соответствие с законом административная жалоба подлежит рассмотрению в срок до 1 месяца. Жалоба в административном порядке подается в те органы или тем должностным лицам, в непосредственном подчинении которых находятся органы или должностные лица, чьи действия обжалуются.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. запрещено рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. В Указе определено, что жалоба должна содержать Ф.И.О. лица, подающего жалобу, адрес его места жительства, сведения о месте его работы или учебы. Кроме того, жалоба должна быть подписана лицом ее подающим. Ф.И.О. указываются обязательно, а адрес и место работ альтернативно, или то, или иное. Наличие подписи в этом случае не обязательно.

Административная жалоба может быть подана в письменной или устной форме. В суд - в письменной форме.

Для общей административной жалобы установлены, кроме общего месячного срока рассмотрения, исключения:

· заявления и жалобы, не требующие изучения и проверки рассматриваются немедленно, но не позднее 15-ти дней;

· по жалобам, требующим проведения специальной проверки или истребования дополнительных материалов установлен срок продления для рассмотрения на 1 месяц.

· жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в 15-ти дневный срок в центральных органах, 7-дневый срок в местных органах, также срок может быть продлен не более чем на 15 дней.

В целях усиления судебной защиты прав граждан 27 апреля 1993 г. был принят закон РФ, который закрепляет право граждан обжаловать в суде коллегиальные и единичные действия государственных органов, органов местного самоуправления, действия органов предприятий, учреждений, организаций, их объединений и должностных лиц, действиями которых:

1. нарушены права и свободы граждан;

2. созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

3. на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность;

4. гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Не могут быть обжалованы действия и решения, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной судебный порядок обжалования.

Устанавливается альтернативный порядок обжалования. Гражданин может обратиться в суд, либо в вышестоящий орган в порядке подчиненности.

Если гражданину органом или должностным лицом отказано в удовлетворении жалобы, либо он не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы, он вправе обратиться в суд с жалобой. Датой подачи жалобы будет считаться дата регистрации в органе (кому подана жалоба).

Гражданин может обратиться с жалобой в суд по месту жительства, либо по месту нахождения органа, нарушившего право гражданина. Обращаться в суд можно в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и в течение 1-го месяца со дня отказа вышестоящим органом или со дня истечения подачи жалобы, поданной в административном порядке, если гражданин не получил письменного ответа.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалованное действием незаконным, может отменить меру ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права. Если обжалованное действие законно, суд отказывает в удовлетворении жалобы. Жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение. Если обжалуется нормативное решение, суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вообще.

Право на судебное обжалование закреплено Конституцией РФ, где определено право гражданина обращаться в Конституционный суд в отношении актов, противоречащих конституционному праву. Такие жалобы рассматривает и Арбитражный суд, в части категорий дел, связанных со сферой управления. В Арбитражных судах не рассматриваются Акты нормативного характера.

В производстве по жалобам граждан выделяют 4 стадии:

· первичной обработки;

· проверка жалобы;

· принятие решения;

· исполнение принятого решения.

Специальная жалоба или специальное право жалобы - связано с особенностями правового статуса граждан, как лиц выполняющих те или иные социальные функции.

Признаки:

1. Наличие специальных норм, устанавливающих особый порядок ее подачи, рассмотрения.

2. Специальные основания для обжалования прямо названными в законе.

3. Четким определением субъектов права, как правило лично заинтересованных в деле лиц и их личными представителями.

4. Четким определением адресатов жалобы.

5. Специальными сроками подачи жалобы.

6. Характеризуется процедурными особенностями по конкретным видам жалоб.

7. Специальными, более короткими сроками рассмотрения.

Специальная жалоба должна быть обязательно в письменной форме. Адресат вышестоящий орган. Срок для подачи 10 дней, для рассмотрения 10 дней. Специальная жалоба часто находится вне сферы административного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.