Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бизнес-плана. Процесс бизнес-планирования




ВВЕДЕНИЕ

Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма.

Современный рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления, а бизнес-план и является инструментом этого управления.

В свое время классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается ошибочными маневрами в бизнесе, является причиной плохого состояния дел или краха компании.

В данном пособии описана методология подготовки бизнес–проекта на основании принципов, не зависимых от отраслевых, региональных особенностей и масштабов проектов. Данное пособие написано таким образом, что первый раздел знакомит читателя с процессом бизнес-плани-рования, во втором разделе освещено содержание основных разделов бизнес-плана, а в третьем разделе изложена методика расчетов, проводимых
в бизнес-плане. Она максимально приближена по своему содержанию к методике бизнес-плана развития малого предприятия по действующему производству.

 

Р А З Д Е Л I

 

Как показала практика, применение планирования на фирме создает следующие важные преимущества:

– стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

– улучшает координацию действий в организации;

– создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

– увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

– способствует рациональному распределению ресурсов предприятия;

– улучшает контроль в организации.

В современной экономике бизнес-план используется практически во всех сферах предпринимательства и коммерции для самых разнообразных действий. В западных компаниях в последние 10–15 лет бизнес-план применяется не только как инструмент для привлечения инвестиций и других внешних источников финансирования, но и как рабочий документ по обоснованию:

– участия партнера (с его финансами или опытом) в совместной деятельности;

– взятия оборудования в лизинг и др.

Инвестиционный бизнес-план – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации. Потому в настоящее время бизнес-план – основа внутрифирменного перспективного и текущего планирования.

В целом бизнес-планом называется экономическая программа эффективного управления предприятием, которая включает конкретные меры по развитию производства и продаже конкурентоспособной продукции, а также выработку рыночной стратегии хозяйствования, обеспечивающую их эффективную реализацию. Состав разделов бизнес-плана не является жестко регламентированным. Действующие схемы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в Беларуси, России и за рубежом, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и их расположению. Все расчеты основных показателей бизнес-плана сводятся в таблицы, которые помещаются по тексту и в приложениях.

Анализ экономической ситуации, выбор рациональных и выгодных для предприятия вариантов решения хозяйственных задач характеризуют процесс составления бизнес-плана. Бизнес-план можно рассматривать как инструмент управления, обеспечивающий планомерное и эффективное выполнение задач, стоящих перед коллективом предприятия, поэтапное достижение уровня рентабельности и объема прибыли, заложенных при его разработке. Он охватывает все основные стороны деятельности предприятия, его инновационные, производственные, коммерческие, финансовые и социальные проблемы. Он соединяет в единую систему функционирования техническую подготовку, организацию производства продукции, реализацию товара, развитие бизнеса, а также оберегает от грубых ошибок, связанных с поспешностью принятия управленческих решений.

В процессе написания бизнес-плана решаются задачи планирования производственной, хозяйственной, сбытовой, экономической, финансовой, инвестиционной, социальной и экологической деятельности на ближайший и достаточно отдаленный периоды времени в строгом соответствии с потребностями целевого рынка и реальными возможностями приобретения необходимых видов ресурсов.

Многообразие бизнес-планов в реальной жизни чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, горизонтом расчета, составом участников, степенью сложности и т.п. Множество разнообразных бизнес-планов может быть классифицировано по следующим основаниям:

1) по типу плана (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект);

2) по масштабу плана (т.е. по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир);

3) по длительности (по продолжительности периода осуществления проекта);

4) по виду проекта (по характеру предметной области проекта);

5) по сложности проекта (например, по степени финансовой, технической и другой сложности).

Классификация бизнес-планов представлена на рис. 1.

Монопроект – это отдельный экономический проект определенных типа, вида и масштаба, на который будет написан бизнес-план.

Мультипроект – это комплексный проект, состоящий из различных монопроектов; бизнес-план требует применения многопроектного управления.

Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований.

долгосрочный (свыше 5 лет)

Рис. 1. Классификация бизнес-планов

Преобладающее большинство бизнес-планов имеет инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит прежде всего от масштаба, срока окупаемости инвестиций и сложности проекта.

Разработка бизнес-плана представляет собой сложную работу, в процессе которой требуется решить следующие задачи:

– проведение глубокого технико-экономического анализа работы предприятия;

– оценка финансового состояния предприятия и сферы бизнеса;

– разработка инновационной стратегии;

– изучение рынка продукции, определение его емкости и расчет потенциальной прибыли;

– формирование основных направлений внедрения новой техники, совершенствования организации производства и управления предприятием;

– определение возможных источников финансирования конкретных направлений развития производства и управления предприятием;

– расчет эффективности инвестиций и сроков погашения кредита;

– выработка финансовой стратегии.

На рис. 2 отражены основные этапы работы по написанию бизнес-плана и его реализации.

Рис. 2. Логическая схема разработки бизнес-плана и его реализации

В каждый отдельный момент времени бизнес-план может создаваться или корректироваться в соответствии со следующими целями: расширение рынков сбыта, повышение конкурентоспособности продукции, снижение себестоимости, повышение прибыли, стабильное и устойчивое развитие организации. Для малых и средних предприятий это может быть привлечение венчурного капитала, для крупных – привлечение торговых партнеров или финансирования для конкретного проекта.

Цели проекта должны быть четко определены; они должны иметь ясный смысл; результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничение и требования – выполнимы.

При определении целей бизнес-плана можно использовать известную систему правил SMART, в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть:

Specific – конкретные;

Measurable – поддающиеся оценке (измерению);

Agreed upon – актуальные;

Realistic – реалистичные;

Track able – отслеживаемые (контролируемые).

В бизнес-план включаются общие и конкретные цели. При раскрытии общих целей необходимо ответить на следующие вопросы: каковы основные приоритеты ведения бизнеса, в чем состоят планы на ближайший год. Специфические конкретные цели определяют промежуточные результаты при достижении общих целей. При этом устанавливается приоритетность целей, их распределение во времени. В случае возникновения противоречий между отдельными целями применяются компромиссные формулировки, позволяющие согласовать цели, уточнить способы их достижения и критерии оценки.

В ходе реализации проекта под воздействием изменений в окружающих условиях или в зависимости от получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание в бизнес-планировании следует рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируются сложившаяся ситуация, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей.

Практика использования бизнес-плана в системе управления предприятием и его экспертиза в банках вызывают необходимость выделения
в самостоятельные разделы следующих вопросов:

– экономический анализ производственной деятельности предприятия, оценка выпускаемой продукции, финансового состояния и бизнеса;

– инновационная стратегия;

– анализ рынка, план и стратегия маркетинга;

– организация производства конкурентоспособной продукции на предприятии;

– организация и управление предприятием и персоналом;

– инвестиционный план;

– финансовый план;

– стратегия финансирования.

На рис. 3 приведен один из вариантов сценариев реализации бизнес-плана предприятия.

Обладая навыками работы с современным программным обеспечением для расчета основных показателей бизнес-плана, легко и точно можно выбрать наиболее оптимальный (предпочтительный) вариант создания или реструктуризации предприятия.

Рис. 3. Последовательность этапов реализации основных разделов
бизнес-плана предприятия

В составе бизнес-плана существенное место занимают динамические ряды достаточно широкого круга показателей. Расчеты их ведутся с учетом элементов прогнозирования, привлечения экспертных оценок о будущем состоянии того или иного финансового и производственно-эко-номического процесса не только на конечный момент реализации проекта, но и в варианте поквартального (помесячного) развития ситуации.

Наиболее полный учет динамики реализации проекта при подготовке и анализе бизнес-плана возможен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. Особое значение это имеет для учета факторов инфляции и приведения разновременных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество самих бизнес-планов.

В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов. В Республике Беларусь наиболее часто применяются пакеты прикладных программ: COMFAR (Computer Model for Reporting) и PROPSPIN (Project Profile Screening and Preappraiser Information System), созданные при Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO), а также пакет «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург), пакет «Project expert» фирмы «Про-Инвест-Консалтинг».

Системы типа «Microsoft Project», «Time line» и «Primavera» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого графика проекта, включая длительность и затраты по его стадиям. Их используют как системы управления проектами.

Пакет прикладных программ COMFAR переведен на русский язык, существует в различных версиях и в значительной мере адаптирован
к экономике Республики Беларусь.

Пакет «Альт-Инвест» реализован как вычислитель на электронных таблицах и обладает всеми достоинствами и недостатками такого подхода.

Пакет «Project expert» несколько отличается от предыдущих пакетов. Системность при решении многих проблем, учет специфики национальных условий, мощная рекламная кампания – все это обеспечивает данному программному продукту лидерство. Это наиболее приемлемая в Республике Беларусь программа в консалтинговых фирмах для подготовки бизнес-планов международного образца. Кроме того, разработаны дополнительные модули «Project risk», «Project questionnaire», которые обеспечивают полную организационно-технологическую поддержку инвестиционного процесса. Более подробно использование пакета «Project expert» при разработке бизнес-плана описано в литературе [14].

Указанные продукты включают достаточно подробный анализ финансовой стороны бизнес-проекта с целью отследить основные стадии реализации как всего проекта в целом, так и его основных этапов.

Необходимо отметить, что предприниматель может приобрести программное обеспечение и разрабатывать бизнес-план самостоятельно или
с помощью специалистов.

 

Р А З Д Е Л II

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, меморандум о конфиденциальности, оглавление, содержательный раздел (основные разделы) и приложения.

Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным. Очень важно дать проекту краткое название, которое потом может появиться, например, на рекламных материалах.

Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может иметься напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора. Может быть указано о запрете копирования бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей,
а также передачи информации третьим лицам. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает желания инвестировать его реализацию.

Оглавление бизнес-плана – есть перечень того, что включено в бизнес-план. Оно облегчает работу пользователя (читателя) и помогает оперативно отыскать интересующую информацию, ведь бизнес-план довольно объемный документ (до 100 стр.) и необходимо сделать первичное ознакомление с бизнес-планом максимально комфортным для того, чтобы первично знакомящийся с проектом инвестор оперативно нашел ответы на все интересующие его вопросы.

Структура содержательного раздела бизнес-плана зависит от типа бизнес-плана и целей, которые преследуют его заказчики и разработчики, но в любом случае должна исходить из принципов, выработанных международной практикой:

1. Степень детализации содержания должна соответствовать целям бизнес-плана.

2. Для удержания постоянного внимания читателя бизнес-плана необходимо сделать его интересным и легко воспринимаемым.

3. Количество подразделов бизнес-плана должно способствовать ясности усвоения материала.

Подробно структура бизнес-плана инвестиционного проекта изложена в постановлении № 158 Министерства экономики Республики Беларусь [1].

Примерная структура содержательного раздела бизнес-плана следующая:

1. Резюме.

2. Экономический анализ деятельности предприятия.

3. План маркетинга.

4. Организация производства конкурентоспособной продукции на пред-приятии.

5. Организационный план.

6. Инвестиционный план.

7. Оценка риска и меры по снижению потерь.

8. Финансовый план.

9. Стратегия финансирования.

Кроме того, в зависимости от вида, типа и предназначения бизнес-плана вышеперечисленные разделы могут быть дополнены разделами «Правовое обеспечение деятельности предприятия», «Инновационная стратегия» и др.

Приложения не включаются в нормативный объем бизнес-плана.
В приложениях отражается наиболее полная информация, которая носит вспомогательный характер и представляет, как правило, интерес для специалистов (схемы технологического маршрута, подробная техническая характеристика выпускаемой продукции, копии договоров, лицензий, чертежи, фотографии продукции и т.п.).

Рассмотрим содержание основных разделов бизнес-плана.

2.1. Резюме

Резюме представляет собой краткое содержание концепции бизнес-плана и описание ключевых моментов, позволяющих сформировать эффективную стратегию управления предприятием. Кроме того, в нем отражается информация о технологической новизне изготовления продукции, ее экономической оценке и социальной значимости. Резюме должно привлечь инвесторов, которые захотят вложить капитал в развитие производства, и включать краткие и ясные ответы на следующие вопросы:

– цели и сущность бизнес-плана;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по состоянию на дату написания бизнес-плана (для действующего предприятия);

– преимущества продукта, ожидаемый на него спрос и емкость рынка;

– суть инновационной стратегии;

– необходимый объем инвестиций и источники их получения, срок окупаемости;

– выручка от реализации продукции и объем прибыли, уровень рентабельности продукции в рамках временного интервала расчетов бизнес-плана.

Резюме является обобщающим разделом бизнес-плана, который содержит основные выводы, характеризующие производственно-экономи-ческие результаты деятельности предприятия и обосновывающие преимущества планируемых показателей по сравнению с достигнутым их уровнем у конкурентов. В целом резюме включает прогнозы объемов производства и реализации продукции, затрат на ее производство, балансовой прибыли, срока окупаемости вложений капитала в развитие производства. Сводные показатели включают также численность работающих и уровень загрузки производственной мощности, потребность в инвестициях, источники их финансирования и экономическую эффективность.

Содержание данного раздела можно представить в виде матрицы (рис. 4).

 

Рис. 4. Матрица содержания раздела бизнес-плана «Резюме»

Практически резюме – это реклама выгодности выпуска продукции, уровня производственной и финансовой деятельности, которая показывает эффективность работы предприятия и вложения капитала в его бизнес. Хотя резюме открывает бизнес-план, его нужно составлять лишь после завершения расчетов всех показателей и написания остальных разделов.

2.2. Экономический анализ деятельности предприятия

Данный раздел бизнес-плана необходим для описания проекта в отношении действующего предприятия. В разделе «Экономический анализ деятельности предприятия» необходимо дать описание экономики предприятия, ее слабых и сильных сторон, характеристику потребительских свойств выпускаемой продукции, провести технико-экономический анализ производственной и оценку финансовой деятельности, включая оценку использования основных производственных фондов и загрузку производственной мощности предприятия.

Представим содержание данного раздела бизнес-плана в виде матрицы анализа деятельности предприятия (рис. 5).

 

Рис. 5. Матрица содержания раздела бизнес-плана
«Экономический анализ деятельности предприятия»

В данном разделе целесообразно дать описание продукции по следующим показателям:

– область применения и основные характеристики продукции: вели-чина потребности и спроса на выпускаемую продукцию; соответствие международным и национальным стандартам качества; достигнутый объем ее производства за отчетный период и прогноз его увеличения на перспективу;

– требования к гарантийному и послепродажному обслуживанию;

– потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны;

– аналоги продукта, появившиеся за последние годы;

– наличие лицензий, патентов и сертификатов; новизна технических, технологических решений, потребительских свойств.

Для действующего предприятия в этом разделе также целесообразно проанализировать работу в динамике за отчетный год по сравнению с прогнозным уровнем текущего года по следующим основным показателям:

1) объем товарной и реализованной продукции, в том числе по номенклатуре, с расчетами доли экспорта и отдельно экспорта в дальнее зарубежье;

2) численность работающих, в том числе по группам и категориям, фонд их заработной платы, темпы роста выработки продукции и среднемесячной заработной платы;

3) себестоимость реализованной продукции, в том числе материальные затраты и покупные полуфабрикаты, рентабельность продукции;

4) динамика роста потребности предприятия в оборотных средствах, изменение их структуры;

5) загрузка производственной мощности.

По результатам анализа выпускаемой продукции и оценки экономической деятельности предприятия разрабатывается инновационная стратегия как основное направление внедрения в производство новой техники и совершенствования организации и управления предприятием.

Выводы из экономического анализа и оценки технико-экономи-ческого уровня выпускаемой продукции являются базой для выработки инновационной стратегии и обоснования конкретных мероприятий, закладываемых в бизнес-план по таким направлениям, как повышение конкурентоспособности продукции и освоение новых видов изделий; улучшение технологии производства и внедрение прогрессивного оборудования; совершенствование организации и управления предприятием.

2.3. План маркетинга

Планирование продаж – непрерывный процесс, связанный с определением существующих и перспективных потребностей покупателей. На рис. 6 представлена технологическая схема планирования объема продаж, которая включает пять основных этапов маркетинговой деятельности.

Рис. 6. Технологическая схема планирования объема продаж

Типовых рекомендаций для составления плана маркетинга нет.
В каждом конкретном случае преобладают свои, специфические для конкретного предприятия этапы.

Более подробно методика написания данного раздела освещена в литературе [15], [21].

2.4. Организация производства
конкурентоспособной продукции на предприятии

Основными задачами разработки данного раздела являются выбор варианта реконструкции предприятия и обеспечение эффективного использования оборудования, материальных и трудовых ресурсов.

В разделе необходимо представить:

– производственную программу и прогноз реализации продукции,
а также производственную мощность и уровень ее загрузки на каждый из периодов горизонта расчета бизнес-плана;

– организацию оперативно-производственного планирования и управ-ления;

– производственную структуру предприятия с точки зрения ее соответствия рациональным принципам организации производства;

– уровень действующей технологии производства продукции и эффективность внедрения прогрессивной;

– производственное оборудование по его составу и срокам службы, возможность получения оборудования по лизингу;

– организацию материально-технического снабжения, потребность
в материалах и источники их приобретения, общие затраты на материалы и полуфабрикаты;

– состав и структуру оборотных средств предприятия, источники покрытия дополнительной потребности в оборотных средствах;

– уровень себестоимости выпускаемой продукции;

– основные направления повышения эффективности производства на предприятии;

– мероприятия по обеспечению экологической и технической безопасности.

Более подробно разработка данного раздела освещена в литературе [18], [22].

2.5. Организационный план

Организационный план предприятия разрабатывается в виде концепции управления, формирования соответствующей ей организационной структуры и системы регулирования экономических отношений по поводу вложения капитала в развитие производства. Разработка этого раздела бизнес-плана осуществляется по следующим позициям:

1) представляют организационную структуру предприятия, описывают и обосновывают целесообразность ее применения;

2) проводят расчет потребной численности работников предприятия, указывая формы и системы оплаты труда для каждой отдельной категории работающих;

3) описывают принципы кадровой политики предприятия.

Приложение бизнес-плана в части написания данного раздела может быть дополнено выпиской из должностных инструкций отдельных категорий работающих, эссе ведущих специалистов и др. Более подробно разработка данного раздела описана в литературе [7], [26].

2.6. Инвестиционный план

Объем требуемых предприятию инвестиций или его инвестиционные издержки определяются как сумма основного (капитальные затраты)
и чистого оборотного капиталов. При этом основной капитал представляет собой ресурсы, требуемые для реконструкции и оснащения предприятия,
а чистый оборотный капитал соответствует ресурсам, необходимым для полного или частичного его использования. В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду издержек и рассчитываются инвестиционные затраты на перспективу.

При планировании инвестиционных издержек отдельно рассчитывается потребность в первоначальном оборотном капитале, учитываются изменения в чистом оборотном капитале, которые могут возникнуть во время эксплуатации предприятия.

Оценка эффективности капитальных вложений производится двумя методами: простым, не учитывающим фактор времени, и дисконтным, основанным на учете фактора времени.

Простой метод оценки эффективности капитальных вложений заключается в расчете следующих показателей: общих затрат, прибыли (рен-табельности) и срока окупаемости.

Срок окупаемости бизнес-проекта, как правило, продолжителен, кроме того, бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуют с прогнозом на несколько лет. В процессе составления бизнес-плана разработчик неминуемо столкнется с проблемой инвестиционного анализа.

Инвестиционные процессы представляют собой важный раздел финансового менеджмента. Принятые в этой области решения связаны со значительными периодами времени и, как правило, обладают следующими свойствами:

1) влекут за собой значительные оттоки денежных средств;

2) с определенного момента могут не иметь обратного хода;

3) оказывают существенное влияние на положение фирмы в будущем;

4) опираются на прогнозные оценки будущих условий.

Анализ эффективности инвестиций подразумевает выбор наилучших инвестиционных проектов. Оценка инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемой чистой прибыли от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе этого метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между притоком денежных средств от операционной (производственной), инвестиционной деятельности и их оттоком, а также за минусом издержек финансирования (процентов по долгосрочным кредитам).

На основании чистого потока наличности рассчитываются основные показатели оценки инвестиций – чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости. Существенными факторами, влияющими на величину оценки инвестиций, являются инфляция и риск.

Для оценки инвестиционного проекта плана и эффективности инвестиций используется понятие текущей стоимости, под которой понимается нынешний (текущий) денежный эквивалент той суммы, которая будет получена в будущем в качестве дохода от инвестиций. Для исчисления текущей стоимости используется операция дисконтирования, которая представляет собой перерасчет обесценивающихся прогнозных капитальных вложений и доходов будущих периодов в цены текущего года.

Разница между прогнозной суммой денежных средств и их текущей стоимостью составляет цену тех потерь, которой оценивается ежегодная упущенная выгода от неосвоения новых капитальных вложений в текущем периоде. При этом под действием фактора времени происходит изменение стоимости денег.

Для расчета окупаемости инвестиций применяются показатели периода окупаемости проекта (РР), чистой приведенной стоимости проекта (NPV) и уровня рентабельности (PI).

Основная идея NPV (Net Present Value) заключается в том, чтобы найти соотношение между инвестиционными затратами и будущими доходами, выраженное в скорректированной во времени (как правило, к началу реализации проекта) величине:

NPV = PV – IC,

где PV – общая накопленная величина дисконтированных доходов;

IC – величина исходной инвестиции.

Общая накопленная величина дисконтированных доходов рассчитывается следующим образом:

,

где Pk – годовой доход от инвестиций в k-м году (k = 1, 2, 3, …, n);

r – норма дисконта;

n – количество лет, в течение которых инвестиция будет генерировать доход.

Тогда

.

Очевидно, что если NPV > 0, то проект эффективен; если NPV < 0, то проект неэффективен. Исходя из этого, если при расчете эффективности инвестиций NPV = 0, то проект следует отклонить.

Если по окончании периода реализации проекта планируется поступление дохода от ликвидации оборудования или высвобождения оборотных средств, то эти поступления также должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.

Если проект предполагает не разовое, а осуществляемое в течение
m лет инвестирование, то NPV рассчитывается следующим образом:

,

где i – планируемый уровень инфляции.

Показатель NPV можно суммировать по различным проектам, что позволяет давать интегрированную оценку инвестиционного портфеля предприятия в целом за определенный период.

Рентабельность инвестиций рассчитывается по следующей формуле:

.

Если PI > 1, то проект эффективен; если PI < 1 – проект неэффективен;
PI = 1 – проект не прибыльный, не убыточный.

Индекс рентабельности – относительный показатель, поэтому он более удобен при выборе одного проекта из нескольких альтернативных.

Под нормой рентабельности инвестиций (IRR) понимают значение нормы дисконта, при которой величина NPV проекта равна нулю (IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0).

IRR указывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть инвестированы в конкретный проект. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает инвестиционный проект убыточным.

Базой для сравнения нормы рентабельности при планировании инвестиций является так называемая цена авансированного капитала (СС), которая рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной по всем источникам внешнего финансирования. Таким образом, при планировании инвестиций эффективными являются такие проекты, уровень рентабельности которых будет не ниже текущего значения показателя СС.

Период окупаемости (РР) – это количество лет, в течение которых инвестиция возвратится инвестору в виде чистого дохода. Алгоритм расчета срока окупаемости зависит от равномерности распределения планируемых доходов, получаемых от реализации инвестиций. Здесь возможны два варианта.

Первый – доход распределяется по годам равномерно. В этом случае срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат (IC) на величину годового дохода (Pk):

.

Второй вариант предусматривает, что доход от инвестиций по годам срока окупаемости распределяется неравномерно. В этом случае срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом, т. е. РР = n, при котором .

Коэффициент эффективности инвестиций определяется по показателю чистой прибыли (балансовая прибыль за минусом платежей в бюджет, осуществляемых из прибыли), при его расчете не производится дисконтирование дохода.

Коэффициент эффективности инвестиций (ARR) рассчитывается по формуле

,

где PN – среднегодовая чистая прибыль от реализации инвестиций;

RV – остаточная (ликвидационная) стоимость проекта.

Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, который рассчитывается делением общей чистой прибыли по предприятию на общую сумму средств, авансированных
в его деятельность.

При формировании инвестиционного плана часто приходится сталкиваться с необходимостью выбора из множества возможных для реализации инвестиционных проектов одного. Выбор должен производиться на основе комплексного анализа всех вышерассмотренных показателей эффективности.

При оценке экономической эффективности инвестиционных проектов на основе вышеуказанных критериев могут быть сделаны диаметрально противоположные выводы о целесообразности их включения в план. Например, согласно показателям NPV, PI и IRR, проекты могут быть отклонены как неэффективные, а согласно показателям PP и ARR – приняты.
В этом случае целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями. Во-первых, между показателями существуют определенные взаимосвязи, которые необходимо учитывать при комплексной оценке, а именно:

если NPV > 0, то IRR > CC; PI >1;

если NPV < 0, то IRR < CC; PI <1;

если NPV = 0, то IRR = CC; PI =1.

Во-вторых, должен быть выбран один, наиболее важный с точки зрения стратегии предприятия показатель, и по нему осуществлен выбор единственного проекта. В-третьих, необходимо на основе полученной информации о проекте сформулировать дополнительные критерии, которые отражают требования стратегии предприятия к инвестиционной политике.

Сводные данные по источникам финансирования предприятия включают собственные, заемные и государственные средства, прямые инвестиции и т. д. По источникам собственных средств даются обоснования, подкрепленные расчетами. По заемным средствам представляется справка о намерениях (решениях) коммерческих банков, потенциальных инвесторов и т. д. по вложению средств в реализацию проекта (при наличии таких решений или намерений).

При потребности в СКВ в процессе реализации бизнес-плана приводится схема конвертации белорусских рублей, а также осуществляется расчет погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам и приводится сводный график погашений.

Календарный график реализации инвестиционного плана представляет собой план согласованных во времени мероприятий, начиная от принятия инвестиционного решения, подготовительных работ и заканчивая промышленным производством и погашением задолженностей перед заемщиками. Рекомендуется его разрабатывать в виде диаграммы и сетевого графика. В ходе проработки проекта рассматриваются альтернативные варианты графика его реализации и принимается для работы наилучший из них с учетом оптимального сочетания финансовых и временных критериев. При разработке данного графика указываются перечень работ и потребность в финансовых ресурсах для осуществления каждой из них.

При разработке раздела бизнес-плана «Инвестиционный план» следует руководствоваться литературой [8], [23].

2.7. Оценка риска и меры по снижению потерь

Вложение капитала всегда связано с неопределенностью и риском.
В этом разделе нужно проанализировать все возможные риски при реализации бизнес-плана. При этом необходимо решить две задачи: оценить степень рисков и величину потерь; разработать программу страхования от рисков и программу мер по снижению потерь при неблагоприятном сценарии реализации бизнес-проекта. Подробно классификация рисков и сценарии по компенсации для предприятия неблагоприятных последствий для бизнес-проекта рассмотрены в литературе [9].

2.8. Финансовый план

В основу разработки этого раздела положен метод анализа движения денежных потоков (Cash-Flows). Финансовый план связан с расчетами оборотных средств и точки достижения безубыточности.

К основным расчетам, проводимым в разделе «Финансовый план», относятся:

– расчет чистой прибыли;

– расчет потока денежных средств;

– расчет динамики движения капитала и источников средств его обеспечения на определенную дату на основе проектно-балансовой ведомости.

Прогнозирование денежных потоков выполняется в двух вариантах: до реализации проекта и при его осуществлении. При таком подходе учитываются предполагаемые изменения выручки, прибыли и затрат.

Более подробно разработка данного раздела представлена в литературе [23], [24].

2.9. Стратегия финансирования

Задача данного раздела состоит в обосновании оптимальной величины потребности в денежных ресурсах и выборе источников их финансирования, а также организации эффективного расходования средств в рамках нормативов, обеспечивая доходность и рентабельность предприятия.

Для выработки финансовой стратегии производится анализ финансового состояния предприятия. Оценка финансового состояния предприятия производится с помощью следующих показателей:

– рентабельность продукции;

– финансовая устойчивость;

– платежеспособность;

– степень ликвидности.

Показатели рентабельности включают рентабельность собственных средств, инвестиционного капитала, активов, продаж, продукции.

Показатели финансовой устойчивости включают:

– коэффициент финансовой независимости;

– коэффициент финансовой напряженности;

– коэффициент структуры капитала;

– уровень безубыточности (%) и т. д.

Показатели платежеспособности включают:

– коэффициент покрытия задолженности;

– коэффициент текущей ликвидности;

– коэффициент промежуточной ликвидности;

– коэффициент абсолютной ликвидности.

Подробно методика расчета вышеуказанных показателей приведена в литературе [5], [12].

 

Р А З Д Е Л III




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.