Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Между двух огней, хоть плачь, к шапочному разбору, несолоно хлебавши




Задание 3.

Образовать множественное число от следующих существительных и поставить в них ударение.

Слесарь, катер, почерк, шофер, профессор, инженер, доктор, торт, брелок, аэропорт, лектор, сирота, вор, тренер, бухгалтер.

Задание 4.

Тема: «Бессоюзное сложное предложение».

Методические советы. При изучении бессоюзных сложных предложений старайтесь понять смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений, так как пунктуация в них основана главным образом на смысловых отношениях. Для этого сопоставляйте бессоюзные предложения с соответствующими сложными предложениями с союзами. При разборе бессоюзных сложных предложений подбирайте нужные союзы и слова (а именно; что; и увидел, что; потому что, и, а и др.).

Для справок.

1. Запятая ставится, когда простые предложения тесно связаны друг с другом, рисуют общую картину, например:

Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучи, зеленеют поля.

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

а) второе предложение разъясняет, раскрывает содержание первого

(между предложениями можно вставить слова А ИМЕННО), например:

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло.

б) второе предложение дополняет первое, в этом случае после первого предложения можно ввести союз ЧТО, а в некоторых случаях - группы слов: И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО; И ЗАМЕТИЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ,ЧТО и т.п., например:

Друзья, мы запомнили свято навек: для счастья родится на свет человек.

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

в) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, в этом случае между двумя предложениями легко вставляются причинные союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ОТТОГО ЧТО и др., например:

Богатому не спится: богатый вора боится. Сережа промолчал: он не любил словесных клятв и заверений;

г) второе предложение представляет собой прямой вопрос, например:

Кто объяснит мне: почему подъем бывает легче медленного спуска?

3. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:

а) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. В этом случае между двумя предложениями легко вставляется союз И, например:

Дунул ветер - все дрогнуло, ожило и засмеялось. Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска.

б) если во второй части содержится резкое противопоставление. В этом случае между двумя предложениями легко вставляются союзы А, НО, например:

Правды надо держаться - истину надо беречь. Попробовал бежать - ноги от страха не двигались.

в) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод, результат того, о чем говорится в первой части. В этом случае между двумя предложениями легко вставляется союзы ПОЭТОМУ, ТОГДА, например:

Я умираю - мне не к чему лгать. Я бы в летчики пошел - пусть меня научат.

г) если первая часть указывает на время или условие того, о чем

говорится во второй части. В этом случае в начале первого предложения легко вставляются союзы ЕСЛИ, например:

Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов. Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем.

д) если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой (можно добавить союзы СЛОВНО, КАК БУДТО), например:

Улыбнется - солнце красное взойдет. Молвишь слово - соловей поет.

е) если вторая часть с изъяснительным значением (можно добавить союз ЧТО) является неполным представлением, например:

Мне показалось - мышь. Он говорит - болен.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Земля велика но ходить по ней хочет ся осторожно ведь (ни, не) кто (не) знает какие стрелы какой новой жизни готовятся пробится там куда ты готоишся ступить. Скажешправду в награду получишжизнь утаишпеняй на себя. Но тотчас (же) появился новый тревожный вопрос как теперь снять Дерсу с дерева и (на)долго (ли) у него хватит сил? Мне снилось я ш л по широкой голой степи усеной крупными камнями. Хотел он крикнуть замрло дыханье. Умом Россию (не) понять аршином общим (не) измерить у ней особ ная стать в Россию можно только верить. Он то(же) страдал от мысли зачем он тогда себя (не) убил? Посмотрт рублем подрит. Дед Щукарь трпливо пошл на сеновал за (тем) рысцой побежал за ворота (ни, не)где Трофима (не) было. Выйду утром на крылечко поглжу окрест вется речка (не) далечко а за речкой лес. В Мексикпохвлить вещв чужом доме нельзя её заворачивают вам в бумажку. Вот как иногда поворачивается жизнь то темь бепросветная то сновулыбается солнце. Он гость я хозяин. Пашню пашут руками (не) машут. Нравится рисовать рисуй (на)здоровье, (ни, не) кто (не)запр щает. Все стало празничным все ожило. Эстетика есть выржение этики искусво выр жает те (же)чуства которые ипытывает художник. Я довряю любящм они великодушны. (Не) плюй в колодец самому пригодится водицнапится. Одна беда (не) ходит беда беду водит. Хочешчеловека узнать дай ему власть. Гром (не) грянт мужик не перекрестся. (Полу)правда есть худший вид лжи в (полу)правде ложь подделывает ся под правду пркрывается щитом чстичной правды.(Не) рой другому яму сам в неё ввалишся. К этому времени Мандельштам внешне очень изм нился отжелел посдел стал плохо дышать производил впечтление старика но глаза (по) прежнему свркали. Я закрывал окна выходящие на канал и спрашивал (не) затопить (ли) камин? Вы улыбнетесь мне отрада. Вы отвернетесь мне тоска. Мечик (не, ни) сколько раз оглнулся погони (не) было. Вчера завел автомобиль послышался легкий стук я поднял капот что (бы) выслушать и увидл на всасывающ й трубе ратопыпрв ноги сидел паучк. Я знал удар судьбы меня (не) обойдет. Все говорят любовь самое высокое самое (не)земное чуство. Проводив Аркадия с насмешливым сожлением и дав ему понять что он (ни, не)сколько (не)обманывает ся (на) счет настоящ й цели его поездки Базаров уеднился окончательно на него нашла лихорадка работы.

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Когда(то), прямо (таки), кснуться, шлк, цфра, двухярусный, дач, разскать, беформенный, истный, плетная корзина.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д. Изд - во «Феникс», 2000.

Организация работы с документами: учебник для вузов. - М., 1998.

Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р6 30 - 97: Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов. - М., 1998.

Паневчик В.В. Деловое письмо. - М., 1999.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. Учебное пособие. Изд. 4-е испр. - М., 1997.

Рогожин М.Ю. Документы делового общения. - М., 1999.

 

Вариант 6. Функциональные стили русского литературного языка. Газетно-публицистический стиль.

Задание 1.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Публицистический стиль в его устной и письменной разновидности. Жанровое разнообразие.

3. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

Вопросы для контроля.

1. Какие функции реализуются в газетно-публицистическом стиле?

2. Какие отличительные черты присущи этому стилю?

3. Жанровое разнообразие стиля?

4. Каковы основные факторы, влияющие на установление контакта между аудиторией и слушателями?

 

Понятия и термины: риторика, риторические приемы, красноречие.

 

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1. «Не спеши языком, торопись делом».

2. У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности?»

- «У неблаговоспитанных», - ответил мудрец.

3. «Хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

 

 

Задание 3.

Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.