Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Концепции человека в истории философии




Тема 3. Рост научного знания

Первоисточник к семинару

1. Поппер К. Предположения и опровержения // К. Поппер. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – С.240-248.

 

Вопросы к первоисточнику:

1. Почему Поппер проводит различие между вопросами «какая теория истинна», «какая теория научна»?

2. Почему подтверждение теорий Фрейда и Адлера Попперу кажется подозрительным?

3. В чем отличие между подтверждением теории относительности Эйнштейна и подтверждениями психоаналитических теорий?

4. Что такое фальсифицируемость как критерий научности теории? Являются ли психоаналитические теории научными с точки зрения этого критерия?

5. Что может ослабить научный статус теории?

6. Как оценивает Поппер марксистскую теорию истории?

7. Каково отношение между мифом и наукой, по мнению Поппера?

 

1. Концепция развития науки К. Поппера.

2. Концепция научных революций Т. Куна.

3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

4. Этика науки

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы определяют развитие науки?

2. В чем отличие двух основных подходов к трактовке развития науки? К каким из двух относятся концепции Поппера, Фейерабенда, Куна, Лакатоса?

3. Почему, по мнению Поппера, субъект познания не важен для развития науки?

4. Как происходит развитие знания по Попперу? Какую аналогию проводит Поппер между развитием науки и эволюции живых организмов?

5. На какие недостатки теории Поппера указывают ее критики?

6. Что такое неявное знание? Какую роль оно играет в развитии науки?

7. Что такое парадигма?

8. Как происходит развитие науки по Куну? Что такое научная революция?

9. На какие недостатки теории Куна указывают ее критики?

10. Каким образом Лакатос развивает теорию Поппера?

11. Что такое исследовательская программа. Какова ее структура?

12. Как можно оценить эвристические возможности программы по Лакатосу?

13. В чем отличие концепции Куна и концепции Лакатоса?

14. В чем состоит принцип анархизма в научном познании, который предлагает Фейерабенд?

15. Какую роль играют социокультурные факторы в развитии науки?

 

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 4. Гл. 4.; Раздел 2. Гл. 10. §6.

 

Раздел 5. Философская антропология

1. Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека.

2. Подходы «извне» и «изнутри».

3. Образ человека разумного в античной философии.

4. Образ человека духовного в средневековой философии.

5. Гуманизм эпохи Возрождения.

6. Просветители XVIII века о природе человека.

7. Концепция человека К. Маркса.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает понятие «природа человека»?

2. Как определяет природу человека античная философия?

3. Какова природа человека согласно христианской философии?

4. Как меняется представление человека о самом себе в эпоху Возрождения?

5. Как развивается представление о природе человека в XVII-XVIII вв.?

6. Как критикуется образ человека разумного в философии XIX-XX вв.?

7. Какое представление о природе человека является признанным в наши дни?

8. Какова цель философской антропологии?

9. Каковы особенности познания человека?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 2. § 14; Гл. 3. § 9; Гл. 4. § 2; Гл. 5. § 2, 5.

2. Философия: учебник / под ред В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2000. – Глава 5.

Дополнительная литература:

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. - №2.

2. Губин В. Философская антропология / В. Губин, Е. Некрасова. – М., 2000.

3. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

4. Стевенсон, Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.