Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.2. Гормоны, регулирующие обмен углеводов, липидов и аминокислот. водно-солевой и менеральный обмены




Вопросы и упражнения для самоподготовки и контроля усвоения темы

1. Что такое гормоны? Какова роль гормонов в организме?

2. Перечислите не менее восьми желез внутренней секреции, а также органы и ткани, продуцирующие гормоны.

3. На какие четыре группы разделяют гормоны по их химической природе? Назовите гормоны, относящиеся к каждой группе.

4. Назовите гормоны, относящиеся к белково-пептидным:

1. Мелатонин. 4. Паратгормон.

2. Кальцитонин. 5. Инсулин.

3. Тироксин. 6. Адреналин.

5. Какой признак лежит в основе классификации гормонов по механизму действия? Охарактеризуйте конечный эффект действия каждой группы гормонов.

6. Каков механизм действия на клетки-мишени стероидных гормонов и тироксина?

7. Напишите формулы цАМФ и цГМФ. Какова роль этих веществ в действии гормонов?

8. Напишите реакции, катализируемые аденилатциклазой и фосфодиэстеразой. Какова роль этих реакций в действии гормонов?

9. Назовите гормоны передней доли гипофиза. Какова их химическая природа? Охарактеризуйте действие этих гормонов в организме.

10. Назовите гормоны средней и задней долей гипофиза. Какова их химическая природа? Охарактеризуйте действие этих гормонов в организме.

11. Назовите гормоны, синтезируемые в гипоталамусе. Какова их химическая природа? Опишите их действие в организме.

12. Охарактеризуйте кратко основные типы патологии гипофиза.

13. Каковы причины возникновения заболевания «несахарный диабет».

14. Выберите утверждения, характеризующие стероидные гормоны:

А. Проникают в клетки мишени.

Б. Транспортируются кровью в комплексе со специфическими белками.

В. Инициируют синтез цАМФ.

Г. Взаимодействуют с хроматином и изменяют скорость транскрипции.

15. (*)К какой патологии может привести недостаточность соматотропного гормона (СТГ) в детском возрасте?

16. Распределите перечисленные гормоны по группам (А-С) в соответствии с их химическим строением: А. Белки; Б. Стероиды; С. Производные аминокислот.

1. Паратгормон. 5. Кортизол.

2. Прогестерон. 6. Тиротропин.

3. Трийодтиронин. 7. Соматотропин.

4. Инсулин. 8. Кортикотропин.

17. Назовите гормоны, синтезирующиеся клетками мозгового слоя надпочечников:

1. Альдостерон. 4. СТГ.

2. Адреналин. 5. АКТГ.

3. Глюкагон. 6. Норадреналин.

18. Назовите гормоны, действующие по типу мембранной рецепции:

1. Кортизол. 4. Инсулин.

2. Адреналин. 5. АКТГ.

3. Тироксин. 6. Тестостерон.

19. Назовите состояние, в основе которого лежит гиперсекреция СТГ у детей:

1. Несахарный диабет. 4. Гигантизм.

2. Акромегалия. 5. Кретинизм.

3. Микседема. 6. Карликовость.

 

Литература для самоподготовки.  Лекционный материал; (1) – С. 380-386, 213-219, 390-392; (2) – С. 248-262, 289-297; (3) – С. 269-276; (4) – 2т. С. 147-184.

 

Цель занятия. Изучить химическую природу и механизм действия гормонов, регулирующих метаболизм. Познакомиться с качественными реакциями на адреналин. Изучить обмен воды и минеральных солей, регуляцию водно-солевого обмена, обмена кальция и фосфора.

Исходный уровень. Строение и функции эндокринных желез (курс нормальной анатомии и гистологии). Биологическая роль минеральных веществ, функции воды (курс биоорганической химии).

Повторить. Пути использования глюкозы в организме, мобилизация жиров, глюконеогенез. Обмен тирозина. Определение толерантности к глюкозе методом сахарных нагрузок.

 

Содержание теоретического материала. 1. Гормоны, регулирующие обмен аминокислот, углеводов и липидов: инсулин, глюкагон, кортизол, адреналин. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон); характеристика. Механизм действия глюкагона на примере гликогенолиза. Нарушения синтеза и секреции гормонов. Сахарный диабет. Биохимические изменения обмена веществ при сахарном диабете и голодании. 2. Гормоны мозгового вещества надпочечников, биосинтез и роль в обмене веществ. 3. Общая характеристика гормонов стероидной природы: биосинтез, свободные и связанные формы, биосинтез, их модификация и выведение. 4. Характеристика глюкокортикоидных гормонов, регуляция выработки (кортиколиберины, кортикотропин). Нарушения выработки глюкокортикоидов, стероидный диабет. 5. Общая характеристика минерального обмена, функции минеральных веществ. Обмен кальция и фосфатов. 6. Характеристика гормонов, регулирующих обмен кальция и фосфора (паратгормон, кальцитонин, кальцитриол). (*)Нарушение обмена кальция в детском возрасте. 7. Обмен калия и натрия. Характеристика гормонов, регулирующих водно-солевой обмен (вазопрессин, минералокортикоиды, атриальный натриуретический фактор). Регуляция: система ренин-ангеотензин.

 

Для усвоения материала темы следует обратить внимание на то, что:

1) Конечное окисление продуктов катаболизма аминокислот, липидов и углеводов проходит через общие пути катаболизма.

2) В организме возможен синтез веществ из продуктов их катаболизма (например, синтез жирных кислот и кетоновых тел из ацетил-КоА, глюкозы из пирувата и т.д.).

3) Изменение метаболизма в клетках-мишенях под действием инсулина, глюкагона, кортизола и адреналина происходит постоянно в зависимости от состава пищи, ритма питания и физической активности. Изменение метаболизма направлено на поддержание гомеостаза.

4) Инсулиновая недостаточность при сахарном диабете может быть следствием нарушения синтеза инсулина, изменения структуры рецепторов инсулина или повышенной скорости его распада.

5) При длительном голодании происходят изменения метаболизма, направленные на обеспечение глюкозой мозга и других тканей (например, эритроцитов), которые полностью зависят от этого источника энергии (мозг не использует жирные кислоты в качестве источника энергии).

6) Гормональная регуляция метаболических процессов осуществляется на уровне регуляции ферментов, которые катализируют необратимые реакции (ключевые регуляторные ферменты).

7) Основные параметры водно-солевого обмена – осмотическое давление, рН и объем внутриклеточной и внеклеточной жидкости.

8) Основные источники Са2+ для человека – пищевые вещества и костная ткань.

9) Концентрация кальция внутри клеток зависит от его концентрации во внеклеточной жидкости.

10) Гормоны стероидной природы транспортируются в крови с белками-переносчиками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.