Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Развитие советского искусства 60-80-х годов




Тема 4. Тема Великой Отечественной войны в советском искусстве

Роль искусства в жизни страны во время войны. Изменения жанровой субординации: перенесение центра тяжести на оперативные виды графики. Развитие плаката - Тоидзе «Родина-мать зовет!» и др. Сатирический рисунок, карикатура - Б. Ефимов, Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов). Графические зарисовки – «Ленинград в дни блокады» Пахомова, «Не забудем, не простим!» Шмаринова, зарисовки Кокорина и Сойфертиса и др. События и герои военных лет в живописи Б. Неменского, Б. Пророкова, А. Пахомова, А. Пластова, С. Герасимова и др.). Парадный портрет героя-военного – портрет генерала Черняховского работы Вучетича, образы героев-военных В. Мухиной и др. Возникновение жанра мемориала.

Послесталинский период в истории страны. Понятие «оттепель». Хронологические границы периода: от ХХ съезда партии с разоблачением культа личности Сталина (1956) до ввода советских войск в Чехословакию(1968). Ситуация «оттепели»: ослабление идеологического давления, либерализация общественной жизни. Наиболее характерные процессы в области культуры. Сложение новой ситуации в изобразительном искусстве страны. Основные тенденции в развитии официального искусства. Новая интерпретация метода социалистического реализма в «суровом стиле». Идейная и эстетическая программа «сурового стиля». Основные темы – война с ее трагическими последствиями, участь крестьянства, напряженный, будничный труд. Военные циклы Е. Моисеенко и Г. Коржева. «Героизированный бытовой жанр» – Н. Андронов, А. Васнецов, В. Иванов, Т. Салахов, И. Обросов.

Судьба и творчество В. Попкова, роль художника в истории отечественного искусства. Лиризм и исповедальность творчества. Автопортреты, образ женщины в произведениях Попкова.

Реабилитация дореволюционного русского искусства, роль наследия художников старшего поколения в создании новой творческой атмосферы. Открытие западного авангардного искусства (выставки Пикассо, Леже, импрессионистов, мексиканских художников-монументалистов), его влияние на художественный процесс в СССР. Своеобразие выставочной деятельности в 60-х годах.

Изменения в архитектурной практике. Разработка проектов типового строительства, появление жилых массивов. Облик новых микрорайонов и городов 60-70-х годов.

Развитие прикладных видов художественного творчества, возникновение дизайна. Взлет издательского дела, книжная графика 60-х годов.

Значение 60-х в истории отечественного искусства, противоречивость и неоднозначность процессов, происходивших в культурной жизни этого периода.

70-е – начало 80-х годов - перемена общественного климата: усиление стагнации во всех сферах жизни советского общества. Военная кампания в Афганистане. Противоречивый характер процессов, происходивших в искусстве. Размежевание в среде художников. Вытеснение части художников в подполье, волна эмиграции.

Ситуация в официальном искусстве. Обновление неоакадемизма. Творчество О. Филатычева, З. Нижарадзе, Г. Ханджяна. Развитие декоративно-монументального искусства - мозаика, фреска, монументальный текстиль. Образ эпохи в творчестве Д. Шаховского, Д. Митлянского, А. Пологова, Н. Нестеровой, Т. Назаренко, А. Петрова - «сказовая» интонация, обращение к традициям крестьянского и городского фольклора.

Развитие дизайна, освоение выразительного языка современных европейских школ.

Тема 6. Неофициальное искусство 60-80-х годов («андеграунд»).

«Другое искусство» как феномен отечественной культуры. История неофициального искусства в СССР. Деятельность Студии экспериментального искусства Э. Белютина (1954 г.). Лианозовская группа (конец 50-х). Творчество Льва Кропивницкого, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Лидии Мастерковой и др. Деятельность группы «Движение» (1964), развитие кинетического искусства в творчестве Л. Нусберга, Ф. Инфантэ и др. Группа «Метафизический синтетизм» в Ленинграде(1967) – М. Шемякин, Е. Есауленко, В. Макаренко, А. Нежданов: эстетическая программа. Художники «Сретенского бульвара» в Москве (1960-е). Появление «соц-арта» – Э. Булатов, В. Комар, А. Меламид. Творчество Ю. Соостера. Проблемы русской художественной эмиграции. Концептуализм Ильи Кабакова и В. Янкилевского. И. Кабаков «Коммунальная кухня». В. Янкилевский «Адам и Ева». Образ типового гражданина, обезличенные Он и Она в творчестве художника. Поэтика работ Э. Гороховского и Б. Заборова. Ностальгия, поэтизация прошлого. Творчество Олега Целкова, Д. Краснопевцева, В. Вейсберга.

Художественный мир А. Зверева. Работы В. Яковлева.

Изобразительное искусство конца ХХ века. Постмодернизм.

Тема 1. Постмодернизм в искусстве Запада: архитектура, живопись, дизайн.

Термин «постмодернизм». «Постмодернизм» и «модернизм». Социально-исторические предпосылки постмодернизма: глобальные изменения в мире, кризис индустриальной цивилизации, становление информационного типа общества, глобальные проблемы конца ХХ века. Философско-эстетические основы постмодернизма: французский постструктурализм и постфрейдизм; теория деконструкции Жака Деррида; влияние на развитие постмодернистской эстетики взглядов Умберто Эко - заметки на полях романа «Имя розы»; концепция иронизма Ричарда Рорти; термин «симулякр» в эстетике постмодернизма, становление концепции симулякра в работах Жана Бодрийара; стирание граней между «высоким» и «массовым» искусством, ироничность, единство проблемности и занимательности в художественных произведениях; восстановление авторитета традиций, их переосмысление на основе нового понимания человека и художественного опыта модернизма; ретро и квазиисторизм, полистилизм искусства. Роль компьютерных технологий в искусстве постмодернизма. Хеппенинг, инвайронмент, инсталляция, перформенс и др. формы художественной активности в постмодернизме.

Постмодернизм в западной архитектуре. Кризис модернистских принципов архитектуры в конце 60-х годов (Ле Корбюзъе, Гропиус) – протест против стандартизации среды обитания. Введение в архитектуру новых доминант – пространственно-урбанистического мышления, регионализм, экологизм, дизайн. Теория стилевого плюрализма. Отказ от принципа «от функции к форме», новый метод проектирования – «для данного случая». Обращение к архитектурным стилям прошлого, многообразие и эклектическое сочетание материалов, полихромность, антропоморфные мотивы – обогащение языка архитектуры. Стилистические особенности архитектуры постмодернизма: склонность к динамичным, разрастающимся структурам, криволинейным и скошенным поверхностям, внезапным разрывам и расслоениям объемов, поворотам и скольжениям осей. Имитация рассеянных, хаотичных конструкций. Элементы иронии и гротеска. Наиболее яркие примеры постмодернизма в архитектуре: жилые массивы Рикардо Бофила, частные особняки и общественные здания Майкла Грейвза, банковские и административные комплексы Филиппа Джонсона, сооружения Джеймса Стерлинга и Чарльза Мура, Ганса Холлайна и японской группы «метаболистов». Сооружения культурного назначения: художественная галерея в Штутгарте (Д. Стерлинг). Анализ постмодернистской архитектуры в работах Ж. Деррида.

Дизайн. Альтернативныйдизайн 60-х годов – пародия и шаржи на институциональный дизайн (Франсуа Лалан). Увлечение поп-артом. Обращение к вызывающе ярким цветам, глянцу, блестящим поверхностям синтетических материалов. Течение радикального дизайна в Италии в середине 60-х годов. Объединение «Мастерские алхимии» в Милане во главе с Алессандро Мендини. Объединение «Мемфис» (Этторе Соттсасс, Андреа Бранци, Микеле де Лукки, Маттео Тун и др.). Мебельный дизайн постмодернизма. Развитие органического направления в дизайне. Колоркор и его пластические возможности.

Живопись. Появление постмодернистских тенденций в живописи 70-х годов. Ироническое сочетание реалистических, аллегорических, символических принципов в картинах Р. Китая, Р. Эста. «Мечта о любви» Д. Ати – выражение «новой эклектической чувственности». Основные направления в живописи постмодернизма: метафизическое (Бэлтус, Гилспи, Мариани, Фиуме, Кифер); повествовательное (Э. Лесли, Ж.Бил, Д. Хокни, Р. Китай); аллегорическое (С. Робертс, В. Сивитико, Л. Перри, М. Ирлбэчера и др.); реалистическое («архетипический реализма» – Л. Фрэнд, П. Рилстэйн; фотореализм (Р. Эст, Ж. Де Эндриа), «навязчивый реализм» (М. Леонардо, Б. Джонсон, С. Холи); сентименталистский (П. Шермули, Э. Эрайк, М. Эндрюс, Б. Джекин, Р. Шеффер, М. Эндрежевик).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.