Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и истоки аналитического метода




Несмотря на то, что Филонов ни на кого не хотел быть похож, аналитический метод представляет собой сложный синтез различных влияний – научных, философских, художественных. Попытаемся их выявить и проанализировать.

Наука и философия

В то время, когда складывалась художественная система П. Филонова, в науке, философии и искусстве широко обсуждалась проблема четвертого измерения. В 1910-е годы были изданы переводы американского ученого Хинтона, книги русского философа Успенского, посвященные этой проблеме. Под «четвертым измерением» подразумевалось духовное измерение, которое позволяло воспринимать мир в единстве. Согласно этой теории, прошлое, настоящее и будущее едины. Во Вселенной дано все: для нее нет прошлого и будущего, она – вечное настоящее. Четырехмерная картина мира противопоставлялась трехмерной, которая включает только физическое, материальное измерение реальности. Эти идеи увлекли многих деятелей русской культуры рубежа веков, например, ученого и религиозного мыслителя Павла Флоренского. В статье «Смысл идеализма» Флоренский раскрывает своеобразие четырехмерной картины мира с помощью следующего примера. Он предлагает читателю представить себе дерево в трехмерном материальном измерении: если его крону пересечь горизонтальной плоскостью, то на этой плоскости мы увидим хаотично расположенные точки и окружности, не связанные друг с другом. Но если поменять систему координат и включить четвертое измерение, время, - станет очевидной связь этих, казавшихся разрозненными, элементов. «При исправлении плоскостного зрения созерцатель увидел бы дерево как целое. В том, что увидел бы он, не было бы ничего похожего на виденное им ранее; это было бы качественно новое созерцание. Но в этом качественно новом мог бы увидеть и старое, как один из бесчисленных моментов его полноты…»

Идеи четвертого – духовного - измерения реальности оказали огромное влияние на искусство художников русского авангарда, в первую очередь Кандинского, Малевича, Филонова. В работах Филонова время уже не является исторической категорией, как в реализме, оно надисторично, объединяет далекое прошлое, настоящее и будущее. В нем все сливается в единое целое. Средневековый богослов назвал бы его апокалипсическим или временем после Страшного Суда.

В начале ХХ века величайшие открытия были сделаны также в области молекулярной биологии и генетики. Воображение современников волновала идея бесконечности микромира, проникновения в глубины материи и законов наследственной связи живой материи. Эти идеи также во многом определили мировоззрение Филонова и особенности его творческого метода. В своем творчестве он стремился, подобно природным процессам – выращивать форму из элементарных частиц, показывать мир не в статике, а в движении, изменении.

В философии в этот период возникает целый «веер» концепций, отражавших мировоззренческий «шок», вызванный революцией в знании о мире. Одной из наиболее популярных концепций, была философия жизни, которая рассматривала мир как живой организм, источником движения которого являются витальная энергия жизни. Эта философская теория противопоставляла свое понимание мира рационалистическому, механистическому. Идеи «философии жизни» были близки Филонову и также легли в основу его искусства.

Художественные влияния прошлого и современности

Исследователи выделяю следующие художественные источники, питавшие неповторимую творческую манеру Филонова: школа (в первую очередь - школа рисунка), которую Филонов получил в Императорской Академии художеств; символизм (особенно Врубель) и модерн; немецкий Ренессанс; примитивизм; русский лубок; экспрессионизм; кубофутуризм.

Конфликт Филонова с руководством Академии в 1920-е годы не может заслонить очень сильного воздействия ее уроков на характер мастерства художника: академическая выучка дала ему абсолютное владение мастерством рисунка. Уже академические рисунки Филонова демонстрируют его увлечение внутренней структурой физической формы.

Сильнейшее влияние на Филонова оказало творчество М. Врубеля и символизм в целом. Разумеется, что это не прямое подражание символизму, а результат его развития, как бы следующий шаг. Символизм, как известно, никогда не полагается на внешние проявления жизни, ищет суть вещей в глубинах мира, за неким барьером, отделяющим сущность от явления. Подобно символистам, Филонов был убежден в необходимости проникновения искусства в скрытые, внутренние процессы окружающей реальности (идея «знающего глаза» как принцип аналитического метода). Несмотря на то, что внешние приметы живописи Филонова мало напоминают модерн, в сущности – есть общее. Прежде всего – «всепоглощающий биологизм», идея органического роста форм. Существуют аналогии в художественном методе Филонова и Врубеля, в первую очередь в рисунке: оба художника используют линию как «режущий инструмент» - они не просто очерчивают внешние контуры формы, а исследуют ее изнутри, атомизируют ее.

Говоря о сложении художественной системы Филонова, следует упомянуть о таком явлении мирового искусства как творчество старых мастеров Северной Европы, особенно немецкого Ренессанса – Босха и Брейгеля старшего. Филонова привлекал в их творчестве аллегоризм и символизм, трагизм мироощущения, эсхатологичность. Филонов чужд романтики, идеализации, он рисует холодный, горький мир, подчеркивает жестокость и уродство повседневной жизни, следуя художественной традиции немецких мастеров. Просматривается общность некоторых композиционных приемов Филонова и художников Северного Возрождения.

Примитивное искусство – важнейший источник творчества Филонова, его художественного языка. Интерес к примитивному творчеству был характерен для многих художников начала века, как в России, так и в Европе. Филонов был знаком с исследованиями современных ученых, посвященных искусству Черной Африки, Китая и острова Пасхи. Позиция Филонова в контексте русского неопримитивизма была сложна. Он восхищался народным искусством, всецело разделял основные принципы манифеста неопримитивистов (Ларионов, Гончарова, Шевченко): «Мы берем за точку отправления нашего искусства лубок, примитив, икону, так как находим в них наиболее острое, наиболее непосредственное восприятие жизни…». Но если Филонов одобрял и принимал методы и образы русского народного творчества, то образ жизни патриархальной России его отталкивал. Одна из главных тем Филонова русская деревня: но не очаровательные сельские виды, а суровое описание ее отсталости и животного состояния. Филонов не идеализирует сельскую Россию; его крестьяне не пляшут и не поют, как у Гончаровой, они уныло тянут свою лямку в замкнутом кругу земледелия; они даже едят и пьют печально, и мир, в котором они существуют, пуст и бесплоден. Крестьяне Филонова мрачны и мстительны. Художник считал деревню средоточием не мира и гармонии, а жестокости, тяжелой, нудной работы, неравенства и лукавства.

В поисках творческого направления, к которому можно было бы отнести Филонова, исследователи обращаются к европейскому экспрессионизму, отмечая тематическую общность: город (Филонов и немецкие экспрессионисты), человек и город (Филонов – Мейднер – Гросс), библейские мотивы (Филонов - Нольде), человекоподобные звери (Филонов – Марк), человеческая жестокость (Филонов – Бекман), тяготение к неомифологизму (Филонов – Кокошко), общая обостренность мировосприятия – все эти и другие черты свидетельствуют об известной близости, о том, что Филонов и экспрессионисты имеют общую историко – культурную почву.

Особые отношения у Филонова с кубофутуризмом. Он был непосредственно связан с деятелями русского кубофутуризма, участвовал в осуществлении их художественных проектов. Огромное влияние на творчество Филонова оказал В. Хлебников – лидер русских футуристов. «Их близость заключается, прежде всего в одномерности прошлого и будущего. Хлебников был пророком в русской поэзии. Он открывал первичную сущность мифологического мышления, восходил к первоначальному значению слова, искал новые способы человеческого общения, законы времени, законы судьбы, законы чисел. И у Филонова и у Хлебникова реальный мир подчас зашифрован. Образы и символы в их поэзии надо разгадывать. Они учат смотреть в глубину, постигать сущность предметов, проникая сквозь их поверхность». [30,388].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.