Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный образовательный стандарт. Требования к уровню подготовки специалиста




Педагогические аспекты университетского образования

 

Система профессиональных педагогических учреждений включает в себя бакалаврский институт, учительские семинарии и школы, краткосрочные педагогические курсы, учительские институты, университеты, высшие педагогические школы, педагогические курсы, педагогические институты, педагогические техникумы, педагогические училища, педагогические колледжи.

Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалистов разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения программами трех уровней. Ниже представим функционально-логическую схему многоуровневого педагогического образования.

 
 

 

 


Основа педагогического образования - базовое высшее педагогическое образование, которое реализуется профессионально-образовательными программами 1 и 2 уровней. Они дают возможность обучающимся овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую научную подготовку и основы профессионально-педагогических знаний по избранному направлению образования.

Первый уровень – общее высшее образование – достигается овладением профессионально-образовательными дисциплинами в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего образования по профессионально-образовательным программам второго уровня.

На базе общего высшего образования может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки до 18 месяцев, дающая среднее специальное образование.

Второй уровень - рассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию профессионально-образовательной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранной специальности.

Третий уровень предоставляет возможность в течение года освоить профессиональные программы в соответствии с будущей специальностью, сдать государственные экзамены и защитить квалификационную работу. Выпускник получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям. Основная цель данной ступени – подготовка педагога-исследователя.

Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки или магистра образования квалификационный сертификат по избранной специальности.

 

 

Основная задача высшей школы на современном этапе – освоение и реализация Государственного образовательного стандарта, в котором все образовательные блоки, предметные программы представлены в определенной последовательности. Государственный образовательный стандарт предъявляет следующие требования к специалисту:

· осознание личностной и социальной значимости своей профессии: обладание целостным представлением об образовании как особой социокультурной практике, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;

· обладание научно-гуманистическим мировоззрением; знание основных закономерностей развития природы и общества;

· владение системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

· знание этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, окружающей среде; умение учитывать их при подготовке социальных проектов;

· владение системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умение использовать их с своей профессиональной деятельности;

· владение системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;

· знание форм и методов научного познания и их эволюции, владение различными способами познания и освоение окружающего мира; понимание роли и развитие общества;

· владение профессиональным языком предметной области знания, умение корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;

· знание концептуальных основ и принципов экологического образования, умение реализовать их в профессиональной деятельности;

· владение современными методами поиска, обработки и использования информации, умение интерпретировать и адаптировать ее;

· способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций выбору новых форм и методов работы;

· обладание организационно-деятельностными умениями необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;

· умение строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

· обладание культурой мышления, речи, общения;

· психологическая и методическая подготовленность к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний.

В Государственном образовательном стандарте раскрывается обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого-педагогического и предметного взаимосвязанных блоков.

Общекультурный блок призван обеспечить развитие культуросообразного мировоззрения учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения, овладения практической педагогикой.

Психолого-педагогический блок направлен на развитие педагогического самосознания учителя, педагогической самостоятельности, творческой индивидуальности.

Предметный блок ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними.

 

Содержание обучения педагогике включает совокупность сведений, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Педагогика ориентирует на стержневые составляющие этой деятельности – целеполагание, выбор компонентов деятельности, соподчинение этих составляющих, создание педагогической системы, оснащение этапов педагогического процесса.

В педагогических вузах по специальности «бакалавр педагогики» сегодня изучают следующие педагогические дисциплины:

· введение в педагогическую деятельность. Цель данной дисциплины - расширение общей культуры и становление первоначальных основ профессиональной культуры студентов,

· теоретическая и практическая педагогика – область педагогической науки, в которой изучают современные воспитательные и дидактические технологии,

· история образования и педагогической мысли – область педагогической науки, в которой изучается сущность культурно-исторического характера воспитания ведущих педагогических учений прошлого,

· сравнительная педагогика - область педагогической науки, в которой рассматриваются системы обучения и воспитания в разных странах, теоретические концепции образования в сравнительном плане,

· этнопедагогика (народная педагогика) – область педагогической науки, в которой рассматриваются этнические особенности и практики воспитания и обучения разных народов,

· коррекционная и социальная педагогика – специализированная отрасль педагогической науки, в которой рассматриваются психофизиологические особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, пути и средства компенсации различного рода дефектов в умственном и физическом развитии,

· педагогическая диагностика и другие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.